К делу № 2-132/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Тульский 11 марта 2014 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Курочка О.И.,
при секретаре: Куиз Р.М.,
с участием представителя УПФР (ГУ) в Майкопском районе РА по доверенности – Софоян Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Оксузяна Сергея Саркисовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с 12.09.2012 года,
УСТАНОВИЛ:
Оксузян С.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Майкопском районе Республики Адыгея о включении периодов работы преподавателем в школах Абхазии в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, и о назначении с 12.09.2012 года досрочной трудовой пенсии по старости. В иске указал следующее.
12 сентября 2012 года истец обратился в Управление пенсионного фонда Майкопского района о назначении ему досрочной трудовой пенсии по пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Педагогический стаж 25 лет у истца отработан ещё в 2011 году.
УПФР в Майкопском районе вынесло решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, не включив в стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа преподавателем Хумушкурской
средней школы Республики Абхазия по причине того, что печать на
увольнении старого образца; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа преподавателем Допукытской неполной средней школы Республики Абхазия по причине того, что печать на
увольнении плохо просматривается, и отсутствуют сведения об отчислении страховых взносов.
Когда истец 14 июля 2013 года обратился с исковым заявлением в суд, то представитель Управления пенсионного фонда предложила урегулировать спор добровольно. Для этого Оксузян С.С. представил дополнительные легализованные справки из школ, где он работал, затратив на это значительные средства из своей заработной платы педагога.
Но 26.12.2013 года УПФ РФ в Майкопском районе РА решением № вновь отказало истцу в назначении досрочной пенсии, исключив те же периоды, по тем же основаниям.
Оксузян С.С. считает данный отказ необоснованным и грубо нарушающим его конституционные пенсионные права гражданина России.
Согласно записям №3 и 4 в трудовой книжке истца он работал преподавателем физики Хумушкурскои средней школы Республики Абхазия с 25.09.1990 года по 29.01.1993 года. Это подтверждается справкой №10 от 11 июля 2013 года.
Согласно записям №7 и 8 истец работал преподавателем математики в Допукытской неполной средней школе Республики Абхазия с 24.09.1998 года по 01.05.2012 года. Эти данные подтверждены справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, справка № от ДД.ММ.ГГГГ указывает на то, что он отчислял взносы в Пенсионный фонд Республики Абхазия.
Это же подтверждается легализованными справками № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец указал, что он работал преподавателем в школах, то есть в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В период его работы между Правительствами Российской Федерации и Грузии действовало соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997 года. Статья 6 этого Соглашения предусматривает, что трудовой стаж, в том числе и на льготные пенсии, учитывается как на территории России, так и на территории Грузии.
То, что 26.08.2008 года Указом Президента РФ №1260 была признана Республика Абхазия, считает истец, никак не умоляет его пенсионные права как гражданина России. Кроме того, Республика Абхазия была признана на основании представления Совета-Хасэ Республики Адыгея.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя и нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Федеральными законами не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования. Невключение в стаж периодов работы в Хумушкурскои средней школе и Допукытской неполной средней школе Республики Абхазия препятствует, считает истец, назначению ему досрочной пенсии по старости и ведёт к ущемлению его конституционного права на пенсию.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Истец обратился в УПФ РФ в Майкопском районе РА со всеми необходимыми документами 12.09.2012 года.
В соответствии с п.п.22 и 23 правил обращения за пенсией, назначения пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 года №17/19 пб «заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда РФ не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.... В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы».
В нарушение указанного порядка документы истца в первый раз продержали три месяца и отказали по формальным основаниям. Он вынужден был дважды выезжать в Республику Абхазия и получать необходимые справки. Это привело к задержке предъявления иска. Между тем, УПФ РА по <адрес> в случае сомнения обязано было запросить указанные документы самостоятельно.
Оксузян С.С. просил обязать Управление пенсионного фонда РФ в Майкопском районе РА включить ему в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем Хумушкурской средней школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем Допукытской неполной средней школы Республики Абхазия. Обязать Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ФИО2 досрочную пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец Оксузян С.С. поддержал свои исковые требования. Просил включить ему в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанные в иске период работы в Абхазии, тогда необходимый стаж в 25 лет у него имеется. И не просил возмещать ему судебные расходы.
Представитель УПФ России (ГУ) в Майкопском районе РА Софоян Л.М. с требованиями не согласилась, поддержала письменные возражения против удовлетворения заявленных требований. Пояснила следующее.
Исковое заявление Оксузяна С.С. к УПФР в <адрес> Республики Адыгея незаконное, необоснованное и не подлежащее удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют: граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом; нетрудоспособные члены семей граждан РФ, указанных в настоящей статье, в случаях, предусмотренных статьей 9 Закона №1 73-ФЗ: иностранные граждане и липа без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу статьи 10 Закона №173-Ф3 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ, указанными в части 1 статьи 3 Закона №173-ФЗ за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (то есть в случае добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию).
Кроме того, включение в страховой стаж граждан периодов осуществления ими трудовой или иной деятельности на территории союзных республик до распада СССР регламентировано Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанном в Москве 13 марта 1992г. Республика Абхазия не является участником данного Соглашения, кроме того не подписан соответствующий договор (соглашение) между РФ и Республикой Абхазия в сфере пенсионного обеспечения.
При этом, для граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, пенсионное обеспечение осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами, однако им учитывается весь трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991г.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закон №713-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Оксузян С.С. осуществлял трудовую деятельность в период с 25.09.1990г. по 29.01.1993г. и с 24.09.1998г. по 01.05.2012г. на территории Республики Абхазия, и в указанные периоды не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем отсутствует основание для зачета в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы на территории Республики Абхазия.
В силу статьи 19 Закона №173-Ф3 трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права па указанную пенсию. При этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема территориальным органом ПФР соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На даты обращения истца в Управление с заявлениями о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (на 12.09.2012 года и 17.09.2013 года), у него отсутствует 25-летний стаж педагогической деятельности.
Представитель ответчика просила суд отказать в удовлетворении искового заявления об обязании УПФР включить в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 25.09.1990г. по 29.01.1993г. в качестве преподавателя Хумушкурской средней школы Республики Абхазия; с 24.09.1998г. по 01.05.2012г. в качестве преподавателя Допукытской неполной средней школы Республики Абхазия, и назначении досрочную трудовую пенсию по старости с 12.09.2012 года.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством РФ.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пп.10 п.1 ст.28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п.3 ст.28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, и что если в период времени работы действовало законодательство, дававшее право на льготы и преимущества, а в настоящее время такого законодательного акта нет, необходимо применять законодательство, действовавшее на момент выполнения работы.
В соответствии с указанным Определением пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года разъяснено, что «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов».
Статьёй 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173 - ФЗ установлены условия приобретения права на досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости для отдельных категорий застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в_государственных и муниципальных учреждения для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Истец Оксузян С.С. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта 79 07 №518085, выданного 01.04.2008 года отделением ОФМС России по Республике Адыгея в Майкопском районе.
Установлено, что истец Оксузян С.С., 27.03.1963 года рождения, работал с 25.09.1990 года по 29.01.1993 года преподавателем физики Хумушкурской средней школы и с 24.09.1998 года по 01.05.2012 года преподавателем математики Допукытской неполной средней школы Республики Абхазия, что подтверждается соответственно записями №№3, 4 и №№7, 8 в его трудовой книжке АТ-11 №4799493, выданной 15 августа 1985 года (дата заполнения) отделом народного образования исполнительного комитета Майкопского районного Совета депутатов трудящихся ААО Краснодарского края.
Эти обстоятельства подтверждаются также справкой №10 от 11 июля 2013 года и справкой №68 от 12 июля 2013 года. Кроме того, имеется справка №69 от 12.07.2013 года, в которой указано на то, что истец Оксузян С.С. отчислял взносы в Пенсионный фонд Республики Абхазия.
Имеются аналогичные легализованные справки: №4 от 16.11.2013 года, №14 от 13.11.2013 года, №6/11 от 11.11.2013 года, №7/11 от 11.11.2013 года.
Истец указал, что он работал преподавателем в школах, то есть в должностях и в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Таким образом, материалами дела установлено, в указанные истцом периоды он работал в школах в должности преподавателя (учителя) физики и математики. Однако данный период не включен в специальный стаж для назначения пенсии. Тогда как в соответствии с Правилами «Об исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность у учреждениях для детей», в частности в п.3, указанно, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.19 ч.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1.- 1.4 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В деле имеются решения УПФ России по Майкопскому району РА об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии №102 от 10.12.2012 года и №102 от 13.12.2013 года, которыми отказано во включении периодов работы преподавателем в школах Абхазской АССР / Республики Абхазия в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим право истца на получение льготной пенсии.
До 2008 года Республика Абхазия входила в состав Республики Грузия, с которой у Российской Федерацией имеется Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года. И отсутствие сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ не может служить препятствием и порождать для истца неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Следовательно, в соответствии с действовавшим ранее и действующим в настоящее время законодательством, имеются все основания периоды работы Оксузяна С.С. с 25.09.1990 года по 29.01.1993 года и с 24.09.1998 года по 01.05.2012 года включить в необходимый двадцатипятилетний стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной (льготной) пенсии по старости.
Согласно расчетам, сделанным специалистами Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Майкопском районе на основании представленных Оксузяном С.С. документов по состоянию на 12.09.2012 года специальный стаж истца без учета работы в Абхазских школах составил 10 лет 7 месяцев 05 дней, по состоянию на 17.09.2013 года специальный стаж истца без учета работы в Абхазских школах составил 11 лет 11 месяцев 20 дней.
Как пояснила в суде представитель ответчика Софоян Л.М., с учетом времени работы истца Оксузяна С.С. преподавателем в школах Абхазии его специальный стаж на 12.09.2012 года превысит 25 лет, которые необходимы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, а значит, истец имел право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Исходя из вышесказанного, суд удовлетворяет исковые требования Оксузяна С.С. в полном объеме, включает Оксузяну С.С. в стаж педагогической работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы преподавателем в школах Абхазии.
Первоначально истец Оксузян С.С. в Управление Пенсионного фонда РФ в Майкопском районе Республики Адыгея за назначением досрочной пенсии с имеющимися у него необходимыми документами обратился 12 сентября 2012 года. Суд считает, что с этой даты истцу должна быть назначена досрочная пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности. Суд обязывает Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в Майкопском районе РА назначить Оксузяну С.С. досрочную пенсию по старости, начиная с 12.09.2012 года, поскольку трудовой стаж педагогической деятельности истца с учетом вышеуказанных периодов составляет более 25 лет, т.е. у Оксузяна С.С. имеется необходимый стаж для назначения досрочной (льготной) пенсии по старости.
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Оксузяна Сергея Саркисовича удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея включить Оксузяну Сергею Саркисовичу, 27.03.1963 года рождения, уроженцу с.Дранда Гульрипшского района Абхазской АССР, гражданину РФ, в стаж педагогической работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с 25.09.1990 года по 29.01.1993 года преподавателем физики Хумушкурской средней школы Абхазской АССР и с 24.09.1998 года по 01.05.2012 года преподавателем математики Допукытской неполной средней школы Республики Абхазия.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Майкопском районе Республики Адыгея назначить Оксузяну Сергею Саркисовичу досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 12.09.2012 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 марта 2014 года.
Судья – О.И.Курочка