НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Междуреченского городского суда (Кемеровская область) от 07.04.2017 № 2-501/17

Дело № 2 -501/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд

Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Чирцовой Е.А.,

при секретаре Малоедовой И.В.

с участием прокурора Кузнецовой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07.04.2017 года в г. Междуреченске дело по иску Рыбака Н. А. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кемеровской области о взыскании недоплаты в возмещение вреда здоровью, о возложении обязанности производить ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Рыбак Н. А. обратился в суд с иском к Главному Управлению Федеральной Службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кемеровской области (далее ГУФСИН) о взыскании недоплаты в возмещение вреда здоровью, о возложении обязанности производить ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью с последующей индексацией.

Требования мотивированы тем, что ответчик – Главное Управление Федеральной службы Российской Федерации по Кемеровской области с 01 августа 2014 года прекратил ему выплаты в возмещение вреда, которое производилось по решению Междуреченского городского суда от 31 мая 2004 года дело № 2-54/04.

Он вынужден был перейти с пенсии по выслуге лет на пенсию <данные изъяты>, после чего обратился в ГУ ФСИН о назначении ему выплат в возмещение вреда здоровью по положениям, действовавшим на тот период, приказа ФСИН России от 05.08.2013 № 439 «Об утверждении Правил выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и членам их семей».

Приказом начальника ГУ ФСИН от 05 июля 2016 года ему назначены ежемесячные выплаты в возмещение причиненного вреда здоровью с 01 апреля 2016 года в сумме <данные изъяты>

Проверив представленный ему расчет, он обнаружил, что при проведении расчета ответчиком не применен районный коэффициент к денежному содержанию, который берется для расчета размера ежемесячной выплаты. В связи с чем, он в августе 2016 года обратился к ответчику с заявлением о применении районного коэффициента при проведении расчета суммы ежемесячной выплаты. На данное заявление от ответчика получен ответ, из которого следует, что в нормативных документах, регламентирующих порядок определения денежной компенсации за вред, причиненный здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы, применение при расчете выплаты районного коэффициента не предусмотрено.

Считает, что неприменение районного коэффициента при расчете ему размера ежемесячной выплаты, в возмещение вреда причиненного здоровью, противоречит законам Российской Федерации.

Так, в Постановлении СМ СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 № 601, которым для Кемеровской области установлен повышающий районный коэффициент 1,3, установлено, что повышающий районный коэффициент применяется ко всем видам заработной платы (денежного содержания) за исключением разовых выплат, а выплата в возмещение вреда не является разовой.

Статьей 1084 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязательств военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязательств возмещается по правилам, предусмотренных настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Соответственно, положения ст. 1085 ГК РФ, которой предусмотрено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительные понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе…, а его доход, исчислялся с учетом районного коэффициента, так же как в настоящее время, денежное содержание сотрудников уголовно-исполнительной системы исчисляется с учетом районного коэффициента.

Ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено увеличение единовременной выплаты на районный коэффициент той местности, в которой проводятся выплаты.

П.2 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено: В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Увеличение размера денежного довольствия, которое учитывается при назначении пенсии сотрудникам силовых структур, на размер районного коэффициента предусмотрено ст. 48 Закона РФ № 4468 от 12.02.1993 «О военных пенсиях» вы которой указано: Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона «О военных пенсиях» и членам их семей, проходивших в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск, и национальной гвардии в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются районные коэффициенты, военным пенсионерам, на период проживания в этих местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17,24 и 38 настоящего Закона и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляется с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами.

Из изложенного следует, что не применение районного коэффициента при расчете размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, ущемляются его законные Конституционные права как гражданина Российской Федерации. Фактически поставил его в неравное, худшее положение по отношению других граждан РФ,

Положением пункта 23 Правил, предусмотрено : Состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18 апреля 1991 года по 31 декабря 2012 года включительно, выплата ежемесячной компенсации которым назначена и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуга лет), принимаемых для начисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 года с коэффициентом 1,55.

Считает, что ответчиком, при проведении расчета ежемесячной выплаты, правильно применены положения п. 23 Правил, за исключением того, что не применен районный коэффициент. Считает, что согласно представленного им расчета недоплата размера ежемесячной выплаты за десять месяцев с 1.04.2016 года до 1.02.2017, с учетом районного коэффициента составляет <данные изъяты>

На основании изложенного просит взыскать с ответчика недоплату, по выплатам в возмещение вреда здоровью, за период с 01 апреля 2016 года по 31 января 2017 года, в сумме <данные изъяты> обязать ответчика производить ежемесячные выплаты с 01.02.2017 года, в сумме <данные изъяты> с последующей индексацией в порядке определенным законом.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований с учетом дополнений, представил письменные пояснения в обоснование заявленных требований, суть которых сводится к тому, что Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 г. № 601, которым для Кемеровской области установлен повышающий коэффициент 1,3., установлено, что повышающий районный коэффициент применяется ко всем видам заработной платы (денежного содержания) за исключением разовых выплат. Выплата в возмещение вреда не является разовой.

Ст. 1084 ГК РФ предусмотрено, что «вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязательств военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязательств возмещается по правилам, предусмотренных настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности».

Соответственно, положение статьи 1085 ГК РФ, которой предусмотрено, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который он имел или определенно мог иметь, а также дополнительные понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, а его доход исчисляется с учетом районного коэффициента, также как в настоящее время, денежное содержание сотрудников уголовно-исполнительной системы исчисляется с учетом районного коэффициента.

Увеличение размере денежного довольствия, которое учитывается при назначении пенсии сотрудникам силовых структур, на размер районного коэффициента предусмотрено статьей 48 Закона РФ № 4468 от 12.02.1993г. «О военных пенсиях» в которой указано, что «Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона и членам их семей, проходивших в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск, и национальной гвардии в соответствии с законодательством РФ устанавливаются районные коэффициенты, военным пенсионерам, за период проживания в этих местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, исчисляется с применением соответствующего коэффициента, установленного, в данной местности для военнослужащих и сотрудников, Правительством РФ в соответствии с Федеральными законами.

Положением пункта 23 Правил, на основании которого ему назначены выплаты, предусмотрено: «Состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18.04.1991 по 31.12.2012 включительно, выплата ежемесячной компенсации которым назначена и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством РФ, определяется исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуга лет), принимаемых для начисления пенсий указанной категории сотрудников с 1.01.2012 с коэффициентом 1,55».

Здесь имеет место ссылка на ФЗ № 4468 от 12.02.1993 года «О военных пенсиях» в котором указано, что для назначения пенсий берется в расчет сумма оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслуга лет), согласно ст. 48 Закона РФ № 4468 от 12.02.1993г. «О военных пенсиях» ее размер увеличивается на районный коэффициент.

Ответчиком, при проведении расчета суммы ежемесячной выплаты в возмещение вреда, не учтено положения выше указанного Закона об увеличении сумм, которые берутся для назначения пенсий, на величину районного коэффициента.

Кроме этого, пенсия по инвалидности рассчитана с учетом районного коэффициента и соответственно, вычитая ее из рассчитанного размера утраченного заработка без учета районного коэффициента, вычитается и сумма районного коэффициента находящегося в составе пенсии.

Ст. 315 ТК РФ предусматривает применение районного коэффициента ко всем видам заработной платы.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237, установлены повышающие районные коэффициенты определенных территорий РФ, (для Кемеровской области 30% п. 7) и утверждены Правила применения этих коэффициентов для сотрудников силовых структур. Пунктом 2 Правил, установлено, что выплата денежного содержания с учетом коэффициента производится со дня прибытия сотрудника в район и прекращается со дня следующего за днем убытия с этого района.

Ст. 11 ФЗ №125 от 24.07.1998 г. «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено увеличение единовременной выплаты, в пункте 2 ст. 12 этого же Закона предусмотрено: «В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок».

Имеется и судебная практика по применению районного коэффициента при расчете суммы ежемесячной выплаты в возмещение вреда сотрудникам системы УИС РФ.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2013 года, удовлетворен иск к ГУ ФСИН РФ по Республике Башкортостан, в числе которого было неприменение районного коэффициента к денежному содержанию, из которого производится расчет суммы в возмещение вреда здоровью.

В судебном заседании истец Рыбак Н.А. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований представил письменные пояснения в обоснование заявленных требований, суть которых сводится к тому, что согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Проведя расчет размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда без учета районного коэффициента, ответчик поставил его в худшее положение по сравнению с гражданами, получивших повреждение здоровья при исполнении трудовых обязанностей (ФЗ № 115 ФЗ от 24.07.1998).

В Правилах выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы и членам их семей, утвержденных приказом № 439 от 05.08.2013 ФСИН РФ, ничего не сказано о применении районного коэффициента в местностях, где они установлены.

Только по этой причине ГУ ФСИН РФ по Кемеровской области отказывается применять районный коэффициент при расчете суммы ежемесячной выплаты, что противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Соответственно, не предусмотрев применение районного коэффициента к денежному содержанию, которое учитывается для расчета размера ежемесячной выплаты, ответчик не учел требования Федеральных законов.

Представитель ответчика Главного Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Кемеровской области Баранова И.Ю., действующая на основании доверенности от 18.02.2016 года (л.д. 37), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения, суть которых сводится к тому, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у Рыбака Н.А. в период действия Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», действие которой было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений (п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1027-1), в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел, к которым согласно ст. 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» относились и сотрудники уголовно-исполнительной системы, был установлен инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гобели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом Министра внутренних дел РФ от 15.10.1999 г. № 805.

Впоследствии Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 198 была утверждена Инструкция о порядке возмещения вреда ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких.

Федеральным Законом от 06 ноября 2011 года № 298-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Данный Закон был дополнен ст. 34.1, которой предусматривалось, что в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Федеральным законом от 06 ноября 2011 года № 298-ФЗ действие статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I распространил на правоотношения, возникшие с 01 марта 2011 года.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I, внесены изменения в соответствии с которыми положения статьи 34.1 утратили силу с 01.01.2013, и введена новая норма(ст.33.1), определяющая нормативную базу для социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст. 33.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473- I гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иные гарантии) устанавливаются этим Законом, Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст. 12 Федерального Закона от 30.12.2012. № 283-ФЗ в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, включающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 приведенной статьи, определяются федеральным органом власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ).

В целях обеспечения мер социальной поддержки сотрудникам уголовно-исполнительной системы, организации работы по осуществлению им выплат в целях возмещения вреда здоровью, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, директором Федеральной службы исполнения был издан Приказ от 05.08.2013 № 439, которым утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, которые применяются с 01.01.2013.

Пунктом 23 Правил предусмотрено, что состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18.04.1991 по 31.12.2012 включительно, выплата ежемесячной денежной компенсации которым назначена и выплачивается в порядке и на условиях, предусмотренных ранее действующим законодательством Российской Федерации, определяется исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012, с коэффициентом 1,55.

Согласно п. 24 Правил размер ежемесячной денежной компенсации подлежит пересчету с учетом увеличения (индексации) оклада денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом ежегодного увеличения процентов оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии.

В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в статью 12 Федерального Закона - «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 01.05.2016 №125-ФЗ, при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, по инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида 1 группы – 1, в отношении инвалида 2 группы- 0,5, в отношении инвалида 3 группы - 0,3. (часть 5 статьи 12 Федерального Закона от 30 декабря 2012 года № 283 –ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кроме того, решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31.05.2004, установлена обязанность ответчика выплачивать в пользу истца ежемесячно с 01.01.2004 денежную компенсацию в размере <данные изъяты>. с последующей ее индексацией в установленном Правительством РФ порядке. Таким образом, решением суда была установлена обязанность осуществлять выплату денежной суммы в твердом объеме с учетом индексации. Индексация указанной суммы проводилась до 2013 года, размер выплат составил <данные изъяты>. В 2013 году произошло изменение размера денежного довольствия сотрудников ФСИН России, после чего размер выплат истцу был пересмотрен и определен в соответствии с нормами действующего законодательства.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает выплату районного коэффициента дополнительно к размеру начисленной пенсии.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, заслушав заключение помощника прокурора Кузнецовой З.А., полагавшей, что требования истца не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, что истцу назначена ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью с 01.04.2016 года по настоящее время в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с размером производимых выплат, а именно в части неприменения районного коэффициента при исчислении данной ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью истец обратился с письменным обращением на имя начальника ГУФСИН по Кемеровской области, в котором просит произвести расчет и доплату возмещения вреда здоровью с учетом районного коэффициента (л.д. 15-16).

На данное обращение 31.10.2016 года истцу заместителем начальника ГУФСИН по Кемеровской области был дан письменный ответ, в котором ему разъяснено, что в настоящее время Правилами, утвержденными Приказом ФСИН России от 5 августа 2013 г. N 439"Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей", не определено включать в денежное довольствие, из которого определяется размер денежной компенсации, районный коэффициент. В тоже время во ФСИН России ими будет направлен запрос о порядке применения районного коэффициента при определении компенсации, о чем Рыбаку Н. А. будет сообщено дополнительно (л.д.17-18).

13.01.2016 года за из ФСИН России (Управления кадров) истцу был направлен ответ (л.д. 42-44), из которого следует, что согласно представленной информации после изменения вида получаемой пенсии с пенсии за выслугу лет на пенсию <данные изъяты> с 01.04.2016 истцу в соответствии с действующей на указанную дату редакцию части пятой статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ) назначены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.

Согласно пункту 23 Правил выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных приказом ФСИН России от 05.08.2013 № 439 (далее - Правила), в редакций, действующей на момент назначения Вам выплат, состав утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в период с 18.04.1991 по 31.12.2012 включительно, определялся исходя из размера оклада денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012, с коэффициентом 1,55. Применение районного коэффициента при данном расчете не предусмотрено.

Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон) установлено, что к пенсии по инвалидности начисляются надбавки, предусмотренные статьей 24 (с учетом применения соответствующего коэффициента, установленного в данной местности), и повышения, предусмотренные статьей 45 Закона. Указанные надбавки и повышения входят в состав пенсии и образуют ее новый размер.

Одновременно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» (далее - Указ) инвалидам вследствие военной травмы установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Данная выплата установлена в целях улучшения материального положения отдельных категорий граждан и не входит в состав пенсии по инвалидности.

Учитывая изложенное, при определении размера ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, надбавки и повышения, предусмотренные статьями 24, 45 Закона, включаются в размер вычитаемой пенсии по инвалидности.

Также сообщают, что с 12.05.2016 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2016 № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), который устанавливает новые размер и условия выплат ежемесячной денежной компенсации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением соответствующих коэффициентов (1; 0,5; 0,3). Применение иных коэффициентов (в том числе районного) при расчете ежемесячной денежной компенсации действующим законодательством Российской Федерации также не предусмотрено.

Истец в обоснование своих требований ссылается, что при исчислении сумм ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью подлежат применению ст. ст. 1084, 1085 ГК РФ, а также по аналогии ФЗ №125 от 24.07.1998 г. «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего, что Федеральным законом от 06.11.2011 г. N 298-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

В соответствии с положениями части 4 статьи 34.1 вышеуказанного Закона, предусматривалось, что в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Федеральный закон от 06.11.2011 г. N 298-ФЗ действие статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 распространил на правоотношения, возникшие с 01.03.2011 года.

Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" внесены изменения, положения статьи 34.1 утратили силу с 01.01.2013 года. Этим же законом введена новая норма (статья 33.1), определяющая нормативную базу для социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы. В частности, гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, в том числе страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачиваются: единовременное пособие в размере 2 млн. рублей (размер такого пособия ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, решение об увеличении (индексации) принимается Правительством Российской Федерации); ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц (размер компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) (статья 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).

Приказом ФСИН России от 05.08.2013 г. N 439 утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей. Пунктом 1 "б" Правил, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.

Таким образом, установленные специальным законодательством компенсационные выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы являются дополнительной социальной гарантией, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или должностных лиц в причинении вреда сотруднику, если соблюдены определенные законом условия.

Установленные специальным законодательством компенсационные выплаты сотрудникам являются дополнительной социальной гарантией, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или должностных лиц в причинении вреда сотруднику, если соблюдены определенные законом условия.

Исходя из буквального смысла вышеуказанных норм, которые представляют собой установленную, данным специальным Законом для сотрудников уголовно-исполнительной системы гарантии по компенсационным выплатам в возмещение вреда здоровью, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда.

В соответствии с положениями части 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами, утвержденными Приказом ФСИН России от 5 августа 2013 г. N 439"Об утверждении Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей", истцу назначены и производятся выплаты ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.

Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 05.12.2016, с изм. от 19.12.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января 2013 года сотрудникам ФСИН установлено денежное довольствие, основной частью которого является оклад денежного содержание (оклад по должности и оклад по специальному званию) ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

Согласно частям 5 и 6 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона в случае причинения сотруднику, в связи с выполнением служебных обязанностей, увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация, в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 указанной статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 05.12.2016, с изм. от 19.12.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 5) регламентировано, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы - 1;

2) в отношении инвалида II группы - 0,5;

3) в отношении инвалида III группы - 0,3.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ)

п. 6. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, применение иных коэффициентов, в том числе и районного при расчете ежемесячной денежной компенсации действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Регулируя отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2).

Надбавка к должностному окладу за особые условия службы предусмотрена п. 3 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 (ред. от 20.12.2016) "Об утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Действительно Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1237 (ред. от 29.12.2016) "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (вместе с "Правилами применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиям, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях") определен порядок применения размер районного коэффициента к денежному довольствию, однако, исходя из толкования вышеперечисленных норм подлежит применению размер коэффициента только при исчислении денежного довольствия действующих сотрудников органов ГУ ФСИН, вместе с тем применение данной нормы не распространяется при исчислении ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, поскольку как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", его целью является установление дополнительных государственных гарантий и компенсаций, необходимых для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает, что доводы истца ошибочны и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований о применении районного коэффициента к денежному содержанию при расчете ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, и отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований иску Рыбака Н. А. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кемеровской области о взыскании недоплаты в возмещение вреда здоровью, о возложении обязанности производить ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Междуреченский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2017 года.

Судья: Е.А.Чирцова

Копия верна

Судья Е. А. Чирцова