НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майминского районного суда (Республика Алтай) от 24.07.2015 № 12-111/15

Дело № 12-111/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Майминского районного суда Республики Алтай Ередеева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Труновой Д.В.

Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> общеобразовательная школа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>», <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> РА,

на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РА от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, в соответствии с которым за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подвергнутого административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РА от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, установлено, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> работнику Поповой Е.А., работающей в МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» была установлена доплата за вредные условия труда, однако с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> указанная доплата выплачиваться прекратилась. При этом специальная оценка условий труда рабочего места Поповой Е.А. учителя физики проведена не была. Работодателем распоряжение о прекращении доплат работнику не издавалось и по инициативе работодателя, с соблюдением условий и требований ТК РФ, об исключении из трудового договора работника доплат за вредные условия труда не проводилось. Доплаты за вредные условия труда, предусмотренные ст. 147 ТК РФ работнику Поповой Е.А не выплачивались за январь, февраль, март и апрель <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года.

МБОУ «<данные изъяты> СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» нарушила ст. ст. 147, 22, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, совершив административное правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Представитель МБОУ «<данные изъяты> СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>», действующая на сновании доверенности –Трунова Д.В., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. Мотивируя доводы жалобы тем, что в обжалуемом постановлении сделан неверный вывод о том, что доплаты за вредные условия труда работнику сняты без соблюдения требований ТК РФ, поскольку между Поповой Е.А. и МБОУ «<данные изъяты> СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> годы было заключено дополнительное соглашение, в котором отсутствуют дополнительные доплаты за вредные условия труда, оно подписано работником <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, в связи с чем невыплата за вредные условия труда с сентября по декабрь 2014 года, а также с января по апрель 2015 года не является нарушением требований ст. ст. 147, 22, ч.6 ст. 136 ТК РФ. Кроме того, должностное лицо составившее протокол по делу об административном правонарушении, не вправе было выносить постановление.

В судебном заседании представитель МБОУ «<данные изъяты> СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>», действующая на сновании доверенности –Трунова Д.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, при этом пояснить имеется ли приказ о прекращении доплат за вредные условия труда работнику Поповой Е.А. и была ли она с ним ознакомлена, затруднилась.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в РА Боровинский С.И. полагал, что доводы жалобы не обоснованны и не подлежат удовлетворению.

Исследовав представленные материалы, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В ч. 2 ст. 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

По смыслу ч. 2 ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ (в ред. от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 421-ФЗ) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. 92, 117, 147 ТК РФ.

В предыдущей редакции ст. 219 ТК РФ указывалось, что размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Правительством Российской Федерации принято Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Данным нормативным актом было установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, устанавливались следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Согласно ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальный размер повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Согласно ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" указано, что если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в статьи 92, 117 и 147 ТК РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, занятым на работах с вредными условиями труда. Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями указанного Закона.

Переходными положениями ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ также предусмотрено, что при реализации в отношении лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, порядок и условия осуществления компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> аттестации установлены вредные условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. Улучшением считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ N 421-ФЗ проведения внеплановой спецоценки.

Таким образом, исключить из трудового договора условия о доплате за «вредность» можно либо по соглашению сторон в соответствии с требованиями ст. 72 ТК РФ, либо по инициативе работодателя с соблюдением условий и требований ст. 74 ТК РФ, согласно указанной нормы допускаются изменения условий трудового договора по инициативе работодателя, когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений. Одним из таких изменений является совершенствование рабочих мест на основе их аттестации (специальной оценки).

Как усматривается из представленных материалов <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> работнику Поповой Е.А., работающей в МБОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» были установлены доплата за вредные условия труда.

С <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> доплаты Поповой Е.А. выплачиваться прекратились.

Работодателем распоряжение о прекращении доплат работнику Поповой Е.А. не издавалось.

По инициативе работодателя, с соблюдением условий и требований ст. 47 ТК РФ, об исключении из трудового договора работника доплат за вредные условия труда не проводилось.

Доплаты за вредные условия труда, предусмотренные ст. 147 ТК РФ работнику Поповой Е.А не выплачивались с января <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года по апрель <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года.

Данный факт подтвержден протоколом об административном правонарушении <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, актом проверки <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, предписанием <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, обращением Поповой Е.А., трудовым договором работника Поповой Е.А., и дополнительными соглашениями к трудовому договору от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, и <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, расчетными листками за период с января по апрель <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года.

Ссылка представителя МБОУ «<данные изъяты> СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» Труновой Д.В. на дополнительное соглашение к трудовому договору от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> которым по её мнение было предусмотрено прекращение доплат за вредные условия труда и с которыми работник была ознакомлена, в связи с чем нарушения ТК РФ в действиях МБОУ «СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» не имеется, суд находит не обоснованными.

Как усматривается из договора <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, услуги по специальной оценки условий труда предоставлены МБОУ «<данные изъяты> СОШ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>» лишь <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, сведений о том, что на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> была произведена оценка условий труда не имеется.

Допущенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с требованиями закона, с учетом характера совершенного административного правонарушения, и смягчению не подлежит.

Доводы о вынесении обжалуемого постановления неправомочным лицом, основаны на неверном толковании норм закона.

Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не нахожу.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РА от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, в отношении Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>», без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Федеральный судья А.В. Ередеева