Дело №12-192/2021
УИД:12MS0003-01-2021-004103-59
РЕШЕНИЕ
11 августа 2021 г. п. Медведево
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Ильин Е.В., рассмотрев жалобу Фоминых Т.Ю. на постановление № ... первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл ФИО2 от <...> года, которым
Фоминых Т.Ю., родившаяся <...> года в ..., гражданка Российской Федерации, зарегистрированная и проживающая по адресу: ... работающая <данные изъяты><данные изъяты>», ранее не привлекавшаяся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
привлечена, как должностное лицо, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № ... первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл Ковиной Н.В. от <...> годадолжностное лицо - <данные изъяты>» Фоминых Т.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Фоминых Т.Ю.обратилась в Медведевский районный суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, указывая на нарушение должностным лицом административного органа положений п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, поскольку неустойка является внереализационным доходом, которая отражается по прибытии с момента признания обязательства должником либо с момента решения суда об исполнении обязательств должником, а поскольку негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования <данные изъяты>»)не признал требования <данные изъяты>» об уплате пеней и штрафа по государственному контракту № ..., с исковыми требованиями ГБУ <данные изъяты>» о взыскании с <данные изъяты>» указанных сумм не обращалось, искажение показания бухгалтерской отчетности за <...> года в денежном измерении не имелось.
Фоминых Т.Ю. на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте ее рассмотрения извещена, просила рассмотреть жалобу без ее участия.
Представитель Министерства финансов Республики Марий Эл Михадарова Г.А. с доводами жалобы Фоминых Т.Ю. не согласилась, указывая на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Выслушав представителя Министерства финансов Республики Марий Эл Михадарову Г.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ административным правонарушением признаетсягрубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 4 примечания к ст.15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
В силу п. 1 ст.3 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность - это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с установленными требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела Министерства финансов Республики Марий Эл ФИО7. в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от <...> года. № ... «О <данные изъяты>»проведена внеплановая камеральная проверка устранения нарушений, выявленных по результатам проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл за <...> года в указанном учреждении.
По результатам указанной проверки установлено, что <...> года<данные изъяты>» заключен государственный контракт № ... с <данные изъяты>» на оказание услуг по сертификации службы авиационной безопасности и транспортной безопасности. Цена контракта составила <данные изъяты> руб.
По результатам исполнения указанного государственного контракта от <...> года№ ... исполнителем <данные изъяты>» были нарушены сроки оказания услуг, предусмотренных контрактом, а именно: просрочка составила <данные изъяты> дней, как и нарушены обязательства по данному государственному контракту от <...> года№ ..., а именно: контракт не исполнен на сумму <данные изъяты> руб., в связи с чем в соответствии с разделом 5 указанного государственного контракта № ...й <данные изъяты> рассчитаны пени в сумме <данные изъяты> руб. и штраф в сумме <данные изъяты> руб.
<...> года и <...> года<данные изъяты>» направлена претензия и уточнения к ней в адрес <данные изъяты>» с требованием оплатить в добровольном порядке: неправомерно перечисленные денежные средства за неисполненный в полном объеме государственный контракт от <...> года№ ... на оказание услуг по сертификации службы авиационной безопасности и транспортнойбезопасности на сумму <данные изъяты> руб.; пени запросрочкуисполнения обязательств по государственному контракту от <...> года№ ... на оказание услуг по сертификации службы авиационной безопасности и транспортной безопасности на <данные изъяты> дней в сумме <данные изъяты> руб.;штраф за неисполненный в полном объеме указанный контракт № ... в сумме <данные изъяты> руб.Общая сумма задолженности <данные изъяты>» перед ГБУ <данные изъяты>» составила <данные изъяты> руб.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения, при этом <данные изъяты>» не приняты меры по взысканию с <данные изъяты>» неправомерно перечисленных денежных средств, штрафа, пени.
Также проверкой установлено, что <данные изъяты>» в соответствии с уставом, утвержденным приказом <данные изъяты> от <...> года№ ..., является бюджетным учреждением и находится в ведомственном подчинении <данные изъяты>, в связи с чем данное бюджетное учреждение должно составлять и предоставлять годовую, квартальную бухгалтерскую отчетность, которая подписывается руководителем и <данные изъяты> учреждения и представляется в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя согласно Инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от <...> года№ ...
<...> года в силу исполнения вышеуказанной Инструкции № ...<данные изъяты>»в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Элпредставленбаланс государственного (муниципального) учреждения за <...> года
В соответствии с пунктом 109 Инструкция № ... по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от <...> года№ ... для ведения бухгалтерского учета расчетов по суммам задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, иных санкций отражаются по дебету счета <данные изъяты>)».
Согласно пункту 34 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. № 32н, доходы от штрафов, пеней, неустоек признаются в бухгалтерском учете на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, в частности при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом неустоек, штрафов, пеней.
Однако, в нарушение вышеуказанного законодательства в бухгалтерском учете <данные изъяты> дебиторская задолженность по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контракта от <...> года№ ... на оказание услуг по сертификации службы авиационной безопасности и транспортной безопасности в сумме 760 730,31 руб. не принята к учету по дебету счета <данные изъяты> а также в бухгалтерской отчетности <данные изъяты>» в балансе за <...> года по состоянию на <...> года не отражена дебиторская задолженность по штрафам, пеням в сумме <данные изъяты> рубля, что привело к занижению актива баланса по строке <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> рубля. Искажение составило <данные изъяты> % ((<данные изъяты>%).
Согласно должностной инструкции <данные изъяты> утвержденной директором <данные изъяты>» <...> года, в должностные обязанности <данные изъяты> входит составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
Из материалов дела, также следует, что на основании приказа и.о. директора <данные изъяты>»от <...> года№ ... Т.Ю. переведена на должность главного бухгалтера <данные изъяты> с <...> года
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что Фоминых Т.Ю., как должностное лицо, совершила административное правонарушение, выразившееся в грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению бухгалтерской отчетности в виде искажения показателя бухгалтерской отчетности за <...> года, выраженного в денежном выражении, более чем на <данные изъяты>, а именно: в балансе за <...> года раздел «<данные изъяты>», по состояниюна <...> года в строке <данные изъяты>», <данные изъяты> не отражена дебиторская задолженность по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контракта от <...> года№ ... на оказание услуг по сертификации службы авиационной безопасности и транспортной безопасности в сумме <данные изъяты> руб.
По данному факту заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела Министерства финансов Республики Марий Эл ФИО5 в отношении Фоминых Т.Ю. <...> годаг. составлен протокол об административном правонарушении № ... по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем министра финансов Республики Марий Эл ФИО2 вынесено обжалуемое постановление о привлечении главного бухгалтера <данные изъяты>» Фоминых Т.Ю., как должностного лица, к административной ответственности по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
Вина Фоминых Т.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.33.2 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом № ... об административном правонарушении от <...> года; копией акта внеплановой камеральной проверки устранения нарушений, выявленных по результатам проверки соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Марий Эл за <...> года в <данные изъяты>» от <...> года; копией государственного контракта от <...> года№ ... с <данные изъяты>» на оказание услуг по сертификации службы авиационной безопасности и транспортной безопасности; копией претензии <данные изъяты>» к <данные изъяты>» от <...> года№ ...; копией уточнения к претензии <данные изъяты>» к <данные изъяты> от <...> года№ ...; копией Главной книги за <...> года<данные изъяты>»; копией баланса государственного (муниципального) учреждения на <...> года; приказа и.о. директора <данные изъяты>»от <...> года№ ...; копией должностной инструкции главного бухгалтера <данные изъяты>»; ответом на запрос Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от <...> года№ ... о дате предоставления <данные изъяты>» бухгалтерской отчетности за <...> года
Указанные доказательства были оценены должностным лицом административного органа в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Фоминых Т.Ю.в жалобе ссылается на отсутствие события вмененного ей административного правонарушения, поскольку неустойка является внереализационным доходом, которая отражается по прибытии с момента признания обязательства должником либо с момента решения суда об исполнении обязательств должником, а поскольку негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования <данные изъяты>») не признал требования <данные изъяты>» об уплате пеней и штрафа по государственному контракту № ..., с исковыми требованиями <данные изъяты>» о взыскании с <данные изъяты>» указанных сумм не обращалось, искажение показания бухгалтерской отчетности за <...> года. в денежном измерении не имелось.
Обосновывая указанный довод, заявитель, ссылается на письма Минфина России от <...> года, <...> года, <...> года и от <...> года Однако указанные письма не умаляют доводов административного органа об искажении Фоминых Т.Ю. показателя бухгалтерской отчетности за <...> года.
Так, из содержания письма Минфина России от 29 мая 2015 г. № ... следует, что отражение пеней, штрафов, неустоек, возникающих в силу контрактов, договоров, соглашений целесообразно предусматривать в учетной политике в момент возникновения требований к их плательщикам.
Аналогичный вывод содержится также в вышеуказанном п. 34 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от <...> года№ ... а также в письме Минфина России от <...> года№ ....
Кроме того, согласно содержанию указанного письма № ...расчеты по доходам от пеней, неустоек, возмещения ущерба, возникающих в связи с нарушением условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных гражданско-правовых договоров, в частности, по договорам аренды, купли-продажи, отражаются на счете <данные изъяты> что не было сделано заявителем.
Ввиду изложенного, прихожу к выводу, что действия Фоминых Т.Ю., как должностного лица, правильного квалифицированы по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Фоминых Т.Ю., не усматривается.
Постановление первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл вынесено в сроки, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, наказание Фоминых Т.Ю назначенов соответствии с санкцией ч.4 ст. 15.15.6КоАП РФ в минимальном размере.
Поскольку при рассмотрении дела нарушений требований административного законодательства допущено не было, оснований для отмены постановления № ... первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл от <...> года не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление № ... первого заместителя министра финансов Республики Марий Эл от <...> года, которым должностное лицо – главный бухгалтер <данные изъяты>Фоминых Т.Ю. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного чю.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч – оставить без изменения, жалобу Фоминых Т.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.В. Ильин