НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Макарьевского районного суда (Костромская область) от 17.04.2014 № 2-257/2014

  Дело № 2-257/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 пос. Кадый 17 апреля 2014 года

 Макарьевский районный суд Костромской области в составе: председательствующего Рубликова И.Ю., при секретаре Смирновой Н.В.,

 с участием заявителя Ларионовой В.В., заместителя прокурора Кадыйского района Костромской области Солодовой Е.В., председателя Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области Харчева Г.Н. представителя заинтересованных лиц: Собрания Депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области и администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Ершова А.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларионовой Валентины Витальевны о признании недействительным нормативно-правового акта в части

 УСТАНОВИЛ:

 Ларионова В.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, утверждённое решением Собрания Депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года №441 в части оплаты труда председателя избирательной комиссии Кадыйского муниципального района.

 В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемые положения нормативного правового акта в части оплаты труда председателя избирательной комиссии Кадыйского муниципального района Костромской области противоречат п. 16 ст. 29 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 59 Избирательного Кодекса Костромской области, п. 6.4 Положения об избирательной комиссии муниципального образования Кадыйский муниципальный район в Костромской области, утверждённого решением Собрания Депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области №11 от 25 ноября 2010 года.

 В судебном заседании Ларионова В.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что 23 декабря 2010 года была избрана на должность председателя избирательной комиссии Кадыйского муниципального района. Просит суд признать Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, утвержденное решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года № 441 в части оплаты труда председателя избирательной комиссии Кадыйского муниципального района недействующим. Поскольку оплата труда председателя избирательной комиссии противоречит Федеральному закону № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ», Избирательному кодексу Костромской области и Положению об избирательной комиссии муниципального образования Кадыйский муниципальный район.

 Представитель заинтересованного лица, председатель Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области Харчев Г.Н. суду пояснил, что система оплаты труда председателя избирательной комиссии муниципального образования Федеральным законом № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не регулируется. В Федеральном законе, Избирательном кодексе Костромской области и Положении об Избирательной комиссии сказано, что уровень материального обеспечения, и социального обеспечения не может быть ниже оплаты труда лица, замещающего муниципальную должность в представительном органе. Полагает, что в оспариваемом Положении чётко не указано, на каком уровне должна находиться заплата председателя избирательной комиссии, на уровне председателя собрания депутатов, или равной должности в представительном органе. Формулировка оспариваемого положения предполагает, что уровень оплаты труда, социальных гарантий должен быть не ниже уровня оплаты труда лица в представительном органе. Допускает, что в существующем положении есть противоречия - это ссылка на коэффициент ежемесячного денежного поощрения, который составляет у председателя Собрания депутатов - 1.5, а у председателя избирательной комиссии - 1.3. Полагает, что этот коэффициент должен быть равным, а что не распространяется на должностной оклад и денежное содержание. Считает, что можно признать Положение частично не действующим только в указанной части.

 Представитель Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области по доверенности Ершов А.Н., являющийся так же представителем администрации Кадыйского муниципального района Костромской области, пояснил, что как представитель Собрания депутатов, поддерживает позицию Харчева Г.Н. Как представитель администрации Кадыйского муниципального района дополняет, что, по его мнению, оспариваемым Положением и законодательством не установлено равенство денежного содержания председателя избирательной комиссии и председателя представительного органа. В Положении указано, что денежное содержание председателя избирательной комиссии должно быть «не ниже лица замещающего муниципальную должность в представительном органе». Представительный орган должен был предусмотреть реестр муниципальных должностей в представительном органе, чего нет. Необходимо было в реестре определить в соответствии с Федеральным законом № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» хотя бы должность заместителя председателя представительного органа, что не противоречит Уставу и закону. В Уставе муниципального образования установлено число депутатов представительного органа – 15, то есть на постоянной основе могу быть предусмотрены 2 должности (10% от общего числа).

 Заслушав объяснения заявителя, представителей третьих лиц, заместителя прокурора Кадыйского района Костромской области Солодовой Е.В., полагавшей заявление Ларионовой В.В. подлежащим удовлетворению, свидетеля, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

 В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 Свидетель Кузнецова Н.А. суду показала, что работает в должности начальника финансового отдела администрации Кадыйского муниципального района. Финансовый отдел принимал участие в разработке Положения по оплате труда. При разработке проекта Положения руководствовались Федеральным законом № 131- ФЗ, Федеральным законом № 25-ФЗ и законом о муниципальной службе в Костромской области. По её мнению, по оплате труда должность председателя избирательной комиссии никогда не приравнивалась к размеру оплаты труда председателя Собрания депутатов, она всегда была ниже. Например, в 2007 году за основу брали закон области по оплате труда муниципальных служащих. В то время оплата труда председателя Собрания и главы администрации рассчитывалась в процентах от должностного оклада губернатора, это было 70%, а должностной оклад председателя избирательной комиссии составлял 50%. Потом были приняты изменения и перешли не к процентному соотношению, а к твердым суммам. Органам местного самоуправления дано право самостоятельно определять условия оплаты труда всех выборных должностей, поэтому денежное содержание председателя собрания депутатов установлено ниже должностного оклада главы администрации, а, соответственно, у председателя избирательной комиссии ниже, чем у председателя Собрания депутатов.

 В силу ст. 172 ТК Российской Федерации, гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

 Законодательное закрепление института муниципальной службы определено в Федеральном Законе ФЗ N 25-ФЗ от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», который был принят в обеспечение Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» категория «муниципальная служба» определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), представителем которого может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

 Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» - должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

 Но, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

 Частью 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 Частями 1 и 2 ст. 53 этого же Федерального закона закреплено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 В соответствии с ч.15 ст.29 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N267-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющийся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещает в соответствии уставом муниципального образования, иным нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, муниципальную должность.

 В соответствии с п. 4 статьи 33 Устава муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования Кадыйский муниципальный район Костромской области действует на постоянной основе, обладает правами юридического лица и формируется Собранием депутатов муниципального района в порядке, установленном федеральным законодательством и Законодательством Костромской области в составе 10 членом комиссии с правом решающего голова. Деятельность избирательной комиссии организует ее председатель (секретарь), замещающий должность на постоянной (штатной) основе. Указанные должности предусматриваются реестром муниципальных должностей муниципального района».

 В реестре должностей муниципальной службы в Кадыйском муниципальном районе (л.д. № 49-50), отсутствует перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по избирательной комиссии муниципального образования.

 Решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года №441 утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, далее Положение, (л.д. № 5-7).

 Размеры денежного вознаграждения, ежемесячного денежного поощрения лиц, замещающих муниципальные должности, (согласно п. 2 Положения) устанавливаются в соответствии с приложением 1 к настоящему решению (л.д. №5). Так, председателю Собрания депутатов установлено денежное вознаграждение в размере 16000 рублей в месяц и ежемесячное денежное поощрение (денежное вознаграждение) в размере 1,5, а председателю избирательной комиссии соответственно – 9000 рублей и 1,3 (л.д. №7).

 Согласно п. 16 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 12 - 14 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена избирательной комиссии муниципального образования, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, - не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих муниципальные должности в представительном органе муниципального образования. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 В соответствии со ст. 59 Избирательного Кодекса Костромской области от 30 декабря 19988 года №39, размер и виды денежного содержания членов избирательной комиссии муниципального образования, работающих на постоянной (штатной) основе, устанавливается уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения членов избирательной комиссии не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих на основании устава муниципального образования муниципальные должности в представительном органе муниципального образования (в ред. Законов Костромской области от 25.04.2005 № 264-ЗКО, от 06.07.2009 № 496-4-ЗКО).

 Решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области №11 от 25 ноября 2010 года утверждено Положение об Избирательной комиссии муниципального образования Кадыйский муниципальный район в Костромской области (л.д. № 15-28).

 Аналогичным ст. 59 Избирательного кодекса Костромской области, предусмотрен уровень материального обеспечения, установленный Положением об избирательной комиссии муниципального образования Кадыйский муниципальный район в Костромской области.

 Согласно п. 6.4 указанного Положения, материальное обеспечение председателя Комиссии, работающего на освобождённой (штатной) основе, осуществляется за счёт средств местного бюджета. Размер и виды денежного содержания устанавливается решением собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области. При этом уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения (в том числе медицинского, санаторно-курортного, жилищно-бытового, пенсионного и иных видов обеспечения) председателя Комиссии не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих на основании устава Кадыйского муниципального района соответствующие должности в Собрании депутатов (л.д. № 27).

 В соответствии с п. 1 ст. 23 Устава Кадыйского муниципального района представительным органом муниципального района является Собрание депутатов муниципального района. Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что «руководит Собранием депутатов муниципального района председатель, избираемый депутатами... » (л.д. № 51)

 Статьёй 23.1 Устава предусмотрены гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (л.д. № 51 оборотная сторона, 52), согласно положениям п. 1 п.п. 2 которой в качестве гарантий предусмотрена оплата труда и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством и муниципальными правовыми актами. Так же п. 4 указанной статьи предусмотрено, что действие настоящей статьи распространяется на члена избирательной комиссии, работающего на постоянной (штатной) основе.

 Согласно п. 2 ст. 26 Устава, председатель Собрания депутатов муниципального района осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе (л.д. № 52).

 Решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 25 октября 2010 года №3 (л.д. № 48), утверждена структура Собрания депутатов Кадыйского муниципального района, согласно которой, председатель Собрания депутатов работает на постоянной основе – освобождённый. Заместитель председателя и секретарь Собрания депутатов работают на неосвобожденной основе.

 Такими образом, в соответствии с уставом Кадыйского муниципального района председатель Собрания депутатов непосредственно исполняет полномочия по решению вопросов местного значения, и является выборным должностным лицом местного самоуправления в представительном органе местного самоуправления, избирается из состава депутатов районного Собрания депутатов, на него распространяется срок полномочий - 5 лет, ограничения, установленные статьей 40 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для выборных должностных лиц местного самоуправления, соответственно эта должность и является муниципальной должностью в представительном органе муниципального образования, которой должен соответствовать уровень материального и социального обеспечения председателя избирательной комиссии муниципального района.

 Следовательно, уровень оплаты труда председателя избирательной комиссии муниципального образования Кадыйский муниципальный район Костромской области, установленный оспариваемым Положением об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, утвержденным решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года №441, с последующими изменения, не соответствует федеральному законодательству и Уставу муниципального образования.

 В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 Таким образом, заявление Ларионовой В.В. подлежит удовлетворению, а Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, утверждённое решением Собрания Депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года №441, в части оплаты труда председателя избирательной комиссии Кадыйского муниципального района, как противоречащее федеральному законодательству, а именно ч. 15, 16 ст.29 Федерального Закона от 12 июня 2002 года N267-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 172 ТК Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования, следует признать недействующим со вступления настоящего решения в законную силу.

 Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, утверждённое решение Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года №441, было опубликовано в информационном бюллетене «Муниципальный вестник», являющимся официальным изданием районного Собрания депутатов и администрации Кадыйского муниципального района.

 Следовательно, сообщение о решении суда подлежит опубликованию в указанном печатном издании в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 252-253 ГПК Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявленные Ларионовой Валентиной Витальевной требования удовлетворить.

 Признать противоречащим федеральному законодательству Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Кадыйского муниципального района Костромской области, утверждённое решением Собрания Депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 31 августа 2010 года №441, в части оплаты труда председателя избирательной комиссии Кадыйского муниципального района и недействующим со вступления настоящего решения в законную силу.

 Обязать Собрание Депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области опубликовать сообщение о решении суда в печатном издании информационном бюллетене «Муниципальный вестник» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

 Судья И.Ю. Рубликов

 Решение в окончательной форме изготовлено 22 апреля 2014 года.

 Судья И.Ю. Рубликов