НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миллеровского районного суда (Ростовская область) от 24.01.2022 № 12-2/2022

№ 12-2/2022 (12-204/2021)

61RS0018-01-2021-004211-05

РЕШЕНИЕ

24 января 2022 года г. Миллерово

Ростовская область

Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Шевлюга Е.П.

с участием представителя юридического лица директора Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 - Филоненко Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица директора Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 Филоненко Т.И. на постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ростовской области Вдовик В.И. от 28 октября 2021 года № 61/12-19220-И/34-314, вынесенное в отношении Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ростовской области Вдовик В.И. от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении №61/12-19220-И/34-314 Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 ( далее МОУ СОШ № 5) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере - 50 000 рублей.

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица директора Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 Филоненко Т.И. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении произво

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица директора Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 Филоненко Т.И. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях МОУ СОШ № 5 состава административного правонарушения.

В своей жалобе Филоненко Т.И., ссылаясь на требования части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указывает, что решение о проведении плановой выездной проверки от 14 октября 2021 года № 2.1.3-12/61 было выслано на адрес электронной почты МОУ СОШ № 5 в виде сканированной копии, не подписанной с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи 14 октября 2021 года в 10 часов 28 минут, что является грубым нарушением в силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением в силу вышеуказанного закона (часть 1 статьи 20) не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.

Кроме этого, апеллянт указывает, что по результатам проверки были составлены: акт выездной проверки от 27 октября 2021 года № 61/12-19110-И/34/314, протокол об административном правонарушении от 28 октября 2021 года № 61/12-18218-И/34-314 и постановление о назначении административного наказания от 28 октября 2021 года № 61/12-18220-И/34-314, предписание об устранении выявленных нарушений, Вышеуказанные документы в виде сканированных копий были высланы на адрес электронной почты МОУ СОШ № 5 28 октября 2021 года одним файлом.

Апеллянт так же указывает, что она не была извещена о месте и времени рассмотрения протокола, в результате чего нарушены ее права на защиту, предусмотренные ст.25.1, 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции РФ.

Обращено внимание, что документы составлены формально, не были заполнены необходимые сведения, многие пункты вообще не заполнены.

Кроме того, в соответствии с решением Государственной инспекции труда в Ростовской области от 14 октября 2021 года № 2.1.3-12/61 проверка должна быть плановой, выездной. Вместе с тем, инспектор 26 октября 2021 года запросил посредством мессенджера WhatsApp сканированные копии документов: удостоверения по охране труда, карточки выдачи СИЗ на водителей, психиатрическое освидетельствование на водителей, карты оценки рисков на водителей, протоколы проверки знаний. В связи с тем, что в школе нет водителей, инспектор попросил выслать сканированные копии указанных документов других работников рабочих специальностей. Дополнительно к запрашиваемым документам были предоставлены документы по профессиональным рискам: заключение по результатам классификации опасностей, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников, перечень опасностей, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников, лист ознакомления работников с возможным риском причинения вреда их жизни и здоровью, протокол общего собрания трудового коллектива об избрании представителей трудового коллектива для участия в комиссии по идентификации опасностей, представляющих угрозу для жизни и здоровья работников. Анализируя выявленные нарушения, зафиксированные в акте выездной проверки от 27 октября 2021 года, и представленные инспектору документы можно сделать вывод по пункту 1 - документы были представлены в полном объеме, по пункту 2 -3 - в перечне документов, запрашиваемых инспектором, таких документов не было.

Директор МОУ СОШ № 5 Филоненко Т.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и дала пояснения в рамках поданной жалобы.

Представитель Государственной инспекции труда в Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителя административного органа.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы в объёме, предусмотренном ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему:

Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Имеющиеся в деле доказательства должны быть оценены в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

Из представленных материалов установлено, что в ходе надзорных мероприятий, проведенных в период с 4.10.2021 по 28.10.2021, в отношении МОУ СОШ № 5 выявлены нарушения требований пунктов 34, 56 Типового положения о СУОТ, согласно предоставленного Положения о СУОТ, документы, подтверждающие привлечение работников к идентификации опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня не предоставлены, т.е. работники (рабочих профессий), которые владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы к указанному мероприятию не привлекались; акты с результатами контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур не оформляются; а также выявлены нарушения ст. 226 Трудового кодекса РФ - не утверждены приказом по предприятию мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодателем, осуществляемые в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Вследствие чего МОУ СОШ № 5 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен и дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса РФ об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 28 октября 2021 года видно, что он был составлен должностным лицом государственным инспектором Вдовик В.И. в отсутствие представителя МОУ СОШ № 5 – директора Филоненко Т.И.

Постановление о привлечении МОУ СОШ № 5 к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом вынесено также 28 октября 2021 года.

Из представленных должностным лицом материалов дела усматривается, что в нарушение вышеуказанных норм уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу директору МОУ СОШ № 5 Филоненко Т.И. по месту нахождения юридического лица не направлялось, доказательства надлежащего извещения МОУ СОШ № 5 в деле отсутствуют. Также не направлялось уведомление о составлении протокола об административном правонарушении и протокол не был выручен или направлен.

На этом основании доводы жалобы в части того, что административным органом был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, представителю юридического лица, привлекаемому не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заслуживают внимания.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении должностному лицу в порядке требований п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом при рассмотрении настоящего дела в нарушение вышеуказанных требований закона не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Усматривая существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления. Поскольку предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодексом РФ об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.

При новом рассмотрении надлежит устранить допущенное нарушение, проверить все доводы, на которые обращено в жалобе заявителя, принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Ростовской области Вдовик В.И. от 28 октября 2021 года № 61/12-19220-И/34-314, вынесенное в отношении Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить, возвратить дело об административном правонарушении Государственной инспекции труда в Ростовской области на новое рассмотрение.

На решение может быть подана жалоба в Ростовский областной суд в течение 10 суток.

Судья Шевлюга Е.П.