НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия) от 25.04.2022 № 12-15/2022

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия, 186352, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7а

РЕШЕНИЕ

дело № 12-15/2022

УИД 10RS0008-01-2022-000405-52

Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Ерохова Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павковой А.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (далее: ФБУ «Администрация «Беломорканал») на постановление старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 14 февраля 2022 года № 10/7-89-22-ОБ/12-1264-И/168-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 14.02.2022 № 10/7-89-22-ОБ/12-1264-И/168-2 юридическое лицо ФБУ «Администрация «Беломорканал» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

Как следует из постановления, 06.11.2021 по месту осуществления деятельности по адресу Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 26 ФБУ «Администрация «Беломорканал»:

1) в нарушение требований ч. 2 ст. 22, ч. 1 и 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 78 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 886н, не обеспечило установку трапа (сходни) между обстановочным причалом шлюза № 9 и судном-площадкой Т-115, наличие спасательного круга с лампочкой автоматического включения и веревкой длиной не менее 30 м, перекрытие зазора между причалом и судном предохранительной сеткой, выступающей за боковые части трапа (сходни) на расстояние 1,5 м, не обеспечило возложение на кого-либо обязанности по установке трапа (сходни) между причалом и судом, что было обнаружено 31.01.2022;

2) в нарушение требований абзаца 2 и 4 ч. 2 ст. 22, ч. 1 и абзаца 3 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, подп. 3 п. 10 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 886н, п.п. 33, 39 Типового положения о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» не выявило опасность падения моториста в воду с причала, не установило перечень мер по исключению или снижению уровня этой опасности, что было выявлено 31.01.2022.

В жалобе ФБУ «Администрация «Беломорканал» ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указывая на существенное нарушение норм процессуального и материального права, допущенное административных органом при производстве по делу.

В судебном заседании представители ФБУ «Администрация «Беломорканал» Лахтионова В.А. и Румаков О.А. требование поддержали.

Старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быков А.С. в судебное заседание не явился, извещен, в возражениях на жалобу поддержал сведения, изложенные в постановлении от 14.02.2022, указав, что у ФБУ «Администрация «Беломорканал» имелась возможность для соблюдения установленных законом требований.

Заслушав объяснения представителей ФБУ «Администрация «Беломорканал», показания свидетелей, исследовав материалы дела, принимая во внимание положения ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Исходя из п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием к его возбуждению послужили материалы расследования несчастного случая, произошедшего с Армашем П.П. 06.11.2021: протокол осмотра места несчастного случая, произошедшего 06.11.2021 с мотористом теплохода «Пеликан» Армашем П.П. на Шлюзе № 9 ББК, схема места происшествия, фототаблица, акт проведенного в период с 07.11.2021 по 31.01.2022 расследования несчастного случая со смертельным исходом. Указанные документы послужили основанием к составлению 07.02.2022 в отношении ФБУ «Администрация «Беломорканал» протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

При рассмотрении жалобы судья на основании объяснений представителей ФБУ «Администрация Беломорканал», показаний свидетеля Шишпанова И.С., представлявшего по доверенности интересы ФБУ «Администрация Беломорканал» при составлении протокола об административном правонарушении 07.02.2022, а также исследованных материалов установил, что начальник отдела – главный государственный инспектор труда отдела охраны труда Белодедова А.А., уполномоченная на составление протокола об административном правонарушении, при составлении 07.02.2022 протокола об административном правонарушении № 10/6-67-21-ИЗ/12-967-И/168-2 не присутствовала, протокол фактически был составлен старшим государственным инспектором труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быковым А.С. Указанный факт административным органом не опровергнут, оснований не доверять показаниям свидетеля Шишпанова И.С. не имеется, свидетель был предупрежден об административной ответственности за дачу ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 2 Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 02.09.2015 N 238, по административным правонарушениям, предусмотренным ч.ч. 1 - 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридических лиц протоколы вправе составлять главные государственные инспекторы труда, их заместители.

Старший государственный инспектор труда в перечне должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, не поименован. Таким образом, протокол об административном правонарушении фактически был составлен неуполномоченным должностным лицом, что в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ является основанием для признания протокола об административном правонарушении в отношении ФБУ «Администрация «Беломорканал» недопустимым доказательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела и показаний допрошенных свидетелей следует, что теплоход «Пеликан» был пришвартован на ночевку к площадке Т-67, падение моториста теплохода «Пеликан» Армаша П.П. в воду произошло между площадкой Т-115 и обстановочным причалом, где Армаш П.П. находился во внерабочее время по собственному усмотрению. В соответствии с требованиями Правил охраны труда, Распоряжением Минтранса России от 15.05.2003 № НС-59-р для выхода экипажа теплохода «Пеликан» на площадку Т-67 были установлены сходни, между площадкой Т-115 и теплоходом ДТС-1 имелись установленные сходни. При этом производственная необходимость для перехода экипажа с площадок Т-67 и Т-115 на обстановочный причал и между судами отсутствовала, поэтому сходни от площадок Т-67 и Т-115 на обстановочный причал не устанавливались, соответственно, необходимости в размещении спасательных средств не имелось. При этом капитаном теплохода ДТС-1 выход экипажа на берег через площадку Т-115 был запрещен в связи с плохими погодными условиями, в связи с чем также не имелось оснований для установки сходни от площадки Т-115 на обстановочный причал.

Материалами дела также подтверждается, что теплоходы «Пеликан» и «ДТС-1» оборудованы трапами (сходнями), прошедшими соответствующие испытания в мае 2021 года, спасательными кругами с самозажигающимся буйком и со спасательным линем.

В силу п. 55, п. 57 ч. 9 Приложения № 1 к Системе управления безопасности судов, утвержденного руководителем ФБУ «Администрация Беломорканал» 03.03.2021, обязанности по обеспечению безопасности посадки и высадки людей, постоянной готовности спасательных средств к немедленному использованию, постоянного свободного доступа к ним, укомплектованности их надлежащим образом возложены на старшего помощника капитана судна – теплохода «Пеликан».

В соответствии с подп. 6 п. 88 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, ответственным за обеспечение положения забортного трапа, сходни и состояние леерного ограждения, является вахтенный помощник капитана.

Принимается во внимание, что приказом от 03.04.2019 № 144 в ФБУ «Администрация Беломорканал» утверждена Политика в области охраны труда, Учреждение применяет разработанное им с учетом специфики деятельности Положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом от 03.04.2019 № 150, с которым ознакомлены все работники, включая погибшего Армаша П.П.; разработаны идентификации опасностей оценки профессиональных рисков, о которых проинформированы работники, включая погибшего моториста Армаша П.П.

При установленных обстоятельствах вызывает неустранимые сомнения наличие вины ФБУ «Администрация «Беломорканал» в нарушении требований ч. 2 ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса РФ, Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 886н.

В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица о совершении ФБУ «Администрация «Беломорканал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ прихожу к выводу о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФБУ «Администрация «Беломорканал» состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу удовлетворить.

Постановление от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФБУ «Администрация «Беломорканал» отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии.

Судья Л.А. Ерохова