НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майкопского городского суда (Республика Адыгея) от 31.12.9999 №

                                                                                    Майкопский городской суд Республики Адыгея                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Майкопский городской суд Республики Адыгея — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

к делу №  Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Куадже Т.А.,

при секретаре Кваш А.А.,

с участием старшего помощника прокурора  – Акеньшиной Е.В.,

представителя истца - Яшкова И.А. (по доверенности),

представителя Министерства обороны РФ и Военного комиссариата Республики Адыгея Быканова С.Д. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Каламбет ФИО12 к Министерству обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании вреда причиненного смертью кормильца,

У С Т А Н О В И Л:

Каламбет Р.Н. обратился в Майкопский городской суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании вреда причиненного смертью кормильца. В обосновании требований указал, что решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Каламбет ФИО13 с Военного комиссариата Республики Адыгея за счет средств Министерства Обороны РФ взыскано на содержание сына Каламбет ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ года рождения единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 288 433 руб. 80 коп. Суд так же взыскал с Военного комиссариата  за счет средств Министерства Обороны РФ на содержание сына Каламбет Романа Николаевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 8 012 руб. 05 ко судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ дело по иску Каламбет Л.В. в интересах несовершеннолетнего сына к Военному комиссариату Республики Адыгея и Министерству Обороны РФ о возмещении вреда по случаю потери кормильца направлено для рассмотрения по существу с Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ все состоявшиеся решения судов отменены. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в Конституционный Суд РФ об оспаривании п.2 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Следует учитывать, что при определении размера возмещения вреда детям, потерявшим обоих родителей, необходимо исходить из общей суммы заработка (дохода) погибших. Истец считает, что среднемесячное довольствие ст.лейтенанта Каламбет ФИО23 за последние 12 месяцев перед гибелью, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ т.е. за время выполнения обязанностей военной службы и в соответствии с заключенным контрактом, составило 33 345 рублей 86 копеек в месяц. В соответствии со ст. 12 Закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из окладов по воинскому званию, по воинской должности, месячных и иных дополнительных выплат. Исходя из вышеуказанного среднемесячного заработка-довольствия военнослужащего Каламбет Н.М. на день рассмотрения дела в суде с учетом индексации пропорционально повышению установленного законом минимального размера оплаты труда за период с ДД.ММ.ГГГГ (момент гибели) по настоящее время среднемесячный размер денежного довольствия погибшего рассчитывается следующим образом: Т.о. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ - 3 345,86 руб. ДД.ММ.ГГГГ. - 3 345,86 руб. Общая сумма задолженности с ДД.ММ.ГГГГ. составит: 33 458 руб.60 ко сумма как начисленная до ДД.ММ.ГГГГ подпадает под коэффициент роста МРОТ 1,581, поэтому: 33 458 руб.60 коп. х 1,581 = 52 898 руб. 05 коп. За ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере 3 345,86 руб., а так же за ДД.ММ.ГГГГ. сумма в размере 3 345,86 руб. не подлежат увеличению на коэффициент 1,581, т.к. указанные суммы были выплачены после ДД.ММ.ГГГГ Т.о. общая выплата составит: 52 898 руб. 05 коп. + 3 345,86 руб. (ДД.ММ.ГГГГ.) + 3 345,86 руб. (ДД.ММ.ГГГГ.) - 59 589 руб. 77 ко средний заработок составит: 59 589 руб. 77 коп. : 12 мес. = 4 965 руб. 81 коп. 4 965 руб. 81 коп. х 1,515 х 1,5 х 1,12 х 1,1 х 1,11 х 1,09 х 1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065-26 574 руб. 25 ко гражданам, состоящим на иждивении умершего кормильца и имевшим право на возмещение вреда в связи с его смертью, вред определяется в размере денежного довольствия умершего за вычетом доли, приходящейся на его самого и трудоспособных граждан, состоящих на его иждивении. Таким образом, на момент гибели Каламбет Н. М. на его иждивении находился сын Каламбет Р.Н., следовательно: 26 574 руб. 25 коп. : 2 = 13 287 руб. 13 коп. По решению Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Каламбет Людмилы Васильевны с Военного комиссариата  за счет средств Министерства Обороны РФ взыскано на содержание сына Каламбет Романа Николаевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 288 433 руб. 80 коп. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ последние выплаты были произведены истцу за ДД.ММ.ГГГГ г. по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ С учетом данной справки необходимо произвести выплаты на сына погибшего в размере единовременной выплаты в счет возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит: 13 287 руб. 13 коп. х 65 мес. + 13287,13 : 31дн. х 25дн. = 863 663 руб. 45 коп. + 10 715 руб. 42 коп. = 874 378 руб. 87 коп. С учетом вышеизложенного, просил взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея за счет средств Министерства Обороны РФ в пользу Каламбет ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда причиненного смертью кормильца сумму в размере = 874 378 руб. 87 коп.

В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях и просил удовлетворить иск.

Представитель Министерства обороны РФ и Военного комиссариата Республики Адыгея указал, что Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан" рассмотрены заявленные в иске вопросы. Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в той мере, в какой этими положениями во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации регулируется возмещение вреда членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученных при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц. По смыслу данного Постановления должно быть установлено наличие виновных противоправных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц, а в связи с тем, что вина государственных органов в гибели военнослужащего Каламбет Н.М. отсутствует, то необходимо отказать в иске. Возмещение вреда возможно лишь в случае если выплаченные истцу суммы не в полной мере компенсировали причитающуюся на истца долю заработка кормильца. Таким образом, для того, чтобы определить, положена ли истцу ежемесячная денежная выплата при недостаточности выплачиваемых сумм, необходимо сравнить все выплаты, которые истец получает ежемесячно, в том числе и дополнительные, с заявленной ежемесячной суммой. В иске заявлена сумма среднемесячная начальная сумма 3345.86 руб., которую истец индексирует. При этом истец не указывает, откуда она взялась. Истец не учел, что это среднемесячная заработная плата военнослужащего Каламбет, за 12 месяцев, предшествовавших дню признания его решением суда умершим, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом размер денежного довольствия учитывался по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Истцом применены индексы, не соответствующие действительности. Так истец применяет индекс 1,581. Данный индекс - это увеличение размера МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ, однако при этом размер денежного довольствия берется по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В представленном ответчиком расчете видно, что существующие выплаты истцу в пересчете на ежемесячную выплату превышают выплату ежемесячной суммы, рассчитываемой самим истцом. В иске просил отказать.

Выслушав стороны, прокурора, давшего заключение о необходимости отказать в иске за необоснованностью, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Майкопского городского суда РА от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Каламбет ФИО15 с Военного комиссариата  за счет средств Министерства Обороны РФ взыскано на содержание сына Каламбет ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 288 433 руб. 80 коп. Суд так же взыскал с Военного комиссариата  за счет средств Министерства Обороны РФ на содержание сына Каламбет ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 8 012 руб. 05 коп.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ дело по иску Каламбет Л.В. в интересах несовершеннолетнего сына Каламбет Р.Н. к Военному комиссариату Республики Адыгея и Министерству Обороны РФ о возмещении вреда по случаю потери кормильца направлено для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ все состоявшиеся решения судов отменены.

Из определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявление Каламбет Л.В. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований Каламбет Л.В. к Военному комиссариату РА и Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда по случаю потери кормильца отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

При новом рассмотрении дела судом в качестве истца выступал Каламбет Р.Н. поскольку на момент рассмотрения дела достиг совершеннолетия.

На основании п. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Установлено, что истец Каламбет Р.Н. до ДД.ММ.ГГГГ - времени наступления его совершеннолетия являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца - своего отца старшего лейтенанта в/части № Вооруженных сил Министерства обороны РФ Каламбет Н.М. погибшего при исполнении обязанностей военной службы на территории 

До ДД.ММ.ГГГГ истец обеспечивался всеми установленными законодательством выплатами связанными с потерей кормильца, в том числе пенсией по случаю потери кормильца и дополнительными выплатами к ней, единовременным денежным пособием и выплатами по обязательному государственному страхованию, денежным пособием детям.

В настоящее время истец считает, что кроме выплаченных ему сумм он имеет право на возмещение вреда причиненного смертью кормильца, при этом требует этого возмещения с ответчиков – Министерства обороны РФ и Военного комиссариата РА.

Военная и аналогичная ей служба - особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м"), - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы. Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда. Одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", -наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, -входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть 1), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья. Данный вывод, сформулированный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, в полной мере распространяется на членов семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, государственная защита которых в таких случаях производна от права самого военнослужащего на возмещение вреда в связи с увечьем (ранением, травмой, контузией), полученным при исполнении обязанностей военной службы, и которые как выгодоприобретатели получают в качестве страховых сумм 25 окладов месячного денежного содержания военнослужащего каждый (абзац второй пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего сося органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"). К числу способов возмещения вреда, понесенного членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, относится также выплата им в равных долях единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Данная выплата, предусмотренная абзацами первым и вторым пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представляет собой, таким образом, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. Кроме того, члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Как следует из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (абзац второй статьи 2) и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац второй статьи 2), пенсия - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода). Соответственно, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход. Членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего пенсии по случаю потери кормильца назначаются на условиях, льготных по сравнению с предусмотренными для назначения трудовых пенсий по случаю потери кормильца. Так, размер пенсии по случаю потери кормильца-военнослужащего составляет 40 процентов его денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не менее 200 процентов социальной пенсии, тогда как соответствующая трудовая пенсия исчисляется исходя из приобретенных пенсионных прав умершего кормильца (накопленного пенсионного капитала), распределенных пропорционально между всеми нетрудоспособными членами семьи, являющимися ее получателями; супруги погибших (умерших) военнослужащих имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца ранее достижения ими возраста, установленного для получения трудовой пенсии: женщины - с 50 лет, мужчины - с 55 лет, а в случае ухода за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, - независимо от возраста, трудоспособности и факта осуществления трудовой деятельности (часть первая статьи 30, пункт "а" статьи 36 и пункт "а" статьи 37 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; подпункт 3 пункта 2 статьи 9 и пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере 1000 рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере 1500 рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)"). Кроме того, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего, включая оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого I лечения и обратно (статья 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, предназначением которого является восполнение основного или одного из основных источников постоянного дохода семьи военнослужащего - денежного довольствия, утраченного в результате его гибели (смерти), в том числе в случае, когда у самих членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего отсутствует возможность (в силу нетрудоспособности, занятости воспитанием малолетних детей, несовершеннолетия и т.п.) компенсировать утраченный доход собственными усилиями. Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как элемент данного публично-правового механизма служат, таким образом, одним из правовых средств возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, и как таковые не предполагают ограничение возмещения указанного вреда выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права этой категории граждан. Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда. Статья 1084 ГК Российской Федерации позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих и членов их семей меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена, и потому не может рассматриваться как нарушающая права потерявших кормильца членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего. Не нарушается ею и конституционный принцип равенства, поскольку все военнослужащие (и члены их семей) имеют равную с другими гражданами возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда с соблюдением принципов и условий такого возмещения. Вместе с тем, поскольку действующее правовое регулирование не предусматривает для указанных граждан, состоявших на иждивении военнослужащего, - при отсутствии виновных противоправных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц - такую форму выплат в возмещение вреда, как ежемесячная денежная компенсация (в счет возмещения утраченного заработка, дохода в связи со смертью кормильца), не исключаются случаи, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по случаю потери кормильца и дополнительные выплаты к ней, единовременное денежное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию, денежные пособия детям) не будут компенсировать в полном объеме ту часть заработка (денежного довольствия), которая приходилась на их долю при жизни кормильца исходя из назначенного ему денежного довольствия. Выплаты в возмещение вреда членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, в совокупности не могут быть меньше части заработка (денежного довольствия), приходившейся на их долю при жизни кормильца. В противном случае правовое регулирование не будет достигать цели, для которой оно предназначено, а именно возместить таким гражданам вред, причиненный потерей кормильца. Следовательно - исходя из конституционных принципов равенства и социальной справедливости, на которых основаны приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, - возможно использование в качестве элемента механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, и, соответственно, в случае гибели (смерти) военнослужащего - членам его семьи, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной выплаты при недостаточности выплачиваемых сумм, предназначенных в том числе для восполнения дохода, который они получали при жизни кормильца.

Указанная правовая позиция полностью соответствует позиции Конституционного Суда РФ изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан" рассмотрело заявленные в иске вопросы.

Соответственно законодательством РФ возмещение вреда исходя из положений ст. 1064, 1084 ГК РФ может иметь место при наличии оснований для возникновения у лица, виновного в причинении вреда, гражданско-правовой ответственности, между тем согласно изложенным Конституционным Судом РФ правовым позициям действующее правовое регулирование не предусматривает для членов семей состоявших на иждивении военнослужащих погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие увечья, при отсутствии виновных противоправных действий со стороны государственных органов и их должностных лиц - такую форму выплат в возмещение вреда, как ежемесячная денежная компенсация (в счет возмещения утраченного заработка, дохода в связи со смертью кормильца), не исключаются случаи, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по случаю потери кормильца и дополнительные выплаты к ней, единовременное денежное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию, денежные пособия детям) не будут компенсировать в полном объеме ту часть заработка (денежного довольствия), которая приходилась на их долю при жизни кормильца исходя из назначенного ему денежного довольствия.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а так же вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя. Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя вреда ст. 1084 ГК РФ не предусматривается. возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья при исполнении обязанностей военной службы исключается, если не представляется возможным установить причинителя вреда, а так же вину причинителя, ответственного за причинение вреда. Возмещение вреда государством возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью имело место в результате виновных, противоправных действий должностных лиц государственных органов.

Из мотивированной части определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ видно, что при новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенной позиции Конституционного Суда РФ относительно регулирования порядка возмещения вреда членам семей военнослужащих, всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор.

В связи с чем при новом рассмотрении судом исследованы обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно судом проверены все выплаченные истцу суммы на его содержание в связи со смертью кормильца – Каламбет Н.М. за все время.

Так из представленных представителем ответчика расчетов видно, что на несовершеннолетнего Каламбет Р.Н. по случаю потери кормильца выплачены следующие денежные суммы исчисленные на момент представления расчета в виде – пенсии по случаю потери кормильца в размере 6357,08 руб. в месяц (120684,96 руб. в год), дополнительные выплаты к пенсии в размере 1000 руб. в месяц (12000 руб. в год), пособие детям погибших в размере 1500 руб. в месяц (18000 руб. в год), компенсация на санаторное лечение 14400 руб. один раз в год, сумма всех выплат составляет в среднем 10057,08 руб. в месяц.

Согласно п.2 ст. 18 Закона РФ «О статусе военнослужащих» в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере: членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, - 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия; В связи с указанной нормой Закона на члена семьи погибшего Каламбет Н.М. состоящей из трех человек – на истца Каламбет Р.Н. выплачено единовременное денежное довольствие в размере 40 окладов денежного содержания (120/3 чл. семьи), которое составляет 38080 руб., а так же выплачено по Закону РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» 25 окладов денежного содержания как выгодаприобретателю, в связи с гибелью Каламбет Н.М., что составляет 23800 руб. Таким образом истцу Каламбет Р.Н. выплачены причитающиеся ему выплаты (в том числе пенсия по случаю потери кормильца и дополнительные выплаты к ней, единовременное денежное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию, денежные пособия детям), которые в среднем составляют на сегодняшний день всего 12604,37 руб. в месяц.

Из приведенных в расчетах выплат полагавшихся погибшему Каламбет Н.М. исходя из его должности, звания и всех составляющих из которых исчислялось его денежное довольствие и другие выплаты на настоящее время видно, что его среднемесячный размер денежного довольствия составляет 21076,77 руб., соответственно на долю истца с указанной суммы причиталось бы 7025,59 руб. (21076,77руб./3чел.) поскольку состав семьи военнослужащего Каламбет Н.М. три человека.

При этом судом не принимается во внимание и в указанном выше расчете не учитывается, что решением Майкопского городского суда РА от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Каламбет Людмилы Васильевны с Военного комиссариата  за счет средств Министерства Обороны РФ взыскано на содержание сына Каламбет ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 288 433 руб. 80 коп. Суд так же взыскал с Военного комиссариата  за счет средств Министерства Обороны РФ на содержание сына Каламбет ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца сумму в размере 8 012 руб. 05 ко суда в пользу Каламбет Л.В. исполнено, представитель истца факт исполнения решения суда не отрицает, что так же подтверждается и пенсионным делом. Как видно данное решение Майкопского городского суда было отменено определением Верховного суда РФ, а при учете данной суммы размер полученных выплат на содержание Каламбет Р.Н. составлял бы 18213,83 руб. в среднем за месяц, что еще выше, чем рассчитанная сумма в размере 12604,37 руб.

Соответственно полученные Каламбет Р.Н. выплаты значительно превышают размер той части заработка, которая приходилась бы на его долю при жизни кормильца Каламбет Н.М. исходя из назначенного ему денежного довольствия.

Суд считает, что произведенные Каламбет Р.Н. выплаты компенсировали в полном объеме ту часть заработка, которая приходилась бы на его долю при жизни кормильца военнослужащего Каламбет М.Н.

Получение указанных сумм полностью подтверждается пенсионным делом, исследованным в ходе судебного заседания.

Таким образом, поскольку вред причинен истцу не Министерством обороны Российской Федерации и не Военным комиссариатом Республики Адыгея, вины ответчиков в гибели отца истца - военнослужащего Каламбет Н.М. не установлено, то оснований к удовлетворению иска не имеется.

Гибель (смерть) военнослужащего произошла при исполнении служебного долга, членам его семьи вместо возмещения вреда государством согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» выплачены страховые суммы.

Как усматривается из материалов дела, Министерство обороны РФ в
отношении истца обязательства по возмещению вреда, причиненного
смертью кормильца, установленное действующим законодательством РФ, а именно п.1 и п. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
выполнило в полном объеме, что не оспаривается и самим представителем истца.

Кроме того, до совершеннолетия истца, т.е. до ФИО20 на его содержание ответчиком Военным комиссариатом РА выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца и другие указанные выше выплаты, а та часть заработка которая приходилась бы на долю истца Каламбет Р.Н. при жизни кормильца Каламбет Н.М., исходя из назначенного ему денежного довольствия, полностью компенсирована ему в виде причитающихся на него выплат (в том числе пенсии по случаю потери кормильца и дополнительные выплаты к ней, единовременное денежное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию, денежные пособия детям).

Таким образом, оснований для возмещения вреда истцу Каламбет Р.Н. причиненного смертью кормильца не имеется, доводы истца необоснованны, и в удовлетворении иска необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Каламбет ФИО21 к Министерству обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании вреда причиненного смертью кормильца, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней, с момента составления мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Т.А. Куадже