НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Манского районного суда (Красноярский край) от 06.11.2019 № 2А-637/19

Дело № 2а-637/2019

УИД 24RS0034-01-2019-000659-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 ноября 2019 года с. Шалинское

Красноярского края

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тыченко С.В.,

при секретаре Исаковой К.М.,

с участием представителей административного истца администрации Манского района Красноярского края – Резникова С.Г., Чежиной Е.А., на основании доверенности,

представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Красноярском крае – Доровских Н.С., на основании доверенности,

представителя прокуратуры Манского района Красноярского края – помощника прокурора Жилиониса Б.А., действующего на основании доверенности от 21.10.2019 г. также от имени Прокуратуры Красноярского края,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-637/2019 по административному исковому заявлению администрации Манского района Красноярского края к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании незаконным действий по включению в план проверок на 2019 год администрации Манского района Красноярского края, о возложении обязанности исключить администрацию Манского района Красноярского края из указанного плана, а также о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07 августа 2019 года № 24/12-1523-19-И, принятый Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекции труда в Красноярском крае,

УСТАНОВИЛ:

29 июля 2019 года Администрация Манского района Красноярского края обратилась в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании незаконным действий по включению в план проверок на 2019 год администрации Манского района Красноярского края, о возложении обязанности исключить администрацию Манского района Красноярского края из указанного плана (административное дело № 2а-637/2019).

26 августа 2019 года Администрация Манского района Красноярского края обратилась в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07 августа 2019 года № 24/12-1523-19-И, принятый Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекции труда в Красноярском крае (административное дело № 2а-703/2019).

Определением Манского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2019 года административное дело 2а-637/2019 и административное дело 2а-709/2019 объединены, на основании ст. 136 КАС РФ.

Административные исковые требования, с учетом объединения вышеуказанных дел аргументированы тем, что Государственной инспекцией труда в Красноярском крае были совершены следующие действия: включение администрации Манского района Красноярского края в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, что подтверждается размещением на ее сайте плана проверок.

Администрация Манского района направила запрос в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае от 21.06.2019 г. № 1313 о предоставлении информации о присвоенной Администрации Манского района категории риска, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и получила ответ, что плановые проверки органов местного самоуправления осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 77) не чаще одного раза в два года. При этом риск-ориентированный подход при осуществлении проверок органов местного самоуправления не применяется.

Администрация Манского района Красноярского края, полагает, что обладает двойственным статусом: с одной стороны является органом местного самоуправления - публично-правовым субъектом, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, с другой - наделена правами юридического лица и действует в качестве муниципального казенного учреждения. При этом, выступая в качестве юридического лица, не включена в перечень категорий высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, чтобы в отношении неё проводились проверки в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Таким образом, осуществление государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления возможно только при наличии соответствующих полномочий, в рамках ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу положений пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в отношении: а) юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; б) работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники); в) иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры. В силу пунктов 7 и 8 Постановления № 875 Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Более того, административный регламент исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, не предусматривает в числе субъектов, в отношении которых осуществляется государственный надзор, органов местного самоуправления, и не содержит в перечне нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственной функции, ссылку на Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в который включена администрация Манского района, размещен на официальном сайте Государственной инспекции труда в Красноярском крае, на сайте Прокуратуры данный план не размещен. Администрации Манского района стало известно о проведении в отношении нее плановой проверки 20 июня 2019 года при участии специалистов в программе курсов повышения квалификации.

Кроме того, Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 07.08.2019 г. № 24/12-1523-19-И издано распоряжение (приказ) о проведении плановой, выездной проверки. Согласно п. 1 распоряжения проверка проводится в отношении администрации Манского района. Согласно пунктам 5 и 6 распоряжения проверка проводится в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Как указанно в п. 6 распоряжения проверка проводится в соответствии с Ежегодным планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год. Исходя из содержания распоряжения, в частности п. 13 следует, что контроль (надзор) Государственная инспекция проводит не как органа местного самоуправления в части осуществления полномочий органов местного самоуправления, а как юридического лица работодателя по исполнению обязанностей, которые возлагаются на работодателя, а не органа местного самоуправления.

Кроме того, представитель административного истца полагает, что издание указанного распоряжения незаконно, поскольку в силу пунктов 7 и 8 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Иного порядка осуществления государственного надзора в сфере труда, в том числе в рамках статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ, Постановления № 875 не устанавливает. Более того, административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, не предусматривает в числе субъектов, в отношении которых осуществляется государственный надзор, органов местного самоуправления, и не содержит в перечне нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение государственной функции, ссылку на Федеральный закон № 131-Ф3. Доказательством того, что в отношении администрации Манского района Красноярского края будет проводится контроль (надзор) как органа местного самоуправления, а не как юридического лица работодателя служит План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в который включена администрация Манского района размещен на официальном сайте Государственной инспекции труда в Красноярском крае.

Таким образом, обжалуемое распоряжение нарушает права администрации как органа местного самоуправления при проведении в отношении её контроля (надзора) не как органа местного самоуправления, а как юридического лица работодателя по соблюдению законов и других нормативных правовых актов. Также, Государственная инспекция труда в Красноярском крае при издании распоряжения использовало приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141, который принят в целях реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это ещё раз доказывает, что инспекция будет проводить контроль (надзор) не как органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, администрация Манского района Красноярского края просит суд: 1) признать незаконными действия Государственной инспекции труда в Красноярском крае по включению в план проверок на 2019 год администрации Манского района Красноярского края; 2) возложить на Государственную инспекцию труда в Красноярском крае обязанность исключить администрацию Манского района Красноярского края из указанного плана; 3) признать незаконным распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07 августа 2019 года № 24/12-1523-19-И, принятый Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекции труда в Красноярском крае.

В судебном заседании представители административного истца администрации Манского района Красноярского края Резников С.Г., Чежина Е.А. поддержали заявленные административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Доровских Н.С. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, ссылаясь на доводы указанные в возражении на административное исковое заявление (т. 1, л.д. 60-61), из которого следует, что при включении в план проверок органов местного самоуправления риск-ориентированный подход не применяется, план проверок деятельности органов местного самоуправления согласован с Прокуратурой Красноярского края и размещен на официальном сайте Государственной инспекции труда в Красноярском крае и на официальном сайте Прокуратуры Красноярского края, правовым основанием проведения плановой выездной проверки является Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Администрация Манского района Красноярского края в установленные ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сроки уведомлена о проведении плановой проверки, по итогам которой работодателю было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, также администрация Манского района Красноярского края была привлечена к административной ответственности, полагает, что представители Государственной инспекции труда при проведении проверки действовали в рамках своей компетенции и не нарушили норм закона.

Представитель прокуратуры Манского района Красноярского края помощник прокурора Жилионис Б.А. также действующий на основании доверенности от 21.10.2019 г. от имени Прокуратуры Красноярского края, возражал против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях (т. 1, л.д. 94-97), из которых следует, что согласно абз. 2 ст. 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм) в порядке, установленных федеральными законами. Порядок организации и проведения проверок органов местного самоуправления урегулирован положениями ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Прокуратурой Красноярского края, в установленном законом порядке согласован план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц на 2019 год, указанным планом в августе 2019 года предусмотрено проведение проверки в отношении администрации Манского района Красноярского края, вышеназванный план был размещен на официальном сайте Прокуратуры Красноярского края, а также в ФГИС «Единый реестр проверок». Согласно ст. 42 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовое регулирование муниципальной службы осуществляется, в том числе ФЗ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», также в ч. 2, 3 ст. 2 указанного закона указано, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) – в том числе, глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя. Исходя из системного толкования указанных норм, Государственная инспекция труда в Красноярском крае в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, уполномочена на проведение проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц при осуществлении ими полномочий и реализации прав работодателя. При этом положения ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе об обязательности применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), к проверкам деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не применимы.

Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился, о дне времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства в суд не представил.

Представитель заинтересованного лица Агентства труда и занятости населения Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, согласно ходатайства просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предусмотрено, что другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Поскольку орган местного самоуправления имеет отличную от хозяйствующих субъектов (участников гражданского оборота) правовую природу, выполняя общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения, процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления частично урегулирована в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 131-ФЗ).

В статье 77 Федерального закона N 131-ФЗ установлен порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с ч. 2.3 ст. 77 указанного федерального закона плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

В ежегодный план включаются следующие сведения: 1) наименования и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам; 2) наименования органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок; 3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения. (ч. 2.4 ст. 77 N 131-ФЗ)

Ежегодный план подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Российской Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок. (ч. 2.5. ст. 77 N 131-ФЗ)

Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации. (ч. 2.7. ст. 77 N 131-ФЗ)

Из ч. 4 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что положения настоящей статьи не применяются в случаях, если федеральными законами установлен иной порядок организации и проведения контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, а также к мероприятиям по контролю (надзору), проводимым должностными лицами органов федеральной службы безопасности.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Постановление Правительства РФ № 875) федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Кроме того, п. 8 указанного Постановления Правительства РФ № 875 указано, что плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Так, согласно ст. 360 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, администрация Манского района Красноярского края, по согласованию с Прокуратурой Красноярского края, была включена Государственной инспекцией труда в Красноярском крае в план проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год, в указанном плане отражена информация, предусмотренная ч. 2.4 ст. 77 N 131-ФЗ (т.1, л.д. 115).

Данный план, вопреки доводам представителя административного истца, в установленном законом порядке был размещен на официальном сайте Прокуратуры Красноярского края по ссылке www.krasproc.ru в соответствующем разделе «О муниципалитетах» - «Планы проверок органов местного самоуправления и должностных лиц на 2019 год» (т. 1, л.д. 117).

Также указанный план проверок был размещен на официальном сайте Государственной инспекции труда в Красноярском крае во вкладке под названием «План проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год», что не отрицается представителем административного истца (т. 1, л.д.5)

Далее на основании ч. 2.7. ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ информация об указанной проверке в отношении администрации Манского района Красноярского края была внесена в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации. В данном реестре указано, что целью проверки является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ (т. 1, л.д. 119-124)

В вышеуказанном плане (т. 1, л.д. 115-116) был установлен месяц начала проведения проверки – август 2019 года.

В распоряжении о проведении проверки от 07 августа 2019 г. № 24/12-1523-19-И указан срок проведения проверки - 20 рабочих дней, с 13 августа 2019 г. по 09 сентября 2019 г. (т. 1, л.д. 49), на основании ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, администрация Манского района Красноярского края более чем за три рабочих дня была уведомлена о проведении указанной проверки, посредством направления уведомления на электронную почту, указанную на официальном сайте администрации а также по официальному адресу регистрации последней. (т.1, л.д. 88-89)

Допрошенная в судебном заседании свидетель Ликанова Н.А., указала на то, что включение администрации Манского района Красноярского края в план проверок органов местного самоуправления и должностных лиц на 2019 год производилось по согласованию с Прокуратурай Красноярского края, без риск-ориентированного подхода, поскольку правовой основой проверки служит Федеральный закон N 131-ФЗ, который не предусматривает таких положений.

Согласно ответа Государственной инспекции труда в Красноярском крае от 26.06.2019 г. (т.1, л.д. 12) плановые проверки в отношении органов местного самоуправления осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ не чаще одного раза в два года, при этом риск-ориентированный подход при осуществлении указанных проверок в отношении органов местного самоуправления не применяется.

Доводы представителя административного истца о том, что в данном случае проведение проверки урегулировано непосредственно Федеральным законом N 294-ФЗ и орган местного самоуправления подлежал проверке именно как юридическое лицо по соблюдению норм трудового законодательства, а положениями Федерального закона N 131-ФЗ регламентирован государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления как в отношении исполнительно-распорядительного органа, являются несостоятельными в связи с неверным пониманием и толкованием норм материального права.

Одной из основных задач Федерального закона N 294-ФЗ является ограничение неоправданного вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Орган местного самоуправления, даже будучи зарегистрированным в качестве юридического лица, в то же время имеет отличную от хозяйствующих субъектов - участников гражданского оборота правовую природу и выполняет общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения. Орган местного самоуправления, являясь участником гражданско-правовых отношений, осуществляет хозяйственную деятельность постольку, поскольку это соответствует целям развития местного самоуправления на соответствующей территории исходя из интересов населения. Именно поэтому процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления регламентирована положениями Федерального закона N 131-ФЗ. Разделение проверок органа местного самоуправления как юридического лица и непосредственно органа местного самоуправления, как это предлагается представителем административного истца, представляется неверным и некорректным, поскольку самостоятельного вида государственного контроля (надзора) за деятельностью юридического лица в целом не существует, государственный контроль (надзор) осуществляется в рамках конкретного вида контроля (надзора) в определенной сфере (области) деятельности и проводится уполномоченным на то органом государственной (муниципальной) власти по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа власти.

Доводы представителя административного истца в части того, что Постановлением № 875 установлен порядок проведения проверок в соответствии с Федеральный законом № 294-ФЗ и иного порядка осуществления государственного надзора в сфере труда, в том числе в рамках ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ указанное постановление на устанавливает, не могут быть приняты во внимание, поскольку ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ прямо устанавливает, что другими федеральными законами, в том числе Федеральным законом № 131-ФЗ могут устанавливаться особенности проведения проверок. Указанные положения свидетельствуют о том, что особенности проведения проверок органов местного самоуправления частично урегулированы Федеральным законом № 131-ФЗ, при этом риск-ориентированный подход при включении органов местного самоуправления в планы проверок не применим.

В связи с тем, что Федеральный закон № 131-ФЗ не урегулировал в полной мере процедуру проведения плановых проверок, то применение должностным лицом положений Федерального закона № 294 –ФЗ в ходе организации плановой проверки не является нарушением требований действующего законодательства. Кроме того, нормы Федерального закона № 294 –ФЗ, примененные контролирующим органом при проведении проверки, не противоречат соответствующим нормам ФЗ N 131. Иного порядка организации и проведения плановой проверки не предусмотрено.

Вопреки доводам представителя административного истца суд полагает, что в Постановлении № 875 установлен состав субъектов, в отношении которых может осуществляться федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, помимо юридических лиц и физических лиц – работодателей, в данном постановлении также указаны категория иные субъекты, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в число которых возможно отнести органы местного самоуправления. При этом отсутствие в Приказе Минтруда России от 30.10.2012 N 354н (ред. от 06.04.2018, действовавшей на момент проведения проверки в отношении Администрации Манского района Красноярского края) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" ссылок на состав субъектов, указанный в Постановлении № 875, в отношении которых могут осуществляться проверки не исключает того, что Государственная инспекция труда в Красноярском крае не могла проводить проверку в отношении администрации Манского района Красноярского края.

Также представитель административного истца указывает в иске о том, что распоряжение от 07 августа 2019 года № 24/12-1523-19-И нарушает права администрации Манского района Красноярского края как органа местного самоуправления, поскольку на основании указанного распоряжения в отношении нее проводилась проверка не как органа местного самоуправления, а как юридического лица работодателя по соблюдению законов и других нормативно-правовых актов.

Между тем указанные доводы не основаны на материалах дела, поскольку правовой основой для проведения проверки в оспариваемом распоряжении указан, в том числе Федеральный закон № 131-ФЗ, что свидетельствует о том, что проверка проводилась в отношении администрации, как органа местного самоуправления. Указание в оспариваемом распоряжении на «юридическое лицо», не свидетельствует о том, что проверка проводилась в отношении администрации Манского района Красноярского края, как юридического лица, поскольку типовая форма указанного распоряжения, утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141(ред. от 30.09.2016) "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Государственная инспекция труда в Красноярском крае не вправе ее самостоятельно видоизменять.

Учитывая изложенное, а также то, что судом не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца – администрации Манского района Красноярского края, со стороны Государственной инспекции труда в Красноярском крае, которая при включении администрации в план проверок органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2019 год и издании распоряжения от 07 августа 2019 года № 24/12-1523-19-И действовала в рамках своих полномочий при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований администрации Манского района Красноярского края к Государственной инспекции труда в Красноярском крае о признании незаконным действий по включению в план проверок на 2019 год администрации Манского района Красноярского края, о возложении обязанности исключить администрацию Манского района Красноярского края из указанного плана, а также о признании незаконным распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 07 августа 2019 года № 24/12-1523-19-И, принятый Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекции труда в Красноярском крае, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Манский районный суд в течение месяца.

Председательствующий С.В. Тыченко

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2019 года.