НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Междуреченского городского суда (Кемеровская область) от 13.01.2019 № 2А-456/19

Дело № 2а-456/2019

(УИД 42RS0013-01-2019-000357-53)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего:

судьи Эглит И.В.,

при секретаре Рац Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

05 апреля 2019 года

административное дело по административному иску публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» к Отделу федерального государственного надзора в г. Междуреченске государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания № 42/12-707-19-И от 24 января 2019 года,

установил:

Публичное акционерно общество «Угольная компания «Южный Кузбасс» (далее - ПАО «УК «Южный Кузбасс») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Отделу федерального государственного надзора в г. Междуреченске государственной инспекции труда в Кемеровской области о признании незаконным предписания № 42/12-707-19-И от 24.01.2019 г.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Кемеровской области Летаевой И.М., ПАО «УК «Южный Кузбасс» выдано предписание № 42/12-707-19-И от 24.01.2019 г., которым ПАО «УК «Южный Кузбасс» предписано устранить нарушения трудового законодательства, а именно: в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при несвоевременной выплате сумм, причитающихся П.С.А., произвести уплату процентов (денежной компенсации); в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечить оплату П.С.А. за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере за период 2016, 2017, 2018 годы согласно фактически отработанному времени; в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечить письменное согласие работников на привлечение к сверхурочной работе; в соответствии со ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации оплатить П.С.А. сверхурочные часы согласно путевым листам легкового автомобиля «<данные изъяты>» за период 2016, 2017, 2018 годы.

Административный истец - ПАО «УК «Южный Кузбасс» считает предписание незаконным и необоснованным, поскольку ПАО «УК «Южный Кузбасс» П.С.А. была произведена оплата в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации за работу в выходные дни или нерабочие дни.

Исходя из содержания предписания от 24.01.2019 г. следует, что основанием для его вынесения явилось обращение бывшего работника ПАО «УК «Южный Кузбасс» П.С.А., которому, якобы, не произведена оплата за работу в выходной день и за сверхурочную работу.

Государственный инспектор труда пришел к выводу о нарушении прав П.С.А. в части неоплаты работы в выходной день и сверхурочной работы, руководствуясь путевыми листами водителя.

Между тем, путевые листы водителя П.С.А. с обратной стороны заполнены им самим и время, указанное в них, не совпадает со временем, указанным на первой странице путевого листа, где имеется печать врача и других лиц, т.е. данные документы не свидетельствуют о привлечении к сверхурочным работам и к работе в выходной день.

Привлечение к работе в выходные дни П.С.А. в иные дни не подтверждено. Приказы, в порядке ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работодателем издавались, за которые была произведена оплата в соответствии с требованиями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается расчетными листками работника.

Из положений ч. 1 ст. 152, ч. 1 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации прямо следует, что сверхурочная работа для работников с суммированным учетом рабочего времени считается по часам сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, составляющий у водителей квартал.

Более того, П.С.А. была установлена индивидуальная надбавка и иные доплаты за особый режим работы.

Согласно ст. 91 Кодекса работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени по форме Т-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России
от 05.01.2004 г. № 1.

За период 2016-2018 годы П.С.А. привлекался к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с положениями ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации, за которые ему была произведена оплата в соответствии с требованиями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, что подтверждается расчетными листками работника.

Административный истец считает, что нарушений трудового законодательства в отношении П.С.А. ПАО «УК «Южный Кузбасс» не было допущено.

Отсутствовали правовые основания для выдачи предписания.

В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников в установленном законом порядке.

При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст. 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 11.07.1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право выдавать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Спор относительно правомерности оплаты за работу в выходной день, оплаты сверхурочных часов в отношении конкретного бывшего работника ПАО «УК «Южный Кузбасс» П.С.А. в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом.

Кроме того, П.С.А. не является работником ПАО «УК «Южный Кузбасс» с 12.12.2018 г. (приказ № 1287к от 11.12.2018 г.).

Следовательно, предписание о выплате бывшему работнику ПАО «УК «Южный Кузбасс» П.С.А. денежной компенсации, оплаты за работу в выходной день, оплаты сверхурочных часов вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому неправомерно.

Предписанием установлены сроки с нарушением положений Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда вправе предпринимать действия, направленные на устранение нарушений прав работников, допущенных работодателями.

Положения Трудового кодекса Российской Федерации не устанавливают сроков, до истечения которых работники вправе обратиться в федеральную инспекцию труда с заявлением о нарушении работодателем прав работников.

При осуществлении надзорных мероприятий по заявлениям граждан о нарушении работодателями их трудовых прав и, выдавая предписания об устранении таких нарушений, Государственная инспекция труда должна руководствоваться требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в части установленных сроков для рассмотрения трудового спора.

Административный истец - ПАО «УК «Южный Кузбасс» просит признать незаконным предписание № 42/12-707-19-И от 24.01.2019 г., вынесенного по результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Кемеровской области Летаевой И.М.

В судебном заседании представитель административного истца - ПАО «УК «Южный Кузбасс» - Сидорова Л.А., действующая на основании доверенности от 25.12.2018 г. (л.д. 7), заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика о месте, времени судебного заседания уведомлен судом надлежащим образом (л.д. 65), однако, явившемуся в судебное заседание представителю административного ответчика на основании ч. 4 ст. 58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказал в признании его полномочий на участие в данном административном деле.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, копию материалов проверки по обращению П.С.А., предоставленную из Государственной инспекции труда в Кемеровской области, приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия, в том числе, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Из положений ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В силу ст. 358 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Согласно ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Судом установлено, что на основании распоряжения руководителя государственной инспекции труда Кемеровской области № 42/12/-191-19-И от 14.01.2019 г. проведена выездная проверка в отношении ПАО «УК «Южный Кузбасс» с целью выявления нарушений трудового законодательства в связи с обращением П.С.А., по результатам проверки, проведенной государственным инспектором труда Государственной инспекции труда Кемеровской области Летаевой И.М., 24.01.2019 г. ПАО «УК «Южный Кузбасс» выдано предписание № 42/12-707-19-И, которым ПАО «УК «Южный Кузбасс» в срок до 08.02.2019 г. предписано устранить нарушения трудового законодательства:

в соответствии со ст. 236 ТК РФ при несвоевременной выплате сумм, причитающихся П.С.А., произвести уплату процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;

в соответствии со ст. 153 ТК РФ обеспечить оплату П.С.А. за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере за период 2016, 2017, 2018 годы согласно фактически отработанному времени;

в соответствии со ст. 99 ТК РФ обеспечить письменное согласие работников на привлечение к сверхурочной работе;

в соответствии со ст. 152 ТК РФ П.С.А. оплатить сверхурочные часы согласно путевым листам легкового автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , за период 2016, 2017, 2018 годы (л.д.15).

В судебном заседании установлено, что П.С.А. был принят на работу в филиал ОАО «Южный Кузбасс» Томусинское автотранспортное управление автоколонна № 8 АТП Центральное водителем легкового автомобиля 3 класса «<данные изъяты>» и 23.06.2011 г. с ним был заключен трудовой договор № 135, в последующем заключались дополнительные соглашения к трудовому договору № 135.

Согласно дополнительному соглашению от 11.01.2016 г. (п. 6.1.1) П.С.А. установлен односменный график работы с двумя выходными днями в неделю (суббота, воскресенье), продолжительностью смены 8 часов.

Согласно ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Из приказов ПАО «УК «Южный Кузбасс» следует, что П.С.А. привлекался к работе в выходные дни с его письменного согласия: 07.07.2018 г., 21.07.2018 г., 18.08.2018 г., 25.08.2018 г., 22.09.2018 г., 06.10.2018 г., 13.10.2018 г., оплату за работу в выходные дни должна быть произведена в соответствии со ст. 153 ТК РФ, с приказами П.С.А. был ознакомлен (л.д. 46, 47, 48, 49, 50), что также подтверждается путевыми листами, табелями учета рабочего времени (л.д. 39-41, 42-45).

Из лицевых счетов за 2016 г., 2017 г., 2018 г. следует, что П.С.А. производились доплаты за ночные смены, совмещение, за работу праздничные дни, выходные дни, за сверхурочную работу, что также подтверждается расчетными листками П.С.А. (л.д. 21-38).

В настоящее время трудовые отношения между П.С.А. и ПАО «УК «Южный Кузбасс» прекращены на основании приказа № 1287/к от 11.12.2018 г., П.С.А. уволен по собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 17).

Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров регламентируется главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации, и рассматриваются в соответствии со статьями 381 – 397 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947 г., ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, так как данный спор в силу ст. ст. 381, 382 Трудового кодекса Российской Федерации относится к индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам и судом, кроме того, выдача предписания связана в данном случае с вмешательством государства в фактически возникший между работником и работодателем трудовой спор.

Суд приходит к выводу о том, что спор относительно правомерности оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, по оплате сверхурочных часов. Возникший между бывшим работником ПАО «УК «Южный Кузбасс» П.С.А. и ПАО «УК «Южный Кузбасс» в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда, в том числе, по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» удовлетворить полностью.

Признать незаконным предписание № 42/12-707-19-И от 24 января 2019 года государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Кемеровской области Летаевой И.М. о возложении на ПАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» обязанности по устранению нарушений трудового законодательства.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись)

Резолютивная часть решения провозглашена 05.04.2019 г.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 10.04.2019 г.

Судья (подпись) И.В. Эглит

Подлинный документ подшит в деле № 2а-456/2019 Междуреченского городского суда Кемеровской области