Дело №2а-1256/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2018 года г. Михайловка
Волгоградская область
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Даньковой В.О.,
при секретаре судебного заседания Вочиевой Ю.Д.,
с участием:
административного истца Алексеева А.Б.,
представителя Административного ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области к Дупак С.Г., действующей на основании доверенности от 02 марта 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по Административному исковому заявлению Алексеева Андрея Борисовича к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области об оспаривании решения органа власти,
установил:
Алексеев А.Б. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обосновании которого указал, что 11 сентября 2018 года им в Администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, на площади Конституции 22 сентября 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут. Бланк уведомления им был заполнен в администрации в присутствии сотрудника администрации Сусанской О.Д., принят у него указанным сотрудником в этот же день. 12 сентября 2018 года им был получен ответ от главы городского округа Фомина С.А. от 12 сентября 2018 года за Номер, в котором было предложено устранить недостатки в уведомлении от 11 сентября 2018 года, которые были устранены административным истцом в этот же день согласно процедуре согласования. 12 сентября 2018 года на его письмо, в котором он устранил недостатки согласно процедуре согласования, главой городского округа Фоминым С.А. был дан ответ от 12 сентября 2018 года, согласно которому его письмо назвали новым уведомлением о проведении митинга. 12 сентября 2018 года административным истцом на сообщение административного ответчика от 12 сентября 2018 года за Номер, указав на нарушение его конституционных прав. 13 сентября 2018 года административным ответчиком был дан ответ на письмо от 12 сентября 2018 года за Номер, чем нарушены права административного истца, а также нормы закона. Просит суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области регламентировать проведение заявленного административным истцом публичного мероприятия, а именно – митинга, заявленного на 22 сентября 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, на площади Конституции и обеспечить общественный порядок и обязанность граждан при его проведении.
В судебном заседании административный истец Алексеев А.Б. поддержал административное исковое заявление на основании изложенных в нем доводов, просил суд, с учетом уточнения требований, признать незаконным отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в согласовании проведения митинга от 13 сентября 2018 года. Считает, что административный ответчик незаконно признал его ответ от 12 сентября 2018 года по исправлению недостатков в ранее поданном 11 сентября 2018 года уведомлении о проведении митинга новым уведомление, поскольку устранение недостатков производилось им в рамках процедуры согласования.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по доверенности Дупак С.К., возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, указав, что 12 сентября 2018 года Алексеевым А.Б. было подано уведомление, которое содержало новую информацию, соответственно, являлось вновь поданным уведомлением о проведении митинга, поданным за пределами установленного законом десятидневного срока.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона №54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При этом в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемое количество участников публичного мероприятия, формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия, фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (ч.3 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 11 сентября 2018 года Алексеевым А.Б. в Аминистрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области подано уведомление о проведении 22 сентября 2018 года митинга, цель мероприятия: «обсуждение социально значимых вопросов», с предполагаемым количеством участников 500 человек, организатор публичного мероприятия: Алексеев Андрей Борисович (л.д.7).
В этот же день главой городского округа Фоминым С.А. на уведомление Алексеева А.Б. о проведении публичного мероприятия в форме митинга дан ответ, согласно которому, в вышеуказанном уведомлении на проведении митинга не содержится сведений, предусмотренных ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», именно: фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, а также цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении о его проведении. В указанном сообщении предложено устранить недостатки, после чего уведомление будет рассмотрено повторно (л.д.8).
В ответ на сообщение главы городского округа от 11 сентября 2018 года Алексеевым А.Б. 12 сентября 2018 года направлено уведомление об устранении недостатков, с указанием цели публичного мероприятия - «Митинг против проекта Пенсионной реформы, по отмене повышения НДС, за снижение цен на топливо».
Вместе с тем, главой городского округа на уведомление административного истца от 12 сентября 2018 года в этот же день дан ответ со ссылкой на положения ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», указав, что при подаче уведомления 12 сентября 2018 года административным истцом были нарушены сроки подачи документов (л.д.11).
В этот же день в адрес административного ответчика Алексеевым А.Б. дан ответ на вышеуказанный сообщение главы городского округа, в котором административный истец указал, что письмом от 12 сентября 2018 года он устранил недостатки, которые были необоснованно выдвинуты по уведомлению о проведении публичного мероприятия от 11 сентября 2018 года, и новое уведомление им не подавалось.
13 сентября 2018 года в адрес административного истца направлено повторное сообщение, с аналогичными разъяснениями, с указанием на то, что уведомление о проведении публичного мероприятия подано за пределами периода, установленного ч.1 ст.7 Закона, не подлежит рассмотрению (ч.5 ст.5 п.1 ч.1 ст.12 Закона о публичных мероприятиях), о чем направлено письмо 12 сентября 2018 года. Кроме того, разъяснено, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направления органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к административной ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции РФ и (или) запретов, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ (далее – мотивированное предупреждение). Указанные нормы предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени и формы и иных условий проведения публичного мероприятия (п.2 ч.1, ч.2 ст.12 Закона о публичных мероприятиях). Административному истцу предложено подать новое уведомление о проведении публичного мероприятия с учетом требований действующего законодательства (л.д.13-14).
Как следует из объяснений административного истца Алексеева А.Б., административным ответчиком сообщение за Номер от 13 сентября 2018 года является отказом в согласовании проведения митинга.
Положения Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Одной из форм проведения публичного мероприятия в соответствии со статьей 2 названного Закона является митинг.
Под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (п.7 ст.2 Закона о митингах).
Пунктом 2 ч.1 ст.12 названного Закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 от 26 июня 2018 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (п.2 ч.1, ч.2 ст.12 Закона о публичных мероприятиях).
Неисполнение органом публичной власти иных обязанностей, предусмотренных ч.1 ст.12 Закона о публичных мероприятиях, также не может расцениваться как отказ данного органа в согласовании проведения публичного мероприятия.
При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.
Предложение административного ответчика устранить недостатки в уведомлении от 11 сентября 2018 года, а именно: указать фамилию, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона, а также конкретизировать цель публичного мероприятия, указанная в уведомлении о его проведении, достаточно мотивировано.
По смыслу ст.12 Закона о публичных мероприятиях изменение органом публичной власти согласованных ранее места, времени и условий проведения публичного мероприятия не допускается.
Изменение организатором публичного мероприятия места, времени, цели, формы и иных условий проведения публичного мероприятия, определенных в рамках согласительных процедур с органом публичной власти, требует подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия (п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»).
Суд соглашается с тем обстоятельством, что в поданном 11 сентября 2018 года уведомлении о проведении митинга административным истцом не указана цель проведения заявленных публичных мероприятий, в связи с чем сообщением от 12 сентября 2018 года администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области правомерно было предложено устранить недостатки.
Ответ, направленный административным истцом Алексеевым А.Б. 12 сентября 2018 года на письмо административного ответчика Номер от 12 сентября 2018 года, является новым уведомлением о проведении публичного мероприятия, поскольку содержит указание на иную цель публичного мероприятия: «Митинг против проекта Пенсионной реформы, по отмене повышения НДС, за снижение цен на топливо», что подразумевает под собой необходимость соблюдения срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренного п.1 ст.7 гл.2 ФЗ от 19 июня 2004 года №54-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с утверждением административного истца о том, что сообщение за Номер от 13 сентября 2018 года является отказом в согласовании проведения митинга, в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Алексеева Андрея Борисовича к Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области об оспаривании решения органа власти – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2018 года.
Судья В.О. Данькова