Дело № 2а-52/2020 УИД 28RS0013-01-2020-000068-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 6 мая 2020 года
Михайловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Моисеенко И.В.,
при секретаре Заяц Н.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области к Кокоревой Натальи Владимировны о взыскании задолженности по платежам в бюджет,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное медицинское страхование. В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик является действующим адвокатом и обязана исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы. Ответчиком не уплачены в установленный срок страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в размере 3796 рублей 85 копеек по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 75 НК РФ начислены пени на недоимку на обязательное медицинское страхование в размере 11 рублей 84 копеек. Кроме того, ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц. Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налогов подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ, так же они обязаны представить в налоговый орган по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учёта налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма неуплаченных авансовых платежей по НДФЛ составляет 880 рублей:
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 440 рублей за 2018 года;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 220 рублей за 2018 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 220 рублей за 2019 год.
Кроме того, налогоплательщиком самостоятельно исчислена сумма авансового платежа по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей за 2017 год на основании поданной налоговой декларации по форме 4-НДФЛ. Данная сумма не уплачена, в связи с чем начислена пеня в сумме 8,81 рубль. Ответчиком не уплачены своевременно авансовые платежи по НДФЛ:
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей за 2015 года;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51 рубль за 2015 года;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4875 рублей за 2016 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2437 рублей за 2016 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей за 2016 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4875 рублей за 2017 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2437 рублей за 2017 год.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате НДФЛ начислена пеня в сумме 94,65 рублей.
Исчислив соответствующие суммы налогов, административный истец направил в адрес ФИО1 требование от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в установленный срок. Налогоплательщик не исполнил вышеуказанное требование. Мировым судьёй <адрес> по Михайловскому районному судебному участку вынесен судебный, которым указанные требования административного истца были рассмотрены в порядке приказного производства, в связи с поступившими от должника возражениями, ДД.ММ.ГГГГ был отменён. На основании изложенного, административный истец просил в порядке искового производства взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 3318 рублей и пени в размере 103 рубля 46 копеек; пени по страховым взносам на обязательно медицинское страхование в размере 11 рублей 84 копейки.
Представитель истца МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, в административном исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО1 иск не признала. Указала, что в соответствии со статьей 292 КАС РФ административный ответчик вправе направить возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка судопроизводства в случае предоставления необходимых дополнительных документов, объяснений по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. Статьей 135 КАС РФ распределены действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству в соответствии с которой (п. 1 ч.2) Административный ответчик уточняет требования административного истца и фактические основания этих требований. В соответствии с п. 5 ч. 2 статьи 125 КАС РФ в иске должно быть указано содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования. Истец, как следует из просительной части, обращаясь в суд с административным иском настаивает на взыскании задолженности по платежам в бюджет в размере 3433 рублей, в том числе: НДФЛ в размере 3318 рублей расчетный период не указан; пеня в размере 103,46 рублей на НДФЛ расчетный период не указан; пеня в размере 11,84 рубля на страховые взносы на обязательное мед. страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, без указание каждого периода в отдельности. В обоснование иска как следует из его содержания, в совокупности с иными доказательствами, представленными в суд, истец настаивает на ином размере. Истец, заявив о взыскании НДФЛ в размере 3318 рублей, и соответственно на эту сумму по мнению истца задолженности пени в размере 103,46 рублей на НДФЛ, фактически настаивает на взыскании не НДФЛ, а на взыскании авансовых платежей по налогу: 1) в размере 2438 рублей со ссылкой на 4-НДФЛ и 2) в размере 880 рублей, исчисленными налоговым органом самостоятельно. Истцом заявлены требования без учета особенностей ст. 227 НК РФ, на которую им сделана ссылка, устанавливающей разграничения между авансовыми платежами по налогу и налогом. Общая сумма налога согласно п. 3, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется адвокатом с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет, а также без учета предъявляемых требований к адвокатам: 1) по исчислению сумм налога; 2) к Порядку и срокам уплаты налога, 3) к Порядку и срокам уплаты авансовых платежей указанными лицами. В соответствии с данной статьей 227 НК адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от такой деятельности, которые исходя из положений п. 2 самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса: Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Согласно п. 3 и п. 5 ст. 227 НК предусмотрен порядок исчисления общей суммы налога, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, и обязанность представить в налоговый орган по месту учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса, согласно которой Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту жительства не позднее30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса. Исходя из положений п. 3 и п. 6. ст. 227 НК общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные требования адвокатом ФИО1 были исполнены, что подтверждается декларациями 3-НДФЛза истекшие налоговые периоды до 2019 года. За 2019 год декларация 3-НДФЛ должна быть подана до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой будет исчислен, подлежащий уплате в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за 2019 годом истекшим налоговым периодом. Приказом ФНС от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/506 (утв. Минфином России ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/569 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме» внесены изменения в налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2019 год. Приказ об изменениях в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2019 год вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и применяется к отчетности за 2019 год. Это значит, что налогоплательщики — физические лица, получившие в 2019 году доход, налог с которого не удержан налоговым агентом, обязаны в период с 1января по ДД.ММ.ГГГГ включительно отчитаться перед налоговыми органами и вовремя оплатить налог. Декларация 4-НДФЛ, как следует из Приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, является декларацией о предполагаемом доходе. Декларация состоит из страницы 001, которая заполняется налогоплательщиком, в которой указывается сумма предполагаемого дохода, данная декларация не является и не может являться доказательством исчисления и уплаты НДФЛ в соответствующий бюджет. Отсутствие в иске, т.е. не указание истцом в отношение каждой взыскиваемой суммы совокупность следующих фактических обстоятельств в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 287 КАС РФ: п. 2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; п. 3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа; п. 4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; п. 5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию, истцом также не учтены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно наличие судебных актов о взыскании страховых взносов на обязательное мед. страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ. Истец, обращаясь за взысканием пени в размере 103,46 рублей на НДФЛ, в размере пени 11,84 рублей на страховые взносы на обязательное мед. страхование, сделав ссылку на ст. 75 НК РФ не разграничил периоды с учетом различного подхода к правилам взыскания пени в отношении недоимки, образовавшейся до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, а также не предоставил доказательства соответствующего размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в соответствующий период расчета. П. 4 ст. 75 НК применяется в отношении недоимки, образовавшейся с ДД.ММ.ГГГГ (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ): Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: -для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; для организаций: за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки. В соответствии с ч. 4 ст. 48 НК РФ взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Учитывая изложенное, позиция МИ ФНС России № по <адрес> о продолжении процедуры взыскания недоимки (пени) по причине не уплаты на обязательное мед. страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, а также авансовых платежей, не может быть поддержана.
В судебном заседание стороны не явились, просив о рассмотрении дела без своего участи.
Согласно ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС).
Согласно пункту 2 ст. 425 НК РФ, тарифы страховых взносов на 2018 год были установлены в следующих размерах 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
В соответствии с п.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Порядок исчисления сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из положений пп. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1 ст. 432 НК РФ адвокаты являются самостоятельными плательщиками страховых взносов и самостоятельно производят в соответствии со ст. 430 НК РФ исчисление сумм страховых взносов.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у адвоката возникает с момента получения статуса адвоката и до момента его утраты.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в установленный срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (статья 432 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Разрешая административные требования о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленные на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (ч. 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч. 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3).
Из смысла положений ст. 69 и ст. 75 НК РФ следует, что пени по общему правилу подлежат взысканию одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены. Пеня является платежом, производным от суммы основного долга, и в силу чего, пеня не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую она начислена.
Согласно материалам дела, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование № об уплате суммы пени исчисленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у административного ответчика задолженности пени по платежам в бюджет в размере 11 рублей 84 копейки и об уплате её в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие у административного ответчика ФИО1 основного обязательства уплаты страховых взносов влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 11 рублей 84 копейки является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
В отношении налога на доходы физических лиц, необходимо отметить следующее.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 13 Налогового кодекса РФ одним из федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 5 - 6 ст. 227 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 226 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями (пункт 1).
В соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является адвокатом, налогоплательщиком НДФЛ, исчисляемого и уплачиваемого в порядке, предусмотренном статьей 227 НК РФ.
Исчислив соответствующие суммы налогов, административный истец направил в адрес ФИО1 требование от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в установленный срок.
Сумма неуплаченных авансовых платежей по НДФЛ составляет 880,00 рублей:
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 440 рублей за 2018 года;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 220 рублей за 2018 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 220 рублей за 2019 год.
Кроме того, налогоплательщиком самостоятельно исчислена сумма авансового платежа по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей за 2017 год на основании поданной налоговой декларации по форме 4-НДФЛ. Данная сумма не уплачена, в связи с чем начислена пеня в сумме 8,81 рубль.
Ответчиком не уплачены своевременно авансовые платежи по НДФЛ:
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей за 2015 года;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 51 рубль за 2015 года;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4875 рублей за 2016 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2437 рублей за 2016 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей за 2016 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4875 рублей за 2017 год;
по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2437 рублей за 2017 год.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате НДФЛ начислена пеня в сумме 94,65 рублей.
Налогоплательщик не исполнил вышеуказанное требование.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К числу таких плательщиков относятся, в том числе адвокаты (подпунктом 2 пункта 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункта 5 статьи 227 НК РФ). Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 227 НК предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи (в том числе адвокатов), доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Согласно материалам дела авансовые платежи ФИО1 не были уплачены в установленные сроки.
Между тем в связи с истечением налогового периода, в течение которого должен быть уплачен авансовый платеж (2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год), он утратил статус авансового, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате налога НДФЛ за истекший налоговый период, рассчитанного с учетом поступивших авансовых платежей и подлежащего уплате до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, оценивая доводы административного ответчика, которые сводятся к несогласию с представленным расчетом задолженности в связи с начислением и взысканием по сути авансовых платежей, суд приходит к следующему выводу.
Суд соглашается с доводом ответчика о том, что суммы в требовании по срокам уплаты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ всего на сумму 880 рублей, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2438 рублей, являлись авансовыми платежами, доказательств обратного не имеется.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком декларация о предполагаемом доходе за 2017 год, 2018, 2019 год по форме 3-НДФЛ подавались, авансовые платежи исчислены налоговым органом исходя из декларации по форме 4-НДФЛ за 2016, 2017, 2018 год.
Таким образом, исходя из указанных выше положений закона, суд приходит к выводу, что законодатель разграничил понятия авансового платежа и суммы налога, и установил различные сроки их уплаты.
Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.
Авансовый платеж по НДФЛ не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода – ДД.ММ.ГГГГ за 2016 год, ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год, ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год, ДД.ММ.ГГГГ за 2019 год.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, при доказанности фактически полученного дохода налогоплательщика в меньшем размере, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.
Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.
В соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.
Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ.
В данном случае в связи с истечением налогового периода, в течение которого должны были быть уплачены авансовые платежи (2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год), они утратили статус авансовых, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате НДФЛ за истекший налоговый период, рассчитанного с учетом поступивших авансовых платежей и подлежащего уплате до 15 июля календарного года, следующего за отчетным.
Принимая во внимание природу авансовых платежей, в частности, то, что такие платежи являются предварительными, а также то, что законом не предусмотрена возможность взыскания с налогоплательщика в принудительном порядке авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода и не уплаченных в установленный НК Российской Федерации срок, авансовые платежи не могут признаваться недоимкой по налогу.
Суд отмечает, что взыскание авансовых платежей с налогоплательщика в принудительном порядке, при том, что законом предусмотрена процедура принудительного взыскания неуплаченной суммы налога, фактически приведет к возложению на данное лицо обязанности по уплате налога в двойном размере, что недопустимо.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по <адрес> удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 289 - 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № по Амурской к ФИО1 о взыскании задолженности по платежам в бюджет, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.В. Моисеенко
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ