НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Междуреченского городского суда (Кемеровская область) от 03.11.2023 № 12-97/2023

Дело № 12-97/2023

УИД 42 RS0013-01-2023-002142-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Междуреченск 03 ноября 2023 года

Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Юдин А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкое Алатау» Васильченко АА. на постановление старшего государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора Х.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.3 ст.8.32 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора Х.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ директор ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкое Алатау» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ получено Васильченко А.А.ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, директор ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкое Алатау» Васильченко А.АДД.ММ.ГГГГ направил в суд жалобу, в которой просит постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное старшим государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Х.И.В. - отменить, производство по административному делу в отношении директора ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» Васильченко А.А. - прекратить.

В жалобе Васильченко А.А. указывает, что он является директором с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау», выполняет функции единоличного органа управления в Учреждении. На протяжении своей трудовой деятельности обеспечивает соблюдения правил пожарной безопасности в лесах на территории Государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» и ее охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау», в том числе проводит противопожарные обустройства территории и обеспечивает необходимое количество пожарного инвентаря в лесничествах.

В соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области –Кузбасса от 29.03.2023 года , в период пожароопасного сезона на территории Кемеровской области –Кузбасса установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 28.03.2023 № 186 на территории Кемеровской области-Кузбасса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен особый противопожарный режим.

В соответствии с п.2 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377, Планы тушения лесных пожаров в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии. При этом в соответствии с указанными Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, планом устанавливается, в том числе, перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах, а также противопожарное обустройство территории. План тушения лесных пожаров на территории Государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» на период пожароопасного сезона 2023 является основным документом по подготовке в пожароопасный период. План тушения лесных пожаров на территории Государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» утвержден ДД.ММ.ГГГГ, Министерством природных ресурсов Р.Ф.

Согласно лесохозяйственного регламента утвержденного Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России 21.02.2018 ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» является природоохранным учреждением федерального значения.

В соответствии с п.8 Положения о государственном природном заповеднике «Кузнецкий Алатау» на заповедник возложены следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Он, как директор ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» Васильченко А.А. не согласен с вынесенным актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и обжаловал, данный акт. ДД.ММ.ГГГГ заповедником «Кузнецкий Алатау» была подана жалоба на акт проверки через сайт госуслуг. В связи, с тем, что при проверки к заповеднику "Кузнецкий Алатау" был применен приказ Минприроды России №161 от 28.03.2014 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

Считаю, что приказ Минприроды России №161 от 28.03.2014 регламентирует нормы положенности средств пожаротушения по видам использования лесов, для арендованных лесных участков, указанных в приложении №3 «нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Земли заповедника "Кузнецкий Алатау" не относятся к арендованным лесным участкам, так как согласно п.13 Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» земельные участки, на которых располагаются леса в границах заповедника, предоставляются Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные участки зарегистрированы и получены свидетельства о государственной регистрации права: - Тисульский район (№ ), Новокузнецкий район (№ ), Междуреченский район (№).

Общая площадь заповедника «Кузнецкий Алатау» составляет 401812 га, вид права на землю: постоянное (бессрочное) пользование, вид разрешенного использования земель: для сохранения и защиты флоры и фауны и для создания государственного заповедника "Кузнецкий Алатау".

Заповедник "Кузнецкий Алатау" осуществляет научно-исследовательскую деятельность не на всей территории ООПТ, а на территории площадью 3447,56 га, включая научный стационар озеро Рыбное и другие площади под научные маршруты и объекты. В соответствии с протоколом внеочередного заседания научно-технического совета ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена площадь территории заповедника, на которой присутствуют научные сотрудники при выполнении полевых научно-исследовательских работ, составляет 3447,56 га (копия протокола прилагается).

Ежегодно заповедник «Кузнецкий Алатау» утверждает План тушения лесных пожаров на территории «Государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» в Минприроды России. И согласно Плана тушения лесных пожаров на территории «Государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» на период пожароопасного сезона 2023 года заповедник осуществляет контроль за пожарной опасностью в лесах.

В заповеднике «Кузнецкий Алатау» согласно Плана тушения лесных пожаров создана 1 мобильная группа, на которую возложено тушение лесных пожаров на территории лесничества, состоящая из 10 человек, с которыми проведено обучение по тактике и технике тушения лесных пожаров и 1 добровольная пожарная дружина в составе 5 человек. В лесничестве «Заповедник «Кузнецкий Алатау» имеется Лицензия на тушение лесных пожаров -СФО от ДД.ММ.ГГГГ, выдана Департаментом лесного хозяйства по СФО:

Пожарная команда (отдел охраны) ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау», <адрес>, Т. Лицензия на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров - СФО от ДД.ММ.ГГГГ, 10 сотрудников.

Количество снаряжения и инвентаря: Мотопомпа - 1 шт. Бензопилы - 12 шт. Воздуходувка - 1 шт. РЛО-32 Лопаты - 27 Топоры - 27 Лом -15 Багор -15 Ведра – 20. Количество пожарной техники и оборудования: Мотопомпа - 1 шт.; ПКП-4 Водолей - 1 шт.; Трактор МТЗ с навесным – 1; А/м ГАЗ - Вахта - 1 шт.; Бензопилы - 12 шт.; А/м Газ – Егерь.

Необходимое количество пожарной техники и оборудования для тушения лесного пожара определяется руководителем тушения лесного пожара. При определении учитывается класс пожарной опасности, вид пожара, интенсивность пожара, породный состав древостоя и многие др. показатели.

У заповедника «Кузнецкий Алатау» имеется резерв пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов согласно, Плана тушения лесных пожаров на 2023 год.

А также ГСМ хранится на заправочных станциях и заправляется при необходимости, согласно заключенным контрактам. На протяжении 30 лет на территории заповедника «Кузнецкий Алатау не было допущено ни одного лесного пожара. Сотрудниками заповедника постоянно проводятся мероприятия по предотвращению и недопущению возникновения лесных пожаров на территории заповедника «Кузнецкий Алатау» и ее охранной зоны. Ведется работа среди туристов посещающих охранную зону заповедника «Кузнецкий Алатау» и территорию заповедника «Кузнецкий Алатау». Ежегодно заповедник «Кузнецкий Алатау» проводит информационно-агитационные мероприятия, в том числе: - устанавливают противопожарные щиты с информацией о оперативных службах по противопожарной безопасности; выпускаются листовки по предупреждению лесных пожаров; проводится индивидуальный инструктаж с туристами и групповой инструктаж с туристическими группами; проводится анкетирование с туристическими группами. Каждый год два работника заповедника «Кузнецкий Алатау» проходят обучение на руководителя тушения пожара.

В связи с вышеизложенным считают, что приказ Минприроды России №161 от 28.03.2014 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», распространяется на научно исследовательскую деятельность, площадь которых от 500 до 3500 га, а свыше - на каждые последующие 3000га арендованной площади. Заповедник «Кузнецкий Алатау» не осуществляет на всей территории ООПТ научно-исследовательскую деятельность, так как в заповеднике работает один научный сотрудник Т.И.П., является заместителем директора по научной работе.

Заповедник «Кузнецкий Алатау» согласно Устава учреждения в первую очередь-это государственное природоохранное учреждение занимающееся охраной природы.

В акте внеплановой выездной проверки №Л-738-кн-в и в постановлении №Л-738-кн-в/2 Росприроднадзор использовал расчеты, которые не соответствую действительности и превышают количество положенного оборудования и техники на количество имеющихся у заповедника «Кузнецкий Алатау» ресурсов по обеспеченности и штатной численности работников заповедника «Кузнецкий Алатау». Согласно приказа Минприроды России №161 от 28.03.2014 и расчета Росприроднадзора заповеднику «Кузнецкий Алатау» необходимо иметь, список оборудования: -134 лесопатрульных комплексов -а/м УАЗ; - 134 мотопомп; 2680 погонных метров рукавов; -134 воздуходувок; - 670 лесных опрыскивателей (противопожарные ранцы); -134 бензопил; 402 топора; -1340 лопат; -402 емкости для воды 10-15 л; 268 канистр для питьевой воды; -134 мегафона; -134 огнетушащих веществ. Данный объем спецтехники и оборудования не соответствует количеству сотрудников заповедника, которые имеются на сегодняшний день по штатному расписанию 77 работников заповедника «Кузнецкий Алатау».

Данные материальные запасы на закупку оборудования по списку согласно приказа №161 от 28.03.2014, считают не выполнимыми со стороны МПР России в виду недостаточного бюджета заповедника «Кузнецкий Алатау». Приобретение и оснащение заповедника «Кузнецкий Алатау» данным оборудованием не повлияет на ситуацию с пожарами на территории заповедника "Кузнецкий Алатау» в виду того, что за весь период существования заповедника «Кузнецкий Алатау» не допущено ни одного пожара, и тех средств пожаротушения, которые имеет заповедник «Кузнецкий Алатау» согласно Плана тушения лесных пожаров на территории «Государственного заповедника «Кузнецкий Алатау» на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденного МПР России, достаточно, чтобы обеспечить пожарную безопасность в лесах заповедника. Так же заповедник «Кузнецкий Алатау» не имеет в своем штате 134 водителя на а/м УАЗ лесопатрульный комплекс, с содержанием такого количества техники и водителей не рационально, и не выполнимо в первую очередь для МПР России.

Согласно ч. 3 ст.8.32 КоАП РФ, ответственность наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона статьи 8.32 КоАП РФ содержит нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Следовательно, при вынесении решения о признании Должностного лица -директора Васильченко А.А. виновным в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. Объективная сторона отсутствует.

В судебном заседании директор ФГУБ «Государственный заповедник «Кузнецкое Алатау» Васильченко А.А. доводы изложенные в жалобе поддержал и пояснил, что о рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ он не знал, дело было рассмотрено в его отсутствие, с чем он не согласен, поскольку был лишен права представить свои доказательства и давать показания по делу. Кроме того пояснил, что Приказ №161 от 28.03.2014 года распространяется, только на арендованные земли у них земельные участки находятся в собственности. ФИО4 Керимова по поводу применения приказа № 161 от 28.03.2014 года не является законодательным актом. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представить Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Х.И.В. не явился, представил возражения относительно доводов указанных в жалобе.

В судебном заседании представитель должностного лица директора ФГБУ «Государственный заповедник Кузнецкое Алатау» Ф.О.Н. доводы изложенные в жалобе поддержала.

Заслушав Васильченко А.А, представителя Ф.О.Н., изучив доводы изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, представленные из Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как установлено в судебном заседании постановление от ДД.ММ.ГГГГ было получено по почте ДД.ММ.ГГГГ при таких обстоятельствах, суд считает, что срок для обжалования заявителем не пропущен.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица о вызове, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по электронной почте с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Согласно п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В силу п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении или рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Выяснение вопроса о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, должно предшествовать принятию решения о рассмотрении дела в его отсутствие, с тем, чтобы при осуществлении правосудия было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов, дело об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении директора ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» рассмотрено страшим государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Х.И.В.ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие должностного лица Васильченко А.А. по месту нахождения юридического лица о времени и месте его рассмотрения, материалы дела не содержат.

Из текста постановления не усматривается участия Васильченко А.А. в рассмотрении дела. Определения о назначении дела к рассмотрению от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ были направлены должностным лицом электронной почтой неизвестно кому. В материалах дела нет подтверждения факта получения данных определений Васильченко А.А. По месту жительства Васильченко А.А. также не уведомлялся.

В силу п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ решение об отмене постановления и возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Согласно положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела в отсутствие Васильченко А.А. должностным лицом нарушены, необходимые условия для реализации им права на защиту и на непосредственное участие в рассмотрении дела не созданы. Рассмотрение дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, привело к нарушению прав Васильченко А.А. на доступ к правосудию и на защиту своих прав и не позволило должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является существенным нарушением процессуальных требований.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора Х.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении Васильченко А. А. по настоящему делу об административном правонарушении, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

В связи с тем, что сроки давности привлечения Васильченко А.А. согласно ст. 4.5 КоАП РФ не истекли, дело подлежит направлению на новое рассмотрение должностному лицу.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Х.И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о признании директора ФГБУ «Государственный заповедник Кузнецкий Алатау» Васильченко А. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей отменить, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в Междуреченский городской суд Кемеровской области.

Судья подпись А.Л. Юдин