Дело № 34RS0027-01-2021-000300-05
производство № 2а-407/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка 02 марта 2021 года
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В.,
при секретаре Щегловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Волгоградской области к Локтионовой Елене Федоровне о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №6 по Волгоградской области (далее – МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области) обратилась в суд с настоящим административным иском, указывая, что Локтионова Е.Ф. в налоговый период 2015, 2017 годы являлась плательщиком транспортного налога. В нарушение требований действующего законодательства, ответчик не выполнил свою обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налоговых платежей, в связи с чем, МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка № 35 Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Локтионова Е.Ф. пени по налогу. 27 ноября 2020 г. мировым судьей был выдан соответствующий судебный приказ, который впоследствии, 09 декабря 2020 г., отменен по заявлению должника.
Административный истец просит суд взыскать с Локтионовой Е.Ф. по состоянию на 27.07.2020 за 2015, 2017 годы пеню по транспортному налогу – 7 749,04 рубля.
В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Локтионова Е.Ф. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, предоставила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении иска, поскольку административным истцом нарушен срок направления требования для взыскания пени по транспортному налогу, а как следствие, пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании пени.
Исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как указывает административный истец, по сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, ФИО2 имела в собственности транспортные средства, которые указаны в налоговых уведомлениях:
- Номер от Дата - ... – срок уплаты Дата;
- Номер от Дата - ... – срок уплаты Дата.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма транспортного налога исчисляется исходя из налоговой базы (мощности двигателя в лошадиных силах), налоговая ставки, установленной Законом Волгоградской области от 11.11.2002 № 750-ОД «О транспортном налоге», количества месяцев владения в году (коэффициент, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 362НК РФ).
Поскольку в установленный срок Локтионовой Е.Ф. налоговые платежи не произведены, в его адрес направлено требование об уплате пени по транспортному налогу N 32957 (по состоянию на 27.07.2020 со сроком оплаты до 19.08.2020) на сумму 7 749,04 рубля.
При этом, согласно представленным расшифровке задолженности налогоплательщика Локтионовой Е.Ф. и расчету сумм пени, включенной в требование по состоянию на 27.07.2020, задолженность по транспортному налогу оплачена 14.12.2018, начисление пени произведено за период с 01.01.2016 по 14.12.2018.
Согласно статье 286 КАС органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 НК РФ и главой 32 КАС РФ.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в указанной статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (абзац 1).
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 приведенной статьи (абзац 4).
27.11.2020 мировым судьей судебного участка № 35 Михайловского судебного района Волгоградской области выдан судебный приказ о взыскании с Локтионовой Е.Ф. недоимки и пени по транспортному налогу.
Определением мирового судьи судебного участка № 34 Михайловского судебного района Волгоградской области от 09.12.2020 г. судебный приказ по делу №2а-35-2110/2020 о взыскании с Локтионовой Е.Ф. обязательных платежей и санкций отменен по заявлению должника.
В своих возражениях административный ответчик указал на пропуск налоговым органом срока для обращения с требованиями о принудительном взыскании пени по транспортному налогу за 2015, 2017 годы.
Данные доводы суд находит заслуживающими внимания.
Пунктом 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ)
По смыслу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из представленных стороной истца доказательств следует, что недоимка по транспортному налогу административным ответчиком оплачена 14.12.2018, следовательно, установленный статьей 70 НК РФ годичный срок направления требования об уплате пени по транспортному налогу истек 14.12.2019.
Фактически требование было направлено ответчику спустя семь месяцев - 27.07.2020, срок его добровольного исполнения был определен 19.08.2020 (22 дня).
Согласно пункту 3 статьи 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (статья 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 01.01.2020, то есть по истечении 22 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 Кодекса срока на направление требования.
Поскольку заявление о взыскании судебного приказа предъявлено мировому судье 27.11.2020, то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, требование административного иска о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015, 2017 годы, оплаченного 14.12.2018, не может быть удовлетворено ввиду несоблюдения срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Волгоградской области к Локтионовой Елене Федоровне о взыскании обязательных платежей и санкций – пени по транспортному налогу, отказать.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме принято 09 марта 2021 г.
Судья: Н.В. Шевлякова