НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миасского городского суда (Челябинская область) от 21.05.2014 № 2-1594/2014

  Дело 2-1594/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 21 мая 2014г.

 Миасский городской суд Челябинской области в составе:

 Председательствующего судьи Рогожкиной Л.А.

 При секретаре Валетовой Е.В.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшова Игоря Алексеевича к Министерству здравоохранения Челябинской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление здравоохранения «Миасского городского округа. Министерству финансов Челябинской области о взыскании денежных сумм,

 Установил:

 Кудряшов И.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Челябинской области, МКУ «Управление здравоохранения» Миасского городского округа, Министерству финансов Челябинской области о взыскании солидарно ... руб. в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов, ... руб. компенсации морального вреда.

 В обоснование иска указал, что является инвалидом ... группы по причине «...», имеет ... заболевание. Лечащим врачом ... диспансера ему был выписан препарат «...». Истец имеет право на бесплатное обеспечение указанным препаратом. Пользуясь данным правом истец обратился в поликлинику по месту своего жительства, где расположен аптечный пункт. При этом его справки были приняты, однако препарат выдан не был ввиду его отсутствия на складе. По указанной причине истец был вынужден приобретать препарат за свой счет, всего за период с ДАТА по ДАТА он приобрел препарат на сумму ... руб. Считает, что ответчики должны возместить ему эти расходы. Также считает, что ответчики, нарушившие его право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, должны компенсировать ему моральный вред в размере ... руб.

 Истец Кудряшов И.А. в судебном заседании не участвовал, просит рассматривать дело без его участия.

 Представитель истца Гибадуллина И.С. в судебном заседании иск поддержала.

 Представитель ответчика МКУ «Управление здравоохранения» Миасского городского округа Саитгалин К.И. в судебном заседании иск не признал, поскольку учреждение является ненадлежащим ответчиком по иску. Пояснил, что Кудряшов И.А. является льготником для получения лекарственного средства согласно ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и должен обеспечиваться в соответствии со стандартами медицинской помощи В Управление лекарственного обеспечения и медицинской техники Министерства здравоохранения Челябинской области неоднократно были направлены дополнительные персонифицированные заявки на лекарственные препараты, рекомендованные ... пациенту Кудряшову И.А. за .... Само управление не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности и не выписывает рецепты на приобретение лекарственных препаратов, соответственно материально-правовые требования к МКУ «Управление здравоохранения» предъявлены необоснованно.

 Представитель ответчика Министерства финансов Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о слушании дела извещен, просит рассматривать дело без участия представителя. В отзыве указал, что Минфин является ненадлежащим ответчиком, поскольку никаких взаимоотношений с инвалидами не имеет, в том числе по предоставлению им лекарственных средств. В соответствии с п.7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области Минздрав выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, а также организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном порядке, лекарственными препаратами. Минздрав Челябинской области самостоятельно распоряжается денежными средствами, поступившими из бюджета Российской Федерации, на обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан. Министерство финансов Челябинской области полномочиями распоряжаться указанными денежными средствами не наделено.

 Представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о слушании дела извещен. В отзыве по иску указал, что за ... год Кудряшов И.А. получил лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача по программе ... упаковок на сумму ..., в ... году обеспечен лекарственными препаратами ... упаковки на сумму ... в том числе международным непатентованным наименованием ... – ... упаковка. Для обеспечения Кудряшова И.А. в Министерство здравоохранения представлена дополнительная персонифицированная заявка на указанный лекарственный препарат ... упаковки. По дополнительной персонифицированной заявке ДАТА в аптечную организацию МБУЗ «Городская больница НОМЕР отгружен лекарственный препарат ... – ... упаковка. Дальнейшее обеспечение лекарственным препаратом будет осуществляться в условиях ГБУЗ «...».

 Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа в судебном заседании не участвовал, о слушании дела извещен, просит рассматривать дело без участия представителя.

 Представитель третьего лица ОАО « Областной аптечный склад» в судебном заседании не участвовал, о слушании дела извещен, просит рассматривать дело без участия представителя. В отзыве по иску указал, что в заявку МГУ «Городская больница НОМЕР» на ... год была включена ... упаковка препарата .... Данный препарат был отпущен ДАТА Кудряшову И.А. по рецепту. Кроме того, по распоряжению Министерства здравоохранения Челябинской области, по накладной от ДАТА в аптечный пункт ОАО «Областной аптечный склад», осуществляющей обеспечение льготных категорий граждан дополнительно была отписана из резерва ... упаковка .... При обращении истца в аптечный пункт с рецептом, он будет обеспечен указанным препаратом.

 Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав все материалы дела, суд считает, что иск Кудряшова И.А. подлежит удовлетворению частично.

 Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

 К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения (ст. 16 Закона N 323-ФЗ).

 В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 73 Закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон N 178-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

 В силу ст. 6.1 Закона N 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.

 В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с п. 1.1 ч. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ст. 6.2 Закона N 178-ФЗ).

 Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ст. 6.3 Закона N 178-ФЗ).

 Статьей 53 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) предусмотрено, что организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке аптечным организациям.

 Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665, содержит указание на лекарственный препарат с международным непатентованным или химическим или торговым наименованием "...".

 В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в ст. ст. 6.1 и 6.7 Закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

 Порядком отпуска лекарственных средств, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785, предусмотрено, что отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (п. 1.3). Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами (п. 1.4). Рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию) (п. 2.13).

 Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

 В Приложении N 1 к Постановлению от 30 июля 1994 года N 890 в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.

 Так в Разделах "Группы населения" и "категории заболеваний" указаны "инвалиды I группы" и "онкологические заболевания" соответственно, а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - "все лекарственные средства".

 Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856, от 22 октября 2012 года N 1074 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (включая территориальные Программы обязательного медицинского страхования).

 Материалами дела установлено, что Кудряшов И.А. является инвалидом ... группы по причине «...», что подтверждается справкой МСЭК ( л.д.5).

 Лечащим врачом ... диспансера истцу назначено лечение препаратом «...» ... раз в месяц ( л.д.7,8).

 ДАТА МКУ «Управление здравоохранения» Миасского городского округа направлена в Министерство здравоохранения Челябинской области дополнительная персонифицированная заявка на лекарственный препарат «...» для больного Кудряшова И.А.(л.д.55,56).

 Аналогичные заявки были направлены также ДАТА ДАТА и ДАТА ( л.д. 57-62).

 Из объяснений сторон в судебном заседании установлено, что ввиду отсутствия на складе препарата «...» на истца рецептурный бланк по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от ДАТА НОМЕР не заполнялся, лекарственный препарат не выдавался ( л.д.69).

 В силу ст.4.1 ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе осуществление закупок лекарственнызх препаратов, организация обеспечения населения лекарственными препаратами.

 Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Таким образом, лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечиваются в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств субвенций из федерального бюджета.

 В силу ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

 В соответствии с п.7 Положения о Министерстве здравоохранения Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 27.07.2004г. № 383 Министерство выступает Главным распорядителем и получателем средств областного бюджета, а также организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги в установленном законодательством порядке, лекарственными препаратами.

 Таким образом, поскольку Кудряшов И.А., имея ... заболевание и являясь инвалидом ... группы имеет право на бесплатное получение лекарственного препарата «...», нуждаемость в этом препарате подтверждена медицинскими документами, в Министерство здравоохранения Челябинской области направлялись персонифицированные заявки на истца на обеспечение препаратом, фактически этот препарат истцу предоставлен не был и был приобретен им за счет собственных средств, суд считает правомерным требования Кудряшова И.А. о возмещении ему убытков.

 Истцом был приобретен препарат «...» на сумму ... руб., в том числе: ДАТА по цене ... руб., ДАТА по цене ... руб, ДАТА по цене ... руб., ДАТА по цене ... руб, ДАТА по цене ... руб, ДАТА по цене ... руб., что подтверждается кассовыми чеками, декларациями о соответствии лекарственного средства требованиям ФСП, Сертификами соответствия требованиям ФСП ( л.д.9-40).

 Из указанной суммы суд считает необходимым исключить ... руб. за препарат, приобретенный ДАТА по цене ... руб, так как по сообщению ОАО «Областной аптечный склад» истцу препарат «...» уже ДАТА был отпущен со склада по рецепту НОМЕР, впоследствии ДАТА препарат был отпущен истцу по распоряжению Министерства здравоохранения Челябинской области по накладной НОМЕР ( л.д.81).

 Так как Министерство здравоохранения Челябинской области самостоятельно распоряжается денежными средствами, поступившими из бюджета Российской Федерации на обеспечение лекарственными препарами, то суд считает, что убытки в сумме ... руб. истцу должны быть возмещены Министерством здравоохранения Челябинской области за счет средств субвенций из федерального бюджета.

 В соответствии со ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом.

 На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 Согласно ст. 1071 ГК РФ указанный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

 Рассматривая дело, суд пришел к выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения требований Кудряшова И.А. о взыскании компенсации морального вреда не имеется.

 В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальные благам, незаконность и неправомерность действий ответчиков в рассматриваемом случае возлагается на истца. Более того истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между неправомерными и незаконными действиями, указанных организаций и имеющимся у истца моральным вредом.

 В данном случае истцом не представлены доказательства причинения истцу морального вреда и наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями ответчиков, а также истцом не приведено оснований для возложения на ответчиков ответственности в солидарном порядке.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Решил:

 Взыскать с Министерства здравоохранения Челябинской области за счет средств субвенций из федерального бюджета в пользу Кудряшова Игоря Алексеевича ... в возмещение расходов на приобретение лекарств, в остальной части иска о взыскании расходов, компенсации морального вреда отказать.

 В иске Кудряшова Игоря Алексеевича к Муниципальному казенному учреждению «Управление здравоохранения» Миасского городского округа, Министерству финансов Челябинской области о взыскании денежных сумм отказать.

 Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий: