НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магнитогорского гарнизонного военного суда (Челябинская область) от 26.11.2021 № 2-62/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 ноября 2021 г. г. Чебаркуль

Магнитогорский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи Морозова В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гаповой Н.М.,

с участием представителя ответчика – адвоката Потапова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-62/2021 по иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Нижегородской областям» к бывшему военнослужащему, проходившему военную службу по контракту в войсковой части , сержанту запаса ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Нижегородской областям» (далее – Управление) обратилось в Магнитогорский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к бывшему военнослужащему, проходившему военную службу по контракту в войсковой части , сержанту запаса ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств за наем жилого помещения в размере 4470 рублей.

В обоснование своих требований истец в исковом заявлении указывает, в ходе проведенных Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам) контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части было выявлено, что ответчик проходил военную службу в названной воинской части, дислоцирующейся в <адрес>, которая не является районным центром. Несмотря на это, размер денежной компенсации за поднаем жилого помещения военнослужащим воинской части определялся исходя из мест нахождения нанимаемых военнослужащими жилых помещений, указанных в договорах найма жилых помещений, в том числе в <адрес>, и производилась из расчета 3600 рублей в месяц, вместо положенных 2700 рублей. В результате, ответчику ФИО1 в период с 2 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г. произведена переплата денежной компенсации за поднаем жилого помещения в размере 4470 рублей. В этой связи, по мнению истца, излишне выплаченные ФИО1 денежные средства подлежат взысканию.

Истец – Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Нижегородской областям» и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – войсковая часть , надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, не прибыли. В представленных письменных заявлениях просили провести судебное заседание без их участия, при этом указали, что исковые требования поддерживают в полном объеме.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не прибывших истца и третьего лица.

Кроме того, с учетом поступивших с последнего известного места жительства ответчика ФИО1 сведений о его непроживании, суд полагает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие с учетом положений ст. 119 ГПК РФ, назначив в порядке ст. 50 ГПК РФ адвоката для защиты интересов ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика – адвокат Потапов Д.С. разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, ввиду неявки ответчика в судебное заседание и отсутствия конкретной позиции с его стороны.

Суд, заслушав доводы адвоката Потапова Д.С., исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их в совокупности со всеми материалами дела, приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Согласно материалам гражданского дела ФИО1 с 29 сентября 2016 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части , что подтверждается выпиской из приказа командира гвардейской десантно-штурмовой дивизии по личному составу от 30 сентября 2016 г. .

Приказом командира войсковой части от 9 октября 2018 г. ФИО1, помимо прочих (Приложение ), установлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в сумме 3600 рублей, ежемесячно за период со 2 мая 2018 г. по 31 декабря 2018 г.

Из представленных Управлением детализированных поименных списков военнослужащих сведений, в том числе платежных поручений, усматривается, что ФИО1 за период со 2 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г. была перечислена и выплачена денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в размере 17880 рублей.

Согласно выписке из приказа командира гвардейского десантно-штурмового полка 17 сентября 2018 г. № , сержант ФИО1, уволенный с военной службы в запас приказом командира гвардейской десантно-штурмовой дивизии от 13 сентября 2018 г., по истечении срока контракта, с 29 сентября 2018 г. исключен из списков личного состава части и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Советского и Центрального районов города Челябинска Челябинской области.

Из исследованного в судебном заседании акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам) по результатам контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в войсковой части » видно, что в названной воинской части был выявлен материальный ущерб, в том числе из-за неположенных выплат (переплат) денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим на общую сумму 2 957 210 рублей.

В пункте 3.1 названного выше акта указано, что в нарушение п. 13 Инструкции, военнослужащие вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором дислоцированы воинские части (организации), где военнослужащие проходят военную службу. При этом выплата денежной компенсации указанным лицам осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, по месту дислокации воинских частей, в которых военнослужащие проходят военную службу.

В ходе вышеназванной проверки в войсковой части было установлено, что размер денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим, в том числе и ФИО1, определялся исходя из места нанимаемых военнослужащими жилых помещений, указанных в соответствующих договорах найма жилого помещения, в том числе в <адрес>. В результате чего выплата денежной компенсации за поднаем жилья военнослужащим и членам их семей, нанимавшим жилые помещения, производилась из расчета 3600 рублей в месяц, вместо
2700 рублей.

Из приказа командира войсковой части от 2 октября 2020 г. и приложению к нему усматривается, что общая сумма переплаты ответчику денежной компенсации за наем жилого помещения составила 4470 рублей.

Приказом командира войсковой части от 4 марта 2021 г. , во исполнение акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Воздушно-десантным войскам) было внесено изменение в Приложение к ранее изданным им приказам, согласно которому личному составу части, в том числе и ФИО1, при выплате денежной компенсации за поднаем жилых помещений за период с 2 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г., не принимался во внимание факт места дислокации названной воинской части в <адрес>, в которой данный военнослужащий, обратившийся за ее получением, проходил военную службу.

Рассматривая требование истца о взыскании с ФИО1 вышеназванных денежных средств в размере 4470 рублей, военный суд руководствуется следующими нормами закона.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за поднаем жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения.

В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного указанным выше Постановлением, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.

Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Пунктом 2 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от
31 декабря 2004 г. № 909 установлено, что денежная компенсация военнослужащим – гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в гг. Москве и Санкт-Петербурге – 15000 рублей; в других городах и районных центрах – 3600 рублей; в прочих населенных пунктах – 2700 рублей.

В силу п. 1 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее – Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от
27 мая 2016 г. № 303, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Минобороны России в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном пунктами 2 и 2 (1) Постановления.

В соответствии c п. 2 Инструкции выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части, на основании приказа соответствующего командира.

Согласно п. 13 Инструкции военнослужащие вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором дислоцированы воинские части, где военнослужащие проходят военную службу. При этом выплата денежной компенсации указанным лицам осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2 (1) указанного выше Постановления, по месту дислокации воинских частей, в которых военнослужащие проходят военную службу.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ФИО1, проходившему военную службу в войсковой части , в связи с необеспеченностью по месту прохождения службы жилым помещением, на основании приказа командования, ежемесячно, в том числе за период с 2 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г. производилась выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3600 рублей, как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту в размере, как в других городах и районных центрах.

Указанные выплаты осуществлялись ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Нижегородской областям», так как войсковая часть находится на финансовом обеспечении в указанном Управлении.

Однако, согласно кода Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019 (ОКАТО), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 г. , <адрес> относится к <адрес>, то есть не является районным центром.

Согласно договору найма жилого помещения, заключенного ФИО1
1 мая 2018 г., с указанного времени и до увольнения с военной службы, он снимал квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а проходил военную службу в войсковой части , дислоцированной в <адрес>.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что денежная компенсация в размере 17880 рублей за наем (поднаем) жилого помещения за период со 2 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г. была получена ФИО1 в излишнем размере, поскольку ему к выплате за указанный период (4 месяца и 29 дней, то есть 4,96 дней, исходя из пропорции количества дней в месяце (29 дней х 100 / 30 дней)) полагалось 13410 рублей, то есть в размере, не превышающем - в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.

Каких-либо доказательств, опровергающих вышеизложенное и свидетельствующих о возврате либо о наличии уважительных причин невозможности возврата указанной денежной суммы, ответчиком в суд не представлено.

Таким образом, переплата денежной компенсации за наем жилого помещения ФИО1 за период со 2 мая 2018 г. по 30 сентября 2018 г. в размере 4470 рублей не полагалась (17880 рублей (3600 х 4,96) - 13410 рублей (2700 х 4,96) = 4470 рублей), и подлежит возврату.

Арифметическая верность расчета взыскиваемых денежных сумм проверена судом, ответчиком не оспаривалась.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ
«О материальной ответственности военнослужащих» следует, что в случае, когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром воинской части.

Так, согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В п/п. 3 ст. 1109 ГК РФ определено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В свою очередь, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения не относится к приравненным к денежному довольствию платежам, предоставленным военнослужащим в качестве средств к существованию, является компенсационной выплатой, производимой финансового-экономическим органом, в связи с чем, при ее взыскании не могут быть применены специальные условия, предусмотренные статьей 1109 ГК РФ, что полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 26 марта 2021 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности п/п. 3 ст. 1109 ГК РФ в связи с жалобой гражданина ФИО2».

Учитывая, что каких-либо правовых оснований для получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период со 2 мая 2018 г. по
30 сентября 2018 г. свыше 13410 рублей у ФИО1 не имелось, а оговариваемая переплата компенсации к денежному довольствию, а также к выплатам, предоставленным в качестве средств к существованию, не отнесена, суд полагает предъявленные к ответчику ФИО1 исковые требования, заявленные на сумму 4470 рублей, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Поскольку излишние выплаты ФИО1 были произведены финансовыми органами в результате нарушения алгоритма расчета денежной компенсации за поднаем жилых помещений на основании приказов командира при отсутствии информации о ее фактическом размере, то суд полагает, что препятствий для ее возврата, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ не имеется.

На основании ст. 103 ГПК РФ, взысканию с ответчика подлежит так же и государственная пошлина, от уплаты которой, в силу п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, истец был освобожден и размер которой, рассчитанный по правилам п/п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 400 рублей.

Таким образом, государственная пошлина в указанном размере, от уплаты которой истец был освобожден, в силу положений ст. 50, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Нижегородской областям» к бывшему военнослужащему, проходившему военную службу по контракту в войсковой части , сержанту запаса ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств, - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Нижегородской областям» излишне выплаченные денежные средства в счет компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в сумме 4470 (четыре тысячи четыреста семьдесят) рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета (г. Магнитогорск Челябинской области) государственную пошлину в сумме
400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд, через Магнитогорский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий по делу В.Ю. Морозов