НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 10.01.2019 № 2-1243/19

86RS0010-01-2019-001914-67 Мотивированное решение

изготовлено 24.01.2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2020 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Мишенькиной К.В.,

при секретаре Калганове А.А.,

с участием представителя ответчика Карпинской Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/2020 по иску Чуйко Николая Васильевича к ОАО «Славнефть-Мегионефтегаз» о возложении обязанности произвести в установленном порядке отчисления в пенсионный фонд и взыскании недополученной надбавки,

УСТАНОВИЛ:

Чуйко Н.В. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что истец имеет статус пенсионера. С 1996 г. по 2008 г. осуществлял трудовую деятельность в СУ ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в местности приравненной к районам Крайнего Севера. В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежит выплате процентная надбавка к заработной плате и за стаж. За период с 2001 г. по 2003 г. ответчик не производил отчисления в Пенсионный фонд РФ. Трудовая деятельность подтверждена записями в трудовой книжке. Считает, что размер пенсии должен быть установлен с учетом трудового стажа за период с 2001 г. по 2003 г. Из-за действий ответчика с 18.10.2016 г. выплата пенсии производится в меньшем размере, чем если бы им были произведены отчисления. Просит обязать ответчика произвести в установленном законом порядке отчисления в пенсионный фонд, для верного исчисления трудового стажа с учетом периода с 2001-2003 г., взыскать с ответчика сумму неполученной северной надбавки к пенсии за период с 18.10.2016 г. по 01.07.2019 г. в размере 107 616 руб., проценты по ст. 395 ГК РФ проценты в размере 24 177,33 руб. и судебные расходы.

Истец Чуйко Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель ответчика Карпинская Ю.С. исковые требования не признала и указала, что действующее в период с 2001 по 2003 г. пенсионное законодательство не содержало обязанности работодателя по отчислению за иностранных граждан. Заявила о пропуске истцом срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ в части материальных требований. Поддержала письменные возражения, в которых указано, что 27.06.1996 г. истец был принят на работу в специализированное управление акционерное общество открытого типа «Мегионнефтегаз», правопреемником которого является ответчик, на должность фрезировщика 5 разряда в цех по ремонту и техническому обслуживанию машин на основании приказа от 26.06.1996 № 145-к. 10.06.2003 г. приказом № 373-к истец уволен в порядке перевода в ООО «Нефтеспецстрой». Трудовая деятельность у ответчика была первым местом работы истца в районах, приравненных к районам крайнего Севера. Указом Президиума Верховного Совета СССР постановлено выплачивать всем рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций надбавку к их месячному заработку (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 процентов по истечении первых двух лет работы, с увеличением на 10 процентов за каждые следующие два года работы. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС установлен размер районного коэффициента. За период работы в Обществе с 2001 по 2003 г.г. истцу начислялась северная надбавка и районный коэффициент к заработной плате, что подтверждается расчетными листками, в следующих размерах: северная надбавка Районный коэффициент: с 01.01.2001 по 30.05.2002 – 20 %, с 01.06.2001 по 30.09.2002 – 30 %, с 01.01.2001 по 09.06.2003 - 1,7, с 01.10.2001 по 09.06.2003 – 40 %. У ответчика отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы, как организации страхователя в рассматриваемый период (с 2001 по 2003 г.г.), поскольку у истца отсутствовал статус иностранного гражданина, постоянно либо временно проживающего на территории Российской Федерации, подтверждением которого является разрешение на временное проживание или вид на жительство. В период работы у ответчика истец, согласно личной карточке работника формы Т-2, был зарегистрирован по месту жительства в г. Гомеле Р. Беларусь. В рассматриваемый спорный период работы истца на территории Российской Федерации государственное регулирование обязательного пенсионного осуществлялось Законом № 340-1, Законом № 27-ФЗ, Законом № 167-ФЗ, а также главой 24 НК РФ (ред. от 29.12.2000) которыми определялось правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Статьей 4 Закона № 340-1 предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях: гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в РФ. Пунктом 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ и ст. 1 Закона № 27-ФЗ предусматривалось, что застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с указанным Федеральным законом, застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно ли временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане лица без гражданства. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации до 25.07.2002 г. регулировалось Законом СССР от 24.06.1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» и в соответствии со статьей 5 данного Закона определялось двух видах: иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, и временно пребывающие иностранные граждане. Постоянно проживающие в СССР иностранные граждане - это те иностранные граждане, которые имели на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находившиеся СССР на ином законном основании, считались временно пребывающими в СССР. С 01.11.2002 г. правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности стали регулироваться Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В ст. 2 этого Закона указано, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно оживающий иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное оживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин то лицо, получившее вид на жительство. Кроме того, в приведенной норме права отдельно выделена такая категория граждан, как иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. На основании изложенных фактических обстоятельств дела и приведенных норм (обязанность уплачивать страховые взносы у страхователя-организации в оспариваемый период (с 2001 по 2003 годы) могла возникнуть только при наличии определенного статуса у иностранного работника, а именно при условии его постоянного либо временного проживания на территории Российской Федерации. Иная информация о правовом статусе Истца на территории Российской Федерации в период его работы у Ответчика отсутствует. 19.02.2019 истец обращался к ответчику с заявлением о дополнении его индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации сведениями о заработке, доходе за оспариваемый период. На указанное заявление исх. от 14.03.2019 г. № 12-158 (прилагается к иску) истцу был предоставлен ответ о возможности дополнения данных сведений при условии представления им копии разрешения на временное проживание или вида на жительство. Кроме того, 05.03.2019 г. общество, в целях получения вышеуказанной информации направляло запрос исх. № 12-145 в Управление Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре (УФМС), в ответ на который 29.03.2019 г. исх. № 1072 УФМС сообщило об отсутствии у них сведений о наличии у истца в период 2001 по 2003 годы разрешения на временное проживание либо вида на жительство. Дополнительно сообщаю, что международными договорами Российской Федерации и Республики Беларусь в частности Соглашением от 13.02.1992, Соглашением от 15.04.1994, решением Высшего Совета сообщества Беларуси России от 22.06.1996 г., Договором от 25.12.1998 вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ работодателями России за иностранных работников, в том числе граждан Республики Беларусь, в спорный период урегулированы не были. И только вступившим в силу с 01.01.2012 г. Законом № 379-Ф3 в п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ были внесены изменения, согласно которым застрахованными лицами стали являться и иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок менее шести месяцев, при этом обратной силы данному положению закона не придано. Изложенная выше позиция подтверждается анализом судебной практики: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.12.2014 № 70-КГ14-6; Определение Московского городского суда от 30.04.2019 № 4г/11- 4997/2019; Апелляционное определение Московского городского суда от 08.10.2018 № 33-43473; Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от р5.07.2018 № 33-1724/2018; Решение Нижневартовского городского суда Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 12.09.2017 по делу № 2-2958/2017; Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.01.2018 № 33-401/2018. Сумма убытков, указанная истцом в исковом заявлении документально не подтверждена, отсутствует её обоснованный расчет, а также имеют место явные расхождения в её размере: на стр. 3 - 121 068 руб.; на стр. 4, 5 - 107 616 руб. Также истцом не представлено подтверждение назначения ему с 18.10.2016 пенсии по старости и её размера. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Исходя из смысла указанной нормы возложение обязанности по возмещению убытков возможно лишь при наличии условий ответственности. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательств контрагентом, вину причинителя вреда, наличие и размер понесенных убытков, а также причинно-следственную связь между деянием лица (действием или бездействием) и наступившими вредными последствиями. В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Размер мер гражданско-правовой ответственности должен соответствовать понесенным потерпевшим убыткам и не допускать его неосновательного обогащения. Следует отметить, что у застрахованных лиц (работников) не возникает убытков при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку право застрахованных лиц должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета. Истцом не представлено документов, подтверждающих уплату им государственной пошлины или суммы издержек. На основании ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 ГПК РФ; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами. Таким образом, при отсутствии виновного деяния в действиях общества, отсутствии размера суммы понесенных судебных расходов у Заявителя отсутствует право на взыскание судебных расходов.

Суд, заслушав представителя ответчика Карпинскую Ю.С., изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей в спорный период (далее – Закон) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением установленного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Из материалов дела следует, что в период с 27.06.1996 г. по 10.06.2003 г. Чуйко Н.В. работал в ОАО «Славнефть-Мегионефтегаз».

Как подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица и никем не оспаривалось, в системе государственного пенсионного страхования истец зарегистрирован 01.03.2001 г., уплата страховых взносов в отношении истца в течение оспариваемого периода не производилась. Страховая пенсия по старости назначена истцу 18.10.2016 г.

Из материалов дела следует, что в 2001-2003 годах истец является гражданином Р. Беларусь, не имел вида на жительство на территории РФ, что подтверждено ответами на судебный запрос Отдела по вопросам миграции пол г. Мегиону и УМВД России по ХМАО-Югре.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 3, 4 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Согласно п. 1 ст. 7 вышеуказанного закона в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г., застрахованными лицами являлись лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являлись граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовой статус иностранных граждан, а также правоотношения, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, осуществления ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 выше указанного закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временное проживающий в РФ иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, действовавшего в период спорных правоотношений, иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию, не относились.

Лишь с 01.01.2012 г. в п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, в соответствии с заключенными трудовыми договорами на срок не менее шести месяцев являлись застрахованными лицами.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Истец указывает, что узнал о нарушении права при назначении ему пенсии 18.10.2016 г., иск продан в суд 16.10.2019 г., поэтому срок исковой давности им не пропущен.

С учетом вышеизложенного, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по отчислению страховых взносов, взыскании недоплаченной суммы пенсии и процентов по ст. 395 ГК РФ.

С учетом положений ст. 98 ГПК РФ не подлежат взысканию с ответчиков в солидарном порядке судебные расходы, понесенные истцом в связи с подачей иска в суд.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Чуйко Николая Васильевича к ОАО «Славнефть-Мегионефтегаз» о возложении обязанности произвести в установленном порядке отчисления в пенсионный фонд и взыскании недополученной надбавки и процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Мегионский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья К.В. Мишенькина