Дело № 2-2-303/2023 УИД № 73RS0012-02-2023-000300-98 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Ульяновская область Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А., при секретаре Гулькиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Ульяновской области о признании решения незаконным и возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, в обосновании заявленных исковых требований сославшись на следующее. ФИО1 было отказано ответчиком в назначении государственной социальной помощи. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как при рассмотрении ее заявления был неверно определен среднедушевой доход членов ее многодетной семьи. Семья ФИО1 имеет в собственности следующее недвижимое имущество: земельный участок и жилой дом по адресу, расположенные по адресу: ***; квартиру, расположенную по адресу: ***; автомобиль ***, 2007 г.в. Среднедушевой доход семьи истца на момент подачи заявления ответчику не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области на 1 квартал 2023 года, в связи с чем она имеет право на получение государственной социальной помощи. Ответчику были предоставлены следующие сведения о доходах семьи ФИО1: размер пенсии, получаемой на ребенка-инвалида в сумме 16619,4 руб., доплата к данной пенсии 2071,02 руб., пенсия по уходу в размере 10000 руб.: справка ОСП о размере алиментов в сумме 2390 руб. ежемесячно, а также размер получаемых единых пособий, сведения о наличии движимого и недвижимого имущества. При вынесении отказа ответчик ошибочно включил в доход семьи пенсию по уходу за ребенком-инвалидом, что не входит в перечень учета дохода при назначении спорной государственной социальной помогли. Так же ответчик после вынесения спорного решения сообщил, что в доход семьи была включена сумма в размере 12000 руб. в месяц, то есть 36000 руб. за 3 месяца (январь – март) – доход от реализации за эти месяцы урожая, что не соответствует действительности. Подлежат исключению при определении среднедушевого дохода членов семьи истца за период с **.**.**** - **.**.**** следующие суммы: 30000 руб. - выплата за указанный период Х1*, пенсия по уходу за ребенком-инвалидом. Согласно п. 1 подпункт «д» Постановления от 20.08.2003г № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи» исключаются выплаты, в том числе «пенсии, компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам», таким лицом является Х1* 36348 руб. и 12942 руб.- полученный доход от земельного участка и подсобного хозяйства. В спорный зимний период доход от земельного участка получен не был. Имеющиеся 2 коровы у семьи находились в запуске, отел был произведен в начале и середине марта. Фактическая сдача молока по договору осуществлялась с **.**.****. 38516,22 руб. - разница между заявленным ответчиком суммы начисленных всех видов пособий на несовершеннолетних детей в размере 196850,5 руб. и сумой в размере 158334,28 руб. фактически полученной за спорный период. В феврале 2023 года пособия получены не были, что подтверждают справки №*, №* и выпиской по банковскому счету истца, представленные в дело, за февраль выплаты были произведены в марте. Таким образом, из суммы дохода 368306,03 руб. (расчет ответчика) необходимо вычесть оспариваемые доходы: 368306,03 руб. - 30 000 руб. - 36 348 руб. - 12 942 руб. - 38 516,22 руб. = 250 499,81 руб. 250499,81 руб.: 3 : 8: = 10437,49 руб. - среднедушевой доход семьи истца за период с **.**.**** - **.**.****. Просит признать незаконным решение №* от **.**.**** ОГКУ СЗН Ульяновской области по Новомалыклинскому району об отказе в назначении истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта; обязать ответчика принять решение о назначении и выплате истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии Положением о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» с момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику. В судебное заседание истец ФИО1, представитель истца ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель ответчика Министерства социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя, представив отзыв на исковое заявление, в котором возражает в удовлетворении исковых требований. В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон. Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 N 44-ФЗ, расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период). Также согласно ст. 5, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. В соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме) компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров. В соответствии с абзацем вторым подпункта «д» пункта 1 Перечня при расчете дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров. К указанным исключаемым компенсационным выплатам можно отнести компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (далее - Указ N 1455), а также ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленные подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», имеющим детей» (далее - Указ N 175), которые также носят компенсационный характер. Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.03.2023 №132-П в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» утверждены нормативы чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции в Ульяновской области на 2023 год. В судебном заседании установлено, что согласно уведомлению отделения областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району №* от **.**.**** об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, было рассмотрено заявление ФИО1 и принято решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по следующим причинам: в соответствии с п. 2.4 пп. 1 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, утвержденного Постановлением Правительства ульяновской области от 30 апреля 2021 года № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области - несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1, настоящего Положения (величина среднедушевого дохода членов семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения (на очередной год)». В соответствии с распоряжением Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске №2484 от 22.05.2023 о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи, в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.08.2013 №160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи». Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», протоколом №28 от 19.03.2023 заседания областной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - протокол): 1. Областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области произвести назначение: - государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы в форме ежемесячной денежной выплаты (п.1 протокола); - государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п.2 протокола); - государственной социальной помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства (п.3 протокола); - государственной социальном помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (п.4 протокола). 2. Ульяновскому областному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») осуществить выплату государственной социальной помощи в соответствия с протоколом. 3. Отказать в назначении: - государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы в форме ежемесячной денежной выплаты (п.5 протокола); - государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п.6 протокола); - государственной социальной - помощи на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства (п.7 протокола); - государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (п.8 протокола). Согласно копии листа собеседования от **.**.****, подписанным ФИО1, доход семьи заявителя складывается из: - Доход супруга, выплата по уходу за ребенком-инвалидом I группы - 30 000,00 руб.; - Пенсия ребенка - инвалида с детства I группы - 49 858,00 руб.; - ЕДВ дети - инвалиды - 20 254,74 руб.; - Универсальное пособие - 196 850,50 руб.; - Алименты на содержание несовершеннолетних детей - 7 201,04 руб.; - Пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет гражданам - 24 860,75 руб.; - Доход от личного подсобного хозяйства: корова - 2гол. *2157*3 = 12 942,00 руб.; Земельный участок 26 сот.*466*3=36 348,00 руб.; Совокупный доход семьи - 368 306,03 руб.; Сведения о недвижимости (жилые, нежилые помещения, земля) - жилой дом, общей площадью 2600 кв. м, собственность, находящийся по адресу: ***, договор купли-продажи от **.**.****; - квартира, общей площадью 29, 8 кв. м, 1/8 общая долевая собственность, находящая по адресу: *** - автомобиль марки «***», 2007 г.в. Р+ 49858+10245,74 +1968850, 50 + 7201,04 + 24860,75 + 12942 + 3634 - 368 306,03 368 306,03/8 (количество членов семьи) - 15 346,00 руб. Сумма 15 346,00 руб. является среднедушевым доход семьи ФИО1 Суд считает обоснованным довод истца о том, что в расчет незаконно включен доход супруга, выплата по уходу за ребенком-инвалидом I группы - 30 000,00 руб., т.к. к исключаемым компенсационным выплатам можно отнести ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установленные подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», имеющим детей». Однако доводы истца об исключении доход от личного подсобного хозяйства: корова - 2гол. *2157*3 = 12 942,00 руб. и земельный участок 26 сот.*466*3=36 348,00 руб. не обоснованны, т.к. Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.03.2023 №132-П в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» утверждены нормативы чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции в Ульяновской области на 2023 год, которые не зависят от времени года и дат фактической сдачи молока. Аналогичным образом не влияет на расчет тот факт, что семье ФИО1 не все выплаты на детей были произведены своевременно, это не лишает истицу защищать права иным способом. При таких обстоятельствах из рассчитанного ответчиком дохода семьи истца подлежит исключению сумма 30000 руб. и доход семьи ФИО1 составит 338306,03 руб. Среднедушевой доход составит 14096,08 руб., что также превышает прожиточный минимум семьи, установленный согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 21.12.2022 N 778-П "Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2023 год". Таким образом, отказ в предоставлении государственной помощи на основании социального контракта является обоснованным, среднедушевой доход членов семьи ФИО1 рассчитан в соответствии с действующим законодательством. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития Ульяновской области о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме – 18.09.2023. Судья И.А.Рыбаков |