НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мариинского городского суда (Кемеровская область) от 14.12.2016 № 2А-1644/2016

Дело № 2а-1644-2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Шульц Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

14 декабря 2016 года

в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области к Хализовой И.В. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Кемеровской области обратилась в Мариинский городской суд с административным иском к Хализовой И.В. о взыскании обязательных платежей, в котором просит взыскать задолженность по налогам и пени в общей сумме <...> а именно: транспортный налог за 2014 года в сумме <...>, пеня на недоимку 2013 года в сумме <...>, пеня на недоимку 2014 года в сумме <...>; пеня по налогу на имущество физических лиц в сумме <...>; пеня по земельному налогу в сумме <...>.

Заявленные требования мотивированы тем, что в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения транспортным налогом. На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по мету своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. По сведениями, представленным налоговому органу регистрирующими органами Хализова И.В. в 2014г. имела зарегистрированные на свое имя транспортные средства: <...>. В соответствии с пп.1 п.1 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Как следует из положений пункта 1 статьи 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. (Закон Кемеровской области от 28.11.2002 г. № 95-03 «О транспортном налоге»). В силу пункта 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пунктом 1 статьи 360 НК РФ определено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ (в ред. до 01.01.2016), в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Таким образом, сумма транспортного налога, подлежащая уплате Хализовой И.В. за 2014 г. составила <...>. Расчет налога согласно уведомления: <...>. В соответствии со статьей 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со статьей 75 НК РФ начислена пеня. Пеня по транспортному налогу на недоимку 2014 г. составила <...>. В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № 423524 от 30.03.2015 г. на уплату транспортного налога за 2014 г. в соответствии со статьями 69,70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени: № требования: 12153, дата требования: 16.10.2015 года, период задолженности, год: 2014. До настоящего времени подлежащие оплате по требованию суммы налога и пени должником в бюджет не внесены. Кроме того, в указанное требование вошла пеня в сумме <...>. начисленная на недоимку 2013г., взысканную судебным приказом <...>. Также, в указанное требование включена пеня по налогу на имущество физических лиц в сумме <...>. начисленная в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2013 г., 2014 г. пеня по земельному налогу в сумме <...>., начисленная в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2014 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Согласно пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Инспекция, в связи с неисполнением требования об уплате налога и пени № 12153 от 16.10.2015г. обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с административного ответчика. Мировым судьей 27.05.2016 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Хализовой И.В. задолженности по налогу. В связи с тем, что Хализовой И.В. были представлены возражения относительно исполнения данного судебного приказа, мировым судьей 08.08.2016 г. вынесено определение об отмене судебного приказа. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

06.12.2016 года в суд поступили пояснения к административному исковому заявлению, из которых следует, что согласно п.1 ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с пп.5 п.2 ст.358 Налогового кодекса РФ не облагаются транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; Хализова И.В.<...>. зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, с заявленными видами деятельности: выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина, выращивание зерновых культур, перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами. Согласно п.1,2 ст.346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие её первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов. Итак, сельскохозяйственные производители в отношении транспортного налога - это организации или индивидуальные предприниматели, которые производят сельхозпродукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а затем реализуют. Доля дохода от её реализации должна составлять не менее 70 процентов за календарный год, а сама продукция может быть только из Перечня, который утверждён постановлением Правительства РФ от 11.06. 2008 № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители». Следовательно, для того чтобы воспользоваться льготой по транспортному налогу за 2014 год, налогоплательщик должен соответствовать статусу сельхозпроизводителя в этом же периоде и машины использовать в работах, непосредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции. А именно, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции за 2014 год у Хализовой И.В. должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг). При этом имеется в виду продукция, которая указана в Перечне постановления № 446 от 11.06.2008. Для этого в налоговый орган необходимо представить расчёт доли произведённой сельхозпродукции в общем объёме продукции за налоговый период. Об этом сказано в п. 17.3 Методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3- 21/177. Об этом свидетельствует и судебная практика: постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2007 по делу № А65-14601/2006-СА2-8. Налогоплательщик 28.03.2015г. представил в налоговый орган декларацию по упрощенной системе налогообложения за 2014г., согласно которой указаны суммы доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы. Каких-либо документов, подтверждающих долю произведённой сельхозпродукции в общем объёме продукции за налоговый период, Хализовой И. В. не представлено. Основания для самостоятельного истребования документов, подтверждающих право на применение льготы Хализовой И.В. в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, у налогового органа отсутствуют. Кроме того, предоставление льготы имеет заявительный характер. О заявительном порядке предоставления льгот также говорится в Справке Кемеровского областного суда от 05.03.2009 № 01-26/160 «О практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в 2008 году по кассационным и надзорным данным»: «для использования льготы физическое лицо, признаваемое плательщиком транспортного налога, должно представить в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства письменное заявление, в котором должно быть указано льготируемое транспортное средство, выбранное налогоплательщиком, а также документы, подтверждающие право на льготу, на основании которых налоговый орган должен принять решение о предоставлении льготы и её размере». В адрес налогоплательщика 15.04.2015г. в соответствии со ст.52 НК РФ направлено налоговое уведомление на уплату налогов за 2014 г. Вместе с налоговым уведомлением была направлена форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом в случае обнаружения налогоплательщиком недостоверной информации об объектах налогообложения в уведомлении (форма такого заявления также предусмотрена приказом ФНС России от 05.10.2010 № ММВ-7-11/479@). Следовательно, налогоплательщик об исчисленном к уплате налоге был уведомлен своевременно. Заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу за 2014г. в налоговый орган от Хализовой И.В. не поступало. Таким образом, оснований для предоставления льготы по транспортному налогу за 1014г., регламентированной п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ у налогового органа не имеется.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, в его отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивает.

Административный ответчик Хализова И.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне, времени и месте рассмотрения дела, возражений против применения упрощенного порядка не поступало.

Представитель административного ответчика А.В. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дне, времени и месте рассмотрения дела, против применения упрощенного порядка рассмотрения дела не возражает. Согласно представленному отзыву на административное исковое заявление представитель административного ответчика просила производство по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Кемеровской области к Хализовой И.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме: <...>, пени за недоимку в сумме: <...>, пени по земельному налогу в сумме: <...>, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме: <...>- прекратить по следующим основаниям. В соответствии с ч.5 п.2 ст. 358 НК не являются объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной, продукции. Исходя из вышеуказанной нормы закона она освобождена от уплаты транспортного налога. На основании ст.17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Согласно ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления. В силу п.4 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Из анализа приведенных выше норм следует, что подведомственность гражданских дел определяется исходя из субъектного состава, участников спора и характера спора. Весь транспорт находящийся на учете ГИБДД, собственником которого является Хализова И.В., используется при сельскохозяйственных работах. Хализова И.В. является Индивидуальным предпринимателем с <...> При данных обстоятельствах заявленный спор носит экономический характер и подведомственен арбитражному суду. В соответствии с п.1 ст.128 КАС РФ, если в данном суде выяснилось, что административное исковое заявление было принято к производству с нарушением правил подсудности, административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Представитель административного ответчика А.В. представила отзыв на пояснения к административному исковому заявлению, согласно которому просила производство по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Кемеровской области к Хализовой И.В. прекратить по следующим основаниям. Как правильно указал административный истец, Хализова И.В. является Индивидуальным предпринимателем <...>. К подведомственности судов общей юрисдикции относятся споры между налоговыми органами и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, например: о взыскании суммы задолженности по налогу (НДФЛ, транспортному или земельному налогам), пеней и штрафных санкций, о предоставлении налогового вычета, о возмещении суммы уплаченного налога из бюджета (государственной пошлины). На основании ст.17 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Согласно ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления. В силу п.4 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Из анализа приведенных выше норм следует, что подведомственность гражданских дел определяется исходя из субъектного состава участников спора и характера спора. Весь транспорт находящийся на учете ГИБДД, собственником которого является Хализова И.В., используется при сельскохозяйственных работах. Хализова И.В. является Индивидуальным предпринимателем <...>, <...> В налоговый орган ежегодно с 2012 г. по 2016 г. сдавались налоговые декларации, согласно которых указан код деятельности индивидуального предпринимателя. Вид деятельности ИП Хализова И.В. налоговый орган не оспаривал. Доказательства иного административным истцом не представлено. При данных обстоятельствах заявленный спор носит экономический характер и подведомственен арбитражному суду. В соответствии с п.1 ст.128 КАС РФ, если в данном суде выяснилось, что административное исковое заявление было принято к производству с нарушением правил подсудности, административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Рассмотрев административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, исследовав письменные материалы, суд считает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.1 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-ОЗ (ред. от 25.11.2015) "О транспортном налоге" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 27.11.2002)установленыналоговые ставки транспортного налога соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно налоговая ставка 14 рублей,

другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) налоговая ставка 25 рублей,

грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка 25 рублей, свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно,

налоговая ставка 40 рублей.

Согласно ч.2 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса…Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

В целях настоящего Кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 ч.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п.6.2 ст.6 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-ОЗ (ред. от 02.06.2011) "О транспортном налоге" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 27.11.2002) пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости; инвалиды I и II групп, получающие трудовую пенсию по инвалидности или пенсию по инвалидности и имеющие легковые автомобили, мотоциклы, грузовые автомобили и другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, если исчисленная сумма транспортного налога равна или менее 1200 рублей. В случае, если исчисленная сумма транспортного налога более 1200 рублей или 600 рублей соответственно, то исчисленная сумма транспортного налога снижается на 1200 рублей или на 600 рублей соответственно.

Льгота предоставляется в отношении только одного транспортного средства по выбору налогоплательщика при наличии у пенсионера или его супруги (супруга) удостоверения, подтверждающего право на управление соответствующим транспортным средством.

Согласно ч.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно ч.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Требованием об уплате налога и пени № 12153 от 16.10.2015 года, срок его исполнения установлен до 30.11.2015 года (л.д.6).

Согласно определению и.о. мирового судьи судебного участка №3 Мариинского городского судебного района Кемеровской области от 08.08.2016 года (л.д.16) судебный приказ от 27.05.2016 года, вынесенный мировым судьей судебного участка № 3 Мариинского городского судебного района Кемеровской области на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области о взыскании с Хализовой И.В. задолженности по налогам, пени, отменен. Разъяснена взыскателю возможность обращения в суд в порядке искового производства.

В суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени налоговый орган обратился 24.11.2016 года (л.д.2).

Таким образом, исходя из анализа вышеизложенных норм о процессуальных сроках, содержащихся как в действующем в настоящее время КАС РФ, так и в Налоговом кодексе РФ, суд пришел к выводу о том, что Межрайонной ИФНС России № 1 по Кемеровской области срок на подачу в суд настоящего административного искового заявления не был пропущен.

В добровольном порядке исчисленные суммы транспортного налога и пени налогоплательщик в бюджет не внес.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, представленным органами государственной регистрации транспортных средств (л.д.12 оборот) Хализова И.В. <...> имеет в собственности транспортные средства, которые являются объектом налогообложения:

- <...>

<...>

<...>

<...>

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя <...> Хализова зарегистрирована в качестве Индивидуального предпринимателя <...>

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.28-29) Хализова И.В., <...> зарегистрирована <...> в качестве индивидуального предпринимателя. Виды деятельности: выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина; выращивание зерновых культур; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, выращивание зернобобовых культур.

Хазилова И.В. являясь индивидуальным предпринимателем, применяет упрощенную систему налогообложения, что подтверждается сторонами по делу.

Налоговым органом налогоплательщику был исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме <...>

Согласно выписке из КРСБ по транспортному налогу за Халисовой И.В. значится недоимка за 2014 год в сумме <...>

В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № 423524 от 30.03.2015 г. на уплату транспортного налога за 2014 г. (л.д.13)

Согласно представленным МИ ФНС России №1 по Кемеровской области расчетам пеня по транспортному налогу на недоимку 2014 года за период с 02.10.2015 года по 15.10.2015 года составляет <...>

В связи с неуплатой налога по указанному уведомлению в соответствии со статьями 69,70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени № 12153 от 16.10.2015 года на общую сумму <...>., в том числе транспортный налог с физических лиц в сумме <...>, пени по транспортному налогу <...> пени по налогу на имущество физических лиц в сумме <...>., пени по земельному налогу в сумме <...>., срок оплаты по требованию – 30.11.2015 года, что подтверждается реестром заказной корреспонденции (л.д.6-7). В установленный требованием срок указанная сумма налогов и пени не уплачена.

Суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что Хализова И.В. являлась сельскохозяйственным товаропроизводителем в 2014 году, а потому должна быть освобождена от уплаты транспортного налога, поскольку транспортные средства используются ею в целях осуществления предпринимательской деятельности сельскохозяйственным производителем, поскольку доказательств этому не представлено. Не представлено каких-либо документов, подтверждающих, что Хализова И.В. являлась в указанный период плательщиком единого сельскохозяйственного налога, что доля ее дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%. Тот факт, что Хализова И.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с видами деятельности: выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина; выращивание зерновых культур; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами, выращивание зернобобовых культур, сам по себе не свидетельствует о наличии у нее статуса сельскохозяйственного производителя. В связи с чем у налогового органа отсутствовали основания предоставления льготы по транспортному налогу, регламентированной п.п.5 п.2 ст.358 НК РФ.

Указанное нашло свое отражение в п.17.3Приказа МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины не признаются объектом налогообложения по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса при условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. Учет произведенной сельхозпродукции ведется по унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России Постановлением от 29.09.97 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья". Налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя предоставляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары. При непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях.

Данных об обращении административного ответчика Хализовой И.В. в налоговый орган с заявлением о предоставлении ей льготы по уплате транспортного налога за 2014 год как сельскохозяйственному производителю, и предоставления указанной льготы, не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о неподведомственности указанного спора суду общей юрисдикции в связи с тем, что ответчик является индивидуальным предпринимателем, использующим транспортные средства в предпринимательской деятельности суд отклоняет по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Индивидуальные предприниматели как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве плательщиков транспортного налога не указаны, так как для целей налогообложения данным налогом они охватываются понятием "физические лица".

Следовательно, наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога правового значения не имеет.

Ответчик является собственником транспортных средств как физическое лицо и обязан уплачивать транспортный налог исходя из самого факта нахождения автомобилей в его собственности. При этом цель использования ответчиком автомобилей (в предпринимательской деятельности либо для реализации бытовых нужд) не влечет изменения ни ставок налога, ни порядка его уплаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 (в ред. от 25.05.2016) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года (ред. от 13.02.2015) N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" предусмотрена регистрация транспортных средств на юридическое или физическое лицо. Регистрация транспортного средства на индивидуального предпринимателя данными нормативными актами не установлена.

Согласно ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, установленных названным Кодексом и иными федеральными законами, - с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления.

В силу п.4 ч.1 ст.29 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Доказательств использования указанных транспортных средств Хализовой И.В. именно в предпринимательской деятельности не представлено, тот факт, что Хализова И.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, сам по себе не свидетельствует об использовании указанных транспортных средств именно в целях предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, исковые требования к Хализовой И.В. подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции, основания для прекращения производства по делу в связи с подсудностью требований арбитражному суду, как о том просит представитель административного ответчика, отсутствуют.

Заявленные административным истцом требования о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере <...>., пени на недоимку 2014 года за период с 02.10.2015 года по 15.10.2015 года в сумме <...>. подлежат удовлетворению.

Исковые требования в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц в сумме <...>., пени по земельному налогу в сумме <...>. удовлетворению не подлежат, поскольку из просительной части административного искового заявления не следует на недоимку за какой год административный истец просит взыскать указанные суммы пени, из представленного расчета (л.д.11) также не усматривается на недоимку какого года начислены указанные пени, доказательств обоснованности их начисления не представлено. Также не подлежат взысканию пени по транспортному налогу за 2013 год, поскольку доказательств обоснованности их начисления не представлено.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Кемеровской области к Хализовой И.В. о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.

Взыскать с Хализовой И.В., <...>, в пользу Межрайонной ИФНС России №1 по Кемеровской областизадолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере <...>., пеня на недоимку 2014 года за период с 02.10.2015 года по 15.10.2015 года в сумме <...>., всего <...>.

Взыскать с Хализовой И.В. государственную пошлину в размере <...>. в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – Н.В. Шульц

Решение вступило в законную силу 15.03.2017 года.

Судья- Н.В. Шульц

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 15 марта 2017 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Судья- Шульц Н.В. СОГЛАСОВАНО: Судья___________________Н.В.Шульц