НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Миасского городского суда (Челябинская область) от 17.04.2017 № 12-61/2017

Дело № 12-61/2017

РЕШЕНИЕ

17 апреля 2017 года г. Миасс, Челябинская область

Судья Миасского городского суда Челябинской области Лыжина В.И.,

при секретаре Ромасько Е.А.,

рассмотрев в помещении Миасского городского суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «С-Нефть» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Закирзяновой Ю.А. от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА Общество с ограниченной ответственностью «С-Нефть» (далее ООО «С-Нефть, Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 65000 рублей.

ООО «С-Нефть» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, т.к. действия Общества квалифицированы должностным лицом как «Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора», что не соответствует конкретным действиям, указанным в протоколе об административном правонарушении и постановлении. Все действия по заключению трудовых договоров были совершены юридическим лицом до 03.10.2016 г., то есть до установления ответственности за них, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, внесенной законом, вступившим в законную силу с 03.10.2016 г. Указание в протоколе на время совершения правонарушения как на время его обнаружения ошибочно. Постановление не содержит полного перечня доказательств, а при назначении наказания должностным лицом в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность, учтено отрицание вины в полном объеме.

В судебном заседании защитник юридического лица ООО «С-Нефть» Корнилов А.В. доводы жалобы поддержал по основаниям, указанным в жалобе.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Закирзянова Ю.А. в судебном заседании доводы жалобы считает необоснованными, поддержала письменные пояснения.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, судья считает жалобу подлежащей частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со ст. 1 ТК РФ, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Из пояснений лиц участвующих в деле, исследованных материалов дела установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДАТАНОМЕР в отношении ООО «С-Нефть» в период с 29.09.2016 г. по 26.10.2016 г. была проведена внеплановая документарная проверка с целью защиты прав и интересов работников (л.д. 8-10).

Уведомление о проведении проверки с копией распоряжения было получено лично законным представителем юридического лица 05.10.2016 г. (л.д. 8).

По результатам проверки должностным лицом Государственной инспекции труда в Челябинской области в отношении ООО «С-Нефть» составлен акт проверки НОМЕР от ДАТА, согласно которому при проведении проверки были выявлены нарушения трудового законодательства (л.д. 18-20), вынесено предписание (л.д. 25-27).

20.10.2016 года юридическое лицо было уведомлено о необходимости явиться в Государственную инспекцию труда в Челябинской области 21 октября 2016 года в 09.30 часов для ознакомления с результатами проверки, получения материалов проверки и составления протоколов об административных правонарушениях (л.д. 17).

ДАТА в отношении ООО «С-Нефть» временно исполняющим обязанности главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ с участием законного представителя юридического лица (л.д. 28-32).

Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 24.10.2016 г. в 09.00 ч. от 21.10.2016 г. с приложенными документами (актом, протоколом и др.) были вручены законному представителю юридического лица 21.10.2016 г. (л.д. 33-34).

По ходатайству защитника юридического лица от 24.10.2016 г. рассмотрение административного дела было отложено на 26.10.2016 г. (л.д.17-18).

ДАТА государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Закирзяновой Ю.А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Общество в связи с выявленными нарушениями (5 пунктов) по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 65000 рублей (л.д. 55-59).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной государственным инспектором труда, что также установлено в постановлении о привлечении юридического лица к административной ответственности, выявлено, что ООО «С-Нефть» нарушило требования трудового законодательства, а именно:

В нарушение ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовых договорах: Трудовом договоре с директором ООО "С-Нефть" от ДАТА, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с главным бухгалтером от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от НОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с заправщиком АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовой договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР отсутствуют обязательные для включения в трудовые договоры условия труда на рабочем месте;

В нарушение ст. 57, 136 Трудового кодекса РФ в трудовых договорах: Трудовом договоре с директором ООО "С-Нефть" от ДАТА, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с главным бухгалтером от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от НОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с заправщиком АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовой договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР отсутствуют обязательные для включения условия оплаты труда (в том числе о доплатах, надбавках и поощрительных выплат, о конкретных днях выплаты заработной платы;

В нарушение ст. 57 Трудового кодекса и п. 9 Приказа № 1122н от 17.12.2010 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» в трудовых договорах: Трудовом договоре с директором ООО "С-Нефть" от ДАТА, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с главным бухгалтером от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от НОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с заправщиком АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовой договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР не прописаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника;

В нарушение ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре с директором ООО "С-Нефть" от ДАТА отсутствуют обязательные для включения в трудовой договор условия, как дата начала работы, место работы, условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

В нарушение ст. 67 Трудового кодекса РФ на экземплярах следующих трудовых договоров: Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с главным бухгалтером от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от НОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с заправщиком АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовом договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, Трудовой договоре с оператором АЗС от ДАТАНОМЕР, хранящихся у работодателя, отсутствуют подписи работников (отметки о получении), свидетельствующие о том, что экземпляры трудовых договоров получены работниками.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Стандарты безопасности труда - правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условия труда на рабочем месте;

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Согласно п. 9 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», являющегося приложением к Приказу Минздравсоцразвития России № 1122н от 17.12.2010 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.

В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В соответствии со ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Вина лица привлекаемого к административной ответственности должна быть установлена и доказана административным органом с помощью собранных по делу доказательств. Кроме того, факт наличия вины, ее сущность и признаки должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, путем изложения в нем мотивов и оснований, по которым лицо, принявшее решение, пришло к выводу о ее наличии.

При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом установлены все фактические обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, подлежащие доказыванию, дана юридическая оценка действиям юридического лица и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ – ненадлежащее оформление трудового договора, и виновности ООО «С-Нефть» в его совершении.

Доводы жалобы юридического лица о необоснованной квалификации действий юридического лица в части уклонения от оформления трудового договора заслуживают вниманию. Поскольку обвинение должно быть конкретно, содержать однозначную формулировку квалификации правонарушения, то с учетом исследованных доказательств, указание должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении о виновности юридического лица в совершении правонарушения, в том числе, в виде уклонения от оформления трудового договора является излишним, и подлежит исключению.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, содержит перечень доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности юридического лица, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для этой категории дел, поскольку в соответствии с ч 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом не верно указана дата совершения административного правонарушения ООО «С-Нефть», которая является датой выявления правонарушения, равно как и доводы о том, что трудовые договоры были заключены до 03.10.2016 г., то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ, установившего ответственность за данное нарушение ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Правонарушение, совершенное ООО «С-Нефть», является длящимся, выявлено было в ходе проведения проверки в отношении юридического лица уже после внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ в ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, поэтому ООО «С-Нефть» подлежит ответственности по новым нормам КоАП РФ, при этом при должной внимательности и осмотрительности юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по приведение в соответствии трудовых договоров и устранения допущенных нарушений на момент проведения проверки.

Производство по делу об административном правонарушении проведено должностным лицом в соответствии с установленной процедурой, с соблюдением прав, гарантированных участникам производства по делам об административных правонарушениях.

Грубых нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, при рассмотрении дела допущено не было.

В силу пункта 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Однако, суд считает, что административным органом при назначении административного штрафа неправомерно было учтено в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельство – отрицание вины в полном объеме, которое подлежит исключению.

Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение постановления возможно только в случае если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, с учетом исключения из постановления излишне вмененной части обвинения, обстоятельства, отягчающего ответственность, суд считает подлежащим снижению размер административного наказания в виде штрафа до 50000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Закирзяновой Ю.А. НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА в отношении Общества с ограниченной ответственностью «С-Нефть» о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить из постановления указание на совершение ООО «С-Нефть» административного правонарушения по уклонению от оформления трудового договора, исключить указание на наличие отягчающего обстоятельства – продолжение противоправного деяния, не смотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (отрицание вины в полном объеме), назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР по делу об административном правонарушении от ДАТА оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «С-Нефть» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Судья ...

...

...

...

...