Дело № 2а-346/2022
УИД 10RS0008-01-2022-000693-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2022 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Теребовой А.В.,
с участием представителя административного истца Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Румакова О.А.,
представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С., являющегося заинтересованным лицом по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального бюджетного учреждения «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» к Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании незаконным и отмене предписания,
у с т а н о в и л :
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (далее – Администрация «Беломорканал», административный истец) обратилось в суд по тем основаниям, что 31.01.2022 в адрес Администрации «Беломорканал» старшим государственным инспектором труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быковым А.С. было вынесено предписание №10/6-67-21-ИЗ-2, которым Администрация «Беломорканал» обязана устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства (установленных при расследовании несчастного случая) в срок до 28.02.2022. Полагает названное предписание незаконным, поскольку проверка соблюдения Администрацией «Беломорканал» трудового законодательства не проводилась, при расследовании несчастного случая, имевшего место с мотористом Администрации «Беломорканал» Армашем П.П. 08.04.2021, нарушения со стороны Администрации «Беломорканал» не установлены, что подтверждается актом расследования несчастного случая от 31.01.2022. Из акта расследования несчастного случая от 31.01.2022 следует, что несчастный случай квалифицирован как не связанный с производством. Кроме того, полагает, что содержащиеся в предписании требования являются абстрактными и неисполнимыми. Указывает, что проведение внепланового инструктажа в срок до 28.02.2022, предусмотренного пунктом 1 оспариваемого предписания, невозможно по причине нахождения работников плавсостава Администрации «Беломорканал» в межнавигационных отпусках и отгулах до начала навигационного периода (май 2022 года). Требование об установлении (определении) перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков падения работников в воду с причалов со сроком исполнения до 28.02.2022 (пункт 2 предписания) основано на Типовом положении о системе управления охраной труда, утвержденном приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438Н, которое не является обязательным для применения, более того, нарушений указанного локального акта (в частности пунктом 33 и 39 относительно оценки и управления профессиональными рисками) Администрацией «Беломорканал» не допущено, идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков для моториста, матроса и старшего лебедчика, проведена, с результатами оценки профессиональных рисков Армаш П.П. был ознакомлен 15.03.2021 (в иске ошибочно указано – 07.07.2021). Требование, содержащееся в пункте 3 предписания об организации установки трапа (сходни) между причалом и судном, полагает абстрактным, поскольку лица, ответственные за обеспечение положения забортного трапа, сходни определены (ими являются вахтенные помощники капитана), все суда, находящиеся на отстое имеют трапы между судном и причалом. Кроме того, указывает, что в предписании содержатся ссылки на Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который к правоотношениям, связанным с расследованием причин несчастных случаев на производстве, не применяется. В нарушение положений приказа Роструда от 21.03.2019 №77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда» внеплановая проверка в отношении Администрации «Беломорканал» не проводилась, а акт расследования несчастного случая был получен Администрацией «Беломорканал» лишь 24.03.2022, т.е. после оспариваемого предписания. В данной связи просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быков А.С.
В судебном заседании представитель Администрации «Беломорканал» Румаков О.А. поддержал доводы административного иска по указанным в нем основаниям, просил его удовлетворить. Настаивал на полной проверке законности предписания старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С. от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2. Дополнительно пояснил, что Государственной инспекцией труда в Республике Карелия нарушен порядок вынесения предписания, поскольку проверка (плановая, внеплановая или дополнительная) в отношении Администрации «Беломорканал» не проводилась, акт расследования несчастного случая Администрации «Беломорканал» перед внесением предписания направлен не был, что свидетельствует о существенном нарушении положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также приказа Роструда от 24.01.2011 №14 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Нарушение прав, свобод и законных интересов Администрации «Беломорканал» заключается в возложении на нее обязанностей под угрозой административного наказания.
В судебном заседании заинтересованное лицо Быков А.С., старший государственный инспектор труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия, представляющий интересы административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Карелия по доверенности, полагал административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку предписание в адрес Администрации «Беломорканал» было внесено им как государственным инспектором труда на основании статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации по результатам расследования несчастного случая. Выявленные им в деятельности Администрации «Беломорканал» нарушения трудового законодательства отражены в приложении к акту расследования несчастного случая от 31.01.2022 (в особом мнении), в акт расследования не включены по решению членов комиссии, большинство которых являлось работниками Администрации «Беломорканал». Приказ Роструда от 24.01.2011 №14, а равно Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к рассматриваемым правоотношениям не применяется. Поддержал представленный в материалы дела отзыв на административный иск, в котором указывается, что предписание от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2 является законным и обоснованным, вынесено на основании части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в пределах предоставленных государственному инспектору труда полномочий. Пункт 1 предписания о проведении внепланового инструктажа с работниками с доведением до их сведения причин и обстоятельств несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего с работником Армашем А.А. основан на положениях пункта 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 №1/29, согласно которому внеплановый инструктаж проводится по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля, отсутствие каких-либо работников на дату исполнения предписания на своих рабочих местах не может быть признан основанием для признания названного пункта предписания невыполнимым. Пункт 2 предписания обязывал Учреждение установить (определить) перечень мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков падения работников в воду с причалов. Данное требование основано на закрепленной статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности работодателя обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а также положениях Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России от 11.12.2020 №886н, согласно пунктам 33 и 39 которых организация обязана реализовывать мероприятия по управлению профессиональными рисками. Пункт 3 предписания обязывал Администрацию «Беломорканал» в срок до 28.02.2022 организовать установку между трапа (сходни) причалом и судном, требование основано на положениях статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и названных выше Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, является законным, поскольку истребуемая обязанность ни на одного из работников Администрации «Беломорканал» не была возложена. В удовлетворении административного иска просит отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 354 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Перечень полномочий федеральной инспекции труда предусмотрен статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации, в их число входит, в том числе
осуществление федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
расследование или участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений.
В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
При расследовании несчастных случаев на производстве положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются (пункт 5 части 3 статьи 1).
Как установлено судом, 06.11.2021 с работником Администрации «Беломорканал» мотористом теплохода «Пеликан» Армашем П.П. произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Согласно акту о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 31.01.2022 произошедшее квалифицировано комиссией, проводившей расследование, как несчастный случай, не связанный с производством, нарушений со стороны Администрации «Беломорканал» не выявлено, в пункте 8 акта изложены мероприятия для устранения причин несчастного случая со сроком исполнения до 28.02.2022, а именно провести внеплановый инструктаж с работниками Администрации «Беломорканал» с доведением до них сведений о причинах и обстоятельствах несчастного случая с Армашем П.П., установить (определить) перечень мер по исключению или снижению уровня профессионального риска падения работников в воду с причалов, установить обязанности работников по установке трапа (сходни) между причалами и судами.
Старшим государственным инспектором труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быковым А.С. к акту о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 31.01.2022 изложено особое мнение, в котором он указывает на несогласие с выводами членов комиссии по расследованию несчастного случая, считает, что он подлежит квалификации как несчастный случай, связанный с производством, его причинами являются, в том числе то, что Администрацией «Беломорканал» не была выявлена опасность падения моториста в воду с причала, не было обеспечено соблюдение Армашем П.П. дисциплины труда, поскольку Армаш П.П. находился на судне в состоянии алкогольного опьянения, а также не были обеспечены требования пунктов 10, 78, 81, 82 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденные приказом Минтруда России от 11.12.2020 №886н.
Исходя из приведенных выше норм Трудового кодекса Российской Федерации государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению.
При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить допущенные нарушения, в том числе посредством вынесения обязательного для работодателя предписания.
31.01.2022 старшим государственным инспектором труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быковым А.С. в адрес Администрации «Беломорканал» внесено предписание №10/6-67-21-ИЗ-2, согласно которому Администрации «Беломорканал» предписано в срок до 28.02.2022 устранить следующие нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1) провести внеплановый инструктаж с работниками с доведением до их сведения причин и обстоятельств несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 06.11.2021 с работником Армашем П.П.;
2) установить (определить) перечень мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков падения работников в воду с причалов;
3) организовать установку между трапа (сходни) причалом и судном.
Форма предписания, выносимого государственным инспектором труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нормативно не утверждена.
Включение в текст предписания ссылок на положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» само по себе о незаконности предписания не свидетельствует.
Как следует из письма Администрации «Беломорканал» от 28.02.2022 №09/461, адресованного старшему государственному инспектору труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкову А.С., Администрация «Беломорканал» в установленный в предписании срок провела внеплановый инструктаж с работниками Администрации (кроме работников, находящихся в межнавигационном отпуске, отгулах или на листке временной нетрудоспособности) с доведением до их сведения причин и обстоятельств несчастного случая с работником Армашем П.П., кроме того, были внесены дополнения к картам оценки профессиональных рисков экипажей флота с перечнем мер по снижению уровней профессиональных рисков падения работников в воду с причала, сообщено, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 88 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта вахтенный помощник капитана организовывает и является ответственным за обеспечение положения забортного трапа между судном и причалом.
В последующем предписание старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С. от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2 обжаловано Администрацией «Беломорканал» в административном порядке.
Решением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 18.03.2022 жалоба Администрации «Беломорканал» удовлетворена частично, а именно отменен пункт 3 предписания от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2 в связи с неочевидностью (неопределенностью) действий, необходимость совершения которых возложена на работодателя.
Доводы Администрации «Беломорканал» относительно незаконности и неисполнимости пункта 1 предписания от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2 в связи с нахождением работников плавсостава в межнавигационных отпусках и отгулах, судом отвергаются ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 №1/29, внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев);
по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
Поскольку одной из причин, вызвавших несчастный случай с работником Армашем П.П., являлось нарушение работником дисциплины труда, Правил внутреннего трудового распорядка и Руководства по управлению безопасной эксплуатацией судом Администрации «Беломорканал», требование старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С. о проведении Администрацией «Беломорканал» внепланового инструктажа является законным.
За продлением срока исполнения пункта 1 предписания Администрация «Беломорканал» не обращалась, исполнила его в установленные для этого сроки.
Отсутствие работников Администрации «Беломорканал» на рабочих местах в силу разного рода причин основанием для признания предписания незаконным не является.
Также у суда не имеется оснований для признания незаконным пункта 2 предписания от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2 (установить (определить) перечень мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков падения работников в воду с причалов), поскольку в силу предписаний статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение создания и функционирования системы управления охраной труда является обязанностью работодателя, который в соответствии с пунктами 33 и 39 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 №438н, действовавшего на момент вынесения оспариваемого предписания, был обязан установить (определить) порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками и принять меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков.
Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель также обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку; реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.
В соответствии с пунктом 10 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденным приказом Минтруда России от 11.12.2020 №886н, работодатель (судовладелец) обязан обеспечить выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна; безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ; разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ; обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха закреплено Положением о системе управления охраной труда в Администрации «Беломорканал», утвержденном приказом Администрации «Беломорканал» 03.04.2019 №150, (пункт 2.1).
Проведенная Администрацией «Беломорканал» до несчастного случая с Армашем П.П. работа по оценке профессиональных рисков, страхованию работников от несчастных случаев, основанием для освобождения Администрации «Беломорканал» от принятия дополнительных мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников, в том числе связанной с выявленным риском (падение в воду с причалов), являться не может.
Пункт 3 предписания обязывал Администрацию «Беломорканал» в срок до 28.02.2022 организовать установку между трапа (сходни) причалом и судном, требование основано на положениях статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и названных выше Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, является законным, поскольку данная обязанность ни на одного из работников Администрации «Беломорканал» не была возложена.
Данный пункт как указано выше, отменен решением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 18.03.2022 в связи с неочевидностью (неопределенностью) действий, необходимость совершения которых возложена на Администрацию «Беломорканал», оснований не согласиться с названным решением руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия у суда не имеется.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для признания оспариваемого предписания незаконным в полном объеме отсутствует, административный иск подлежит лишь частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 3 предписания старшего государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия Быкова А.С. от 31.01.2022 №10/6-67-21-ИЗ-2.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 11 мая 2022 года