НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мегино-кангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 23.10.2023 № 2А-490/2023

УИД: 14RS0015-01-2023-000776-36

Дело № 2а-490/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Майя 23 октября 2023 года

Мегино - Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе

председательствующего судьи Будурусовой С.П., при секретаре судебного заседания Максимовой Л.Н., с участием помощника прокурора Мегино-Кангаласского района РС(Я) Платоновой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) к администрации Сельского поселения «Село Майя» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности произвести снос указанного расселенного жилого дома,

у с т а н о в и л:

Прокурор Мегино – Кангаласского района РС (Я) Ильин А.Р. в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в Мегино - Кангаласский районный суд РС (Я) с административным иском к администрации СП «Село Майя» МР «Мегино-Кангаласский улус» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, <адрес> и возложении обязанности произвести снос указанного расселенного жилого дома, указав о том, что прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры Республики Саха (Якутия) об усилении прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав граждан проведена проверка реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которой выявлены факты непринятия органов местного самоуправления должных мер по обеспечению безопасности в расселенных аварийных многоквартирных домах, а также по их сносу, постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2019 за №50 утверждена республиканская адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы) (далее - РАП №50). В соответствии с паспортом РАП №50 сроки реализации программы запланированы в течение 2019-2025 гг. в 6 этапов: этап 2019 года - до 31.12.2020, этап 2020 года - до 31.12.2021, этап 2021 года - до 31.12.2022, этап 2022 года - до 31.12.2023, этап 2023 года-до 31.12.2024, этап 2024 года-до 01.09.2025, при этом приложение №1 к РАП №50 содержит адресный перечень домов, подлежащих расселению и сносу с указанием срока расселения для каждого конкретного дома, на территории сельского поселения «село Майя» до настоящего времени имеется не снесенный расселенный 01.06.2022 аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, несмотря на то, что вышеуказанный дом полностью расселен, администрацией СП «село Майя» меры по сносу аварийного дома не приняты, что представляет собой опасность для окружающих, по данному факту прокуратурой района 04.07.2023 в адрес главы СП «Село Майя» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, установлено, что нарушения не будут устранены, указанное свидетельствует о непринятии мер по ликвидации расселенного аварийного жилого фонда, а также мер по обеспечению безопасности в расселенных домах, что недопустимо, поскольку обрушение зданий может причинить вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в этой связи бездействие администрации СП «Село Майя» затрагивает права неопределенного круга лиц, имеются достаточные основания для предъявления административного искового заявления с целью понуждения произвести снос расселенного аварийного жилого гома.

В судебном заседании помощник прокурора района Платонова Т.И. административный иск поддержала, просит удовлетворить.

На судебное заседание представитель административного ответчика – администрации СП «Село Майя» - не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В отзыве к иску представитель административного ответчика Кириллин Л.Л. указал, что административное исковое заявление признает, многоквартирный дом по адресу: <адрес> в связи с угрозой обрушения в целях обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан полностью был расселен 1 июня 2022 года, по предварительной локальной смете стоимость по его сносу составляет 13060177 рублей, что превышает предусмотренные в бюджете суммы на снос дома, вопрос о выделении финансовых средств из бюджета администрации на снос многоквартирного дома будет рассмотрен в конце текущего года на сессии депутатов СП «Село Майя».

Суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело без участия представителей административного истца и административного ответчика.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств, для улучшения жилищных условий граждан.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Закона Республики Саха (Якутия) от 26.11.2014 1367-3 № 291-У «О закреплении за сельскими поселения Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, 21.07.2007 принят и введен в действие Федеральный закон №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №185-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.03.2019 за № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы (Далее – Адресная программа № 50).

В соответствии с паспортом Адресной программы № 50 сроки реализации программы запланированы в течение 2019-2025 гг. в 6 этапов: этап 2019 года - до 31.12.2020, этап 2020 года - до 31.12.2021, этап 2021 года - до 31.12.2022, этап 2022 года - до 31.12.2023, этап 2023 года-до 31.12.2024, этап 2024 года-до 01.09.2025.

Приложение №1 к Адресной программе № 50 содержит адресный перечень домов, подлежащих расселению и сносу с указанием срока расселения для каждого конкретного дома.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Обязанность по ограждению зданий, вышедших из эксплуатации и подлежащих сносу (утилизации) с установкой знаков безопасности и надписями обусловлена п. 4.3 Сводом правил 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.08.2017 № 1170/пр (далее - Правила).

Разделами 11 и 12 Правил предусмотрены обязательные мероприятия по утилизации и вывозу отходов сноса здания.

В силу норм ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ вышеуказанные обязанности собственника в расселенных аварийных домах возложены на органы местного самоуправления.

Аналогичные положения также закреплены в Земельном кодексе РФ.

Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

В соответствии с ч. 4 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ, с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется.

4 июля 2023 года в связи с выявленными нарушениями федерального законодательства прокуратурой района в адрес главы СП «Село Майя» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

Согласно ответу заместителя главы администрации СП «Село Майя» от 05 июля 2023 года в настоящее время многоквартирный жилой дом не снесен по причине отсутствия в бюджете администрации СП «Село Майя» финансовых средств, в связи с этим выявленные нарушения не могут быть устранены. Ведутся работы по привлечению дополнительных средств из бюджета Правительства Республики Саха (Якутия) и Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус».

Административным ответчиком сведений и доказательств о принятии исчерпывающих мер по сносу аварийного многоквартирного жилого дома на дату рассмотрения дела не представлено.

Изложенное свидетельствует о бездействии администрации сельского поселения «Село Майя», что приводит к нарушению права неопределенного круга лиц. В связи с этим, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Село Майя», выразившегося в непринятии мер по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, <адрес>, и возложении обязанности произвести снос указанного расселенного жилого дома. При этом, определяя срок, в течение которого ответчику надлежит выполнить возложенные на него обязанности, суд считает предложенный прокурором срок исполнения решения не достаточным и не разумным, с учетом времени вступления решения в законную силу, а также объема проведения работ, определения объема финансирования. С учетом изложенного суд полагает разумным возложить на административного ответчика обязанность по устранению допущенных нарушений в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Село Майя», выразившееся в непринятии мер по сносу расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, <адрес>

Возложить на администрацию сельского поселения «Село Майя» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (ОГРН: , ИНН: ) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести снос расселенного аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский район, <адрес>

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья . С.П. Будурусова

Решение в окончательной форме принято 3 ноября 2023 года.

.