НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мазановского районного суда (Амурская область) от 23.05.2018 № 2А-76/18

Дело 2а-76/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

----

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре Федотове С.А.,

с участием помощника прокурора -- Середа О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры -- в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению «Мазановский лесхоз» о признании незаконным бездействия государственного автономного учреждения «Мазановский лесхоз» по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязании производить тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения,

установил:

Административный истец – прокурор Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры -- обратился в суд с указанным административным иском к ответчику Государственному автономному учреждению «Мазановский лесхоз» о признании незаконным бездействия государственного автономного учреждения «Мазановский лесхоз» по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязании производить тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, в ходе которой установлено следующее. Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантированно, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению её объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде. В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или лицами, использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах (ст. 51,53 Лесного кодекса Российской Федерации).

Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения уполномоченными органами законодательства об охране лесов от пожаров, в ходе которой установлено, что с начала пожароопасного сезона 2018 года по состоянию на -- на территории -- зарегистрировано 5 крупных природных пожаров. При этом тушение ряда крупных пожаров происходило длительное время. Так, пожар -- возник -- на площади 45 га и ликвидирован -- на площади 2260 га; пожар -- возник -- на площади 102га и ликвидирован лишь -- на площади 5802 га. По состоянию на -- действует крупный природный пожар на площади 25693 га в 130 км от населенного пункта Табурачка. Пожар возник -- на площади 510 га. -- пожара растет, вследствие чего возможно наступление тяжких последствий, в виде причинения имущественного вреда, гибели людей или причинения вреда здоровью граждан. По информации Мазановского лесхоза тушение пожаров на территории лесхоза производится в светлое время суток с 5.00 часов до 20.30 часов, тушение пожаров лесхозом в темное время суток не осуществляется, что свидетельствует о низкой эффективности тушения пожаров только в светлое время суток.

Из буквального толкования норм Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, в том числе и в темное время суток.

Распоряжением губернатора -- от -----р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера.

Проверкой установлено, что в настоящее время пожароопасная обстановка на территории Мазановского лесничества остаётся очень сложной. Между тем, начальником Мазановского лесхоза не принимается мер для решения вопроса о тушении пожара в темное время суток. Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток исключает своевременную ликвидацию лесных пожаров, надлежащую охрану лесного фонда, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействия государственного автономного учреждения «Мазановский лесхоз» по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения, обязании административного ответчика производить тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

От административного ответчика государственного автономного учреждения «Мазановский лесхоз» поступили письменные возражения, согласно которым, в административном исковом заявлении Амурская природоохранная прокуратура указывает о якобы длительном тушении лесного пожара --, который возник на площади 45 га и ликвидирован на площади 2260 га. По этому поводу поясняет следующее: пожар находился в зоне авиационной охраны лесов и в первую очередь была высажена группа парашютистов 5 человек, а в последующем наземным транспортом были доставлены сотрудники лесхоза. При сильном ветре от 7 до 14 м/с тушение осуществлялось путем встречного отжига, в связи с этим площадь пожара значительно увеличилась. На тушение пожара было задействовано 32 человека из них работников лесхоза 12 человек. По пожару --, возник на площади 102 га и ликвидирован на площадь 5802 га. По этому поводу поясняю следующее: пожар находился в зоне авиационной охраны лесов, доставка людей осуществлялась наземным транспортом, удаленность от -- составила 80 км. Время доставки составило около 4 часов, при этом пожар увеличивался в размерах. Отсутствие воды (отрицательные температуры ночью и близкие к нулю днем), сильный порывистый ветер 3-7 м/с ухудшал тушение. Основное тушение проводилось путем встречного отжига, в связи с этим значительно увеличилась площадь пожара. Всего задействовано 40 человек из них работников лесхоза 24 человека.

По пожару -- возникшему -- на площади 510 га поясняет следующее: пожар находился на удалении 130 км от пункта табурачка (--) до -- пожар тушился без сотрудников лесхоза силами авиабазы и другими работника в количестве 48 человек, на этот момент площадь составила 14044 га, -- прибыли сотрудники лесхоза в количестве 19 человек. Из-за сильного ветра 3-8 м/с, тушение проходило путем отжига. в связи с этим площадь выросла значительно. Из перечисленных в исковом заявлении трех пожаров видно, что основное количество сотрудников занятых на ликвидации пожаров это не сотрудники лесхоза, что подтверждается радиограммами за каждый день действующих пожаров.

От представителя третьего лица Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности -- поступил письменный отзыв, согласно которому пунктом 73 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ---- установлено, что в темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара. ГАУ -- «Мазановский лесхоз» тушение лесных пожаров в темное время суток не осуществляется, так как в соответствии с Типовой инструкцией по охране труда «Тушение лесных пожаров» ТОИ Р-07-010-98, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ----, доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и их тушение производится только в светлое время суток, в связи с чем пожарно-химическая станция 3 типа ГАУ -- «Мазановский лесхоз» не обеспечена пожарными автомобилями, оборудованными электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенными для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи. Крупные лесные пожары №--, 2, 5, 9, 23 возникли на территории государственного лесного фонда в зоне авиационных работ на удаленных и труднодоступных лесных участках с неразвитой сетью транспортных путей, болотами, крутыми склонами, гольцами, каменистыми россыпями, что затрудняет или делает невозможным оперативную доставку сил и средств пожаротушения, особенно тяжелой техники. Основные крупные и наиболее сложные природные пожары зарегистрированы в малонаселенной труднодоступной местности, где основную часть пройденной огнем территории представляют мари, покрытые малоценным редколесьем, а также болота. В связи с чем, использование колесной техники невозможно. Кроме того, использование данного вида техники невозможно из-за преодоления рек и других водных пространств.

На основании вышеизложенного считают требования истца необоснованными, неисполнимыми и не соответствующими требованиям, предъявляемым к тушению лесных пожаров. Представитель по доверенности Зотова Е.М. просила рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия представителя третьего лица – Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности --, просившего суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного истца – помощник прокурора -- Середа О.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ГАУ АО «Мазановский лесхоз» Ковзель Ю.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, привёл доводы, изложенные в возражении на административные исковые требования, дополнительно суду пояснил, что в настоящее время в их учреждении отсутствуют возможности тушения лесных пожаров в темное время суток, поскольку нет специальной технической возможности обеспечить искусственное освещение в темное время суток, а работать без него не безопасно для жизни и здоровья работников ГАУ АО «Мазановский лесхоз». Имеющаяся в учреждении пожарно-химическая станция не оборудована искусственным освещением в целях тушения лесных пожаров в темное время суток.

Представитель ГКУ АО «Мазановское лесничество» Горицкий Т.В. в судебном заседании пояснил, что считает необоснованными административные исковые требования, поскольку отсутствует реальная техническая возможность тушения лесных пожаров в темное время суток.

Свидетель Короп Н.В. показала, что показал, что работает начальником отдела гражданской защиты администрации --. При принятии НПА администрацией -- выносится постановление о создании оперативного штаба на особый пожарно-опасный период, согласовываются планы тушения лесных пожаров на территории района с Мазановским лесхозом и Мазановским лесничеством. -- в связи с возникновением лесных пожаров на территории --, в целях защиты населения и территорий объявлено ЧС регионального характера. Для тушения пожаров в оперативном порядке предоставлялись денежные средства на ГСМ лесничеству и лесхозу для доставки техники и групп по ликвидации пожаров. В администрацию ежедневно поступают радиограммы по количеству пожаров, с указанием координат и о площадях распространения лесных пожаров. Пожары близко подходили к населенным пунктам Абайкан, Ульма, Маргаритовка, но население и имущества населения не пострадало. Из заседаний комиссий ей известно, что пожары тушились только в светлое время суток.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьями 42 и 58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В силу положений ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в том числе организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

В соответствии со ст.39 КАС РФ - прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что прокурором Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры -- была проведена проверка соблюдения законодательства при регистрации и тушении лесных пожаров, в ходе которой установлено, что тушение пожаров в темное время суток ГАУ АО «Мазановский лесхоз» не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров, их распространению.

Распоряжением -- от -----р «О создании государственных автономных учреждений -- путем изменения типа государственных бюджетных учреждений --» создано государственное автономное учреждение -- «Мазановский лесхоз» путем измерения типа государственного бюджетного учреждения -- «Мазановский лесхоз».

Согласно п. 3.1 раздела 3 Устава ГАУ АО «Мазановский лесхоз» учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и -- полномочий в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, Их охраны, защиты и воспроизводства. В соответствии с целью деятельности учреждения в границах территории лесного фонда, а также на землях лесными насаждениями, Предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных), антропогенных и техногенных явлений, осуществляет следующие виды деятельности: лесоводство, предоставление услуг в области лесоводства; работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды. Основной деятельностью учреждения признается деятельность непосредственно направленная на достижение указанных целей. Кроме того, пунктами 3.2, 3.3 Устава предусмотрено, что для учреждения формируется и утверждается государственное задание в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

Так суду представлено государственное задание --, утвержденное и.о. министра лесного хозяйства и пожарной безопасности --, где в части 1 «Сведения об оказываемых государственных услугах» раздел VI определено осуществление работ по тушению лесных пожаров.

На территории -- за период времени с начала пожароопасного сезона 2018 год - в части, охваченной прокурорской проверкой было зарегистрировано по состоянию на -- 5 крупных природных пожаров, тушение которых осуществлялось более суток.

Согласно информации ГАУ АО «Мазановский лесхоз» время тушения лесных пожаров с 5:00 до 20:30 часов. Тушение лесных пожаров в темное время суток не производится в связи с большой отдаленностью от стационарных линий электропередач и отсутствием специальных генераторов и приспособлений для установки освещения. На приобретение данного оборудования денежные средства из федерального и областного бюджета не выделяются.

Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п.4 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Часть 5 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ----.

В соответствии со ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара (ч.1). Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (ч.2). Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.3).

Согласно п. 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от ----, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.

Пунктом 73 Правил тушения установлена особенность тушения лесных пожаров - в темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.

Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров (п. 67 Правил тушения).

Таким образом, в настоящем судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ГАУ АО «Мазановский лесхоз» не обеспечено оснащением необходимой противопожарной техникой, а именно осветительным оборудованием, вследствие чего работа по тушению лесных пожаров в темное время суток не велась, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

В целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.

Правила тушения пожаров допускают круглосуточное тушение пожаров, в отношении данного процесса установлено даже специальное правило - тушение при наличии искусственного освещения.

В силу п.8.1 Правил тушения лесных пожаров прекращение, приостановка работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен, осуществляется на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из буквального толкования изложенных норм Правил тушения следует, что в целях обеспечения охраны лесов пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводится только при условии обеспечения искусственного освещения.

Таким образом, Правила тушения пожаров допускают вопреки позиции ответчика круглосуточное тушение пожаров, в отношении данного процесса установлено даже специальное правило – тушение при наличии искусственного освещения.

Следовательно, в нарушение ст.ст. 51,53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения ГАУ АО «Мазановский лесхоз» не осуществляется, что способствует несвоевременной ликвидации пожаров и их распространению до категории крупных.

Доводы ответчика и представителя третьего лица относительно безопасности процесса тушения лесного пожара, со ссылкой на Типовую инструкцию по охране труда «Тушение лесных пожаров» ТОИ Р-07-010-98, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ----, основаны на ошибочном расширительном толковании закона, так как данным пунктом регламентирована доставка лесопожарных групп (команд) на лесные пожары и тушение пожаров производится только в светлое время суток, между тем только указанной доставкой тушение лесного пожара, как следует из содержания ст. 53.4 Лесного кодекса РФ, не ограничивается. Более того, как уже было указано выше, в целях обеспечения охраны лесов, пожар подлежит непрерывному тушению вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем и до момента возращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации после его полной ликвидации, при этом в темное время суток работы по тушению проводятся только при условии искусственного освещения.

Вопрос прекращения или приостановления тушения лесного пожара не может быть поставлен в зависимость от наличия соответствующих средств, оборудования для тушения.

При этом суд также не может согласиться с доводом представителя заинтересованного лица – Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности --, изложенными в письменном отзыве о неисполнимости заявленных исковых требований ввиду отсутствия необходимого оборудования пожарно-химической станции 3 типа ГАУ АО «Мазановский лесхоз» пожарными автомобилями, оборудованными электрогенератором средствами связи и освещения, и предназначенными для оснащения места работы пожарных подразделений на месте пожара и обеспечение связи с центральным пунктом пожарной связи, поскольку эти обстоятельства не относятся к предмету настоящего спора.

Так, в соответствии с п. 1 раздела VI Положения о Пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Федеральной службы Министерства хозяйства России от ----, пожарно-химические станции (далее ПХС) оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях.

Таким образом, приведенный в приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС перечень оборудования является минимально необходимым и примерным.

В этой связи суд считает надлежащим требование истца о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер к тушению пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Доводы ответчика об отсутствии нормативно закрепленной обязанности по тушению пожаров в темное время суток судом оцениваются критически, поскольку Правилами тушения определена необходимость круглосуточного тушения действующего лесного пожара до момента ликвидации, в том числе, в темное время суток с использованием искусственного освещения.

Указанное бездействие по тушению пожаров в темное время суток нарушает принципы лесного законодательства, исключает надлежащую охрану лесного фонда --, право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, а также интересы Российской Федерации как собственника лесного фонда.

Не имеют правового значения доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств на приобретение средств искусственного освещения.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением соответствующей обязанности на ответчика.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ ответчик, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 3 ст.114 КАС РФ - судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры -- в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению «Мазановский лесхоз», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного автономного учреждения «Мазановский лесхоз» по непринятию мер по тушению лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Обязать государственное автономное учреждение «Мазановский лесхоз» производить тушение лесных пожаров в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.--

Мотивированное решение изготовлено --