Дело №12-80/2021 Мировой судья Моисеев М.Н.
РЕШЕНИЕ
9 июня 2021 года г. Михайловка
Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Солодкий Р.С., по адресу: Волгоградская область город Михайловка улица Коммуны дом № 160, с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора ФИО4, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитника ФИО5,
рассмотрев протест Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области на постановление мирового судьи судебного участка №34 Михайловского судебного района Волгоградской области от 30 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела по образованию администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области ФИО1, ответственность за совершение которого предусмотрено ч.2 ст.5.57 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №34 михайловского судебного района Волгоградской области от 30 марта 2021 года производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела по образованию администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области ФИО1, ответственность за совершение которого предусмотрено ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, прекращено, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с состоявшимся по данному делу судебным постановлением прокурор принес в районный суд протест, в обоснование которого указано, что производство по делу прекращено без достаточных к тому оснований, поскольку виновность ФИО1 в его совершении подтверждается представленными мировому судье доказательствами.
Просит постановление мирового судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, защитник ФИО5 при рассмотрении протеста просили постановление мирового судьи оставить без изменения.
Выслушав мнение участвующих лиц, заключение прокурора, поддержавшего доводы протеста, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из положений ст. ст. 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ-273).
Обучающимся предоставляются меры социальной поддержки, в т.ч. по обеспечению питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 34 ФЗ-273).
Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (ч.ч. 1, 4 ст. 37 ФЗ-273).
Основные требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ООВЗ) установлены в ст. 79 ФЗ-273
В соответствии с п. 7 ст. 79 Закона об образовании ООВЗ, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Те, кто не проживает в такой организации, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В соответствии с частью 16 статьи 2 ФЗ-273 к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. При этом согласно части 1 статьи 79 ФЗ-273 содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При рассмотрении протеста установлено, что согласно справке от 3 августа 2018 года ФИО6, Дата года рождения, присвоена категория «ребенок-инвалид» до 12 января 2031 года.
26 февраля 2020 года Центральной психолого-медико-педагогической комиссией Волгоградской области вынесено заключение Номер о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью ФИО6,
ФИО6 обучается в МКОУ «СШ №3 г. Михайловка» с 1 сентября 2020 года по адаптированной основной общеобразовательной программе.
В соответствии с приказом директора МКОУ «СШ №3» от 31 июля 2020 года №199 «Об организации питания обучающихся на 2020-2021 учебный год» указанное лицо внесено в список учащихся для обеспечения бесплатным горячим питанием в школьной столовой.
С 14 октября 2020 года ФИО6, на основании поданного заявления представителя ФИО7, переведен на индивидуальный план обучения на дому.
В соответствии с частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.
В Волгоградской области механизм и условия предоставления отдельным категориям жителей Волгоградской области мер социальной поддержки регламентирован «Социальным кодексом Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 24.12.2015)
Согласно ч.1 ст.46 «Социальным кодексом Волгоградской области» обучающиеся 1 - 4 классов по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях в Волгоградской области обеспечиваются не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, в соответствии со статьей 14 Закона Волгоградской области от 04 октября 2013 г. N 118-ОД «Об образовании в Волгоградской области».
В соответствии с ч.2 вышеуказанной статьи, обучающимся 5 - 11 классов по очной форме обучения в муниципальных общеобразовательных организациях в Волгоградской области предоставляется частичная компенсация стоимости горячего питания, предусматривающего наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, не менее одного раза в день (далее - частичная компенсация стоимости питания).
Частичная компенсация стоимости питания предоставляется следующим категориям обучающихся 5 - 11 классов в муниципальных общеобразовательных организациях:
детям из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход, не превышающий размер прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, получающих ежемесячное пособие в центрах социальной защиты населения;
детям из многодетных семей;
детям, состоящим на учете у фтизиатра, вне зависимости от среднедушевого дохода семьи ребенка.
Постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26 октября 2020 года №2536 утверждено Положение «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Михайловка Волгоградской области» (далее Положение).
Пунктом 2.4.2 Положения установлено, что финансовое обеспечение организации питания обучающихся осуществляется за счет средств, выделяемых:
- на дополнительную компенсацию стоимости питания категориям обучающихся в соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области»;
- на питание обучающихся школы-интерната, находящихся на круглосуточном пребывании.
Положение об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Михайловка Волгоградской области» не предусматривает обеспечение пайком или компенсацией за питание в денежном эквиваленте лиц, имеющих статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому.
На уровне субъекта Волгоградской области соответствующий нормативный акт так же не принят.
Таким образом, отсутствие нормы в рассматриваемой сфере в региональном и местном законодательстве не снимает с администрации городского округа г. Михайловка по исполнению Федерального законодательства, но не образует наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей не допущено, оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка №34 Михайловского судебного района Волгоградской области от 30 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника отдела по образованию администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области ФИО1, ответственность за совершение которого предусмотрено ч.2 ст.5.57 КоАП РФ, оставить без изменения, протест – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Р.С. Солодкий