НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мазановского районного суда (Амурская область) от 15.09.2015 № 2-246/2015

РЕШЕНИЕ дело --Именем Российской Федерации

-- 15 сентября 2015 года

Мазановский районный суд -- в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре --2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению --1 к Государственному казенному учреждению -- - Управлению социальной защиты населения по -- о возложении обязанности произвести социальную выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту,

УСТАНОВИЛ:

Истец --1 обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что -- между Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (далее ОАО «Сбербанк России») и --1 был заключен кредитный договор --, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в размере 1479 000,00 рублей на приобретение объекта недвижимости, 1-комнатная квартира, общей площадью 29,2 кв. м., расположенной по адресу: --.

-- истец обратился в ГКУ АО - управление социальной защиты населения по -- с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ----. -- ГКУ АО - управление социальной защиты населения по -- принято решение о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от --. Согласно справке ГКУ АО - управление социальной защиты населения по -- перед заявителем возникла задолженность по выплате компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору в размере 34037,97 руб.

Истец просит суд возложить обязанность на ГКУ АО - управление социальной защиты населения по -- осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору -- от -- в размере 34037,97 руб.

Истец --1 представил суду письменное заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ГКУ АО - управление социальной защиты населения по -- в судебное заседание --3 не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, представив в суд возражения, в котором Государственное казенное учреждение -- - управление социальной защиты населения по -- считает заявленные истцом требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением -- от ---- (далее - Положение).

Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения -- на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением -- от ----, затем (в связи с признанием, утратившим силу постановления -- от ----) в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --», предусмотренной государственной программой -- «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением -- от ----.

В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ --, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением -- от ----, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.

Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств -- осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и не программных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».

Согласно -- от ---- «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ---- «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов, по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».

Утвержденные постановлениями -- государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.

Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2013 год, согласно приложению -- к -- от ---- «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348,422,3 тыс. руб.

В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и не программным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, согласно приложению -- к -- от ---- «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40000,00 тыс. руб.

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами -- об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348 422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40 000,00 тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения -- государственным казенным учреждениям -- - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья ни территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 -2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.

В соответствии с пунктом 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения.

Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.

В соответствии с -- от ---- «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам; (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 40000,00 тыс. рублей, которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами - получателями указанной меры социальной поддержки.

Представитель третьего лица - -- в судебное заседание --4 не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, представив в суд возражения, в котором Государственное казенное учреждение -- - управление социальной защиты населения по -- считает заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 9 Положения выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения -- путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.

Указанная норма Положения является действующей, до настоящего времени никем не оспорена, и действовала и на момент заключения истицей с ОАО «Сбербанк России» -кредитного договора от ----, и на момент обращения ее в суд.

В ГКУ УСЗН средства от министерства социальной защиты населения -- не поступили, то есть, правовое основание, с возникновением которого обусловлена выплата компенсации (событие), не наступило. Таким образом, при вынесении решения по существу необходимо учитывать применение нормы пункта 9 Положения, исключающей возможность выплаты соответствующей компенсации.

В соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 годы» объем финансирования из областного бюджета по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученными гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» в 2013 году составил 348422,3 тыс. руб.

-- от ---- «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на 2013 год расходы по мероприятию
«Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам),
полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории
--, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам),
гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 348422,30
тыс. рублей (приложение -- к Закону).

В соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --» государственной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы» объем финансирования по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» на 2014 год составляет 40000,00 тыс.руб.

-- от ---- «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному
мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов
по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на
строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по
уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от
действий (бездействия) застройщиков» составляют 40000,00 тыс.руб.

Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами -- об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40000,00 тыс. рублей (2014 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения -- государственным казенным учреждениям -- - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.

Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

Статьей 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются для группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»;

подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»;

подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»;

подгруппа «Стипендии»;

подгруппа «Премии и гранты»;

подгруппа «Иные выплаты населению».

Согласно -- от ---- «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ---- «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам

(займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».

Утвержденные постановлениями -- указанные выше государственные программы не содержат размер публичного обязательства (« порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.

Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств и подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.

Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2014 годах полном объеме, правовые основания удовлетворения требований, отсутствуют.

В соответствии с -- от ---- «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации предусмотрено 40000,00 тыс рублей в порядке очередности подачи заявления.

Представители третьих лиц Министерства социальной защиты --, Министерства финансов -- в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, возражений по заявленным требованиям не представили.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, -- между ОАО «Сбербанк России» и --1 был заключен кредитный договор --, по условиям которого заемщику был предоставлен ипотечный кредит в размере 1479 000 рублей на приобретение объекта недвижимости - однокомнатной квартиры.

--1 обратился в государственное казенное учреждение -- - управление социальной защиты населения по -- с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения -- на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением -- от ----).

Из справки ГКУ АО УСЗН по -- от -- следует, что --1 является участником указанной долгосрочной целевой программы. За период с февраля 2011 года по декабрь 2014 года ему была начислена сумма компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору в размере 304201,73 рублей, из них за период с февраля 2011 года по июль 2013 года было выплачено 270163,76 рублей. Задолженность в выплате компенсаций составляет 34037,97 рублей (август 2013 года – декабрь 2013 года).

В рамках настоящего дела истец просит возложить обязанность по перечислению суммы задолженности, полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения -- на 2012-2015 годы» (утв. постановлением -- от ----).

Постановлением -- от ---- постановление -- от ---- утратило силу с --.

Постановлением -- от ---- утверждена государственная программа -- «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --». Государственная программа введена в действие с --.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --.

В ходе судебного разбирательства установлено, и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец --1 является участником государственной программы, введенной с --, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --» государственная программа -- «Обеспечение доступным и качественным жильем населения -- на 2014 - 2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с августа 2013 года по декабрь 2013 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.

Постановлением -- от ---- (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков (далее Положение).

Постановлением -- от ---- признано утратившим силу Постановление -- от ----.

Вместе с тем, закреплено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями -- (в том числе -- от --), до -- были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлениями порядке.

Пунктом 1 Положения закреплены условия, и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из содержания пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению -- к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям --, -- к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГК УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения -- и путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде
компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории --, а также функции государственного казенного учреждения -- - управление социальной защиты населения по --, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействиями) ответчика.

Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление - (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может иметь надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в --», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в -- на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан, стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти --.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от -----П, от -----П, от -----П, от -----П, Определение от ---- и др.).

Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола -- к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ---- «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от -- № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец --1 в установленном порядке приобрёл статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период и был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на государственное казенное учреждение -- - управление социальной защиты населения по -- обязанность осуществить истцу за счет средств областного бюджета компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору -- от -- за период с -- по -- в сумме 34037, 97 рублей.

Кроме того, суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что вынесенное судом решение в пользу истца --1 будет затрагивать права иных граждан, обратившихся в ГКУ УСЗН раньше --1 с заявлением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, в связи с тем, что решение о предоставлении компенсации гражданам производится в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН. Поскольку нельзя поставить в зависимость разрешение заявленных --1 требований о возложении обязанности произвести социальную выплату в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от порядка очередности произведения таких выплат, так как --1 является участником программы «О предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретения жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденной Постановлением -- от ---- и данная выплата ему положена как участнику указанной Программы.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско-правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу должен составлять 300 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанная сумма госпошлины в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования --1 удовлетворить.

Возложить на государственное казенное учреждение -- - управление социальной защиты населения по -- обязанность осуществить выплату --1 за счет средств областного бюджета -- компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору -- от -- за период с -- по -- в сумме 34037, 97 рублей.

Взыскать с государственного казенного учреждения -- - управление социальной защиты населения по -- в пользу --1 расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Копия верна:

Председательствующий Кузнецова Е.Г.