НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майкопского городского суда (Республика Адыгея) от 17.01.2019 № 2А-4527/18

К делу №2а-558/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2019 года г.Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Гуагова Р.А., при секретаре Хатковой Л.Р., с участием:

Административного истца ФИО2;

представителя административных истцов по доверенности Купина А.Ю.,

представителя административного ответчика МИ ФНС РФ по РА по доверенности Кадакоева А.Н. и Непсо А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО5, ФИО1 и ФИО2 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным требования об уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО5, ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> (далее МИ ФНС по РА) о признании незаконным действия по направлению налогового уведомления в части расчета транспортного налога в отношении принадлежащих им воздушных судов, указав, что они являются индивидуальными предпринимателями и используют воздушные суда при осуществлении предпринимательской деятельности по выполнению авиационно-химических работ по внесению минеральных удобрений, борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур. Административные истцы являются налогоплательщиками по упрощенной системе налогообложения. В августе 2017 Межрайонная инспекция ФНС по Республики Адыгея направила налоговые уведомления об уплате транспортного налога за принадлежащие им воздушные суда. Считают, что данные требования по уплате транспортного налога за воздушные суда незаконными, так как используют воздушные суда в предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, освобождающее от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). В силу ст.130 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) к недвижимым вещам относится подлежащие регистрации воздушные суда, следовательно, воздушные суда относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц. Кроме того, в виду того, что административные истцы осуществляют предпринимательскую деятельность в области авиационно-химических работ, не являющиеся лицензионным видом деятельности, но подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, то в силу ст.358 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), также не относит к транспортным средствам, подлежащих налогообложению по транспортному налогу. Просили признать незаконным налоговые уведомления, в части расчета транспортного налога на воздушные суда.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Купин А.Ю. и административный истец ФИО2 поддержали заявленные требования в полном объеме, просили удовлетворить административный иск.

Представители административного ответчика, возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что налогообложение недвижимых вещей принадлежащих физическим лицам производится в соответствии с положениями: главы 28 НК РФ «Транспортный налог» в отношении воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания; главы 31 НК РФ «Земельный налог» в отношении земельных участков; главы 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» в отношении жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат), гаражей, машино-мест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, иных зданий, строений, сооружений, помещений (п.1 ст.401 Кодекса).

Воздушные транспортные средства не включены в перечень, объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п.2 и п.5 ст.224 Кодекса);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ, также не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Абзацем 3 пункта 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Из изложенного следует, что в соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты налога в отношении недвижимых вещей по объектам собственности указанным в п.1 ст.401 НК РФ (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).

При этом, ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.

В тоже время п.1 ст.358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.2 ст.358 приведен перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, в частности:

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (п/п.4 п.2 ст.358 Кодекса);

- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (п/п.5 п.2 ст.358 Кодекса).

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями пассажирских и (или) грузовых перевозок подлежит лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Исходя из норм налогового законодательства, освобождение от налогообложения по транспортному налогу по данному основанию поставлено в зависимость именно от вида основной деятельности налогоплательщика.

Как следует из жалобы Налогоплательщиков, воздушное судно АН-2, использовалось им для осуществления предпринимательской деятельности по выполнению авиационно-химических работ по внесению удобрений, борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.

Из материалов дела следует, что административными истцами не представлены в Налоговый орган лицензии на перевозку грузов, а также документы, подтверждающие оказание услуг по перевозке грузов в предпринимательской деятельности.

Кроме того, согласно пп.13 п.1 ст.4 Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге» льготы по уплате транспортного налога предоставляются только организациям, выполняющим авиационно-химические работы по внесению минеральных удобрений, борьбе с сорной растительностью, болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.

Следовательно, Законом РА от ДД.ММ.ГГГГ льготы по уплате транспортного налога предоставлялись только организациям, индивидуальные предприниматели и физические лица в законе РА не упомянуты.

Считает, что доводы административных истцов о том, что воздушные средства в соответствии со ст.401 Гражданского кодекса РФ относятся в недвижимому имуществу несостоятельными, поскольку согласно пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Выслушав пояснения представителя административных истцов и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает подлежащим удовлетворению заявленный административный иск по следующим основаниям:

В силу п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По делу установлено, что административные истцы зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «Доходы».

Также, за административными истца зарегистрированы воздушные суда, в частности: за ФИО5 воздушное судно Ан-2 с государственным регистрационным знаком RA-54907 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ); за ФИО2 воздушные судна – Ан-2П, серийный Г15116 (Свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно от ДД.ММ.ГГГГ), АН-2, государственный регистрационный знак РА-40978 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ) и АН-2, государственный регистрационный знак РА-07441 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ); за ФИО1 воздушные суда - Ан-2, государственный регистрационный знак RA-17886 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ) и Ан-2, государственный регистрационный знак RA-33027 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ); за ФИО3 воздушные суда - Ан-2, государственный регистрационный знак RA-33671 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ) и Ан-2, государственный регистрационный знак RА-02204 (Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пояснений представителя административных истцов, основной их деятельности является выполнение с использованием воздушных судов авиационно-химических работ по внесению минеральных удобрений, что подтверждается представленными суду договорами подряда, заключенными между административными истцами и хозяйствующими субъектами.

Как усматривается из налоговых уведомлений: от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя ФИО5; от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на ФИО2; от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на имя ФИО1; от ДД.ММ.ГГГГ, выданное на ФИО3, в них содержатся расчеты по транспортному налогу на объекты налогообложения в виде воздушных судов, принадлежащих административным истцам.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении жалобы административных истцов в части требований МИ ФНС по РА об уплате транспортного налога, начисленных в выше указанных налоговых уведомлений.

Удовлетворяя административный иск суд исходит из следующего:

Пунктом 1 статья 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Как предусмотрено п.1 ст.346.11 НК РФ, Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно п.1 ст.346.12 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в <адрес>), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В силу того, что в соответствии с законодательством РФ воздушные суда являются недвижимым имуществом, и поскольку административные истцы являются плательщиками налога по упрощенной системе налогообложения, а воздушные суда используются в предпринимательской деятельности, то они исходя из положений ст.346.11 НК РФ освобождены от уплаты налога на имущество используемого в предпринимательской деятельности.

Кроме того, принадлежащие административным истцам воздушные средства не являются объектами налогообложения по транспортному налогу в виду следующего:

Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В п.1 ст.358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пп.4 п.2 выше указанной статьи определено, что не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Поскольку выполняемые административными истцами авиационно-химические работы, не является лицензионным видом деятельности, но при этом подразумевает под собой перевозку грузов в виде минеральных удобрений, то данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для освобождения от уплаты налога на воздушные судна.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3, ФИО5, ФИО1 и ФИО4 к Межрайонной инспекции ФНС России по <адрес> о признании незаконным требования об уплате налога, удовлетворить.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на имя ФИО5 в части расчета транспортного налога на воздушное судно RA-54907.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на ФИО6 в части расчета транспортного налога на воздушные судна РА-40978 и РА-07441.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на имя ФИО1 в части расчета транспортного налога на воздушное судно RA-33027 и RA-17886.

Признать незаконным налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за на ФИО3 в части расчета транспортного налога на воздушные судна RA-33671 и RА-02204.

На решение суда может быть подано апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2019г.

Председательствующий подпись Р.А. Гуагов