НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майкопского городского суда (Республика Адыгея) от 24.04.2018 № 2А-1582/18

К делу №2а-1582/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 года г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Удычак Р.А.,

с участием представителя административных истцов по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО4, ФИО2 и ФИО3 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным требования об уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО4, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным действия по направлению налогового уведомления в части расчета транспортного налога в отношении принадлежащих им воздушных судов, указав, что они являются индивидуальными предпринимателями и используют воздушные суда при осуществлении предпринимательской деятельности по выполнению авиационно-химических работ по внесению минеральных удобрений, борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Административные истцы являются налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения. В августе 2017 Межрайонная инспекция ФНС по Республики Адыгея направила налоговые уведомления об уплате транспортного налога за принадлежащие им воздушные суда. Считают, что данные требования по уплате транспортного налога за воздушные суда незаконными, так как используют воздушные суда в предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, освобождающее от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). В силу ст.130 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) к недвижимым вещам относится подлежащие регистрации воздушные суда, следовательно, воздушные суда относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц. Кроме того, в виду того, что административные истцы осуществляют предпринимательскую деятельность в области авиационно-химических работ, не являющиеся лицензионным видом деятельности, но подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, то в силу ст.358 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), также не относит к транспортным средствам, подлежащих налогообложению по транспортному налогу. Просили признать незаконным налоговые уведомления, в части расчета транспортного налога на воздушные суда.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Купин А.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил удовлетворить административный иск.

Представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве полагает необходимым оставить административный иск без рассмотрения, мотивирую тем, что административными истца не соблюден досудебные порядок разрешения спора.

Выслушав пояснения представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд полагает подлежащим удовлетворению заявленный административный иск по следующим основаниям:

В силу п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По делу установлено, что административные истцы зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «Доходы».

Также, за административными истца зарегистрированы воздушные суда, в частности: за ФИО4 воздушное судно Ан-2 с государственным регистрационным знаком RA-54907 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ); за ФИО3 воздушные судна – Ан-2П, серийный Г15116 (Свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно от ДД.ММ.ГГГГ), АН-2, государственный регистрационный знак РА-40978 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ) и АН-2, государственный регистрационный знак РА-07441 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ); за ФИО2 воздушные суда - Ан-2, государственный регистрационный знак RA-17886 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ) и Ан-2, государственный регистрационный знак RA-33027 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ); за ФИО1 воздушные суда - Ан-2, государственный регистрационный знак RA-33671 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ) и Ан-2, государственный регистрационный знак RА-02204 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пояснений представителя административных истцов, основной их деятельности является выполнение с использованием воздушных судов авиационно-химических работ по внесению минеральных удобрений, что подтверждается представленными суду договорами подряда, заключенными между административными истцами и хозяйствующими субъектами.

Как усматривается из налоговых уведомлений: от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя ФИО4; от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на ФИО3; от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя ФИО2; от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на ФИО1, в них содержатся расчеты по транспортному налогу на объекты налогообложения в виде воздушных судов, принадлежащих административным истцам.

Удовлетворяя административный иск суд исходит из следующего:

Пунктом 1 статья 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Как предусмотрено п.1 ст.346.11 НК РФ, Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно п.1 ст.346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В силу того, что в соответствии с законодательством РФ воздушные суда являются недвижимым имуществом, и поскольку административные истцы являются плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения, а воздушные суда используются в предпринимательской деятельности, то они исходя из положений ст.346.11 НК РФ освобождены от уплаты налога на имущество используемого в предпринимательской деятельности.

Кроме того, принадлежащие административным истцам воздушные средства не являются объектами налогообложения по транспортному налогу в виду следующего:

Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В п.1 ст.358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пп.4 п.2 выше указанной статьи определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Поскольку выполняемые административными истцами авиационно-химические работы, не является лицензионным видом деятельности, но при этом подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, то данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для освобождения от уплаты налога на воздушные судна.

Доводы административного ответчика о наличии оснований для оставления административного иска без рассмотрения в виду не соблюдения досудебного порядка разрешения спора несостоятельны, поскольку являются голословными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Так, из представленных суду заявлений административных истцов, последние в ноябре 2017г. обращались в налоговый орган с требованием о перерасчете транспортного налога, путем исключения объектов налогообложения в виде воздушных судов.

При этом, административным ответчиком по результатам рассмотрения данных требований было отказано в их удовлетворении в отношении заявлений ФИО4 и ФИО2, а в отношении ФИО3 и ФИО1 оставлены без внимания и на дату рассмотрения настоящего дела, ответов на их заявления не направлены.

Доказательств обратного, административным ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО4, ФИО2 и ФИО3 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным требования об уплате налога, удовлетворить.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на имя ФИО4 в части расчета транспортного налога на воздушное судно RA-54907.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на ФИО5 в части расчета транспортного налога на воздушные судна РА-40978 и РА-07441.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на имя ФИО2 в части расчета транспортного налога на воздушное судно RA-33027 и RA-17886.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на ФИО1 в части расчета транспортного налога на воздушные судна RA-33671 и RА-02204.

На решение суда может быть подано апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2018г.

Председательствующий подпись Р.А. Гуагов