НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 27.06.2019 № 2А-523/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2019 года дело № 2а-523/19 г. Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Поляковой И.Ф. при секретаре Сучковой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 5 по ХМАО-Югре обратилась в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является плательщиком налога на добавленную стоимость. По данным камеральной налоговой проверки установлено занижение ответчиком налогооблагаемой базы НДС, которая составила за 2 квартал 2017 года 13 363 рубля, 3 квартал 2017 года 417 667 рублей, 4 квартал 2017 года 649 913 рублей, всего 1 080 943 рубля. Занижение НДС квалифицируется как налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ. Более того, ФИО1 в нарушение п. 5 ст. 174 НК РФ несвоевременно представила в налоговый орган налоговые декларации по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за 2 и 3 кварталы 2017 года, что также квалифицируется как налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ. 28 июня и 9 июля 2018 года Межрайонной ИФНС России № 5 по ХМАО-Югре вынесены решения о привлечении ФИО1 к ответственности за налоговые правонарушения. Ответчику направлялись требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 17.08.2018 г. , и от 30.08.2018 г. , не исполненные налогоплательщиком в добровольном порядке. Мировым судьей судебного участка № 2 Мегионского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки, который в последующем по заявлению должника был отменен.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца по правилам ст. 150 КАС РФ.

Ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований по тому основанию, что задолженности по налогам она не имеет. Вместе с тем признаёт, что уведомление о применении упрощенной системы налогообложения в инспекцию ФНС не предоставляла, о данной обязанности ее не предупреждали.

Представитель административного ответчика ФИО2 суду пояснил, что ФИО1 оформила предпринимательство и работала по упрощенной системе налогообложения в связи с чем налог на добавленную стоимость не исчисляла, ежеквартально платила взносы на УСН. В 2018 году несколько раз они с доверителем участвовали на рабочих встречах в налоговой службе, давали пояснения. Подтвердил, что уведомление о применении упрощенной системы налогообложения ФИО1 не подавала.

Судом установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено материалами дела, что ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 23 мая 2017 года до 12 февраля 2018 года в виде розничной торговли текстильными, галантерейными изделиями и др.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п.1 ч.1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС РФ.

Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 227 НК РФ производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.1 ст. 346.11 НК РФ).

Согласно п.1, 2 ст. 346.13 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Судом установлено, что уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения ФИО1 не подавала вплоть до 08.12.2017 г., заявив о применении УСН с 01 января 2018 года.

Доказательств обратному, в нарушение ст. 62 КАС РФ, ответчиком не представлено, хотя такая обязанность ей разъяснялась в ходе досудебной подготовки.

В силу подп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса.

Доводы представителя ответчика о том, что налоговый орган принимал без замечаний платежи по УСН на общую сумму около 400 тысяч рублей не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

В соответствии с п.1 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (ст.163 НК РФ).

В силу п. 5 ст.174 НК РФ, налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Учитывая, что ответчик не имел права применять упрощенную систему налогообложения, на него возлагалась обязанность представить налоговую декларацию на добавленную стоимость, в то числе, за 2 квартал 2017 года не позднее 25 июля 2017 года, за третий квартал не позднее 25 октября 2017 года. Данные декларации не представлены в налоговый орган к указанному сроку, что не отрицалось ответчиком.

Более того, ФИО1 не оплачен налог на добавленную стоимость, как установлено налоговым органом и не оспорено ответчиком за 2 квартал 2017 года в размере 13 363 рубля, за 3 квартал 417 667 рублей, за 4 квартал 2017 года в размере 649 913 рублей, всего 1 080 943 рубля.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п.3 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу п.5 ст.75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В силу правил п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

ФИО1 допущены налоговые правонарушения, за которые п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Согласно расчету истца, который соответствует закону и не оспаривается ответчиком, размер начисленного ФИО1 штрафа равен 65 324 рубля 02 копейки.

Руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ и исходя из обстоятельств данного дела, суд признаёт раскаяние ответчицы смягчающим обстоятельством.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу о снижении штрафа до 5 000 рублей.

Межрайонной ИФНС России № 5 по ХМАО-Югре административному ответчику ФИО1 направлялись налоговые требования от 17.08.2018 г., от 17.08.2018 г. и от 30.08.2018 г. на уплату налога на добавленную стоимость и пени и штрафа, которые ФИО1 не были исполнены.

Мировым судьей судебного участка № 2 Мегионского судебного района ХМАО-Югры 10 декабря 2018 года был вынесен судебный приказ, который 19 декабря 2018 года отменен по заявлению ФИО1, после чего 12 апреля 2019 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, то есть с соблюдением срока, установленного ч. 3 ст. 48 НК РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования налогового органа являются законными, обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению частично с учетом снижения размера штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 14 123 рубля 02 копейки.

Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 5 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающей по <адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 1 080 943 рубля, пени в размере 103 661 рубль 87 копеек, штраф в размере 5 000 рублей, всего взыскать 1 189 604 рубля 87 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Мегионский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 02 июля 2019 года.

.

. Судья И.Ф. Полякова