НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миасского городского суда (Челябинская область) от 30.12.2016 № 2А-4324/2016

Дело № 2а- 4324/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Миасс, Челябинская область 30 декабря 2016 года

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Лыжиной В.И.,

при секретаре Ромасько Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседание административное дело по административному иску АО «Уральский завод пожарной техники» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственной инспекции труда в Челябинской области Сектора надзора и контроля по Миасскому округу о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области,

у с т а н о в и л:

АО «Уральский завод пожарной техники» (далее – АО «Уралпожтехника») обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области Сектора надзора и контроля по Миасскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области. В обоснование заявленных требований указало, ДАТА государственным инспектором по труду была проведена проверка юридического лица, по результатам которой выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства, с которым юридическое лицо в части пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 13,14,15,16,17,18 не согласно, т.к. положения предписания в указанной части незаконно возлагают на административного истца обязанности и противоречат требованиям трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Просит признать предписание Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР от ДАТА незаконным в части пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 13,14,15,16,17,18.

Представитель административного истца АО «Уралпожтехника» Никонов К.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области и заинтересованное лицо Главный инспектор труда Попов Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

АО «Уралпожтехника» является юридическим лицом и расположено по адресу АДРЕСА.

В соответствии с ч.1 ст.356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 ст.357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст. 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Федеральным законом от 25.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрен порядок организации и проведения плановой и внеплановой, документарной проверки.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения (приказа) от ДАТАНОМЕР в АО «Уралпожтехника» была проведена плановая, выездная проверка с целью защиты прав и интересов работников. По результатам проверки составлен акт проверки от ДАТАНОМЕР, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований трудового законодательства.

Распоряжение (приказ) от ДАТАНОМЕР о проведении АО «УралПожтехника» с ДАТА по ДАТА плановой выездной проверки поступило в адрес АО «УралПожтехника» ДАТА, что подтверждается уведомлением от ДАТАНОМЕР с отметкой о поступлении в АО «Уральский завод пожарной техники» от ДАТАНОМЕР.

Согласно ч. 12 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 (далее – Закон № 294-ФЗ) уведомление от ДАТАНОМЕР о проведении плановой выездной проверки в АО «Уралпожтехника» было направлено не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

По результатам проведенной плановой выездной проверки ДАТА в отношении юридического лица вынесено предписание от ДАТАНОМЕР, которым АО «Уралпожтехника» обязано устранить нарушения требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

на основании ст.ст. 21, 22, 57, 136, 148 ТК РФ в трудовых договорах заключенных с работниками (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО5
от ДАТА; слесарь механосборочных работ ФИО6, НОМЕР от ДАТА; слесарь-сантехник ФИО7, НОМЕР от ДАТА), а также во всех остальных трудовых договорах исключить наличие следующих нарушений: - не указаны нормы
выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника,

локальные нормативно-правовые акты: график отпусков на 2016 год, утвержденный генеральным директором; штатное расписание, утвержденное Решением совета директоров НОМЕР от
ДАТА, применять унифицированной формы. Основание требования: ст. 57 ТК РФ, постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных
форм первичной учётной документации по учёту труда, и его оплаты",

на основании требований ст. ст. 22, 212 ТК РФ представить штатное расписание АО «Уралпожтехника» с указанными в нём должностными окладами, тарифными ставками работников организации, составными частями заработной платы.

в отношении работающих инвалидов инженера технолога ФИО30, инженера конструктора ФИО8, слесаря сантехника ФИО9 обеспечить соблюдение требований ст. 116 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающей продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для инвалидов в количестве 30 календарных дней,

в форме расчётного листка, утвержденного работодателем приказом НОМЕР от ДАТА, без учёта мнения
представительного органа работников, обеспечить содержание, в полном объеме сведений, установленных действующим законодательством, в том числе обо всех составных частях
заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты
отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, а также обо всех размерах и об основаниях произведенных удержаний. Основание
требований: ст. 136 ТК РФ,

руководителям и специалистам организации провести обучение и проверку знаний по охране труда, по вновь введенным в действие нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда: Правила по охране труда при работе на высоте, например 2 и 3 группа: главный инженер ФИО10, начальник МЭО ФИО11, начальник цеха № 2 ФИО31; начальник цеха № 3 ФИО32, начальник экспериментального цеха ФИО12, бригадиры ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, в присутствии Государственного инспектора труда. Нарушение требований: ст. 212 ТК РФ, п.п. 2.3, 3, 3.3 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утверждённого постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от ДАТАНОМЕР, п.п. 7, 8 «Правила по охране труда при работе на высоте»,

работникам организации провести периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний по охране труда, основание требований: ст. 225 ТК
РФ", п. 2.2.2 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утверждённого постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29, в т.ч.: электрогазосварщики, водители автомобилей, литейщики, маляры, электромонтеры по ремонту оборудования, токари, фрезеровщики, слесари механо-сборочных работ,

разработать и утвердить программы проведения инструктажей на рабочем месте. Основание требований: ст. ст. 212, 225 ТК РФ, п. 2.1.4 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утверждённого постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003г № 1/29, п. 7 ГОСТ 12.0.004-90,

обеспечить работников, подлежащими обязательной сертификации, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами. Исключить при этом наличие следующих нарушений: сварщик ФИО18, не выданы защитная каска, куртка на утепляющей прокладке, сварщик ФИО19 не выдана защитная каска, водитель погрузчика ФИО20 не выданы защитная каска, куртка на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки и т.д. Основание требований: ст. ст. 212, 221 ТК РФ, п.п. 4, 5 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты",

в организации организовать стирку, читку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, обеспылевание, обезвреживание и ремонт, а также своевременно осуществлять химчистку, стирку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию, обеспылевание, обезвреживание спецодежды, спецобуви и других СИЗ, исключив при этом стирку работниками спецодежды самостоятельно. Основание требований: ст. 221 ТК РФ, п.п. 22, 30 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»,

на основании требований ст. 212 ТК РФ, п. 6 ст. 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ работодателю обеспечить размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда,

направить информацию о последствиях несчастного случая на производстве в Государственную инспекцию труда на слесаря механо-сборочных работ ФИО21, слесаря механо-сборочных работ ФИО22, а также по окончании временной нетрудоспособности пострадавших направлять информацию о последствиях несчастного случая на производстве в Государственную инспекцию труда. Основание требования: ст. 230.1 ТК РФ,

переоформить акт формы Н-1 НОМЕР от ДАТА на имя слесаря механо-сборочных работ ФИО22, при этом исключить наличие оформительских ошибок. Акт формы Н-1 НОМЕР от ДАТА на имя слесаря механо-сборочных работ ФИО22 приказом по организации отменить, изъять его у пострадавшего, составить новый акт, вручить его пострадавшему, а также поставить в известность об этом всех заинтересованных лиц и организации, при этом, в новом акте, исключить наличие следующих нарушений: в комиссию по расследованию несчастного случая не исключено уполномоченное лицо по охране труда; в комиссию по расследованию несчастного случая не включен представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников; фактически отсутствует описание краткой характеристики места (объекта), где произошел несчастный случай; не указаны опасные и (или) вредные производственные факторы, со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места несчастного случая; не указано оборудование, использование которого привело к несчастному случаю; обстоятельства несчастного случая описаны не в полном объёме, из них не возможно понять всю картину произошедшего несчастного случая; причина несчастного случая не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая; не верно установлены лица, допустивших нарушение требований охраны труда; мероприятие по устранению причин несчастного случая не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая, не обоснованно привлечен к дисциплинарной ответственности начальник цеха ФИО23, его вина не следует из указанного акта формы Н-l. Основание требований: ст. ст. 229, 229.2 Трудовой Кодекс Российской Федерации,

переоформить акт формы Н-l НОМЕР от ДАТА на имя слесаря механо-сборочных работ ФИО21, при этом исключить наличие оформительских ошибок. Акт формы Н-l НОМЕР от ДАТА на имя слесаря механо-сборочных работ ФИО21 приказом по организации отменить, изъять его у пострадавшего, составить новый акт, вручить его пострадавшему, а также
поставить в известность об этом всех заинтересованных лиц и организации, при этом, в новом акте, исключить наличие следующих нарушений: - в комиссию по расследованию несчастного случая не включено уполномоченное лицо по охране труда; - в комиссию по расследованию несчастного случая не включен представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников: фактически отсутствует описание краткой характеристики места (объекта), где произошея несчастный случай; - не указаны опасные и (или) вредные производственные факторы, со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места несчастного случая; - не указано оборудование, использование которого привело к несчастному случаю; - обстоятельства несчастного случая описаны не в полном объёме, из них не возможно понять всю картину произошедшего несчастного случая; - причина несчастного случая не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и не следует из них; - не установлены лица, допустивших нарушение требований охраны труда; - мероприятия по устранению причин несчастного случая не соответствуют фактическим обстоятельствам несчастного случая и не следуют из них, не имеют ответственных лиц, за их выполнение. Основание требования: ст. ст. 229, 229.2 "Трудовой Кодекс Российской Федерации",

обеспечить в организации наличие согласования разрабатываемой, проектной, конструкторской, технологической и другой документации, со службой охраны труда, исключив при этом наличие нарушений, например: Комплект документов на маршрутную карту цистерна изотермическая в сборе.. . от ДАТА; Комплект документов на маршрутную карту сварки от ДАТА. Основание требований: ст. 212 "ТК РФ", п. 7.6. "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" Постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14,

в имеющихся инструкциях по охране труда исключить наличие нарушений, каковые указаны в примере. «Инструкция № 1 по охране труда для работающих на гильотинных ножницах», с
дополнением № 1: разделы инструкции названы не верно; инструкции не согласованы с выборным органом работников; инструкции не закодированы. Основание требований: ст.
212 ТК РФ, постановление Министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2002 N2 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда",

расстановка и перестановка действующего технологического оборудования, отображенная на технологической планировке,
утвержденная работодателем, должна быть согласована со службой охраны труда. Технологические планировки на проектируемые и вновь строящиеся цехи и участки
холодной обработки металлов должны быть согласованы с территориальными органами государственного санитарного и пожарного надзора. Основание требований: ст. 212 ТК
РФ, п. 3.5 «Правила по охране труда при холодной обработке металла» ПОТ РМ 006-97,

над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС вывесить надписи (установленные знаки),
указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте. Основание требований: ст. 212 ТК РФ, п.п. 3.1.4, 3.4.2 "Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте" ПОТ РМ-027-2003,

электрические схемы проверять на соответствие факту не реже чем раз в два года, не допуская подобных нарушений: не проводятся периодические проверки, не реже чем 1 раз в 2 года, электрических (технологических) схем (чертежей) на соответствие факту (станок токарно-винторезный мод 1К625Д, зав. № 25915, согласно записям в руководство пол эксплуатации, начало эксплуатации произошло после ДАТА, кран подвесной электрический однобалочный общего назначения, паспорт НОМЕР, введен в эксплуатацию с ДАТА. Основание требований: ст. 212 ТК РФ, п.п. 1.8.3, 1.8.5 ПТЭЭП,

привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущении вышеперечисленных нарушений, приказом по организации. Об итогах привлечения известить после издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, копию представить в Главному государственному инспектору труда. Основание ст. 357 ТК РФ.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Из материалов дела следует, что жалоба на предписание от ДАТА в части пунктов 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 13,14,15,16,17,18, которые оспаривает юридическое лицо, поступила в суд ДАТА.

Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В ходе проведения выездной проверки ДАТА главным государственным инспектором труда Поповым Л.Н. для осуществления проверочных мероприятий были истребованы необходимые для проверки документы, указанные в распоряжении о проведении проверки, представителями АО «УралПожтехника» данные документы были представлены. Кроме того, в ходе проверки представителями Государственной инспекции труда в Челябинской области были
запрошены письменные пояснения по некоторым вопросам, возникшим в ходе изучения представленной работодателем документации. Данные объяснения в виде справок были представлены в Государственную инспекцию труда в Челябинской области (объяснение
инспектора по кадрам ФИО24 от ДАТА, Справка от ДАТА от ФИО25, объяснительная записка от начальника автопарка ФИО26 от ДАТА, пояснительная записка от ДАТА по поводу карточек выдачи спец. одежды и СИЗ, пояснительная записка зам. начальника ФИО27 от ДАТА, объяснение от инспектора по кадрам ФИО24 от ДАТА).

Согласно требований ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в
соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На основании требований ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, к которым относится Стандарт безопасности труда «Обеспечение
работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утверждённый приказом Минздравсоцразвития России № 1122н от 17 декабря 2010 г.

Согласно п.9 Стандарта нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.

При выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель обязан информировать работников о правилах их применения (п.10).

Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (п.12).

Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.

До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм (п.13).

Из пункта 1 предписания следует, что электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО5, слесарь механосборочных работ ФИО6, слесарь – сантехник ФИО7 а также во всех других трудовых договорах не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Представителем административного истца суду представлено заключение эксперта НОМЕР по результатам специальной оценки условий труда от ДАТА из которого следует, что в результате проведения специальной оценки условий труда в отношении 328 рабочих мест, рабочие места, на которых имеются вредные и (или) опасные условия труда отсутствуют, все 328 рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда, то есть указанные в п. 1 предписания работники занимаются работами, связанными с легкосмываемыми загрязнениями, что не оспаривается ответчиком.

Вместе с тем, в силу п. 20 Стандарта на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких
моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).

На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.

Таким образом, в случае выполнения работниками трудовой функции, связанной с легкосмываемыми загрязнениями, непосредственная выдача ему смывающих средств не является обязательной, поскольку выдача смывающих средств в данном случае непосредственно работнику может не производиться, соответственно, указание в трудовой договоре соответствующих норм выдачи также не является обязательным.

Из пояснений участников процесса следует, что в санитарно-бытовых помещениях или оборудованном месте (умывальник) работники обеспечены смывающими и обезвреживающими средствами, что стороной ответчика не оспорено.

Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении АО «Уралпожтехника» норм выдачи смывающих и обезвреживающих средств работникам, чья работа связана с легкосмываемыми загрязнениями, поэтому п. 1 предписания от ДАТА следует признать незаконным.

Разрешая исковые требования о признании незаконным п. 2 предписания от ДАТА суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим
Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или
специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или
соответствующим положениям профессиональных стандартов; режим рабочего времени и времени отдыха.

Исходя из данной нормы, в каждой организации должно быть штатное расписание, график отпусков.

Согласно действующему законодательству, работодатель должен оформлять штатное расписание, график отпусков, унифицированной формы, согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», либо согласно действующему законодательству, работодатель разрабатывает свои учетные формы первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, которые и применяет в работе.

Среди утвержденных унифицированных форм имеются "Штатное расписание" N Т-3 и "График отпусков" N Т-7. При этом с ДАТА формы первичных учетных документов, содержащиеся
в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (информация Минфина России N ПЗ-I0/2012).

Представленные истцом график отпусков на 2016 год и штатное расписание по своему содержанию соответствуют унифицированной форме № Т-7, хотя данная форма и не является обязательной к применению, поэтому требования предписания в этой части (п. 2) не могут быть признаны судом законными.

Разрешая исковые требования о признании незаконным п. 3 предписания от ДАТА суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях,
предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки.

Штатное расписание является локальным нормативным актом, организации. В нем должны содержаться наименования профессий либо должностей работников и должностных лиц организаций, а также составные части заработной платы данных работников,
определяется количество штатных единиц работников и должностных лиц организации.

Представленное в материалы дела штатное расписание АО «Уралпожтеника» не отвечает указанным требованиям, что является нарушением трудового законодательства при использовании работодателем такого штатного расписания, поэтому требования п. 3 предписания от ДАТА являются законными.

Разрешая исковые требования о признании незаконным п. 5 предписания от ДАТА суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В силу ст.372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Поскольку обязательная или рекомендуемая форма расчетного листка действующим законодательством не предусмотрена, работодатель разрабатывает его форму самостоятельно с учетом требований ч.1 ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела, а также пояснений представителя административного истца следует, что в АО «Уралпожтеника» представительный орган работников отсутствует, что не оспаривалось ответчиком, кроме того, следует, что в АО «Уралпожтеника» используется свой бланк расчетного листа, утвержденный приказом НОМЕР от ДАТА.

Расчетный листы выдаваемые работникам юридического лица, соответствуют утвержденной форме, содержат сведения о периоде работе, количестве отработанного времени, с указанием размера оклада, произведенных доплат и начислений (районный коэффициент, премии), сведений об удержаниях (аванс,ндфл), общей начисленной суммы, удержанной и суммы, подлежащей выдаче.

Таким образом, усматривается, что в АО «Уралпожтехника» используется свой бланк расчетного листка, при этом, имеющийся список граф листка не является исчерпывающим и определяется в каждом конкретном случае в соответствии с табелем учета рабочего времени работника, а также наличием дополнительных выплат, пособий, льгот, удержаний и пр., поэтому суд приходит к выводу, что данная форма расчетного листка не противоречит положениям ст.136 Трудового кодекса РФ.

При таком положении оспариваемый административным истцом п.5 предписания Государственной инспекции труда не может быть признан законным и обоснованным.

При разрешении требований истца о признании незаконным п. 6 предписания суд исходит из следующего.

Согласно ст.221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года N 1122н утверждены «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда».

Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда содержится в ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой к таким обязанностям относится обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Ст.225 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как следует из пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением от 13.01.2013 года № 1/129 Минтруда РФ и Минобразования РФ, обучение руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, наличии преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

При этом, комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов (п.3.4 Порядка).

Согласно п. 3.3 Порядка внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.

При введении в действие: Правила по охране труда при работе на высоте, по вновь введенным в действие нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда, согласно специфики, выполняемых процессов в организации.

В АО «Уралпожтехника» работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ на высоте: главный
инженер ФИО10, начальник МЭО ФИО11,
начальник цеха № 2 ФИО33, начальник цеха № 3 ФИО34, начальник экспериментального цеха ФИО12, выдающие наряды-допуски при выполнении работ на высоте; ответственные исполнители работ на высоте бригадиры ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО35, ФИО17, связанные с организацией и проведением работ на высоте в АО «Уралпожтехника», не прошли обучение и проверку знаний по охране труда при выполнении работ на высоте, что подтверждается исследованными материалами, а также справкой от ДАТА от ФИО25

Доводы истца, указанные в обоснование своих требований, в этой части основаны на неверном толковании норм права, поэтому судом не принимаются.

В соответствии с п. 7 Предписания на работодателя возложена обязанность работникам организации провести периодическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и проверку знаний по охране труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ к обязанностям работодателя относятся обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку
знаний требований охраны труда.

Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

На основании требований п. 2.2.2 "Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" утверждённого постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003г № 1/29 работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам
выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по

охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду
работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Кроме условий труда указанных в картах специальной оценки условий труда, имеются требования Правил по охране труда, согласно которым работники должны проходить обучение и проверку знаний по охране труда, в самой организации, а именно согласно п. 8 Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ к выполнению электросварочных и газосварочных работ допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный
предварительный медицинский осмотр, инструктажи по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний в установленном порядке. Периодическая проверка знаний проводится не реже одного раза в 12 месяцев.

Согласно п. 9.13 Межотраслевых правил по охране труда в литейном производстве ПОТ РМ-002-97: повышение работниками уровня знаний по безопасности труда и их аттестация должны осуществляться в организации через систему обучения и подготовки кадров и постоянно действующую комиссию организации по проверке знаний по охране
труда. В силу п. 9.15 данных правил работники, обслуживающие объекты с повышенной опасностью, должны проходить специальное обучение и проверку знаний с выдачей им соответствующих удостоверений на право выполнения этих работ.

Согласно п. 10.5 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003 работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и
методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами. Пунктом 10.19 данных Правил предусмотрено, что работники, занятые на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, допускаются к самостоятельной работе только после курсового обучения по
типовым программам, сдачи экзаменов в установленном порядке и получения удостоверения на право производства работ и обслуживания определенного оборудования.

Согласно п. 9.1 Правила по охране труда при холодной обработке металла ПОТ РМ 006-97 к эксплуатации оборудования и выполнению технологических процессов холодной обработки металлов допускаются лица соответствующей профессии, специальности и
квалификации, прошедшие обучение и инструктаж по охране труда.

К выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональные навыки, прошедшие обучение безопасным методам и приемам ведения таких работ и
получившие соответствующие удостоверения. Пунктом 9.2 данных правил предусмотрено, что все работники организации,
независимо от степени участия в производственном процессе, обязаны в соответствии с характером выполняемых работ, должны регулярно проходить инструктаж на рабочем месте и проверку знаний по охране труда. Лица, не прошедшие в установленном порядке
обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда или получившие неудовлетворительную оценку при квалификационной проверке, к самостоятельной работе не допускаются и в течение одного месяца должны пройти
повторную проверку (п. 9.10). Из п. 9.14 правил следует, что производственный персонал должен быть обучен приемам
освобождения человека от действия электрического тока и оказания пострадавшему доврачебной помощи, а также приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим при других несчастных случаях, а согласно п. 9.22 правил запрещается допуск к работе лиц, не прошедших в
установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Допущенные нарушения в этой части юридическим лицом не опровергаются представленными представителем истца инструкцией НОМЕР по организации проведения обучения и инструктажей по охране труда на предприятии, подтверждаются другими исследованными доказательствами, поэтому оснований для признания п. 7 Предписания незаконным нет.

Доводы представителя истца, изложенные в иске о том, что в виду отсутствия в организации рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, у истца отсутствует обязанность по проведению периодического обучения, являются несостоятельными и не освобождают истца от выполнения изложенной обязанности по проведению периодического обучения работников организации.

Разрешая требования истца о признании незаконным п. 8 предписания, суд пришел к следующему.

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда изложена в статье 212 Трудового кодекса РФ, указанной ранее. Обязанность работников проходить обучение предусмотрена ст. 225 ТК РФ.

Согласно п. 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 Порядка не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Согласно п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных
подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм, и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте содержится в приложении№ 5.

Доводы административного истца о том, что программа первичного инструктажа на рабочем месте является рекомендуемой, суд не принимает, т.к. в приложении № 5 к ГОСТ 12.0.004-90 указан только примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте, а не сама программа.

Ссылка административного истца на инструкцию НОМЕР п. 4.6, является несостоятельной, т.к. программы первичного инструктажа на рабочем месте составляются для отдельных профессий или
видов работ, т.е. это должно быть несколько программ.

Пунктом 9 Предписания от ДАТА на работодателя возложена обязанность обеспечить работников подлежащими обязательной сертификации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, в соответствии с установленными нормами.

Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Работодатель за счет своих средств
обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

В соответствии с п.4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а
также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Пунктом 5 Межотраслевых правил регламентировано, что предоставление работникам СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с п.13 Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с
обязательной персонификацией работника.

СИЗ выдаются работникам по нормам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2010 № 1104н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также
на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением».

В ходе проведения проверки государственным инспектором труда исследовались: фотографий норм выдачи СИЗ,
утвержденных работодателем от ДАТА (с дополнением к ним № 1 от ДАТА); лицевые карточки учета выдачи СИЗ оформленные на ФИО18, ФИО19, ФИО20; журнал учета выдачи СИЗ от ДАТА, и было установлено, что данным работникам не выданы СИЗ, установленные нормами работодателя. Электрогазосварщику п. 3 Норм выдачи СИЗ, утвержденных работодателем от
ДАТА (с дополнением к ним № 1 от ДАТА) соответственно, предусмотрена выдача защитной каски, куртки на утепляющей прокладке.

Водителю погрузчика п. 10 (п. 9) Норм выдачи СИЗ, утвержденных работодателем от ДАТА (с дополнением к ним № 1 от ДАТА) соответственно, предусмотрена выдача защитной каски, куртки на утепляющей прокладке, брюки на утепляющей прокладке, валенки и т.д.

Суд полагает, что на основании исследованных документов государственный инспектор в ходе проведения проверки пришел к правильному выводу о необеспечении в полном объеме указанных в п. 9 Предписания работников СИЗ.

При этом доводы истца о том, что защитные каски помещаются в места общего пользования и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной мены к другой, не свидетельствуют об обеспечении ими конкретных работников, с содержанием ссылки в личных карточках указанных работников.

Доводы о том, что спецодежда и спецобувь, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры будут выданы указанным работникам при наступлении низкотемпературного режима, также не свидетельствуют об отсутствии нарушения, т.к. индивидуальные средства защиты, подлежащие выдачи конкретному работнику, должны быть указаны в личной карточке, с указанием даты выдачи, периода его использования и др. В указанном случае данные сведения по конкретным работникам отсутствуют.

Согласно п.21 Межотраслевых правил, СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего
сезона.

Представителем истца не представлено доказательств организованного хранения сезонных СИЗ в организации, а доводы в этой части также не свидетельствуют об отсутствии допущенных нарушений.

Пунктами 13 и 14 предписания на работодателя возложена обязанность переоформить акты формы Н-1 НОМЕР и НОМЕР, а также другие документы, связанные с оформлением несчастных случаев на производстве работников ФИО22 и ФИО21

В соответствии со ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или его полномочный представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.

Согласно ст. 229.2 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает:

выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов;

фотографирование и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем;

предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Материалы расследования несчастного случая включают:

приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;

планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;

документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;

протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;

медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

другие документы по усмотрению комиссии.

Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.

На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Суд считает, что данные пункты предписания НОМЕР и НОМЕР в отношении работодателя, в которых содержатся конкретные требования к оформлению несчастных случаев и требования к устранению недостатков, выявленных государственным инспектором при их оформлении, полностью соответствуют требованиям Трудового кодекса РФ и потому подлежат исполнению в указанный в предписании срок, поскольку направлен на соблюдение прав и законных интересов работников ФИО22 и ФИО21

Согласно ст. 230 ТК РФ материалы расследования несчастного случая, акт формы Н-l хранятся в организации 45 лет. Неверно оформленный акт формы Н-l, в случае наступления стойкой потери профессиональной трудоспособности пострадавшего на протяжении указанного периода может привести к нарушению прав работника при назначении выплат по
потере трудоспособности.

Рассматривая законность п. 15 предписания от ДАТА о возложении на работодателя обязанности обеспечить в организации наличие согласования разрабатываемой, проектной, конструкторской, технологической и другой документации, со службой охраны труда, исключив при этом наличие нарушений, суд пришел к выводу, что требования, содержащиеся в нем являются законными и подлежат исполнению. Довод истца о том, что пункт 7.6 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 08 февраля 2000 г. № 14, которым для выполнения поставленных задач на Службу возлагается и функция по согласованию разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда, носят рекомендательный характер, и не имеет общеобязательного характера, не состоятельны.

Так, в ходе проведения проверки юридического лица государственным инспектором исследовался вопрос наличия, каких либо иных документов, свидетельствующих о выполнении данной нормы, в том числе с учетом пояснений специалиста по охране труда о том, что ни каких иных документов, кроме представленных техпроцессов не имеется. В указанных выше технологических процессах (картах) кроме того, что
отсутствует подпись специалиста по охране труда, также отсутствуют требования безопасности, которые необходимо соблюдать, при их выполнении.

Специалист по охране труда должен не только подписать (согласовать)
технологический процесс (карту), но и должен проверить полноту и правильность указания мер безопасности. В случае их отсутствия, как в данных техпроцессах, он обязан вернуть их на доработку, что не было сделано.

В такой ситуации работник, не ознакомленный с мерами безопасности, при выполнении техпроцесса, может получить травму либо трудовое увечье.

Оспариваемым пунктом № 16 предписания от ДАТА на работодателя возложена обязанность в имеющихся инструкциях по охране труда исключить наличие нарушений.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных
нормативных актов.

Ст. 209 ТК РФ не содержится понятия «безопасность», поэтому отсутствует твердая определенность указанного понятия, что вкладывал
работодатель в название раздела инструкции по охране труда, назвав его
«Общие требования безопасности». Для устранения неопределенности в п. 4.3 «Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»,
утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.12.2002 NQ 80 указано о том, что в межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать следующие разделы:

Общие требования охраны труда.

Требования охраны труда перед началом работы.

Требования охраны труда во время работы.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

Требования охраны труда по окончании работы.

Доводы административного истца о том, что работодатель может не пользоваться указанными выше Рекомендациями являются безосновательными, т.к. данные рекомендации направлены на обеспечение безопасности труда работников с целью соблюдения их прав на безопасные условия работы, а потому подлежат применению работодателем.

Разрабатываемые инструкции по охране труда должны оформляться и содержать в себе не только правильно названные разделы, но и прописывать все меры безопасности, которые обязан соблюдать работник, на всех этапах проведения работ (общие требования, подготовка, выполнение, аварийная ситуация, окончание). Также они должны быть
согласованы с главными специалистами организации.

В такой ситуации для работника заведомо создаются условия, при которых он может получить травму или трудовое увечье, поэтому оснований для признания пункта № 16 Предписания незаконным не имеется, работодателю необходимо внести указанные выше изменения в «Инструкцию № 1 по охране труда для работающих на гильотинных ножницах с дополнением № 1».

Суд также не находит оснований для признания незаконным п. 17 Предписания от ДАТА, которым на работодателя возложена обязанность по согласованию со службой охраны труда расстановки и перестановки действующего технологического оборудования, отображенной на технологической планировке, утвержденной работодателем.

Технологические планировки на проектируемые и вновь строящиеся цехи и участки холодной обработки металлов должны быть согласованы с территориальными органами государственного санитарного и пожарного надзора.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить:

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья.

Для выполнения данных обязанностей п. 3.5 Правил по охране труда при
холодной обработке металла ПОТ РМ 006-97 установлено, что расстановка и перестановка действующего технологического оборудования должны отображаться на технологической планировке, утверждаемой работодателем по согласованию с главными специалистами и службой охраны труда. Технологические планировки на проектируемые и вновь
строящиеся цехи и участки холодной обработки металлов должны быть согласованы с территориальными органами государственного санитарного и пожарного надзора.

Доводы, изложенные истцом в административном исковом заявлении, опровергаются материалами проведенной проверки и представленным им же планом расстановки и перестановки действующего технологического оборудования, который не согласован со службой охраны труда.

Доводы, изложенные истцом в обоснование незаконности п. 18 Предписания от ДАТА о том, что поскольку организация не является автотранспортной организацией, организацией, предоставляющей услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверки технического состояния автотранспортных средств, перевозку грузов и пассажиров не осуществляет, поэтому обязанность вывесить надписи (установленные знаки), указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте над въездными воротами в помещениях для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС необосновано вменена юридическому лицу, суд признает несостоятельными.

Согласно пункту 1.1.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, указанные Правила распространяются на работников автотранспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния
автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные, шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильных
транспортом, в части требований, изложенных в подразделе 2.4 указанных Правил.

Согласно п. 3.1.4. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС должны быть вывешены надписи (установленные знаки), указывающие максимально допустимый по условиям безопасности
габарит АТС по высоте.

Пункт 3.4.2. Правил устанавливает, что в местах проезда и хранения АТС высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту АТС и должна быть не менее 2,0 м.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АО «Уралпожтехника» видами деятельности данного общества являются, в том числе, производство автомобилей специального назначения, торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами, торговля оптовая прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств.

В ходе проведения проверки государственным инспектором было установлено, что АО «Уралпожтехника» изготавливает пожарные автомобили, в её штате имеются водители легковых автомобилей, водитель генерального директора, слесарь по ремонту автомобилей, заместитель генерального директора по транспорту и общим вопросам. Поставки комплектующих в АО «Уралпожтехника» осуществляются автомобильным
транспортом, разгрузка их осуществляется в цехах организации. Доказательств обратного истцом не представлено, поэтому с целью соблюдения прав работников на безопасные условия труда, выявленные в ходе проведения проверки нарушения в указанной части подлежат устранению.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Соответственно, установив нарушения трудового законодательства, государственный инспектор труда, вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности работников.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание государственного инспектора труда НОМЕР от ДАТА носит законный и обоснованный характер, кроме пунктов 1, 2, 5, которые суд признает незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным п.1, п.2, п.5 предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР от ДАТА.

В удовлетворении остальной части административного иска АО «Уральский завод пожарной техники» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственной инспекции труда в Челябинской области Сектора надзора и контроля по Миасскому округу о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР от ДАТА отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий