НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миллеровского районного суда (Ростовская область) от 12.09.2016 № 12-119/2016

№ 12-119/2016 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2016 г. г. Миллерово

Судья Миллеровского районного суда Ростовской области Шоркина А.В.,

с участием ФИО1,

рассмотрев в помещении Миллеровского районного суда в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела (погк) в г. Каменске-Шахтинском ПУ ФСБ России по Ростовской области от 16 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.2 Кодекса РФ об АП, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, работающего в должности начальника оперативно-розыскного отдела Миллеровской таможни, проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В Миллеровский районный суд поступила жалоба ФИО1 на постановление начальника отдела (погк) в г. Каменске-Шахтинском ПУ ФСБ России по Ростовской области от 16 июня 2016 года, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.2 Кодекса РФ об АП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Согласно тексту постановления, 02 июня 2016 в 21 час 00 минут физическое лицо находилось в пределах Красновского сельского поселения муниципального образования «Тарасовский район» без документов на право нахождения в пограничной зоне (отсутствовало командировочное удостоверение (предписание)), то есть ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.2 Кодекса РФ об АП.

С данным постановлением ФИО1 не согласился и подал на него жалобу, в которой просил постановление начальника отдела (погк) в г. Каменске-Шахтинском ПУ ФСБ России по Ростовской области от 16 июня 2016 года и назначенное ему наказание признать незаконным. В обоснование своей жалобы указал, что 02.06.2016 начальником оперативно-розыскного отдела Миллеровской таможни Южного таможенного управления подполковником таможенной службы ФИО2 и оперуполномоченным по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Миллеровской таможни Южного таможенного управления капитаном таможенной службы ФИО1 в рамках исполнения своих служебных обязанностей проводились оперативно-розыскные мероприятия «опрос», наблюдение» с целью отработки имеющейся оперативной информации в районе Красновского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области в непосредственной близости от линии таможенной границы Таможенного союза, впадающей на данном участке с российско-украинской границей. За пределы границы, на территорию сопредельного государства они не выезжали. О выезде в приграничную зону был уведомлен заместитель начальника Миллеровской таможни полковник таможенной службы ФИО3. В указанный район убыли на служебном автомобиле ВАЗ 2123 гос. номер per. в 15-00 02.06.2016. Примерно в 21-00 час 02.06.2016 в 3-х км от линии прохождения государственной границы около <адрес> в ходе движения сотрудники увидели взлетевшую сигнальную ракету, на пути следования находился автомобиль УАЗ, из которого на встречу выбежали сотрудники в камуфлированной форме и с автоматами. Автоматы, данные граждане направили на сотрудников и приказали выйти из транспортных средств. Сотрудники таможни представились, предъявили служебные удостоверения, вели себя спокойно, уведомили, что в указанном районе проводятся оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также сообщили, что на основании Приказа ФТС от 08.02.2008 № 115 «О создании на территории Ростовской области зоны таможенного контроля вдоль таможенной границы Российской Федерации с Украиной», сотрудники таможни находятся в зоне таможенного контроля. Начальник заставы в н.п. Можаевка ПУ ФСБ РФ по Ростовской области старший лейтенант ФИО4 заявил, что сотрудники должны были уведомлять сотрудников ПУ ФСБ о нахождении в приграничной зоне, при этом не пояснил на каком основании должно осуществляться уведомление, а также заявил, что на основании п.1.2.1.4 Приказа ФСБ РФ от 15.10.2012 № 515 Об утверждении правил пограничного режима» - сотрудники правоохранительных органов должны при въезде в пограничную зону при себе иметь справки о прохождении указанными сотрудниками службы в таможенных органах. ФИО4 было разъяснено, что служебное удостоверение личности является документом, удостоверяющим личность, и подтверждает факт службы в таможенных органах, конкретно в Миллеровской таможне, в зоне деятельности которой и осуществлялись служебные полномочия. В течении 30-40 минут сотрудник ПУ ФСБ РФ по РО неоднократно созванивался с руководством и докладывал о случившемся, сообщал данные сотрудников, реквизиты удостоверений, выяснял, имеют ли сотрудники кроме удостоверений личности командировочные документы, предписания и справки. В дальнейшем сотрудники таможни были доставлены на заставу в н.п. <адрес>, где на сотрудников были составлены протоколы об административном задержании, протоколы о доставлении, и протоколы о возбуждении дела об АП (по ч.1 ст. 18.2 Кодекса РФ об АП). Во время оформления процессуальных документов осуществлялась видеосъемка сотрудников таможни. В процессуальных документах факт видеосъемки не отражен. По окончании процессуальных действий, сотрудники ПУ ФСБ по РО предложили открыть служебный автомобиль для того, чтобы сфотографировать содержимое, при этом на вопрос о составлении протокола осмотра/досмотра сообщили, что эти фотографии они просто покажут руководству. Данные процессуальные действия никаким документом оформлены не были. Оперативно-розыскные мероприятия, проводившиеся сотрудниками таможни, были сорваны сотрудниками ПУ ФСБ РФ по РО.

16.06.2016года материалы дела об административном правонарушении были рассмотрены начальником отдела в г. Каменск-Шахтинском ПУ ФСБ РФ по РО полковником ФИО5, ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении, поданное ФИО1 на имя ФИО6 отклонено, по делу об административном правонарушении было вынесено постановление об административном правонарушении от 16.06.2016 по ч.1 ст. 18.2 КоАП РФ. Фабула совершенного административного правонарушения следующая: физическое лицо ФИО1, являясь сотрудником правоохранительного органа (таможни) находилось в пределах Красновского сельского поселения муниципального образования «Тарасовский район», без документов на право нахождения в пограничной зоне (отсутствовало командировочное удостоверение (предписание)).

Заявитель считает вынесенное постановление, а также назначенное административное наказание в виде штрафа 500 рублей незаконным по следующим основаниям. Статья 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ, регламентирует «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», а именно: «При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.»

В соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. «Статья 19. Права таможенных органов: 1) Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами: принимают меры...; требуют документы...; проверяют...; требуют...;

5) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или вершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности»

Предисловие к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит: «Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий»

То есть права сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, гарантируются и распространяются на всю территорию РФ, включая приграничную зону.

Пункт 1.2.1.4 а) Приказа ФСБ РФ от 15.10.2012 № 515 «Об утверждении правил пограничного режима» регламентирует порядок нахождения и пребывания в пограничной зоне сотрудников правоохранительных органов, а именно: «а) сотрудники правоохранительных и контролирующих органов: места постоянной службы, работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы, исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания)»

На момент задержания ФИО1 02.06.2016 г., а также в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесении постановления и назначении наказания начальником отдела в г. Каменск-Шахтинском ПУ ФСБ РФ по РО полковником ФИО5 по части 1 статьи 18.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 неоднократно доводилась следующая информация: ФИО1 является действующим сотрудником таможни, в должности начальника оперативно-розыскного отдела, что подтверждалось предъявленным удостоверением личности; в зону обслуживания Миллеровской таможни входит Красновское сельское поселение Тарасовского района Ростовской области; командировочное удостоверение (предписание) может быть выписано только на командирование сотрудника таможни за пределы зоны деятельности Миллеровской таможни. Получить командировочное удостоверение на передвижение в зоне деятельности Миллеровской таможни не возможно, т.к. нахождение и передвижение на рабочем месте либо участке местности, на котором осуществляются должностные полномочия, не является командировкой. Указанные доводы не были приняты во внимание.

Обязательность исполнения приказа ФСБ РФ от 15.10.2012 № 515 не ставится под сомнение и выполнение требований данного приказа обязательно для всех лиц, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Однако, в описанном случае сотрудники ПУ ФСБ РФ по РО имели право остановить сотрудников таможни, проверить документы, удостоверяющие личность и при отсутствии сомнений в их личности предоставить возможность для дальнейшего исполнения своих служебных обязанностей.

По мнению заявителя, сотрудниками ПУ ФСБ РФ по РО неправильно истолкованы положения пункта 1.2.1.4 а) Приказа ФСБ РФ от 15.10.2012 № 515 «Об утверждении правил пограничного режима», где перечислены документы, необходимые для наличия у сотрудников, работающих в 5-ти километровой пограничной зоне, а также у сотрудников, которые командированы в 5-ти километровую пограничную зону. Для каждой категории лиц предусмотрен свой перечень документов. По мнению сотрудников ПУ ФСБ РФ по РО ФИО1. должен был иметь документы, необходимые для наличия у всех категорий лиц, в т.ч. командированных.

В судебном заседании ФИО1 поддержал жалобу в полном объеме, просил постановление начальника отдела (погк) в г. Каменске-Шахтинском ПУ ФСБ России по Ростовской области от 16 июня 2016 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебное заседание начальником отдела (погк) в г. Каменск-Шахтинске ПУ ФСБ России по Ростовской области представлено возражение на жалобу ФИО1, в котором указано, что постановлением по делу об административном правонарушении от 16 июня 2016, вынесенным начальником отдела в г. Каменске-Шахтинском ПУ ФСБ России по Ростовской области, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Не согласившись с данным постановлением, ФИО1, в соответствии с положением главы 30 КоАП РФ, обратился с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от 16 июня 2016 отменить, в связи с отсутствием события административного правонарушения. Управление считает, что мнение ФИО1 об отсутствии в его действиях события административного правонарушения основано на неверном толковании норм материального права и постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.2 КоАП РФ является законным и обоснованным в виду следующего: ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данная норма закреплена в ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» установлено, что Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Статьей 2 Закона о ФСБ закреплено, что в органы федеральной службы безопасности структурно входят пограничные органы, то есть Управление входит в состав органов федеральной службы безопасности.

Статьей 4 Закона о ФСБ установлено, что правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации,

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм и другие (статья 5 Закона о ФСБ).

Пунктом 5 статьи 8 Закона о ФСБ закреплено, что одним из основных направлением деятельности органов федеральной службы безопасности является пограничная деятельность.

Направлениями пограничной деятельности являются: защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации (статья 11.1 Закона о ФСБ).

Обязанность выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждать и (или) рассматривать дела, которые отнесены КоАП РФ к ведению органов федеральной службы безопасности, закреплена в пункте г.1 статьи 12 Закона о ФСБ.

Согласно абзаца 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Согласно положению абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Закона о границе в пограничной зоне действуют правила: въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств.

В соответствии с положением абзаца 3 пункта 1.1 части 1 приказа ФСБ России от 2 марта 2006 № 83 «О пределах пограничной зоны на территории Ростовской области», пограничная зона в муниципальном образовании «Тарасовский район» установлена на территории Красновского сельского поселения.

Согласно подпункта а) пункта 1.2.1.4 Правил пограничного режима, утвержденных Приказом ФСБ России от 12 октября 2012 № 515, въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней сотрудники правоохранительных и контролирующих органов, места постоянной службы, работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, осуществляют по документам, удостоверяющим личность, при наличии справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы и исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочного удостоверения (предписания).

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации (пункт 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г, № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»),

Исходя из анализа законодательства Российской Федерации, документами которые, в случае отсутствия паспорта, также могут выступить в качестве документа, удостоверяющего личность, являются: военный билет, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 500 от 19-1L2007 г. «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27Л L2006 г. № 719»; удостоверение личности военнослужащего, согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 91 от 12.02.2003 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации»; свидетельство о рождении - для несовершеннолетних; временное удостоверение личности, согласно Постановлению Правительства РФ № 828 от 8.07.1997 г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»; удостоверение личности моряка, согласно Постановления Правительства № 1508 от 01.12.1997 «Об утверждении Положения об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки»; справка о судимости; удостоверение беженца согласно Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 г. «О беженцах».

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 являясь сотрудником правоохранительного органа (Миллеровская таможня), 2 июня 2016 в 21:00 находился в пределах Красновского сельского поселения муниципального образования «Тарасовский район», без документов на право нахождения в пограничной зоне (отсутствовали документ, удостоверяющий личность, справка с места службы, работы (командировочное удостоверение (предписание)).

Ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне предусмотрена частью 1 статьи 18.2 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на оснований которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ),

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Доказательствами вины ФИО1 являются рапорт старшего пограничного наряда, объяснение свидетеля <данные изъяты> протокол об административном правонарушении.

Оснований сомневаться в достоверности объяснения свидетеля по делу об административном правонарушении, не имеется. Свидетелю по делу об административном правонарушении разъяснены его права, обязанности и ответственность за отказ о дачи или дачу заведомо ложных показаний. Объяснения носят полный и непротиворечивый характер, соответствуют положениям статьи 26.2 КоАП РФ.

Доказательства по делу об административном правонарушении оценены в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В жалобе ФИО1, указывает на то, что Федеральный закон от 12 августа 1995 № 14Ф-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. То есть права сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, гарантируются и распространяются на всю территорию РФ, включая пограничную зону.

Однако, в данном случае под системой гарантий законности понимается точное и неукоснительное соблюдение законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. То есть, положения Закона об ОРД определяют и гарантируют не только права сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но и предписывают указанным сотрудникам действовать в строго установленном законом и ведомственными нормативными актами порядке.

В статье 16 Закона об ОРД устанавливает, что никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц прямо уполномоченных на то Законом об ОРД.

Абзац 1 статьи 4 Закона об ОРД гласит о том, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления > должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (в том числе и Закон о границе).

По мнению автора, можно сделать вывод о том, что осуществление оперативно-розыскной деятельности ФИО1 не наделяет его правом находиться в пограничной зоне без документов на право нахождения в пограничной зоне. Следовательно, действия сотрудников Управления при производстве по делу об административном правонарушении правомерны.

Суд, заслушав ФИО1, рассмотрев материалы дела, считает, что жалоба на постановление начальника отдела (погк) в г.Каменск-Шахтинске ПУ ФСБ России по Ростовской области от 16 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.2 Кодекса РФ об АП, в отношении ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Частью 1 статьи 18.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне. Санкция данной статьи предусматривает назначение административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 21/210-16, 02.06.2016 года в период времени с 17-00 часов до 21-00 часа ФИО1 передвигался на автомобиле Нива Шевроле г/н регион в качестве пассажира в пограничной зоне в 3000 метрах от государственной границы совместно с сотрудником таможни ФИО2 был остановлен пограничным нарядом отделения н.п.<адрес> на направлении х<адрес> на северной окраине <адрес> в 40 км <адрес> от государственной границы. Своими действиями ФИО1 нарушил положение абзаца 1 п.п. а п. 1.2.1.4 Правил пограничного режима, утвержденных Приказом ФСБ РФ от 15.10.2012 г. № 515 «Об утверждении Правил пограничного режима», т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.2 Кодекса РФ об АП.

В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений.

Согласно п. 4 ст.28 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля: организуют и проводят мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства.

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Приказом директора ФСБ России от 15 октября 2012 г. N 515 утверждены Правила пограничного режима, которые устанавливают конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия и круг лиц, в отношении которых они действуют на территории Российской Федерации. Автор всесторонне анализирует данные Правила и детально рассматривает правовую базу по данному вопросу.

Согласно п.п.1.2.1.4 Правил пограничного режима въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют граждане Российской Федерации: не имеющие регистрации по месту пребывания или по месту жительства, расположенному в пограничной зоне и находящемуся в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности: а) сотрудники правоохранительных и контролирующих органов: места постоянной службы, работы (командирования) которых расположены в пограничной зоне, имеющие при себе справки с места службы, работы о прохождении указанными сотрудниками службы, исполнении трудовых или служебных обязанностей в местах, расположенных в пограничной зоне (командировочные удостоверения (предписания));

В соответствии со ст. 13 Федерального Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», таможенные органы наделены полномочиями осуществления на территории РФ оперативно-розыскной деятельности.

В силу положений Федерального Закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ, права сотрудников, осуществляющих ОРД, распространяются на всю территорию РФ, включая пограничную зону.

В соответствии со статьей 14 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность не входит обязательное уведомление других правоохранительных органов о планируемых специальных мероприятиях.

Согласно письму начальника Пограничного Управления по РО от 12.05.2016, правила пограничного режима, утвержденные приказом ФСБ России от 15.12.2012 № 515 позволяют сотрудникам правоохранительных органов свободно пребывать и передвигаться в пограничной зоне при исполнении служебных обязанностей. С учетом сохраняющейся напряженной обстановки на государственной границе, уведомление подразделений Управления о планируемом проведении сотрудниками таможенных органов в пределах пограничной зоны активных мероприятий позволит предотвратить возникновение возможных инцидентов. Таким образом, вопрос об уведомлении подразделений Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области о планируемом проведении сотрудниками таможенных органов в пределах пограничной зоны мероприятий не носит обязательный характер.

Пунктом 5 статьи 14 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определено, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее совершать, обязаны соблюдать меры конспирации. В случае предварительного уведомления пограничных органов о планируемых спецмероприятиях соблюдение конспирации не гарантировано.

Согласно статье 16 Закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»,, никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является оперуполномоченным по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Миллеровской таможни Южного таможенного управления, с 16.04.2014 года по настоящее время (л.д. 25).

Согласно приказу руководителя таможенной службы РФ № 402 от 11.03.2015 г. регион деятельности Миллеровской таможни находится в пределах районов Ростовской области, в том числе Тарасовского района, на территории которого совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и через государственную границу РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» фактический срок пребывания работника в месте командирований определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.

Согласно ст. 166 ТК РФ, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что ФИО1 не находился в служебной командировке, а выполнял свою текущую работу, которая в данном случае регламентируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», и в целях исполнения своих служебных обязанностей, имел право находиться в зоне таможенного контроля, которая совпадает с пограничной зоной, без командировочного удостоверения.

Кроме того, как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 16.06.2016 (л.д.13-18) ФИО1 привлечен к административной ответственности за то, что находился без документов на право нахождения в пограничной зоне в целях исполнения своих служебных обязанностей (отсутствовало командировочное удостоверение, предписание).

В данном случае судом установлено, что ФИО1 02.06.2016 в командировку не направлялся, тем самым у него не могло быть ни командировочного удостоверения, ни предписания, так как в судебном заседании установлено, что Миллеровская таможня каких-либо предписаний своим сотрудникам, выполняющим работу в зоне таможенного и пограничного контроля не выдает.

Кроме того, составление процессуальных документов (предписаний) при инициировании проведения оперативно-розыскных мероприятий действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.2 КоАП РФ и оснований для привлечения его к административной ответственности не имелось.

Суд приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 Кодекса РФ об АП, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Постановление начальника отдела (погк) в г.Каменск-Шахтинске ПУ ФСБ России по Ростовской области от 16 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.2 Кодекса РФ об АП, в отношении ФИО1 – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Шоркина