НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миасского городского суда (Челябинская область) от 19.04.2017 № 12-60/2017

Дело № 12-60/2017

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2017 года г. Миасс, Челябинская область

Судья Миасского городского суда Челябинской области Лыжина В.И.,

при секретаре Ромасько Е.А.,

рассмотрев в помещении Миасского городского суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «С-Нефть» на постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА юридическое лицо ООО «С-Нефть» привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35000 рублей.

ООО «С-Нефть» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, считая его необоснованным, т.к. формулировка квалификации правонарушения не соответствует конкретным действиям, указанным в протоколе об административном правонарушении и самом постановлении. Исходя из действий, указанных в протоколе об административном правонарушении и самом постановлении, в вину ООО «С-Нефть» не вменялась неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, тем не менее, общество признано виновным в совершении указанных действий. Постановление не содержит четкой квалификации правонарушения. Доказательств выплаты заработной платы работникам 31.07 и 31.08 в материалы дела не представлено, поэтому правонарушения в части невыплаты заработной платы в установленные сроки отсутствует. Действия юридического лица по заключению трудовых договоров и дополнений к ним с работниками ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО12, ФИО7, ФИО8 совершены до 03.10.2016 г., как и выплата заработной плата в июле и августе 2016 года, то есть вступления в законную силу изменений в КоАП РФ в части установления ответственности ст. 5.27 ч. 6 КоАП РФ, в связи с чем юридическое лицо не может быть привлечено к ответственности по указанной части статьи, т.к. указание в протоколе и постановлении о дате совершения правонарушения -21.10.2016 г. ошибочно. Постановление не содержит полного перечня доказательств, а при назначении наказания должностным лицом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, учтено отрицание вины в полном объеме.

В судебном заседании защитник юридического лица ООО «С-Нефть» ФИО9 доводы жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе, указал, что согласно представленным документам 31 июля и 31 августа 2016 г. производилась выплата части работникам отпускных денежных средств, а не заработной платы, как указано должностным лицом.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1, представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ранее в судебном заседании ФИО1 указала, что доводы жалобы являются необоснованными, поддержала письменный отзыв.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, судья считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Из пояснений лиц участвующих в деле, исследованных материалов дела установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДАТАНОМЕР в отношении ООО «С-Нефть» в период с ДАТА по ДАТА была проведена внеплановая документарная проверка с целью защиты прав и интересов работников (л.д. 55-56).

Уведомление о проведении проверки с копией распоряжения было получено лично законным представителем юридического лица 05.10.2016 г. (л.д.55).

Согласно акту от 21.10.2016 г. в ходе проведенной проверки в отношении ООО «С-Нефть» были выявлены нарушения трудового законодательства (л.д. 63-65).

20.10.2016 года юридическое лицо было уведомлено о необходимости явиться в Государственную инспекцию труда в Челябинской области 21 октября 2016 года в 09.30 часов для ознакомления с результатами проверки, получения материалов проверки и составления протоколов об административных правонарушениях (л.д. 62).

21 октября 2016 года в отношении ООО «С-Нефть» временно исполняющим обязанности главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ с участием законного представителя юридического лица (л.д. 10-14).

Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 24.10.2016 г. в 09.10 ч. от 21.10.2016 г. с приложенными документами (актом, протоколом и др.) были вручены законному представителю юридического лица 21.10.2016 г. (л.д. 15-16).

По ходатайству защитника юридического лица от 24.10.2016 г. рассмотрение административного дела было отложено на 26.10.2016 г. (л.д.21-22).

ДАТА государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Общество в связи с выявленными нарушениями (2 пункта) по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей (л.д. 25-28).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной государственным инспектором труда, что также установлено в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности, выявлено, что ООО «С-Нефть» нарушило требования трудового законодательства, а именно:

1.В нарушение ст. 136 Трудового кодекса РФ в июле, августе 2016 года заработная плата работникам выплачена с нарушением срока. Согласно представленной в Государственную инспекцию труда справке о выплате заработной плате по состоянию на 17.10.2016 г., сроки выплаты заработной платы в ООО «С-Нефть» - 30 и 15 числа месяца, а заработная плата работникам в июле и августе 2016 года выплачена соответственно 31.07.201 6 г. и 31.08.2016 г.

2. В нарушение ст. ст. 133, 133.1, 135 и Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2016 год, размер оплаты труда следующих работников: ФИО2 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО3 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО11 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО4 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО5 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО6 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО13 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО12 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО7 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), ФИО8 (трудовой договор с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР), в соответствии с трудовыми договорами и штатным расписанием от ДАТАНОМЕР ниже установленного минимального размера оплаты труда в Челябинской области.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности.

На основании части 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

В силу ст. 133.1 Трудового кодекса РФ Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2016 год установлена на территории Челябинской области с 1 января 2016 года минимальная заработная плата в организациях внебюджетного сектора экономики в размере 9200 рублей.

Вина лица привлекаемого к административной ответственности должна быть установлена и доказана административным органом с помощью собранных по делу доказательств. Кроме того, факт наличия вины, ее сущность и признаки должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, путем изложения в нем мотивов и оснований, по которым лицо, принявшее решение, пришло к выводу о ее наличии.

При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.

Как следует из протокола об административном правонарушении и постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности ООО «С-Нефть» в июле и августе 2016 года выплатило заработную плату работникам с нарушением сроков.

Правилами внутреннего трудового распорядка ООО «С-Нефть», утвержденных 03.04.2016 г. по состоянию на июль, август 2016 года конкретные сроки выплаты заработной платы работникам не установлены, т.к. приказ № 21 о внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка об установлении сроков выплаты заработной платы не позднее 15 и 30 числа каждого месяца был подписан директором 01.10.2016 г.

Исходя из справки о выплате заработной платы по состоянию на 17.10.2016 г. (л.д. 35) три работника: ФИО7, ФИО12 и ФИО13 выходили в отпуск с 03.09.2016 г., 31.08.2016 г. им были выплачены отпускные денежные средства, что также нашло свое подтверждение в платежной ведомости формы № Т-53 НОМЕР от ДАТА, при этом этим же работникам заработная плата за июль 2016 г. была выплачена 12.08.2016 г. (платежная ведомость НОМЕР от ДАТА) и аванс за август 2016 г. 29 августа 2016 г. (платежная ведомость НОМЕР от ДАТА).

Исходя из пояснений защитника юридического лица следует, что работникам ФИО11, ФИО14 и ФИО8 31 июля 2016 года также были выплачены отпускные денежные средства (платежные ведомости от ДАТАНОМЕР, НОМЕР, НОМЕР). При этом этим же работникам заработная плата за июнь 2016 г. была выплачена 13.07.2016 г. (платежные ведомости от ДАТАНОМЕР, НОМЕР, НОМЕР) и аванс за июль 2016 г. 29 июля 2016 г. (платежные ведомости от ДАТАНОМЕР, НОМЕР, НОМЕР).

Таким образом, из представленных документов не следует, что юридическим лицом было допущено нарушение сроков выплаты заработной платы 31 июля и 31 августа 2016 г., поэтому из мотивировочно -описательной части постановления НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА данное указание подлежит исключению.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В данном случае, поскольку должностным лицом вменяется в вину юридического лица нарушение сроков выплаты заработной платы в июле и августе 2016 года, то правонарушение в этой части не является длящимся, поэтому в случае наличия состава правонарушения действия (бездействия) юридического лица следовало квалифицировать по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 03.10.2016 г.).

Исключение выводов должностного лица о виновности юридического лица в части выплаты с нарушением срока заработной платы работникам в июле, августе 2016 года (при чем должностным лицом не указано, в отношении каких именно работников допущено данное нарушение) не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку в остальной части выводы должностного лица об установлении заработной платы конкретным работникам ниже установленного минимального размера оплаты труда в Челябинской области являются верными.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом не верно указана дата совершения административного правонарушения ООО «С-Нефть», которая является датой выявления правонарушения, равно как и доводы о том, что трудовые договоры были заключены до 03.10.2016 г., то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ, установившего ответственность за данное нарушение ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

С учетом положений ст. 1.7 КоАП РФ, правонарушение, совершенное ООО «С-Нефть» по установлению заработной платы работникам ниже минимального размера оплаты труда в Челябинской области, является длящимся, выявлено было в ходе проведения проверки в отношении юридического лица уже после внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ в ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, поэтому ООО «С-Нефть» подлежит ответственности по новым нормам КоАП РФ.

Доводы защитника о том, что в связи с тем, что у работников установлена повременная оплата труда, размер заработной может быть менее минимального размера оплаты труда являются несостоятельными, поскольку даже в случае установления повременной системы оплаты труда Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Доводы жалобы юридического лица о необоснованной квалификации действий юридического лица по всем составам ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ заслуживают внимание. Поскольку обвинение должно быть конкретно, содержать однозначную формулировку квалификации правонарушения, то с учетом исследованных доказательств, указание должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении о виновности юридического лица в совершении правонарушения, в том числе, в невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, является излишним, и подлежит исключению.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, содержит перечень доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности юридического лица, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел, поскольку в соответствии с ч 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении проведено должностным лицом в соответствии с установленной процедурой, с соблюдением прав, гарантированных участникам производства по делам об административных правонарушениях.

Грубых нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену вынесенного постановления, при рассмотрении дела допущено не было.

В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Однако, суд считает, что административным органом при назначении административного штрафа неправомерно было учтено в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельство – отрицание вины в полном объеме, которое подлежит исключению.

Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления возможно только в случае если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, с учетом исключения из постановления излишне вмененной части обвинения, обстоятельства, отягчающего ответственность, суд считает подлежащим снижению размер административного наказания в виде штрафа до 30000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО1 НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА в отношении Общества с ограниченной ответственностью «С-Нефть» о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить из постановления указание на совершение ООО «С-Нефть» административного правонарушения в части нарушения срока выплаты заработной платы работникам в июле, августе 2016 года; указание на квалификацию правонарушения в части невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, исключить указание на наличие отягчающего обстоятельства – продолжение противоправного деяния, не смотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (отрицание вины в полном объеме), назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «С-Нефть» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Судья