Дело <...>а-812-2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Мининой Н.А.,
при секретаре Губенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске
30 мая 2016 года
дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области к Семенкову Б.И. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области обратилась в Мариинский городской суд с административным иском к Семенкову Б.И. о взыскании обязательных платежей, в котором просит взыскать задолженность в общей сумме 3634 рубля 35 копеек, а именно: транспортный налог <...> в сумме 3500 рублей, пеня на недоимку <...> в сумме 14 рублей 44 копейки, пеня за недоимку <...> в сумме 119 рублей 91 копейка.
Заявленные требования мотивированы тем, что в силу ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ. Согласно п.1 ст.358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения транспортным налогом. По сведениям, представленным налоговому органу регистрирующими органами Семенков Б.И<...> имел зарегистрированное на свое имя транспортное средство: <...>. В соответствии с пп.1 п.1 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате Семенковым Б.И. <...> составила 3500 рублей: <...>
В связи с тем, что налогоплательщиком не был своевременно уплачен налог, то в соответствии со ст.75 НК РФ налогоплательщику была исчислена пеня в сумме 14 рубля 44 копейки. В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление <...> от <...> на уплату транспортного налога <...>
Согласно ст.ст.69,70 НК РФ административному ответчику было направлено требование <...> от <...> об уплате налогов и пени. В установленный требованием срок указанная сумма налогов и пени не уплачена. Кроме того, в требование <...> вошла пеня в сумме 119 рублей 91 копейка, начисленная на недоимку <...>
Представитель административного истца - межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области Заляйс И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила взыскать с Семенкова Б.И. задолженность в общей сумме 3634 рубля 35 копеек, а именно: транспортный налог за 2014 год в сумме 3500 рублей, пеня на недоимку 2014 года в сумме 14 рублей 44 копейки, пеня за недоимку 2012 года в сумме 119 рублей 91 копейка. В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ. Согласно п.п.5 п.2 ст.358 НК РФ транспортным налогом не облагаются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Этот специальный транспорт должен быть зарегистрирован на сельскохозяйственных товаропроизводителей и использоваться для производства сельскохозяйственной продукции. Подпунктом 1 п.2 ст.3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 года № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 января 2007 года признаны, в частности, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с законом «О личном подсобном хозяйстве». Согласно ст.ст.2,3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 года № 113-ФЗ личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Право на его ведение имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или приобретены ими. Они вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. Таким образом, при совместном ведении личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи основным условием для того, чтобы сельскохозяйственная техника транспортным налогом не облагалась, является наличие земельного участка, находящегося в собственности данного гражданина или членов его семьи, предоставленного или приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства. Для подтверждения факта ведения личного подсобного хозяйства гражданином или членами его семьи и факта использования транспортных средств в личном подсобном хозяйстве, гражданин представляет в налоговый орган по месту жительства следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок; справку, выданную соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающую использование участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме этого, согласно ст.8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 года № 112-ФЗ учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
-фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместного проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
-площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
-количество сельскохозяйственных животных, птицы, пчел;
-сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
С учетом изложенного для освобождения соответствующего транспортного средства от налогообложения в соответствии п.п.5 п.2 ст.358 НК РФ налогоплательщикам - физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, необходимо соблюсти два условия. Во-первых, представить в налоговый орган документ о праве собственности на земельный участок. Во-вторых, представить выписку из похозяйственной книги об учете физического лица в качестве гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, заверенную администрацией соответствующего муниципального образования. Таким образом, согласно вышеизложенным нормам Федерального закона № 112-ФЗ определяющим фактором для признания физического лица сельскохозяйственным товаропроизводителем является строго целевое назначение представленного этому лицу земельного участка, а именно для целей ведения личного подсобного хозяйства. Следовательно, Семенковым Б.И. для подтверждения факта ведения личного подсобного хозяйства и факта использования транспортных средств в личном подсобном хозяйстве, должны быть представлены в налоговый орган по месту жительства следующие документы:
-свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок;
-справка, выданная соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающая использование участка для ведения личного подсобного хозяйства (выписка из похозяйственной книги об учете физического лица в качестве гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, заверенная администрацией соответствующего муниципального образования).
При этом для использования льготы физического лицо, признаваемое плательщиком транспортного налога, должно представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства письменное заявление, в котором должно быть указано льготируемое транспортное средство, выбранное налогоплательщиком, а также документы, подтверждающие право на льготу, на основании которых налоговый орган должен принять решение о предоставлении льготы и ее размер. Об этом свидетельствует и судебная практика, в частности из Справки Кемеровского областного суда от <...><...> «О практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в 2008 году по кассационным и надзорным данным» следует: «Так, по делу рассмотренному Центральным районным судом г.Новокузнецка, суд, отказывая в удовлетворении исковых требований ИФНС России по Центральному району г.Новокузнецка к Г. О взыскании задолженности по транспортному налогу за 2006 год, указал лишь то, что Г. имеет льготу по транспортному налогу, так как является пенсионером по старости, получающим трудовую пенсию. При этом суд не установил, обращался ли ответчик в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему льготы по уплате транспортного налога за 2006 год, было ли принято налоговым органом решение о предоставлении такой льготы за указанный период и в каком размере. Отменяя решение того же суда по иску ИФНС России по Центральному району г.Новокузнецка к Д. о взыскании транспортного налога, судебная коллегия обратила внимание на то, что Д. должен был уплатить транспортный налог <...> до <...>, однако на эту он являлся пенсионером по старости, соответственно, у суда не имелось оснований для отказа налоговому органу в иске в связи с наличием вышеуказанной льготы, установленной законом Кемеровской области. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Семенков Б.И. с заявлением о предоставлении льготы по транспортному налогу <...> в Межрайонную ИФНС России № 1 по Кемеровской области не обращался.
Административный ответчик Семенков Б.И. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что согласно п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайн всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Согласно Федерального закона от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены, или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. Просит в удовлетворении требований истца отказать, поскольку он является сельскохозяйственным товаропроизводителем на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного <...> на основании Указа Президента РФ от <...><...> «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и распоряжения администрации <...><...>-р от <...>. Он сдает отчетность в органы статистики. Также суду пояснил, что в Калининской сельской территории <...>, отсутствует запись в похозяйственной книге о наличии у него личного подсобного хозяйства, в том числе и за <...>. Считает, что освобождение от уплаты им транспортного налога не зависит от отсутствия такой записи в похозяйственной книге.
Рассмотрев дело, заслушал представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения:
тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона Кемеровской области от <...> N 95-ОЗ (ред. от <...>) "О транспортном налоге" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области <...>)установленыналоговые ставки транспортного налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) налоговая ставка 25 рублей.
Согласно ч.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса…Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что по сведениям, представленным налоговому органу регистрирующими органами Семенков Б.И. <...> имел зарегистрированное на свое имя транспортное средство: <...> В соответствии с пп.1 п.1 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате Семенковым Б.И. <...> составила 3500 рублей: <...>
В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление <...> от <...> на уплату транспортного налога <...>
В связи с тем, что налогоплательщиком не был своевременно уплачен транспортный налог <...>, то в соответствии со ст.75 НК РФ налогоплательщику была исчислена пеня за 2014 год за период с <...> по <...> в сумме 14 рубля 44 копейки.
Кроме того, в связи с тем, что налогоплательщиком не был своевременно уплачен налог <...> в сумме 1458 рублей 33 коп., то в соответствии со ст.75 НК РФ налогоплательщику была исчислена пеня <...> за период с <...> по <...> в сумме 119 рублей 91 копейка.
Согласно ст.ст.69,70 НК РФ административному ответчику было направлено требование <...> от <...> об уплате налога и пени в общей сумме 3634 руб. 35 коп <...> В установленный требованием срок до <...> указанная сумма налога и пени не уплачена.
В добровольном порядке исчисленные суммы налога и пени налогоплательщик в бюджет не внес.
Суд проверил расчеты <...> и убедился, что они произведены правильно.
Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> иск МИ ФНС России № 1 по Кемеровской области к Семенкову Б.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу <...> и пени оставлен без удовлетворения. Из данного решения усматривается, что согласно выписке из похозяйственной книги <...> Семенкову Б.И. принадлежит земельный участок <...>, который используется для ведения личного подсобного хозяйства. В личном подсобном хозяйстве по состоянию на <...> имеются: <...>
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от <...> решение Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> оставлено без изменения <...>
Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...><...> административное исковое заявление МИ ФНС России №1 по Кемеровской области к Семенкову Б.И. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворено, судом принято признание иска Семенковым Б.И. С него была взыскана в пользу межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской областизадолженность по транспортному налогу <...>
Указанные сумм Семенковым Б.И. оплачены в добровольном порядке <...>
По настоящему делу требование о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу <...> в размере 119 руб. 91 коп. предъявлено налоговым органом за период с <...> по <...>.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, выданному Мариинским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Кемеровской области <...>, Семенкову Б.И. на праве собственности принадлежит земельная доля для сельскохозяйственного использования<...>
Суд считает несостоятельными доводы доводами ответчика Семенкова Б.И. о том, что он является сельскохозяйственным производителем, а потому освобожден от уплаты транспортного налога <...>
Так, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ при отнесении организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаны, в том числе, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Согласно ч.1 ст. 8, Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О личном подсобном хозяйстве"учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
По мнению суда, определяющим фактором для признания физического лица сельскохозяйственным товаропроизводителем является строго целевое назначение представленного этому лицу земельного участка, а именно для целей ведения личного подсобного хозяйства. Семенковым Б.И. для подтверждения факта ведения личного подсобного хозяйства и факта использования транспортных средств в личном подсобном хозяйстве, должны были быть представлены в налоговый орган по месту жительства свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок и справка, выданная соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающая использование участка для ведения личного подсобного хозяйства (выписка из похозяйственной книги об учете физического лица в качестве гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, заверенная администрацией соответствующего муниципального образования).
Поскольку налоговая инспекция не располагала сведениями о том, что Семенков Б.И. ведет личное подсобное хозяйство, а данных о том, что последний предоставил их в налоговый орган, материалы дела не содержат, оснований для исключения принадлежащего ему трактора <...> из числа объектов налогообложения в спорном налоговом периоде не было. Более того, в судебном заседании административный ответчик подтвердил то обстоятельство, что в похозяйственной книге Калининской сельской территории сведения о наличии у него за спорный период личного подсобного хозяйства отсутствуют.
При таких обстоятельствах налоговым органом обоснованно произведено начисление транспортного налога.
МИ ФНС России <...> по Кемеровской области соблюдены процедура взыскания налога и пени, а также срок подачи заявления в суд.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что имеются основания для взыскания с Семенкова Б.И. задолженности по транспортному налогу и пени.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области к Семенкову Б.И. о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с Семенкова Б.И., <...> в пользу межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской областизадолженность по транспортному налогу <...> в размере 3500 руб., пени по транспортному налогу <...> за период с <...> по <...> в размере 14 руб. 44 коп., пени по транспортному налогу <...> за период с <...> по <...> в размере 119 руб. 91 коп., всего 3634 руб. 35 коп.
Взыскать с Семенкова Б.И. государственную пошлину в размере 400 рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья –Н.А.Минина
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2016 года.
Судья- Н.А.Минина
Решение вступило в законную силу 31 августа 2016 года
Судья- Н.А.Минина
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 31 августа 2016 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 30 мая 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
СОГЛАСОВАНО: Судья_____________________________Н.А.Минина