Гражданское дело № 2-267/2019
УИД 28RS0012-01-2019-000430-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2019 года п.Магдагачи
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Шаталовой О.Ю.,
при секретаре Губеевой Ю.А.,
с участием:
истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, соответчику государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по Магдагачинскому району, губернатору Амурской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,
установил:
ФИО2 обратился в Магдагачинский районный суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, соответчику государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по Магдагачинскому району, губернатору Амурской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда».
В обоснование искового заявления указывает, что в период работы на Забайкальской железной дороге он был награжден нагрудным отличительным знаком «За безопасность движения». Министерства путей сообщения от 24 февраля 1994 года. Кроме этого, он имеет множество благодарностей и поощрений за добросовестный труд.
В апреле 2017 года он обратился в органы социальной защиты населения по Магдагачинскому району с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако в присвоении звания ему было отказано, поскольку он награжден знаком не от Министерства путей сообщения РФ непосредственно, а от Забайкальской железной дороги, и представленное награждение, не относится к ведомственным знакам отличия в труде.
Согласно ответу службы управления персоналом Забайкальской железной дороги нагрудный отличительный знак «За безопасность движения» является ведомственной наградой. Согласно ответу Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» указанием министерства путей сообщения СССР от 02.07.1990 №167 утверждена ведомственная награда – нагрудный знак «За безопасность движения». Согласно п.2.1 Положения о данном знаке право награждения этой наградой было делегировано начальникам железных дорог.
На основании изложенного, после увеличения исковых требований, просит суд признать незаконным решение (протокол заседания) комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 31 августа 2017 года № 20 в части включения истца в проект постановления губернатора области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»; признать незаконным постановление губернатора Амурской области от 02.11.2017 № 234 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в части отказа в присвоении звания «Ветеран труда» истцу – ФИО2; признать за истцом право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ответчиков произвести ежемесячные денежные выплаты с момента отказа в присвоении звания «Ветеран труда», т.е. с 31.08.2017.
От ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что с исковыми требованиями Министерство не согласно. На комиссии министерства по рассмотрению заявлений и документов на присвоение званий «Ветеран труда» от 31.08.2017 были рассмотрены представленные документы ФИО2 на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно выписке протокола заседания комиссии от 31.08.2017 №20, ФИО2 награжден значком «За безопасность движения» от имени Забайкальской железной дороги г.Чита в 1994 году. Поскольку представленное истцом на комиссию награждение выдано ОАО «Российские железные дороги», являющееся коммерческой организацией, которая не входит в перечь органов, награждения от имени которых относятся к ведомственным награждениям, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», комиссией принято решение о включении ФИО2 в проект постановления губернатора области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда». Как следует из организационно-правовой формы ОАО «РЖД», Устава ОАО «РЖД», также ст.2 ФЗ от 26.12.1995 208-ФЗ «Об акционерных обществах» - ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления. При этом стопроцентное владение Российской Федерацией акциями ОАО «РЖД» не меняет его организационно-правовой формы, и не наделяет функциями, характерными для соответствующих федеральных министерств, служб, агентств. Кроме того, ОАО «РЖД» в систему федеральных органов исполнительной власти не входят.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации (образовано Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314, 20.05.2004 № 649), которому и предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. В перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса России от 18.10.2005 №130 награда «За безопасность движения» не входит.
Учитывая тот факт, что заявитель награжден знаком не от имени Министерства путей сообщения РФ непосредственно, а от Забайкальской железной дороги, награждение, представленное заявителем не относится к ведомственным знакам отличия в труде, предусмотренным ст.2 закона Амурской области от 09.06.2006 №192-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда», и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
От соответчика губернатора Амурской области поступил письменный отзыв на исковое заявление ФИО2, в котором он выражает несогласие с исковыми требованиями по доводам алогичным доводам Министерства социальной защиты населения Амурской области, просит в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
От соответчика ГКУ – управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району поступили письменные возражения на исковое заявление ФИО2, в которых указано, что надлежащим ответчиком по делу ФИО2 является министерство социальной защиты населения Амурской области. Для присвоения звания "Ветеран труда" лицо, претендующее на его получение, либо лицо, представляющее интересы гражданина, представляет в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городскому округу или муниципальному району по месту жительства либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Амурской области, заявление о присвоении звания "Ветеран труда" и прилагаемые документы на бумажном носителе лично или почтовым отправлением либо в форме электронных документов через единый портал государственных и муниципальных услуг. Специалист ГКУ-УСЗН либо специалист МФЦ, в день представления документов снимает с них копии, заверяет их соответствие оригиналам в установленном порядке. Заявление с прилагаемыми документами, регистрируется в книге учета заявлений граждан на присвоение звания "Ветеран труда" и удостоверений ветерана труда.
ГКУ-УСЗН осуществляет проверку полноты и достоверности представленных гражданином (представителем) документов и запрошенных сведений, расчет трудового (страхового) стажа и (или) выслуги лет в календарном исчислении. По результатам проверки руководитель (заместитель руководителя) ГКУ-УСЗН принимает решение о направлении заявления и документов в министерство либо о возврате документов.
В случае принятия решения о направлении заявления и документов гражданина в министерство ГКУ-УСЗН в течение 1 рабочего дня со дня принятия такого решения направляет заявления и документы в министерство.
Министерство проводит экспертизу документов, организует заседание комиссии по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания "Ветеран труда". По итогам заседания Комиссия принимает решение о присвоении гражданам звания "Ветеран труда" либо об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" с указанием оснований отказа. Решения о присвоении звания "Ветеран труда" министерство разрабатывает проект постановления губернатора Амурской области о присвоении гражданам звания "Ветеран труда" и направляет его на согласование в Правительство Амурской области. Согласование проекта постановления губернатора Амурской области о присвоении гражданам звания "Ветеран труда" и подписание его губернатором Амурской области осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Амурской области, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 3 августа 2007 г. N 443.
В течение 10 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" министерство направляет гражданину (представителю) выписку из протокола заседания Комиссии.
В соответствии с Порядком назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 г. № 66, на основании п.п.2.9. ЕДВ назначается с первого числа месяца подачи заявления о назначении ЕДВ и прилагаемых документов. При наличии у гражданина нескольких оснований для получения ЕДВ назначается гражданину по одному основанию по его выбору в соответствии с его письменным заявлением.
На основании п.2.1. Порядка, для назначения ЕДВ «Ветерану труда», граждане подают в ГКУ-УСЗН по месту жительства (пребывания) заявление о назначении ЕДВ и представляют документ, удостоверяющий личность, а также - удостоверение ветерана.
При представлении не всех документов, которые должны быть представлены или при отсутствии у гражданина права на получение ЕДВ «Ветеран труда» в соответствии с п.2.8 Порядка возникает основание для отказа в назначении ЕДВ.
На основании изложенного, управление считает исковые требования не обоснованными, просит суд в их удовлетворении отказать.
Истец ФИО2 в судебном заседании окончательные исковые требования поддержал в полном объеме, не согласен с доводами представленных в суд письменных возражений ответчиков, поскольку они не согласуются с документами, полученными от ОАО «РЖД», где указано, что данная награда является ведомственной. В апреле 2017 года он обратился в ГКУ УСЗН по Магдагачинскому району по вопросу присвоения звания «Ветеран труда», предоставил копию наградного удостоверения, где ему разъяснили, какие необходимо собрать документы. После того, как он подготовил документы (копию наградного удостоверения, трудовую книжку, фотографию), он обратился в МФЦ, через 6 месяцев получил отказ. После этого он письменно обратился в ОАО «РЖД», повторно собрал документы и подал их в апреле 2019 года, в конце названного месяца получил ответ. Просит суд взыскать с ответчиков судебные расходы на оплату госпошлины.
Представитель соответчика ГКУ АО – управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в ранее представленном письменном ходатайстве, поступившем при помощи электронной почты, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик губернатор Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, от представителя ответчика ФИО1 ранее представлена телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие – суду не заявили. Кроме ранее представленного письменного отзыва в суд поступило дополнение, в котором позиция Министерства относительно заявленных требований не изменилась, в удовлетворении окончательных исковых требований просят отказать. Считают, что представленное награждение не тождественно ведомственным знакам за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд и не дает истцу право для присвоения звания «Ветеран труда». По требованию о возложении обязанности на ответчиков произвести ежемесячные денежные выплаты с момента отказа в присвоении звания «Ветеран труда» с 31 августа 2017 года отмечено следующее. Порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается Правительством области, из правового анализа норм следует, что обращение граждан в уполномоченный орган о предоставлении мер социальной поддержки носит заявительный характер. При этом ЕДВ назначается при наличии права на указанные меры социальной поддержки, а также при условии предоставления необходимого пакета документов, в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления о назначении ЕДВ. Таким образом, право на получение мер социальной поддержки у истца возникнет с момента его обращения в уполномоченный орган при наличии документов, подтверждающих данное право.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие – суду не заявили.
Руководствуясь ч.ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО2 по следующим основаниям.
Заявленными исковыми требованиями являются требования ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, соответчикам государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по Магдагачинскому району, губернатору Амурской области о признании незаконным решения (протокола заседания) комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 31 августа 2017 года № 20 в части включения истца в проект постановления губернатора области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о признании незаконным постановления губернатора Амурской области от 02.11.2017 № 234 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в части отказа в присвоении звания «Ветеран труда» истцу ФИО2, о признании за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на ответчиков обязанности произвести ежемесячные денежные выплаты с момента отказа в присвоении звания «Ветеран труда», т.е. с 31.08.2017.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в апреле 2017 года ФИО2 обратился в Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Магдагачинскому району с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» с пакетом необходимых документов (копия наградного удостоверения, трудовая книжка, фотография). По результатам проверки документов руководителем ГКУ УСЗН по Магдагачинскому району было принято решение о направлении заявления ФИО2 и пакета документов в министерство социальной защиты населения по Амурской области для решения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда».
Решением комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», выраженном в протоколе заседания комиссии №20 от 31 августа 2017 года, ФИО2 включен в проект постановления губернатора области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием награждения, учитываемого при присвоении звания «Ветеран труда».
Постановлением Губернатора Амурской области №234 от 02.11.2017 в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО2 отказано, как не имеющему награждений орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия за заслуги в труда (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и не имеющему трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Закона).
В ст. 13 указанного закона перечислены меры социальной поддержки ветеранов.
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение).
Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).
Законом Амурской области от 9 июня 2006 г. N 192-03 "О присвоении звания "Ветеран труда", принятого областным Советом народных депутатов 25 мая 2006 года, определен перечень граждан, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", и ведомственные знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания "Ветеран труда".
Согласно п. «а» ст. 1 указанного Закона, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, губернатором области в порядке, установленном постановлением губернатора области (ст. 3 Закона).
В соответствии с п.3 Порядка присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением губернатора Амурской области № 331 от 26.06.2006 г. лица, указанные в пункте «а» статьи 1 закона Амурской области от 9 июня 2006 г. N 192-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда", представляют документы, подтверждающие: а) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; б) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (мужчины – 25 лет, женщины - 20 лет) или за выслугу лет.
В судебном заседании установлено, что истец в период с 1 февраля 1979 года по 31 марта 2018 года непрерывно работал на Забайкальской железной дороге, в настоящее время являющейся филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Согласно справке ГУ УПФ РФ в г.Свободном Амурской области ФИО2 имеет более 42 лет общего страхового стажа.
Приказом начальника Забайкальской железной дороги Министерства путей сообщения №34/н от 24.02.1994 ФИО2 награжден значком «За безопасность движения», о чем ему выдано удостоверение.
Из материалов дела установлено, что в 1983 году с целью стимулирования работников железнодорожного транспорта в борьбе с аварийностью министерством путей сообщения СССР был введен нагрудный знак «За безопасность движения».
Согласно Положению о Министерстве путей сообщения, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.01.1993 N 19 Министерство путей сообщения Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство железнодорожным транспортом Российской Федерации, а также обеспечивает в соответствии с действующим законодательством хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
В систему Министерства путей сообщения Российской Федерации входят: железные дороги, отделения железной дороги, их линейные предприятия, промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, научно - исследовательские, проектно - конструкторские, проектно - изыскательские, другие организации, предприятия и учреждения (далее - предприятия), обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта.
Министерство путей сообщения Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы, указания, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта.
Указанием министра путей сообщения СССР №164у от 02.07.1990 утверждено Положением о нагрудном знаке «За безопасность движения, из пункта 2 которого следует, что награждение знаком производится, в том числе начальниками железных дорог по ходатайству линейных предприятий железнодорожного транспорта совместно с общественными организациями трудового коллектива, в котором работает лицо, представляемое к награждению.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 был награжден знаком «За безопасность движения», который относится к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку, вопреки доводам ответчиков, был выдан лицом, уполномоченным органом исполнительной власти принимать решение о награждении знаком «За безопасность движения» в отношении определенных категорий работников.
Кроме этого, на день обращения в орган социальной защиты населения ФИО2 имел необходимый трудовой стаж в отрасли народного хозяйства и трудовой, учитываемый для назначения пенсии по старости, в связи с чем, на него распространяются положения ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда», выраженное в протоколе заседания комиссии №20 от 31 августа 2017 года и постановление Губернатора Амурской области №234 от 02.11.2017 «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в части отказа в присвоении указанного звания в отношении ФИО2 являются незаконными.
Надлежащими ответчиками по указанным исковым требованиям соответственно являются Министерство социальной защиты населения Амурской области и губернатор Амурской области.
Исковые требования ФИО2 в указанной части подлежат удовлетворению, как следствие и требование о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда».
Разрешая требование ФИО2 о возложении на ответчиков обязанности произвести ежемесячные денежные выплаты с момента отказа в присвоении звания «Ветеран труда», с 31.08.2017, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением на присвоение звания «Ветеран труда», право на получение социальной поддержки имеют лица, имеющие звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им страховой пенсии по старости, а в случае получения иных видов пенсий - по достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (далее - ветераны труда).
Перечень мер социальной поддержки, к которым относится и ежемесячная денежная выплата, установлен статьёй 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ.
Постановлением Правительства Амурской области от 21.03.2008 N 66 утвержден Порядок назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ), в том числе лицам, имеющим звание "Ветеран труда".
Согласно п.1.2, 1.3. указанного Порядка назначение и выплата ЕДВ гражданам осуществляются государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Амурской области (далее - ГКУ-УСЗН) по месту жительства граждан.
Для назначения ЕДВ гражданин либо его законный представитель, доверенное лицо представляет в ГКУ-УСЗН либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Амурской области, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком.
Согласно п.2.1 Порядка для назначения ЕДВ граждане, указанные в пунктах 1, 1, 2, 3, 5, 6 части 1 статьи 1 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" подают в ГКУ-УСЗН по месту жительства (пребывания) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
С заявлением о назначении ЕДВ граждане (представители) представляют документ, удостоверяющий личность, а также ветераны труда - удостоверение ветерана.
Согласно п.2.4 Порядка гражданами по собственной инициативе в дополнение к документам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, могут быть представлены:
1) документ, содержащий сведения об установлении пенсии (представляется гражданами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона);
2) справка о размере мер социальной поддержки (пособий, компенсаций, денежных выплат), предоставленных органом социальной защиты населения по прежнему месту жительства (пребывания) (представляется в случае изменения гражданином места жительства (пребывания) и реализации им права на получение ЕДВ по новому месту жительства (пребывания));
3) справка о соответствии условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (для граждан, имеющих звание "Ветеран труда", не являющихся получателями пенсий);
4) документ, подтверждающий наличие необходимого трудового стажа, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона (представляется гражданами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона).
Согласно п. 2.6. Порядка по результатам рассмотрения заявления о назначении ЕДВ и прилагаемых к нему (поступивших в ГКУ-УСЗН) документов руководитель (заместитель руководителя) ГКУ-УСЗН принимает решение о назначении ЕДВ или об отказе в назначении ЕДВ по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).
Согласно п.2.8. Порядка основаниями отказа в назначении ЕДВ являются:
1) представление не всех документов, которые должны быть представлены в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Порядка;
2) представление документов, содержащих недостоверные или неполные сведения;
3) непредставление оригиналов документов, представленных в электронной форме, в срок, установленный пунктом 1.3 настоящего Порядка;
4) отсутствие у гражданина права на получение ЕДВ.
Согласно п.2.9. Порядка ЕДВ назначается с первого числа месяца подачи заявления о назначении ЕДВ и прилагаемых документов.
Из вышеизложенного следует, что основанием для назначения ветерану труда ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", является заявление, поданное этим лицом в установленном порядке заявление с приложением удостоверения ветерана.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 первоначально обратился в ГКУ-УСЗН по Магдагачинскому району с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», отказ в котором и является предметом настоящего спора. С заявлением о назначении ЕДВ истец в ГКУ-УСЗН по Магдагачинскому району не обращался, поскольку удостоверение ветерана труда на момент первоначального обращения у него отсутствовало, в связи с чем, требование ФИО2 о возложении на ответчиков обязанности произвести ежемесячные денежные выплаты является преждевременным и основано на неверном понимании истцом норм права. С учетом изложенного, данное требование ФИО2 удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2, рассматриваемые в рамках настоящего дела, подлежат частичному удовлетворению.
При этом, довод соответчика государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по Магдагачинскому району о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу по исковым требованиям ФИО2 в полном объеме, суд считает обоснованным, поскольку круг его полномочий ограничен приемом и регистрацией заявления о присвоении звания «Ветеран труда» и необходимых документов, осуществлением проверки полноты и достоверности представленных документов и запрошенных сведений, расчетом трудового (страхового) стажа и (или) выслуги лет в календарном исчислении, направлением по результатам проверки заявления с необходимым пакетом документов в министерство социальной защиты населения Амурской области, либо принятием решения об их возврате заявителю. В силу изложенного, исковые требования ФИО2 к государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по Магдагачинскому району удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина является судебными расходами.
Из материалов дела, исследованных в судебном заседании, установлено, что при подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек. С учетом размера удовлетворенных судом требований с соответчиков Министерства социальной защиты населения Амурской области, губернатора Амурской области подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере пропорциональном удовлетворенным судом исковых требований по 100 (сто) рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Министерству социальной защиты населения Амурской области, государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по Магдагачинскому району, губернатору Амурской области – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение (протокол заседания) комиссии Министерства социальной защиты населения Амурской области по рассмотрению заявлений и документов на присвоение звания «Ветеран труда» от 31 августа 2017 года № 20 в части включения ФИО2 в проект постановления губернатора области «Об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
Признать незаконным постановление губернатора Амурской области от 02.11.2017 № 234 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в части отказа в присвоении звания «Ветеран труда» ФИО2.
Признать за ФИО2 право на присвоение звания «Ветеран труда».
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по Магдагачинскому району, а также в остальной части к губернатору Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности произвести ежемесячные денежные выплаты с момента отказа в присвоении звания «Ветеран труда», с 31.08.2017 – отказать.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.
Взыскать с губернатора Амурской области в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Шаталова
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2019 года