НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Майкопского городского суда (Республика Адыгея) от 14.09.2021 № 12-313/2021

К делу №12-313/2021

Р Е Ш Е Н И Е

14 сентября 2021 года г. Майкоп

Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Хуаде А.Х.,

с участием директора МУП «Аптека » Беданоковой А.Н.,

рассмотрев жалобу МУП «Аптека » на постановление государственного инспектора Отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, Атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> Межрегионального управления Росприроднадзора -Ф от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, Атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> Межрегионального управления Росприроднадзора -Ф от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Аптека » признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

МУП «Аптека » обратилось в суд с жалобой на постановление Отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, Атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> Межрегионального управления Росприроднадзора -Ф от ДД.ММ.ГГГГ и в его обоснование указано, что в действиях юридического лица отсутствует состав вмненного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Просит отменить постановление и прекратить производство по делу.

В судебном заседании представитель директора МУП «Аптека » Беданоковой А.Н. просила отменить постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушение.

Представитель Отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, Атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> Межрегионального управления Росприроднадзора не явился, уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дав им оценку, приходит к следующему выводу:

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признан календарный квартал.

Таким образом, для привлечения к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ необходим факт негативного воздействия на окружающую среду без внесения платы в установленных законом порядке и срок.

Из вынесенного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 20минут отделом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) установлено, что юридическим лицом - МУП «Аптека » совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ №195-ФЗ по факту нарушения - невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое выражается в следующем:ДД.ММ.ГГГГ по информации, имеющейся в Управления, специалистами Управления в рамках возложенных полномочий как на администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - за HBOC), проведен анализ хозяйствующих субъектов в части своевременности и правильности внесения платы за HBOC за период 2019 года и 1 квартал 2020г. природопользователями, осуществляющими свою хозяйственную деятельность на территории Республики Адыгея.

На основании Приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временного регламента по организации электронного документооборота при представлении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» природопользователями являются организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ, , ст. 726, «Российская газета», , ДД.ММ.ГГГГ).

При проведении анализа путем имеющейся информации в Управлении и открытого доступа сайта Федеральной налоговой службы установлено, что юридическое лицо является действующим обществом, которое осуществляет деятельность в соответствии с ОКВЭД 47.73 по торговле розничными лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) юридический адрес 385020, <адрес>.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду является источником формирования неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Росприроднадзором в рамках осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019г., Управление осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществляет прием декларации о плате за HBOC.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.

Статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Частью 1, 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05,1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Как установлено при проверке, в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего бизнеса (https://ofd.nalog.ru/), МУП «Аптека » не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, предприятие обязано вносить ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC).

Квартал - это четвертая часть года. В первый квартал входят - январь, февраль и март, во второй квартал - апрель, май и июнь, в третий - июль, август и сентябрь, в четвертый - октябрь, ноябрь и декабрь, соответственно авансовые платежи платы за HBOC за 2020 год, должны были быть внесены за Г квартал - до ДД.ММ.ГГГГ, за 2 квартал - до ДД.ММ.ГГГГ, за 3 квартал - до ДД.ММ.ГГГГ.

По информации размещенной в Программно - технологическом комплексе «Госконтроль» установлено, что авансовые платежи за размещение отходов за 2, 3 кварталы 2020 года были внесены единоразовым платежом 28.10.2020г. в сумме 327 рублей 77 копеек (платежное поручение от 28.10.2020г.), соответственно авансовый платеж за 2 квартал 2020 был внесен с просрочкой в 100 календарных дня, авансовый платеж за 3 квартал внесен с просрочкой в 08 календарных дней.

При дальнейшем изучении информации установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год за размещение отходов в сумме 6 рублей 72 копейки была внесена ДД.ММ.ГГГГ. (платежное поручение от 10.03.2021г.) с просрочкой в 09 дней; плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в сумме 2 рубля 39 копеек была внесена ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ) с просрочкой в 09 дней.

Таким образом, МУП «Аптека » не своевременно внесло платеж за 2, 3 кварталы 2020 года, а также нарушило сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

Доказательств объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства юридическим лицом МУП «Аптека », не представлено. Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма и сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Законом об охране окружающей среды, иными федеральными законами (пункт 1).

Из указанного установлено, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Следовательно, уполномоченный орган, рассматривая дело об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ, должен установить, какие виды деятельности осуществляются физическими и юридическими лицами, какие объекты и как эксплуатируются этими лицами, связана ли их деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия осуществляется.

Данные обстоятельства уполномоченным органом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания МУП «Аптека » не установлены.

В пункте 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" указанно, что при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

Согласно п. 4 статьи 4.2 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" присвоение объекту HBOC соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду должны осуществлять юридические лица, использующие при осуществлении своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, которые включены в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением соответствующей категории.

Таким образом, субъектом, подлежащим административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ являются юридические и физические лица, использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, которые включены в соответствующий государственный реестр, с присвоением соответствующей категории HBOC.

Уполномоченным органом, при вынесении протокола об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания не установлено, к какой категории негативного воздействия на окружающую среду относится объект, отсутствуют доказательства, причинения вреда окружающей среде, в результате противоправных действий МУП «Аптека ».

Следовательно, вывод, об обязанности МУП «Аптека » вносить платы за HBOC, является необоснованным и противоречит указанным выше нормативным актам.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в его пользу.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, в действиях МУП «Аптека »отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.41 КоАП РФ, в связи с чем, постановление -Ф о назначении административного наказания от 07.07.2021г не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30. 9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального Управления Росприроднадзора от -Ф от 07.07.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении МУП «Аптека » отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях МУП «Аптека » состава административного правонарушения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Майкопского городского суда подпись А.Х. Хуаде

УИД 01RS0-18

Подлинник данного решения

в деле

в Майкопском городском суде