НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Михайловского районного суда (Волгоградская область) от 31.07.2017 № 2А-1140/2017

Дело Номера – 1140/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

31 июля 2017 года Адрес

Адрес

Михайловский районный суд Адрес в составе:

председательствующего судьи Якубовой О.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием

административного истца нотариуса Адрес Приходько ....,

представителя административного ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес Елтанцевой ....,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению нотариуса Адрес Приходько ... к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес, Отделению Пенсионного фонда РФ по Адрес о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы и возложении обязанности зачесть нотариусу Адрес Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО8, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы,

УСТАНОВИЛ:

Приходько ... обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес, Отделению Пенсионного фонда РФ по Адрес о признании незаконного отказа в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы и возложении обязанности зачесть нотариусу Адрес Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО9, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы, указав в обоснование заявленных требований, что с Дата Приходько ... является нотариусом, занимающимся частной практикой. Ссылаясь на п. 2 ст. 5 Федерального закона от Дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), действующего в период до Дата, указывает, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, отнесены к плательщикам страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Как нотариус, занимающийся частной практикой, Приходько ... выплатила страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в общем размере за 2014 года в размере ФИО10, что подтверждается платёжными поручениями Номер от Дата, Номер от Дата, за 2015 года в размере ФИО11, что подтверждается платёжными поручениями Номер от Дата, Номер от Дата, за 2016 года в размере ФИО12, что подтверждается платёжным поручением Номер от Дата. Размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за указанный период времени был исчислен из общей (валовой) суммы полученных доходов, без учета документально подтвержденных расходов.

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДатаНомер-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно, на величину фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Дата Приходько ... обратилась в ГУ - УПФР в городском округе Адрес с заявлением о перерасчете уплаченных ею в 2014, 2015 и 2016 годах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих ФИО13 в год, с учетом сумм произведенных расходов, связанных с ее профессиональной деятельностью за указанный период, согласно данным представленной налоговой отчетности за 2014-2016 годы, и зачете образовавшейся в результате перерасчета суммы переплаты по страховым взносам за 2014, 2015 и 2016 годы в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год.

Ответом ГУ - УПФР в городском округе Адрес от Дата исх. № ВЗ-4891/30 Приходько .... было отказано в перерасчете сумм уплаченных страховых взносов на том основании, что положения Постановления Конституционного суда РФ от ДатаНомер-П исключительно затрагивают вопрос определения размера дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Право нотариусов на применение правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в вышеуказанном Постановлении, по мнению ГУ - УПФР в городском округе Адрес, отсутствует.

Административный истец полагает указанный ответ, нарушающим ее права, свободы и законные интересы.

Указанные конституционные разъяснения и толкования норм статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме относятся и применимы к нотариусам, занимающимся частной практикой, поскольку нотариусы наравне с индивидуальными предпринимателями являются плательщиками доходов на физических лиц и порядок уплаты страховых взносов и исчисление и уплата налогов в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ для них являются идентичными.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от Дата N 19-П разъяснил, что Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение и его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно представленной в МИФНС Номер по Адрес налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц общая сумма её доходов за 2014 год составила ФИО14. Доход плательщика превышает ФИО15, с которого начисляются страховые взносы в фиксированном размере 1% дохода свыше ФИО16. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2014 год уплачены в фиксированном размере: 1% дохода свыше ФИО17 составляют ФИО18. Общая сумма её доходов за 2015 год составила ФИО19. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2015 год уплачены в фиксированном размере: 1% дохода свыше ФИО20 составляют ФИО21. Общая сумма доходов за 2016 год составила ФИО22. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2016 год рассчитаны в фиксированном размере: 1% дохода свыше ФИО23 составляют ФИО24, фактически уплачено ФИО25. Сумма профессиональных налоговых вычетов за 2014 год составила ФИО26; за 2015 год - ФИО27, за 2016 год - ФИО28.

Учитывая правовую позицию Конституционного суда РФ, размер взносов в ПФР с учетом профессиональных налоговых вычетов должен был составить в 2014 году - ФИО29, в 2015 году - ФИО30, в 2016 году - ФИО31. Приходько .... оплачена сумма в большем размере, без учета указанных в декларации налоговых вычетов, что не основано на законе и является основанием для перерасчета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес в перерасчете нотариусу Адрес Приходько ... сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес зачесть нотариусу Адрес Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО32, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы.

Административный истец Приходько ... в судебном заседании поддержала административные исковые требования, указанные в иске, ссылаясь на доводы, изложенные в нем, просила их удовлетворить, признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес в перерасчете нотариусу Адрес Приходько ... сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы; возложить обязанность на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес, Отделение Пенсионного фонда РФ по Адрес зачесть нотариусу Адрес Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО33, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы.

Представитель административного ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес Елтанцева .... в судебном заседании административные исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, указанные в письменном возражении, согласно которому Приходько ... является нотариусом - плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Вышеуказанные плательщики уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ. В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя, в случае если величина его дохода за расчетный период превышает ФИО34, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи Федерального закона N 212-ФЗ (26 процентов), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего ФИО35 за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (5,1 процента), увеличенное в 12 раз. В соответствии с частью 9 ст. 14 Закона 212-ФЗ, налоговые органы направляли в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщика страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца. В ч.11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ указано, что сведения о доходах деятельности налогоплательщиков за расчетный период, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В Письме от Дата N 17-4/ООГ-163 Минтруд России указаны положения ст. 14 Закона N 212-ФЗ об определении размера страховых взносов в ПФР индивидуального предпринимателя, исходя из его дохода, не увязываются с определением таким предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости применяемого режима налогообложения. В связи с этим в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные гл. 23 НК РФ, не учитываются. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах Минтруда России от Дата N 17-4/ООГ-1797, от Дата N 17-4/ООГ-1265, от Дата N 17-3/ООГ-496, от Дата N 17-УООГ-692. Таким образом, для целей исчисления страховых взносов применялась сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за год без учета расходов, связанных с его получением. Указанным постановлением Конституционный Суд РФ не признал противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а разъяснил конституционно-правовой смысл данных положений. Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащих уплате за 2014-2016 годы, исчислена верно в соответствии с действующим законодательством и не подлежит перерасчету, поскольку вступившее в законную силу Дата указанное постановление Конституционного Суда РФ не распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его вынесения. Кроме того, Минфин России в своем Письме от Дата N 03-15-06/15590 разъяснил, что данное постановление Конституционного суда РФ применяется только в отношении плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, что и нашло отражение в пункте 9 статьи 430 вступившей в силу с Дата главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса. Представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении административного искового заявления Приходько ... о признании незаконным отказа УПФР в городском округе Адрес в перерасчете страховых взносов за 2014 - 2016 годы и возложении обязанности на административных ответчиков произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в сумме ФИО36 в счет уплаты страховых взносов за 2017 год.

Представитель соответчика отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Адрес, привлеченного к участию в дело по определению Михайловского суда от Дата в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, причина неявки не известна.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Номер по АдресФИО5 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом и своевременно, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, причина неявки не известна, обратилась в суд с заявлением, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя МИФНС Номер по Адрес, ссылаясь на Федеральный закон от Дата № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», указывает, что на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов с Дата. До Дата функции администраторов доходов бюджета в части страховых взносов, установленных Федеральным законом № 212-ФЗ, осуществлялись органами внебюджетных фондов Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 3 Федерального закона от Дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действующего в период до Дата) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Как следует из материалов дела, приказом отдела Юстиции администрации АдресНомер-л от Дата Приходько ... с Дата назначена на должность частнопрактикующего нотариуса (л.д. 8), соответственно она была обязана уплачивать страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от Дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации», действующего в период до Дата.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от Дата №212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федерального закона № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Как следует из административного иска, в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДатаНомер-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно, на величину фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Дата административный истец Приходько .... обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес (далее – ГУ - УПФР в городском округе Адрес), в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Номер по Адрес (далее МИ ФНС Номер по Адрес) с заявлением, в котором, просила: ГУ - УПФР в городском округе Адрес запросить из МИ ФНС Номер по Адрес сведения о размере налогооблагаемого дохода от нотариальной деятельности за 2014-2016 годы и произвести перерасчет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за указанные годы; МИ ФНС Номер по Адрес представить в УПФР в городском округе Адрес сведения о размере налогооблагаемого дохода от нотариальной деятельности за 2014-2016 годы; УПФР в городском округе Адрес и МИ ФНС Номер по Адрес зачесть образовавшуюся в результате перерасчета сумму переплаты по страховым взносам за 2014-2016 годы в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год в сумме ФИО37 (л.д. 9).

Согласно ответу начальника ГУ - УПФР в городском округе АдресФИО6 от Дата исх. № ВЗ-4891/30 Приходько .... было отказано в перерасчете сумм уплаченных страховых взносов на том основании, что положения Постановления Конституционного суда РФ от ДатаНомер-П исключительно затрагивают вопрос определения размера дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Право нотариусов на применение правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в вышеуказанном Постановлении, по мнению ГУ - УПФР в городском округе Адрес, отсутствует (л.д.10).

Дата Управление Федеральной Налоговой службы по Адрес в своем разъяснении Приходько ... по вопросу, изложенному в обращении Нотариальной палаты Адрес (Ассоциация) от Дата гола Номер, указало, что в целях перерасчета сумм уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование, исчисленных за периоды до Дата, нотариусу, занимающемуся частной практикой, следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 11).

Разрешая данный административный спор суд пришел к следующему.

Согласно п.1. Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от ДатаНомер. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Круг полномочий Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, определенных в ст. 13 Федерального закона от Дата № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Номер от Дата) включал в себя права и обязанности властной направленности, в частности по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, а также за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения.

В силу ст. 20 Федерального закона от Дата № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до Дата, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона № 250-ФЗ, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до Дата, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до Дата, представляются в соответствующие органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 23 Закона №250-ФЗ).

Соответственно, полномочиями по рассмотрению вопроса о перерасчете и возврате сумм, уплаченных плательщиком страховых взносов за 2014, 2015, 2016 г.г. на обязательное пенсионное страхование обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от Дата № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего в 2014, 2015, 2016 годах на момент возникновения спорных правоотношений, на плательщиков страховых взносов была возложена обязанность правильно исчислять и своевременно в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В статье 14 Федерального закона № 212-ФЗ было указано, что индивидуальные предприниматели адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период. Если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает ФИО38, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего ФИО39 за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона (26%), увеличенное в 12 раз.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливая особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц, предусматривает в подпункте 2 пункта 1, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и оплату суммы налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

При этом статья 225 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок исчисления НДФЛ, с учетом взаимосвязанных положений статьей 210 и 221 Налогового кодекса, предусматривает право налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ уменьшить сумму полученных от деятельности доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Таким образом, положения статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации могут применяться в совокупности с взаимосвязанными положениями статьей 210, 221 и 225 Налогового кодекса, а, следовательно, размер подлежащих уплате страховых взносов должен определяться исходя из полученных нотариусом в спорном периоде доходов, уменьшенных на суммы произведенных им в связи с осуществлением деятельности расходов.

Соответственно, и расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи 227 Налогового кодекса с учетом положений пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса.

Как следует из представленной административным истцом налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) доход нотариуса Приходько ... за 2014 год составил ФИО40, при этом сумма профессионального налогового вычета составляет ФИО41, за 2015 год - ФИО42, при этом сумма профессионального налогового вычета составляет ФИО43, за 2016 год - ФИО44, при этом сумма профессионального налогового вычета составляет ФИО45 (л.д. 25-33).

Установлено, что нотариус Приходько .... выплатила страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2014 год - ФИО46, что подтверждается платёжными поручениями Номер от Дата, Номер от Дата, за 2015 год - ФИО47, что подтверждается платёжными поручениями Номер от Дата, Номер от Дата, за 2016 год - ФИО48, что подтверждается платёжным поручением Номер от Дата (л.д. 20-24).

Указанные суммы оплачены без учета указанных в декларации сумм профессионального налогового вычета (документально подтвержденных расходов), что не соответствует требованиям закона и противоречит правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДатаНомер-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда».

Судом установлено, что согласно представленной в МИФНС Номер по Адрес налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц общая сумма доходов Приходько ... за 2014 год составила ФИО49. Доход плательщика превышает ФИО50, с которого начисляются страховые взносы в фиксированном размере 1% дохода свыше ФИО51. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2014 год уплачены Приходько .... в фиксированном размере: 1% дохода свыше ФИО52 и составляют ФИО53 из расчета: (3 768 554 – 300 000) х 1%.

Общая сумма доходов Приходько .... за 2015 год составила ФИО54. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2015 год уплачены Приходько .... в фиксированном размере: 1% дохода свыше ФИО55 и составляют ФИО56 из расчета: (4 568 995 – 300 000) х 1%.

Общая сумма доходов Приходько .... за 2016 год составила ФИО57. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за 2016 год рассчитаны в фиксированном размере: 1% дохода свыше ФИО58 и составляют ФИО59, из расчета: (5 742 102 – 300 000) х1%, фактически уплачено ФИО60.

Согласно материалам дела, сумма профессиональных налоговых вычетов составила: за 2014 год - ФИО61; за 2015 год - ФИО62, за 2016 год - ФИО63.

Учитывая правовую позицию Конституционного суда РФ, размер взносов в ПФР с учетом профессиональных налоговых вычетов должен был составить в 2014 году - ФИО64, в 2015 году - ФИО65, в 2016 году - ФИО66.

Таким образом, нотариусом Приходько .... оплачена сумма в большем размере, без учета указанных в декларации налоговых вычетов, что не основано на законе и является основанием для перерасчета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015, 2016 годы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 98 Номер-П разъяснил, что Конституционный Суд Российской Федерации выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение и его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

В связи с изложенным правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации о толковании вышеуказанных норм закона к спорным правоотношениям применяется независимо от даты принятия такого постановления, и на основании указанных конституционных разъяснений и толкований норм статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, в полном объеме относятся и применимы к нотариусам, занимающимся частной практикой, поскольку нотариусы наравне с индивидуальными предпринимателями являются плательщиками доходов на физических лиц и порядок уплаты страховых взносов и исчисление и уплата налогов в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ для них идентичны, в связи с чем, доводы административного ответчика о том, что указанное постановление Конституционного суда РФ не распространяется на правоотношения, возникшие ранее даты его вынесения, и применяется только в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, являются несостоятельным.

Таким образом, проанализировав установленные обстоятельства, объяснения участвующих в деле лиц, письменные доказательства, и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ ГУ - УПФР в городском округе Адрес № ВЗ -4891/30 от Дата нотариусу Адрес Приходько ... в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы является незаконным.

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным отказа № ВЗ-4891/30 от Дата ГУ - УПФР в городском округе Адрес нотариусу Адрес Приходько ... в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы, суд полагает необходимым в целях восстановления прав административного истца обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес, Отделение Пенсионного фонда РФ по Адрес зачесть Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО67, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление нотариуса Адрес Приходько ... к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес, Отделению Пенсионного фонда РФ по Адрес о признании незаконным отказа в перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы и возложении обязанности зачесть нотариусу Адрес Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО68, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес в перерасчете нотариусу Адрес Приходько ... сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014, 2015, 2016 годы.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Адрес, Отделение Пенсионного фонда РФ по Адрес зачесть нотариусу Адрес Приходько ... в счет уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2017 год денежную сумму в размере ФИО69, образовавшуюся в результате перерасчета излишне уплаченных сумм по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.А. Якубова

решение в окончательной форме

изготовлено Дата