Дело № 2а-377/2021
УИД 28RS0013-01-2021-000636-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Поярково 01 октября 2021 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Ершовой К.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 6 по Амурской области к Рогожкину Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по платежам в бюджет,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Рогожкину О.В. о взыскании задолженности по земельному налогу. В обоснование требований административный истец указал, что согласно сведениям, полученным налоговым органом в порядке ст. 85 НК РФ, административный ответчик в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 владел на праве собственности земельными участками: с кадастровым номером №, расположенный , дата регистрации права 01.01.2005; с кадастровым номером №, расположенный , дата регистрации права 31.12.2000; с кадастровым номером №, расположенный , дата регистрации права 31.10.1994 и, следовательно, в силу ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога. Исчислив за 2016 г. земельный налог в общей сумме 1046,00 руб. Кроме того, Рогожкин О.В. является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов, полученных физическим лицом в соотв. со ст.228 НК РФ за полученный доход от ООО » в размере 235840,00 за 2019 год. Исчислив соответствующие суммы налогов, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговые уведомления № от 20.09.2017, № от 03.08.2020, в которых сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налога в установленный в уведомлениях срок. Поскольку в установленный срок налогоплательщик Рогожкин О.В., указанные в налоговых уведомлениях суммы налога в полном объеме не уплатил, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату НДФЛ была исчислена пеня в сумме 65,15 руб. Впоследствии налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требования № от 14.02.2018, № от 17.12.2020, в которых сообщалось о наличии у него задолженности. Однако налогоплательщик требования налогового органа не исполнил, не уплатив в бюджет сумму в размере 1046,00 руб. (земельный налог за 2016 год). Согласно сведениям карточки расчетов с бюджетом, в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу. Определением мирового судьи 09.06.2021 судебный приказ по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций был отменен. В связи с чем, административный истец в порядке искового производства просил взыскать с административного ответчика задолженность в виде неуплаченных сумм: земельного налога за 2016 г. в сумме 1046,00 руб.
Определением судьи от 13 сентября 2021 года осуществлен переход рассмотрения указанного дела по общим правилам административного производства.
В судебное заседание стороны не явились, представив письменные ходатайства о рассмотрении настоящего дела в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Административный ответчик Рогожкин О.В., не согласившись с административным иском МИ ФНС России №6 по Амурской области, представил письменные возражения, указав, что право постоянного бессрочного пользования с на земельный участок с кадастровым номером № (), в отношении которого за 2016 год исчислен земельный налог в размере 1046,00 руб., с 06.06.1994 за ним прекращено, о чем представил справочную информацию администрации Дубовского сельсовета . Свое право собственности на указанный земельный участок также не подтверждает. В связи с чем, просил в удовлетворении требований МИ ФНС России №6 по Амурской области отказать.
Руководствуясь ч.7 ст. 150, п.1 ч.1 ст. 291 КАС РФ, поскольку всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, суд определил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, судья находит требования административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Амурской области, обращённые к Рогожкину О.В. неподлежащими удовлетворению, исходя из следующих установленных обстоятельств.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Часть 1 ст. 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Положениями ст. 48 НК РФ предусмотрено взыскание налоговым органом, направившим требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов задолженности по налогам, сборам, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем в случае неисполнения налогоплательщиком, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган). Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из положений ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу требований ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, административный ответчик в 2016 г. являлся собственником, в том числе: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного , дата регистрации права 31.12.2000.
При этом, в письменном отзыве на возражения административного ответчика, МИ ФНС России №6 по Амурской области указано, что сведения о праве собственности Рогожкина О.В. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , представлены в налоговую инспекцию 22.04.2010 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Амурской области. Поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве Рогожкина О.В., на указанный земельный участок, МИ ФНС России №6 по Амурской области направлен запрос в Управление Росреестра по Амурской области о предоставлении копии свидетельства о регистрации права № 151, выданного 15.07.1995 года на имя Рогожкина О.В. Иных ходатайств административным истцом заявлено не было.
Из налогового уведомления № от 20.09.2017 следует, что Рогожкику О.В., являющемуся плательщиком земельного налога, налоговым органом за 2016 год исчислен земельный налог, в том числе в отношении объекта налогообложения – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , в размере 1046 руб.
Как следует из поданного административного иска, налоговый орган просит взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу за 12 месяцев 2016 г., исчисленному в отношении земельных участков, в перечне которых значится, в том числе ЗУ с КН №, в общей сумме 1046,00 руб.
Согласно расшифровке задолженности за Рогожкиным О.В. числится задолженность по уплате земельного налога в общей сумме 1046,00 руб.
Как установлено положением ст. 2 НК РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с положением ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).
В соответствии со статьей 38 НК РФ объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 НК РФ).
При этом право собственности на объекты недвижимости граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
В обоснование возражений относительно требований административного истца о взыскании с Рогожкина О.В. недоимки по земельному налогу, исчисленному за 2016 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером №, ответчик сослалась на прекращение с 06.06.1994 года права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок, расположенный в . Тем самым, полагая, что плательщиком земельного налога в отношении указанного объекта он признан быть не может.
Право собственности на объекты недвижимости граждан и юридических лиц возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитyты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 235 ГК РФ).
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Аналогичные положения содержит пункт 1 статьи 2 ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Между тем, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также нотариусами), если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 408 НК РФ.
Таким образом, по общему правилу налог исчисляется при наличии права собственности физического лица на объект налогообложения, сведения о котором представлены в налоговые органы в порядке межведомственного взаимодействия.
Поскольку исходя из характера спорного правоотношения, бремя доказывания наличия у налогоплательщика объекта налогообложения лежит на налоговым органе, то есть административном истце, поэтому судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, в связи с поступившими от административного ответчика возражениями, было предложено представить суду доказательства, на которых административный истец основывает свои требования, а именно доказательства принадлежности на праве собственности с 01.01.2016 по 31.12.2016 объекта налогообложения – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , в отношении которого исчислен земельный налог, в сумме, взыскиваемой по настоящему иску.
Вместе с тем, доказательств, подлежащих оценке судом по правилам ст. 84 КАС РФ, в подтверждение правомочий собственника у Рогожкина О.В. в 2016 году на вышеуказанный земельный участок, административным истцом в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлено. Ходатайств об оказании судом содействия в истребовании соответствующих сведений, который административный истец затрудняется получить самостоятельно без помощи суда, последним не заявлялось. Ходатайств об отложении рассмотрения дела в целях получения истребуемых налоговым органом сведений, в адрес суда также не поступало.
Вместе с тем, согласно Выписке из ЕГРН от 15.09.2021, представленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области в порядке межведомственного взаимодействия, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с КН №, расположенный в , в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Из справок администрации Дубовского сельсовета от 08.09.2021, 29.09.2021 следует, что право бессрочного пользования земельным участком с КН №, расположенным в , за Рогожкиным О.В. прекращено с 06.06.1994 года.
Таким образом, поскольку административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие у административного ответчика в 2016 году в собственности земельного участка, расположенного по адресу: , следовательно, суд приходит к выводу и о том, что налоговый орган не доказал наличие у Рогожкина О.В. обязанности налогоплательщика по уплате выставленной недоимки по земельному налогу за 12 месяцев 2016 года, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 286, 290, 293 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Амурской области к Рогожкину Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год, отказать.
В соответствии со ст.294 КАС РФ, решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.
Судья К.В. Ершова