НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Макушинского районного суда (Курганская область) от 22.10.2018 № 2-307/18

Дело № 2-307/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Макушино Курганской области 22 октября 2018 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Жакипбаевой Ж.А.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2, действующей по доверенности

при секретаре Кривошеевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) опризнании неработающим пенсионером с 19.05.2017; обязании произвести индексацию пенсии как неработающему пенсионеру с 01.01.2018; обязании произвести перерасчет Федеральной социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера, установленного на территории Курганской области с 19.05.2017,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное), в обосновании которого указывает, что с 19.05.2017 года вышла на пенсию по старости, нигде не работала. В связи с тем, что у нее как у работающего пенсионера общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе ее проживания, ей установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума. С 01.08.2018 по решению пенсионного фонда ей перестали выплачивать социальную выплату до уровня прожиточного минимума пенсионера. При обращении в пенсионный фонд пояснили, что она числится в отчетах организации, из которой она уволилась 01.01.2017, поэтому социальные выплаты ей не полагаются. С решением не согласна, поскольку фактически не трудоустроена, заработную плату не получает, уволена 01.01.2017 года из КФХ «<данные изъяты>» и более не к каким работам не в данной организации ни в какой либо другой не приступала.

В судебном заседание истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что по достижении 55 лет с 19.05.2017 она является получателем пенсии по стрости. С указанной даты ей установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума, которую она получала с 19.05.2017 по 01.01.2018. В 2018 году размер пенсии уменьшился, с 01.08.2018 по решению пенсионного органа прекращена выплата федеральной социальной доплаты. Мотивировку прекращения выплаты пенсионный фонд объясняет тем, что пенсионной базе данных она значится как работающий член КФХ «<данные изъяты>», с чем она категорически не согласна. Истец и её муж ФИО11. являются учредителями КФХ «<данные изъяты>», где истец работала до 01.01.2017. С 01.01.2017 она уволена из КФХ и выведена из членов состава хозяйства. Соответственно истец является не работающим пенсионером. Просит признать её неработающим пенсионером с 19.05.2017; обязать ответчика произвести индексацию пенсии как неработающему пенсионеру с 01.01.2018; обязать произвести перерасчет Федеральной социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера, установленного на территории Курганской области с 19.05.2017.

Представитель ответчика возражала против исковых требований, пояснила, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03 июля 2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование» с 01 января 2017 с Пенсионного Фонда Российской Федерации сняты полномочия по администрированию страховых взносов. Согласно данным индивидуального (персонифицированного) учета и программного комплекса «Начисления и выплаты пенсий» (НВП) ФИО1 значится осуществляющей трудовую деятельность по состоянию на 01.07.2018 года.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области, не заявляющего самостоятельных требований, на судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС №7 (л.д.54), представил суду сведения налогового органа об отчетах КФХ «<данные изъяты>» за 2017 и истекший период 2018 года, согласно которым ФИО1 не значится в качестве работающего члена КФХ. Отчислений по страховым взносам КФХ «<данные изъяты>» за ФИО1 с 01.01.2017 2017 не значатся. В персонифицированных сведения по расчету за 2017 значится ФИО12. и ФИО13., за 2018 значится ФИО14.. Учредителем КФХ «<данные изъяты>» значится ФИО1 (л.д.71-94, 100,127).

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя третьего лиц.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. Согласно п. п. 10, 12 этой же статьи социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о поступлении на работу и (или) выполнение иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по достижении 55 лет с 19.05.2017 года является получателем страховой пенсии по старости с установлением федеральной социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума, что подтверждается заявлением о назначении пенсии от 26.04.2017 (л.д.56-58), решением об установлении федеральной социальной доплаты от 16.05.2017 с 19.05.2017 бессрочно на основании ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (л.д.59).

Распоряжением пенсионного органа 0т 01.10.2018 выплата федеральной социальной доплаты ФИО1 приостановлено в соответствии с причиной: технологическое приостановление для контроля выплаты (л.д.60).

Из копии трудовой книжки истца усматривается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения 01.08.1983 года принята на должность старшего экономиста по переписи материально-технических ресурсов и основных фондов, 30.11.1984 года уволена по собственному желанию, 10.12.1984 года принята в члены колхоза имени <данные изъяты> в качестве экономиста, 10.12.1984 года принята в члены колхоза имени <данные изъяты> в качестве экономиста, 01.10.1986 года переведена на должность мастера-строителя, 08.01.1990 года переведена на должность инженера по т.б., 27.02.1990 года переведена на должность главного экономиста 01.04.1992 года переведена в крестьянское хозяйство «<данные изъяты>», 01.04.1992 года принята в крестьянское хозяйство «<данные изъяты>», 01.04.1992 года уволена из колхоза имени Энгельса, 01.04.1992 года принята в крестьянское хозяйство «<данные изъяты>», 31.12.1992 года уволена из крестьянского хозяйства «<данные изъяты>», 10.01.1993 года принята в члены крестьянского фермерского хозяйства «<данные изъяты>», 01.01.2017 уволена из членов КФХ «<данные изъяты>» по собственному желанию (л.д.4-8).

Согласно заявлению об увольнении по собственному желанию от 18.12.2016 года, ФИО1 была уволена из крестьянско-фермерского хозяйства «<данные изъяты>» с 01.01.2017 года (л.д.9).

Из предоставленных справок, выданных главой КФХ «<данные изъяты>» от 29.08.2018 года следует, что ФИО1 01.01.2017 года была уволена по собственному желанию из КФХ «<данные изъяты>», поощрений, премий, материальной помощи, денежных средств, иных мер социальной поддержки от КФХ «<данные изъяты>» в период с 01.01.2017 года по настоящее время не получала, к трудовым отношениям после 01.01.2017 года по настоящее время с КФХ «<данные изъяты>» не приступала (л.д. 10-11).

В материалах дела имеется протокол собрания членов КФХ «<данные изъяты>» от 30.12.2016 года, решением которого ФИО1 с 01.01.2017 года была выведена из членов КФХ «<данные изъяты>» в связи с увольнением по собственному желанию (л.д.68).

Факт того, что ФИО1 была выведена из членов КФХ, подтверждается также справкой от 25.09.2018 года, выданной главой КФХ, заверенной надлежащим образом (л.д.69).

Налоговым органом был предоставлен расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>» за 2017, согласно приложению 1 данного расчета, в списках членов КФХ и в качестве работающих в КФХ, ФИО1 не значится (л.д.71-83).

В целях оценки уровня жизни населения в Российской Федерации и ее субъектах устанавливается прожиточный минимум, который должен учитываться при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. То есть гражданин не может быть признан малообеспеченным, если его совокупный доход превысит прожиточный минимум.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период который он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Согласно решению об установлении Федеральной социальной доплаты к пенсии от 16.05.2017 года Пенсионным фондом была установлена доплата в размере 1610 руб. 56 коп., до уровня прожиточного минимума, который на 2017 год составляет 8500 рублей (л.д.59).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена (п. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").

Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" на 2014 г. была установлена Федеральным законом от 02.12.2013 г. N 349-ФЗ в сумме 6354 руб., на 2015 г. Федеральным законом от 01.12.2014 г. N 384-ФЗ в сумме 7161 руб., на 2016 год установлена Федеральным законом от 14.12.2015 г. N 359-ФЗ в сумме 8803 руб.

Согласно ст. 1 Закона Курганской области «О величине прожиточного минимума пенсионера Курганской области на 2018 год» принятого Постановлением Курганской областной Думыот 24 октября 2017 г. N 489 величина прожиточного минимума пенсионера в 2018 году составляет 8 630 рублей, в 2017 года величина прожиточного минимума составляла 8500 рублей.

Представителем третьего лица Межрайонной ИФНС №7 по Курганской области была предоставлена информация о том, что сведения о начислении и уплате страховых взносов за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в период с 01.01.2017 года по настоящее время отсутствуют. В персонифицированных сведениях по расчету за 2017 год в качестве работающих в КФХ «<данные изъяты>» значатся: ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО16.ДД.ММ.ГГГГ г.р. За истекший период 2018 годав качестве работающих в КФХ «<данные изъяты>» значится ФИО17ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.100).

Оснований не доверять сведениям, предоставленным Налоговым органомМежрайонной ИФНС №7 по Курганской области, у суда не имеется.

Доводы ответчика, что о том, что в межведомственном программном обеспеченииФНС России и ПФРформатно продолжает содержаться информация о ФИО1, как об осуществляющей трудовую деятельность в КФХ «<данные изъяты> и лишь после исключения данной информации из программного обеспечения Налоговым органом, истец ФИО1 может быть признана неработающим пенсионером, суд считает не состоятельными, поскольку бюрократическое взаимодействие ФНС России и ПФР в сфере межведомственного программного обеспечения,находится вне компетенции истца, в связи с чем не может являться безусловным основанием приостановления выплаты Федеральной социальной доплаты истцу, и служить препятствием реализации истцом права своевременно и в полном объеме получатьпенсию.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к вводу, что ФИО1 с 19.05.2017 года является не работающим пенсионером, следовательно, имеет право на получение федеральной социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера с даты её установления.

На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче искового заявления ФИО1 уплачена госпошлина в сумме 300 рублей (л.д. 3а).

С учетом удовлетворения исковых требований, с ГУ УПФР в пользу ФИО1 подлежит взысканию госпошлина 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать ФИО1 неработающим пенсионером с 19 мая 2017 года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) провести индексацию пенсии как неработающему пенсионеру с 1 января 2018года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) произвести ФИО1 федеральной социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера, установленного на территории Курганской области с 19 мая 2017 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) в пользу ФИО1 возмещение расходов по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления – 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд.

Судья: Ж.А.Жакипбаева