НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Мантуровского районного суда (Костромская область) от 08.10.2021 № 2-359/2021

Дело № 2-359/2021

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2021-000368-91

Мотивированное решение

изготовлено 08 октября 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 06 октября 2021 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области»,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту - администрация г.о.г.Мантурово) о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт в пользу НК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при формировании региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При проверке деятельности администрации г.о.г.Мантурово в части внесения платы за капитальный ремонт многоквартирных домов установлено, что у администрации г.о.г.Мантурово за период с 31.01.2020 года по 24.03.2021 года образовалась задолженность по внесению платы на капитальный ремонт в сумме 2 400000 рублей. В соответствии с ч.3 ст.4 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" (принят Костромской областной Думой 14.11.2013) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (ст.169), в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Согласно ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Принимая во внимание, что неуплата администрацией г.о.г.Мантурово взносов на капитальный ремонт оказывает отрицательное влияние на накопление недостаточных средств на проведение капитального ремонта дома в установленные сроки, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан на достойное проживание в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, прокурор просил взыскать с администрация г.о.г.Мантурово в пользу НК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 31.01.2020 года по 24.03.2021 года в сумме 2403863,55 рублей.

Определением суда от 01 сентября 2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации городского округа город Мантурово Костромской области на надлежащего ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту КУМИ г.о.г.Мантурово).

В судебном заседании Лебедева Д.П. просила принять уточненное исковое заявление Мантуровского прокурора, согласно которого прокурор просил: взыскать с КУМИ г.о.г.Мантурово в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года в размере 607488,97 рублей.

Определением от 06 октября 2021 года уточненные исковые требования прокурора судом приняты.

В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Лебедева Д.П. заявленные Мантуровским межрайонным прокурором уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в суд своего представителя не направила, в отзыве на уточненное исковое заявление, направленном в суд указали, что согласно данных ответа на запрос прокуратуры №18-2021 от 22.09.2021 года задолженность помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счёте по состоянию на 22.09.2021 года составляет 1 161 833,50 рублей (2 984 406,14-1822 572,64) без учета начислений за сентябрь 2021 года. Задолженность помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора («в общем котле») составляет 620 760,01 рублей (1 822 572,64-1 201 812,63). Период образования задолженности на «общем котле» с 31.12.2020 года по 01.09.2021 года. Просили провести судебное заседание в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности от 11.01.2021 года б/н.) в судебном заседании пояснила, что согласно акта сверки взаимных расчетов между КУМИ г.о.г.Мантурово и некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» от 16.08.2021 года у ответчика имеется задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года в размере 607488,97 рублей. решение по делу оставила на усмотрение суда.

Исследовав документы, и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает уточнённые исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу статей 36, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества.

Согласно ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе взнос на капитальный ремонт.

Согласно ч.1 ст.169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области на 2014-2043 годы.

В соответствии с ч.3 ст.4 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взносы на капитальный ремонт), за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с ч.1 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч.1 ст.4 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" минимальный размер взноса устанавливается администрацией Костромской области исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Жилищным кодексом Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлениями администрации Костромской области от 26.12.2013г. №575-а, от 26.12.2016г. №504-а, от 30.12.2019г. №531-а «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Костромской области на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения. В 2014году минимальный размер взноса на капитальный ремонт составлял – 6 рублей, в 2015 году – 6,34 рубля, в 2016 году – 6,71 рублей, в 2017 году – 7,14 рублей, в 2018 году – 7,57 рублей, в 2019 году – 7,95 рублей, в 2020 году – 8,27 рублей.

В соответствии с пп. 2 ч.3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе, перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с ч.7 ст.170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч.7 ст.189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст.172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Согласно ч.14.1 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Частью 14 ст.155 ЖК РФ установлены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

На основании ч.1 ст.6 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

17 апреля 2020 года в адрес главы г.о.г. Мантурово Мантуровским межрайонным прокурором было внесено представление о погашении задолженности по взносам на капитальный ремонт (л.д.29-38).

Из ответа администрации г.о.г.Мантурово от 25.05.2020 года №1886 сообщается, что имеющаяся задолженность по взносам на капитальный ремонт образовалась ввиду дефицита бюджета г.о.г. Мантурово и не исполнения кассового плана по доходам. Задолженность будет погашаться первоначально в рамках запланированной в местном бюджете на 2020 год суммы расходов в размере 1,5 млн. рублей. Выплаты начнутся поэтапно с июня 2020 года (л.д.37-38).

Решением Арбитражного суда Костромской области по делу № А31-6625/2021 от 04 августа 2021 года удовлетворен иск некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» к КУМИ г.о.г.Мантурово о взыскании 1210812,63 рублей задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.11.2019г по 31.12.2020г. (л.д.81). В связи с чем Мантуровский межрайонный прокурор уточнил исковые требования в ходе рассмотрения дела в Мантуровском районном суде.

В соответствии с актом сверки взаимных расчетов между КУМИ г.о.г.Мантурово и некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» у КУМИ г.о.г.Мантурово имеется задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года в размере 607488,97 рублей (л.д.124-125).

На момент рассмотрения спора ответчик не представил доказательства исполнения обязательства по оплате образовавшейся задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, срок исполнения которого наступил, что оказывает отрицательное влияние на накопление недостаточных средств на проведение капитального ремонта дома в установленные сроки, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан на достойное проживание в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации городского округа город Мантурово Костромской области в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт за период с 01.01.2021 года по 30.06.2021 года в размере 607488 (шестьсот семь тысяч четыреста восемьдесят восемь) рублей 97 копеек.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно Мантуровским районным судом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Громова