НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 18.04.2016 № 2-720/2016

Дело №2-720/2016

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

18 апреля 2016 года г. Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Ивановой Л.А.., при секретаре Мингалёвой Т.Ю., с участием представителя Департамента социального развития ХМАО-Югры ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, казенному учреждению ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» (филиал в г.Мегионе) о возложении обязанности в принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда » и Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности в выдаче удостоверения «Ветеран труда», УСТАНОВИЛ: И. (до перемены фамилии-Васильева) обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж для назначения пенсии. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ/к-н она была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд. Согласно письму Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 февраля 2015 г. ей сообщили об отказе в присвоении звания « Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Данный отказ является необоснованным и незаконным, нарушающим ее права и законные интересы. Просит признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить ей звание «Ветеран труда», обязать КУ «Центр социальных выплат» выдать удостоверение «Ветеран труда». Настоящее дело рассмотрено без участия истца и ответчика-КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат», надлежащим образом извещенных о судебном разбирательстве, по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ согласно поданным заявлениям. Представитель ответчика ФИО1 с иском не согласилась, пояснив, что в силу ст.85Бюджетного кодекса РФ субъекты РФ имеют право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006г. №115-оз не предусматривает почетную грамоту Министерства образования и науки РФ при присвоении звания «Ветеран труда». Заслушав пояснения представителя ответчика ФИО1, рассмотрев возражения ответчика КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» об исключении из ответчиков, возражение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Из материалов дела усматривается, что И. имеет необходимый трудовой стаж для назначения пенсии, что подтверждается копией трудовой книжки и не оспаривается ответчиками. На основании приказа Министра образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ/к-н она была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд. Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры И. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п. В соответствии с положениями подпункта 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Таким же образом определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, Законом ХМАО - Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 7 ноября 2006 года № 115-оз (подпункт 2 пункта 4 статьи 1). Тем самым, как федеральным законодателем, так и законодателем субъекта РФ-ХМАО-Югры определен круг лиц, относящихся к категории « ветеранов труда », установлены общие основания для присвоения звания: награждение ведомственными знаками отличия в труде и наличие стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Федеральным законом «О ветеранах » установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, финансирование мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ (пункт 4 статьи 7, статья 10). Конституционный суд РФ, разъяснив положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», разъяснил, что по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационно-процедурный механизм приобретения и присвоения звания «Ветеран труда», который предполагает определение конкретного органа государственной власти субъекта РФ, ответственного за решение вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д. (определение от 01 апреля 2008г. № 479-П). В пределах предоставленных полномочий по предмету совместного ведения законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ, не противоречащий нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции РФ (Постановления от 1 декабря 1997 г. № 18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П, Определения от 12 июля 2006 г. № 350-О, от 01 апреля 2008 г. № 479-О-П). Статья 7 Федерального закона «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Отнесение наград, знаков отличия к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к « ветеранам » « труда ». Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания « Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда, присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми п. 1 ст. 7 Закона «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим. На основании совокупности вышеизложенных правовых норм субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания « Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 03 июня 2010 г. № 580 «Положение о знаках отличия в сфере образования и науки» Почетная грамота Министерства образования и науки РФ является ведомственным знаком отличия в труде. Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом «О « ветеранах »» и Законом ХМАО - Югры «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» основания для отнесения истца к категории ветеранов труда. Возражения ответчика- Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об отсутствии оснований для присвоения звания «Ветеран труда» основаны на ошибочном толковании закона. Ходатайство Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о передачи гражданского дела по подсудности в г.Ханты-Мансийск, суд оставил без удовлетворения, поскольку одним из ответчиков по делу является Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в г. Мегионе, место нахождения которого в <...>. Требование КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» об исключении учреждения из числа ответчиков удовлетворению не подлежит, поскольку в силу ст.41 ГПК РФ замена ненадлежащего ответчика надлежащим допустима по ходатайству или с согласия истца, в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. Вместе с тем, ответчик- КУ ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" не наделен правом оформления удостоверения « Ветеран труда », поскольку право оформления удостоверения в силу закона находится в ведении управления социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 г. N 142-п "О Порядке присвоения званий « Ветеран труда » в Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений", оформление удостоверения « Ветеран труда » осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, удостоверения « Ветеран труда » Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" – КУ ХМАО-Югры Центром социальных выплат. При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о возложении обязанности в принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда» заявлены на законных основаниях и подлежат удовлетворению, а исковые требования к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности в выдаче удостоверения «« Ветеран » « труда »» являются необоснованными, незаконными, и суд отказывает в их удовлетворении. В силу ст.98ГПК РФ взыскать в пользу истца с ответчика-Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры затраты по госпошлине в размере 300руб. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: Иск И. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о возложении обязанности в принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда» и Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности в выдаче удостоверения «Ветеран труда» удовлетворить частично. Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить И. звание « Ветеран труда». В удовлетворении искового требования И. к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о возложении обязанности в выдаче удостоверения «Ветеран труда» отказать. Взыскать в пользу ФИО2 с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры затраты по госпошлине в размере 300руб. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Мегионский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения судом в окончательной форме., то есть, с 25.04.2016г.

Председательствующий судья: Л.А.Иванова