НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майкопского городского суда (Республика Адыгея) от 31.12.9999 №

                                                                                    Майкопский городской суд Республики Адыгея                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Майкопский городской суд Республики Адыгея — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Копия к делу №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Турковой А. Н.,

при секретаре Куминовой Е. В.,

с участием представителя истца Ильина В.И. по доверенности,

представителя Военного комиссариата Республики Адыгея Быканова С. Д. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Бокова Виктора Андреевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании не начисленной суммы компенсационных выплат,

У С Т А Н О В И Л:

Боков В. А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РА, в котором просил взыскать с ответчика не начисленную сумму компенсационных выплат на семьи с детьми за период с 01.08.1994 года по 30.06.2001 года в размере 89402 рублей 65 копеек.

В своем уточненном исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика сумму в размере 59221,21 рублей. Также просил восстановить срок исковой давности.

В судебном заседании представитель истца Ильин В. И. поддержал уточенные исковые требования и в их обоснование показал, что приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от 30.06.1994 года истец был уволен из Вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея выслугу более 28 лет в льготном исчислении и свыше 25 лет в календарном исчислении. Пенсия ответчиком исчисляется с 31.08.1994 года на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» без каких-либо надбавок и компенсационных выплат. При постановке на учет в Военном комиссариате г. Майкопа ему были даны разъяснения, что компенсационные выплаты производятся в отдаленных военных гарнизонах, в которых отсутствует возможность трудоустройства жен военнослужащих, а надбавка к пенсии на сына Андрея 1982 года рождения могла быть применена лишь при достижении истцом 55 летнего возраста. Статьей 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по выходу на пенсию и для воспитания детей. Распоряжением Президента РФ от 22.09.1992 года № 481-рп предусмотрено, что на военнослужащих и пенсионеров из их числа распространяются льготы и компенсационные выплаты, устанавливаемые на семьи с детьми. На данном основании был издан приказ Минобороны РФ от 15.10.1992 года № 185 «О дополнительных мерах по социальной защите лиц офицерского состава». В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ к истцу должны быть применены нормативные акты по улучшению социального обеспечения семей с детьми. Пунктом 4 вышеуказанного распоряжения установлено, что финансирование мер социальной защиты осуществляется Министерством обороны РФ. Право на социальные пособия и компенсационные выплаты предусмотрены ст. 3 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Истец имеет право на компенсационные выплаты на сына Андрея за период с 01.09.1994 года по 30.06.2001 года. Срок исковой давности был пропущен по вине работников Военного комиссариата РА, которые в нарушение Положения о военных комиссариатах не оказали содействия истцу в реализации его прав на получение льгот, пособий и компенсаций. В силу вышеизложенного, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея Быканов С. Д. иск не признал и в обоснование своих возражений суду показал, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ с 30 августа 1994 года, состоит на учете в Военном комиссариате Республики Адыгея и получает в настоящее время пенсию как лицо, проходившее военную службу. Истец необоснованно считает, что на него распространялись указанные в исковом заявлении Указы Президента РФ. Распоряжением Президента РФ от 2 сентября 1992 года №481-рп « О мерах по социальной защите военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, пенсионеров из их числа и отдельных категорий граждан» было распространено действие Указа Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 296, Указов Президента РФ от 29 февраля 1992 г. № 208, от 31 марта 1992 года № 321 и от 21 мая 1992 года № 515. Указом Президента РФ от 9 августа 1994 года № 1662 «О признании утратившим силу актов Президента РФ по вопросам социальной защиты семей с детьми и отдельных категорий граждан», вступившим в силу 25 августа 1994 года, признаны утратившими силу Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 296, Указы Президента РФ от 31 марта 1992 года № 321 и от 21 мая 1992 года № 515. Из смысла Указа Президента РФ от 29 февраля 1992 г. № 208 «О единовременных выплатах за апрель 1992 года и социальной защите отдельных слоев населения в 1992 году» следует, что он касался единовременных выплат за февраль-март 1992 года. На другие периоды времени дынный Указ не распространялся. Поскольку пенсия истцу назначалась после утраты силы вышеназванных Указов, то соответственно на него их действие ни каким образом не распространялось. В иске также делается ссылка и на другие Указы Президента, однако они никаким образом не касались выплат, проводимых военным комиссариатом пенсионерам Министерства обороны. Кроме того, какие-либо выплаты, производимые по Указам Президента, не являются пенсией. Соответственно, на такие выплаты распространяется общий срок исковой давности. Истцом срок исковой давности пропущен. Военный комиссариат РА правильно, своевременно и в полном соответствии с действующим законодательством производил истцу все перерасчеты пенсии. Никакой задолженности перед истцом не имеется. На основании вышеизложенного просил в удовлетворении иска отказать за необоснованностью и пропуском срока исковой давности.

Выслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истец Боков В. А. с 31.08.1994 года является пенсионером Министерства обороны РФ и на него распространяется действие Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 43 указанного выше Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-ти кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством России, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50 процентов».

Из справки Военного комиссариата РА от 26.06.2006 года усматривается, что пенсия истца выплачивается исходя из суммы должностного оклада, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и стоимости продовольственного пайка. То есть все составляющие пенсии, предусмотренные вышеназванным Законом, выплачиваются истцу.

Однако, по мнению истца и его представителя, ответчик должен был производить выплату пенсии с учетом компенсационной надбавки за несовершеннолетнего в момент назначения пенсии сына Андрея 29.03.1982 года рождения.

Между тем, суд считает доводы истца и его представителя несостоятельными и необоснованными по следующим основаниям.

Так, истец в обоснование своих требований ссылается на Распоряжение Президента РФ от 02.09.1992 года № 481-рп «О мерах по социальной защите военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, пенсионеров из их числа и отдельных категорий граждан», которым было распространено действие Указа Президента РСФСР от 18.12.1991 года № 296 и Указов Президента РФ от 29.02.1992 года № 208, от 31.03.1992 года № 321 и от 21.05.1992 года № 515 по вопросам социальных гарантий и защиты населения на лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, лиц рядового и начальствующего составов, органов внутренних дел, пенсионеров из их числа и неработающих членов семьи указанных категорий военнослужащих.

Однако, суд считает, что действие Указа Президента РСФСР от 18.12.1991 года № 296 «Об увеличении компенсационных выплат в 1991-1992 годах и порядке индексации денежных доходов населения в 1992 году» и Указов Президента РФ от 31.03.1992 года № 321 «О единовременных выплатах за апрель 1992 года и социальной защите отдельных слоев населения в 1992 году» и от 21.05.1992 года № 515 «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 году» не распространяется на данные правоотношения, поскольку Указом Президента РФ от 09.08.1994 года № 1662, то есть еще до назначения пенсии истцу, указанные нормативные акты были признаны утратившими силу.

Также представитель истца в обоснование исковых требований ссылается на п. 1 Указа Президента РФ от 20.04.1993 года № 466 «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан», согласно которого с 01.04.1993 года необходимо было повысить в 1,9 раза размеры социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, установленные п. 1 и 3 Указа Президента РФ от 05.02.1993 года № 189 «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан».

Между тем, п. 1 Указа Президента РФ от 20.04.1993 года № 466 «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан», а также Указ Президента РФ от 05.02.1993 года № 189 «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан» были признаны утратившими силу Указом Президента РФ от 09.08.1994 года № 1662. Поскольку указанные нормативные акты были признаны утратившими силу до назначения пенсии истцу (то есть до 31.08.1994 года), то действие положений указанных актов не распространяются на истца и соответственно истец не имеет право на выплаты и пособия, которые были предусмотрены данными нормами.

Несмотря на то, что на момент назначения пенсии истцу действовал Указ Президента РФ от 10.12.1993 года № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», суд считает, что данный нормативный акт каких-либо обязательств на военные комиссариаты не возлагал, поскольку в силу п. 7 данного Указа финансирование по выплате единого ежемесячного пособия на каждого ребенка до 16 лет осуществляется за счет средств национально-государственных и административно-территориальных образований.

Ссылка представителя истца на Федеральный закон от 27.07.1995 года № 117-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ» также необоснованна, поскольку в данном законе речь идет о повышении размера пенсии по старости и пенсий, исчисляемых в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец получает пенсию не в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Кроме того, согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.1995 года № 117-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ» финансирование расходов в связи с повышением минимального размера пенсии и индексацией пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда РФ, договорных обязательств Правительства РФ по компенсации задолженности, предусмотренной ст. 46 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год», в виде денежных ссуд, а также за счет денежной эмиссии с учетом фактического исполнения бюджета Пенсионного Фонда РФ и федерального бюджета на 1995 год. Таким образом, на военные комиссариаты Федеральным законом от 27.07.1995 года № 117-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ» не возлагались какие-либо обязательства по выплате пенсий и компенсаций.

Федеральный закон от 01.08.1996 года № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» также не порождает для ответчика каких-либо обязательств по выплате истцу компенсационных выплат. Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Федерального закона осуществляется за счет средств федерального бюджета и за счет средств соответствующих субъектов РФ. На военные комиссариаты РФ обязательства по выплате компенсаций не возложены.

Поскольку заявленные истцом компенсационные выплаты на несовершеннолетнего сына в силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не входят в перечень составных частей пенсии, то соответственно на заявленные истцом требования распространяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, согласно которой общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска трехлетнего срока исковой давности.

В силу вышеизложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска за необоснованностью и за пропуском срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Бокова Виктора Андреевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании не начисленной суммы компенсационных выплат отказать за необоснованностью и за пропуском срока исковой давности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А. Н. Туркова

Копия верна: судья А. Н. Туркова