НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 21.08.2019 № 3А-17/19

Дело № 3а-17/2019

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года г. Магадан

Магаданский областной суд в составе:

председательствующего судьи Адаркина И.А.,

при секретаре Родионовой Е.И.,

с участием:

представителя административного истца – муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал» Карташовой В.А.,

представителей административного ответчика - департамента цен и тарифов Магаданской области Ермилова В.К., Кергитагиной Л.В.,

прокурора Зариповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал» о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 года № 2-ЖКК/78 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана «Водоканал» в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019 - 2023 годы», возложении обязанности внести изменения в нормативный правовой акт,

у с т а н о в и л :

муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Водоканал» (далее по тексту – МУП г. Магадана «Водоканал», Предриятие) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа департамента цен и тарифов Магаданской области (далее по тексту – Департамент) от 20.12.2018 года № 2-ЖКК/78 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана «Водоканал» в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019 - 2023 годы» (далее по тексту – Приказ № 2-ЖКК/78).

С учетом уточнения исковых требований просило признать недействующими:

пункт 1 Приложения № 1 к Приказу № 2-ЖКК/78;

пункт 1 раздела «Питьевая вода» Приложения № 2 к Приказу № 2-ЖКК/78;

разделы 3 и 4 Приложения № 3 к Приказу № 2-ЖКХ/78.

Возложить на Департамент обязанность внести изменения в названные положения Приказа № 2-ЖКК/78:

в пункт 1 Приложения № 1 - в части утверждения тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы с календарной разбивкой;

в пункт 1 раздела «Питьевая вода» Приложения № 2 - в части определения базового уровня операционных расходов в сфере холодного водоснабжения для МУП г. Магадана «Водоканал»;

в раздел 3 - в части включения мероприятия по капитальному ремонту водопроводной сети Ду-500 на участке ВК-147-ВК-2025 по ул. Берзина - Колымское шоссе - Объездное шоссе - Набережная р. Магаданки;

в раздел 4 - в части определения необходимой валовой выручки для проведения мероприятий производственной программы Приложения № 3.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при определении тарифа на водоснабжение Департаментом в состав необходимой валовой выручки необоснованно не включены или включены частично расходы по отдельным статьям затрат, заявленным Предприятием.

По мнению административного истца, Департаментом в отсутствие законных оснований снижена предложенная Предприятием численность работников.

Из состава расходов на оплату труда основного производственного и цехового персонала необоснованно исключены:

доплаты за сверхурочные часы, совмещение профессий, увеличение объема работ;

расходы на премирование и доплаты за профессиональное мастерство;

расходы на оплату ночных и праздничных по должностям, которым Коллективным договором Предприятия не установлен круглосуточный режим работы;

расходы на доплату за увеличение объема работ.

Из состава фонда оплаты труда цехового персонала исключены расходы:

на доплату за увеличение объема работ,

на премирование,

доплаты за профессиональное мастерство.

Из средней заработной платы АУП исключены показатели, связанные с режимом труда и премирование.

Размер минимальной тарифной ставки необоснованно определен в размере 10 303 руб., что ниже законодательно определенного минимального размера оплаты труда.

Необоснованно не учтены при расчетах предложения Предприятия о включении в состав регулируемых тарифов затрат на замену ветхих сетей в размере 193,108 млн. руб.

Пунктом 1 Приложения № 1 к Приказу № 2-ЖКК/78 определен тариф на 2019 год в размере 16,17 руб. для категории «потребители», без НДС, 19,40 руб. для категории «население», с НДС, 15,98 руб. для филиала «Магаданэнерго» «Магаданская ТЭЦ» для обеспечения производства горячей воды, без НДС на первый период регулирования (2019 год), а также с календарной разбивкой на последующие периоды регулирования.

Данный тариф рассчитан исходя из принятой Департаментом необходимой валовой выручки, при расчете которой неправомерно занижены или исключены расходы по отдельным статьям затрат.

Приложением № 2 определен базовый уровень операционных расходов на первый год регулирования, при определении которого также неправомерно занижены или исключены расходы по отдельным статьям затрат.

Приложением № 3 утверждена производственная программа предприятия на весь период регулирования, в том числе определены мероприятия и необходимая валовая выручка, необходимая для реализации производственной программы.

При определении затрат на капитальный ремонт административным ответчиком неправомерно исключены затраты на капитальный ремонт водопроводной сети Ду-500 на участке ВК-147-ВК-2025 по ул. Берзина - Колымское шоссе - Объездное шоссе - Набережная р. Магаданки в размере 193 108,548 тыс. руб.

Установленный в обжалуемом нормативном акте перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем холодного водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке (раздел 3) и объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 4), неправомерен.

Департаментом занижена необходимая валовая выручка Предприятия и занижен экономически обоснованный тариф в сфере питьевого водоснабжения, а установленные тарифы на питьевое водоснабжение приняты с нарушением положений действующего законодательства и подлежат признанию недействующими.

Обжалуемые положения Приказа № 2-ЖКК/78 не соответствуют законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, и приняты без учета экономически обоснованных расчетов, произведенных Предприятием.

Считает, что нарушения, допущенные ответчиком при издании Приказа № 2-ЖКК/78, существенным образом нарушают права административного истца и приводят к невозможности эффективного исполнения возложенных на Предприятие функций.

Кроме того, указывает на принятие оспариваемого Приказа № 2-ЖКК/78 с нарушением требований законодательства, поскольку фактически голосование за установление тарифа осуществлялось регулирующим органом 11 января 2019 года, при том, что пунктом 27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406, определено, что решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Считает, что поскольку в соответствии с пунктом 62 Регламента правительства Магаданской области № 183-п от 25.12.2013 г. опубликование нормативных правовых актов Правительства Магаданской области, губернатора Магаданской области, исполнительных органов государственной власти Магаданской области осуществляется в течение десяти дней после дня их подписания, ответчиком внесены недостоверные сведения в наименование даты издания приказа, а тариф на услуги водоснабжения и водоотведения не мог быть установлен приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области 20.12.2018 г.

Истец полагает, что данное обстоятельство также влечет признание недействующим Приказа № 2-ЖКК/78.

Административный ответчик требования административного иска не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, представленных в материалы дела.

Со ссылкой на положения подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 1 части 2 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 1.1, 3.2, 3.15, 4.5 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 3-пп, Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, указал, что Приказ № 2-ЖКК/78 принят в рамках возложенных на регулирующий орган полномочий, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия, правил введения и соответствует установленным требованиям федерального законодательства.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Магаданэнерго».

Определением от 16 мая 2019 года была назначена судебная экономическая экспертиза.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - ПАО «Магаданэнерго», надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.

Учитывая, что явка заинтересованного лица в судебное заседание обязательной судом не признавалась, суд, на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала административный иск по основаниям, изложенным в нем и представленных в деле письменных дополнениях.

Представители административного ответчика в судебном заседании возражали относительно заявленных требований, полагали административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях Департамента на иск и дополнениях к возражениям.

По заключению участвовавшего в деле прокурора регулирующим органом при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушены требования действующего законодательства, что является основанием для удовлетворения административного искового заявления и признания Приказа № 2-ЖКК/78 недействующим.

Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив соблюдение органом законодательной власти субъекта Российской Федерации компетенции и полномочий при принятии нормативного правового акта, суд установил следующее.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности относится, в том числе холодное водоснабжение.

В сфере холодного водоснабжения регулированию подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги), за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 3-пп «Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области», является Департамент.

Пунктом 3.2 Положения о Департаменте установлено, что департамент цен и тарифов Магаданской области на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законов Магаданской области, нормативных правовых актов губернатора Магаданской области и Правительства Магаданской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленных сферах деятельности.

Подпунктом 3.15.3 Положения о Департаменте, предусмотрено, что департамент цен и тарифов Магаданской области наделен полномочиями по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Процедура принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регламентирована Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Магаданской области от 09.01.2014 № 3-пп «Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области».

Исходя из положений указанных нормативных правовых актов решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа, которым является Правление департамента цен и тарифов Магаданской области.

Пунктом 4.5 Положения о департаменте цен и тарифов Магаданской области, предусмотрено, что для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более девяти человек.

Согласно указанной норме руководитель Департамента является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности.

Состав правления департамента цен и тарифов Магаданской области утвержден приказом департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 марта 2017 г. № 14 в количестве 8 человек.

Решение об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы было принято по итогам заседания правления департамента цен и тарифов Магаданской области при наличии кворума, что подтверждается протоколом заседания правления от 20 декабря 2018 года № 43, т.е. с соблюдением установленной процедуры.

Доводы административного истца о фактическом принятии обжалуемого нормативного документа в иную, более позднюю дату, во внимание приняты быть не могут, поскольку опровергаются материалами тарифного дела, а именно содержанием протокола заседания правления Департамета от 20 декабря 2018 года № 43.

В силу пункта 32 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406, орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Аналогичный срок опубликования установлен пунктом 20 «Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утв. Приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э.

Согласно пункту 16 Правил разработки производственных программ «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение»), утв. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 (ред. от 08.10.2018), определено, что решение об утверждении производственной программы подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 62 регламента Правительства Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 25 декабря 2013 года № 183-п, определено, что опубликование нормативных правовых актов Правительства Магаданской области, губернатора Магаданской области, исполнительных органов государственной власти Магаданской области осуществляется в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в областной газете «Магаданская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ № 2-ЖКК/78 (вместе с протоколом заседания Правления департамента цен и тарифов Магаданской области) был размещен на сайте департамента цен и тарифов Магаданской области в сети Интернет 17 января 2018 г. (http://deptarif.49gov.ru/), опубликован в приложении к газете «Магаданская правда» от 22.01.2018 № 4 (21166).

По общему правилу исчисления сроков в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Приказ № 2-ЖКК/78 опубликован с нарушением установленных сроков.

Однако, несвоевременное опубликование Приказа № 2-ЖКК/78 не опровергает факт доведения его надлежащим образом до всеобщего сведения и само по себе не является в силу статей 213, 215 КАС РФ правовым основанием для признания оспариваемого акта недействующим.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и вида, а также процедуры принятия, правил введения.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктами 4 - 6 части 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании пункта 24 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.

В силу пункта 31 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 53 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено Федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).

Согласно Уставу МУП «Водоканал», утвержденному 8 августа 2010 года, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предприятия является забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод.

МУП г. Магадана «Водоканал» в соответствии с Постановлением мэрии города Магадана от 27.05.2013 № 2071 (ред. от 14.03.2014) «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Магадан» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Магадан».

При принятии Департаментом оспариваемого приказа в соответствии с пунктами 33, 75 Основ ценообразования и заявлением Предприятия регулирующий орган применил метод индексации, что является обоснованным и соответствует требованиям действующего правового регулирования.

Согласно пункту 13 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Департаментом для расчета тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) была принята необходимая валовая выручка (далее - НВВ) в размере 186 095,03 тыс. руб., вместо предложенного Предприятием – 232 496,31 тыс. руб.

Снижена численность основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала, размер фонда оплаты труда Предприятия, расходы на ремонтные работы.

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

Также в пункте 17 указано, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

В соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно части 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

С учетом письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835, в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению в отношении МУП г. Магадана «Водоканал» действует Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № 22/17-19 от 28.12.2016 (далее – ОТС от 8 декабря 2016 года).

В отношении Предприятия также действует и «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017) (ред. от 07.12.2018), прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № 8/17-19 от 14.04.2017 (далее – ОТС от 16 марта 2017 года).

Материалы дела не содержат сведений об отказе МУП г. Магадана «Водоканал» от присоединения к указанным Отраслевым тарифным соглашениям, в судебном заседании представитель истца подтвердила отсутствие отказа со стороны МУП г. Магадана «Водоканал» в присоединении к ОТС.

Также на регулируемые правоотношения распространяется Соглашение на 2017-2020 годы между Магаданским областным союзом организаций профсоюзов, «Некоммерческая организация «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и Правительством Магаданской области» (ред. от 29.01.2018) (зарегистрировано министерством труда и социальной политики Магаданской области: Рег. № 3 от 25.05.2017) (далее - Соглашение Магаданской области).

Из пункта 2.8 ОТС от 8 декабря 2016 года следует, что расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, и включают в себя: тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов) (пункт 2.8.1); выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации (пункт 2.8.2).

Согласно пункту 8.4. ОТС от 16 марта 2017 года расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников организации, определяемой в порядке, указанном в разделе III Приложения 3 указанного ОТС – с учетом, в том числе нормативной численности, штатного расписания.

Нормативно-правовым актом, регулирующим определение нормативной численности работников в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 66 (далее – Рекомендации).

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.

В приложении 2.2 Методических указаний предусмотрено, что при расчете расходов на оплату труда применяется среднесписочная численность.

Предприятием представлен расчет нормативной численности, произведенный в соответствии с «Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства» (2006 г., утв. Приказом Госстроя России от 22.03.1999 г., №66), «Нормами труда на вспомогательные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве» (2007 г.), «Сборником тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих водопроводно- канализационного хозяйства»

Департаментом в расчете расходов на оплату труда основного производственного и цехового персонала принята среднесписочная численность за 1 квартал 2018 года, численность работников основного производственного персонала определена и принята в количестве 152 единицы (вместо 208 единиц, предложенных Предприятием), исходя из фактической (среднесписочной) численности, подтвержденной отчетной калькуляцией затрат за 1 квартал 2018 года, отчетной формой П-4 за март 2018 года, штатным замещением по состоянию на 1 апреля 2018 года.

Вместе с тем ОТС от 16 декабря 2016 года является действующим и в силу приоритетности, установленной в пункте 17 Методических указаний, должно было учитываться органом регулирования при установлении тарифов.

Департаментом обоснованного расчета нормативной численности работников не представлено, в то время как в материалах тарифного дела имеются расчеты нормативной численности МУП «Водоканал», составленные на основании указанных Рекомендаций по нормированию труда, утвержденных приказом Госстроя от 22.03.1999 г. № 66.

В экспертном заключении в материалах тарифного дела в качестве основания, по которым расчеты Предприятия не приняты во внимание, указано на возможность использования при расчете тарифа как среднесписочной численности сотрудников (определенную на основании форм государственного статистического наблюдения), так и нормативной численности, исходя из Рекомендаций, а также отсутствие обоснования применяемых расчетных параметров для определения численности цехового персонала и невозможность проверить правильность расчета нормативной численности по вспомогательному производству.

В ходе рассмотрения дела Департаментом указывалось на применение среднесписочной, а не нормативной численности ввиду указания на данный способ в пункте 17 Методических указаний, не подтверждение фактической потребности Предприятия в трудовых ресурсах согласно представленного расчета численности основного производственного персонала, представление расчета нормативной численности рабочих на 2019 год без разбивки на основной производственный персонал и цеховой (вспомогательный) персонал, а также без разбивки цехового персонала на участки водоснабжения и водоотведения, отсутствие обоснования расчета по должностям ремонтно-строительного участка и ремонтно-строительной мастерской (за исключением должностей «кузнец», «фрезеровщик», «токарь»), участка по ремонту и обслуживанию автотранспорта.

Приведенные мотивы не опровергают представленных предприятием расчетов численности производственного персонала, произведенных исходя из нормативной численности, не свидетельствуют о возможности применения при расчетах только списочной численности работников.

Вывод о применении при расчете тарифа нормативной численности работников также подтверждается результатами экспертизы, произведенной экспертами ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт» на основании определения суда.

Произведенный Департаментом расчет численности основного производственного и цехового персонала Предприятия противоречит требованиям пункта 52 Основ ценообразования и пункта 17 Методических указаний, а доводы административного истца в указанной части являются обоснованными.

Расчет нормативной численности работников административно-управленческого персонала в материалы тарифного дела Представлен не был, численность административно-управленческого персонала предлагалась Предприятием на уровне фактической за 2017 год – 29 человек.

При таком положении Департаментом, в отсутствие произведенного Предприятием расчета нормативной численности, средства на оплату труда административно-управленческого персонала обоснованно рассчитаны исходя из численности указанного персонала на последний отчетный период (1 кв. 2018 г.) в количестве 27 человек.

В соответствии с пунктами 2.5 и 2.8.2.4 ОТС от 8 декабря 2016 года организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается, как правило, в совокупности: эффективность производства и улучшение результатов финансово-экономической деятельности; отсутствие аварий и роста инцидентов в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие роста травматизма в отчетном году по сравнению с прошлым календарным годом; отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; своевременное получение паспорта готовности организации к осенне-зимнему периоду; отсутствие нарушений производственной дисциплины, правил охраны труда и техники безопасности; участие в общественной работе и управлении организацией (статьи 52, 53, 46, 41, 165 Трудового кодекса Российской Федерации); наличие уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации; участие в конкурсах профессионального мастерства.

Премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включаются в состав средств на оплату труда работников в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности, работодатель может увеличить размер премии.

Аналогичные положения также содержатся в пунктах 2.4., 2.6.2 ОТС от 16 марта 2017 года.

Департаментом из состава оплаты труда основного производственного, цехового и административно-управленческого персонала полностью исключены расходы на премирование по мотиву того, что Положение о премировании (приложение № 6 к Коллективному договору), а также Перечень показаний премирования (приложения №№ 7, 8, 9) не содержит конкретных значений критериев премирования и оценки индивидуальной деятельности работников предприятия, а показатели премирования по своему содержанию совпадают с показателями выплат за профессиональнее мастерство, предусмотренных Приложением № 18 к Коллективному договору, и аналогичными требованиями, закрепленными в должностных обязанностях работников, за неисполнение которых работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ

Однако, по мнению суда, отсутствие конкретизации показателей и совпадение параметров оценки достижения положительных результатов труда работников предприятия не может служить основанием для полного исключения текущего премирования, так как обратное противоречило бы предназначению стимулирующих выплат как составляющих заработной платы сотрудника.

Кроме того, примерные и основополагающие условия реализации системы премирования раскрыты в пункте 2.5 ОТС от 16 декабря 2016 года, пункте 2.4 ОТС от 16 марта 2017 года, и при отсутствии соответствующих положений коллективного договора либо их дублировании регулируемая организация вправе самостоятельно определять размер премий за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности не выше установленного предела, равного 50% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда.

Выявленные недостатки Положения о премировании как локального нормативного правового акта, тем не менее, не препятствовали Департаменту как органу регулирования применить нормы этого Положения по существу.

При таком положении исключение в полном объеме из состава оплаты труда основного производственного и цехового персонала расходов на премирование обоснованным признано быть не может.

Департаментом произведен расчет средней заработной платы работников Предприятия, занятых в сфере водоснабжения, исходя из минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 10 303 руб.

Пункт 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, устанавливает следующую последовательность использования сведений при определении расходов на оплату труда: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Пункт 17 содержит ссылку на приложения 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям, согласно которым расходы на оплату труда рассчитываются по таблицам на основе фонда оплаты труда, определенного исходя из численности группы персонала (производственной, ремонтной, административной) и среднемесячной оплаты труда на одного работника, которая рассчитывается на основании тарифной ставки рабочего первого разряда и применения к ней среднего тарифного коэффициента.

В соответствии с пунктом 1.12 ОТС от 8 декабря 2016 года в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

В соответствии с пунктом 2.3. ОТС от 8 декабря 2016 года минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года, в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10 303 руб.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2.3.1. ОТС от 16 марта 2017 года установлено, что организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

В соответствии с пунктом 3.7. Соглашения Магаданской области для целей указанного Соглашения стороны договорились считать в регионе минимальным уровнем оплаты труда работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), заработную плату не ниже установленного федеральным законом МРОТ, к которому начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами экспертов ООО «Водоканал Эксперт» в части исчисления размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда исходя из величины МРОТ, установленного статьей 1 Федерального Закона 82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда».

Однако, приведенное в экспертном заключении значение минимального размера оплаты труда, равное 11 280 руб., не могло быть применено Департаментом при расчете средней заработной платы работников Предприятия, поскольку данный размер МРОТ установлен Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ - после принятия оспариваемого Приказа № 2-ЖКК/78.

На момент принятия решения Департаментом – 20 декабря 2018 года действовал размер МРОТ, равный 11 163 руб., установленный с 1 мая 2018 года Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ и действовавший на момент принятия оспариваемого нормативного акта.

Суд полагает, что при расчете средней заработной платы работников Предприятия должна применяться минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в размере 11 163 руб.

Ввиду вышеизложенного, произведенный Департаментом расчет средней заработной платы работников Предприятия, с применением минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере 10 303 руб., не может быть признан законным.

Административный истец полагает, что Департаментом необоснованно исключены расходы на доплату за профессиональное мастерство, на оплату ночных и праздничных, расходы на доплату за увеличение объема работ основного производственного и цехового персонала.

Согласно пунктам 2.8.2 - 2.8.2.1 ОТС от 8 декабря 2016 г. в жилищно-коммунальном хозяйстве выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и включают в себя в том числе, доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.

Аналогичный размер доплат, надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда, в размере не менее 12,5% установлен ОТС от 16 марта 2017 года.

В своем расчете орган регулирования установил значение процента выплат, связанных с режимом работы и условиями труда основного производственного и цехового персонала, 15,1% и 16,2% соответственно, то есть выше минимального значения в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями от 8 декабря 2016 г. и от 16 марта 2017 г.

Суд в этой части соглашается с выводами органа регулирования.

Поскольку административный ответчик установил данные компенсационные выплаты работникам Предприятия в размере, превышающем минимальный уровень, установленный отраслевыми тарифными соглашениями от 8 декабря 2016 года и от 16 марта 2017 года, то доводы истца в данной части обоснованными признаны быть не могут.

Рассматривая доводы административного истца о необоснованности отказа во включении в состав регулируемого тарифа затрат на замену ветхих водопроводных сетей в размере 193 108,56 тыс. рублей, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 40 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, в составе ремонтных расходов учитываются:

а) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

б) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала.

В процессе формирования тарифного дела, в рамках расчета расходов на текущий и капитальный ремонт, МУП г. Магадана «Водоканал» направило в адрес Департамента предложения о включении в регулируемые тарифы затрат на замену ветхих сетей по ул. Берзина - Колымское шоссе -Объездное шоссе - Набережная реки Магаданки в размере 193 108,56 тыс. рублей.

Указанная сумма была включена Предприятием в состав затрат по итогам проверки, проведенной прокуратурой г. Магадана, в части организации предоставления услуг надлежащего качества и проведения работ по ремонту и замене инженерных сетей, находящихся в хозяйственном ведении и имеющих технологический износ. В ходе проведенной проверки было выявлено, что МУП г. Магадана «Водоканал» не принимаются достаточные меры, обеспечивающие поддержание инженерных сетей в состоянии, соответствующем требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

С целью включения затрат по замене ветхих сетей в состав тарифа Предприятием был представлен предварительный расчет, произведенный на основании укрупненных сметных нормативов (НЦС 81-02-14-2017). В основу данного расчета были заложены мероприятия по замене 6,515 км водопровода из стальных труб, диаметром 500 мм.

Из приложенных к письму МУП г. Магадана «Водоканал» № 7160 от 21.11.2018 г. документов невозможно сделать вывод о технически, технологически обоснованном объеме ремонтных работ, предусмотренных в составе мероприятия по замене водопроводной сети по ул. Берзина -Колымское шоссе - Объездное шоссе - Набережная р. Магаданки, оно не содержат ссылок на реализацию данного мероприятия в рамках замены ветхих водопроводных сетей в г. Магадане.

Согласно статье 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Мероприятие по замене водопроводной сети диаметром 500 мм на участке: ВК-147-ВК-2025 по ул. Берзина - Колымское шоссе - Объездное шоссе - Набережная р. Магаданки соответствует определению капитального ремонта линейных объектов.

В соответствии с пунктом 5 «Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 29.07.2013 г., мероприятие по замене водопроводной сети диметром 500 мм на участке: ВК-147-ВК-2025 по ул. Берзина-Колымское шоссе-Объездное шоссе-Набережная р. Магаданки должно было быть включено в состав производственной программы МУП г. Магадана «Водоканал» в порядке пункта 17 указанных Правил.

Вместе с тем, мероприятия по замене водопроводной сети диаметром 500 мм на участке: ВК-147-ВК-2025 по ул. Берзина - Колымское шоссе -Объездное шоссе - Набережная р. Магаданки в состав производственной программы МУП г. Магадана «Водоканал» не включались.

При таких обстоятельствах суд полагает обоснованным выводы экспертизы, произведенной ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт», об отсутствии достаточных обоснований для учета расходов на замену водопроводной сети по ул. Берзина-Колымское шоссе-Объездное шоссе-Набережная реки Магаданки в составе тарифа на услуги водоснабжения.

Соответственно, доводы административного истца о незаконности исключения из состава регулируемых тарифов заявленных Предприятием затрат на замену ветхих сетей в размере в размере 193 108,56 тыс. рублей обоснованными не являются.

Доводы административного ответчика о том, что экспертиза, проведенная по настоящему делу в соответствии с определением суда, экспертами Н. и К., не может являться допустимым доказательством, поскольку проведена лицами, имеющими недостаточный уровень квалификации, а ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт» не осуществляет судебно-экспертную деятельность (код ОКВЭД 71.20.2), не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Экспертиза проведена предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертами ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт»:

Н., имеющей диплом бакалавра по направлению «экономика», выданный Среднерусским университетом по специальности формирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, сертификат соответствия № 725-18, удостоверяющий о соответствии требованиям в качестве судебного эксперта в области исследования показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (выдан Системой добровольной сертификации «Сертификат. ру» на период с 04.03.2019 г. по 04.03.2022 г.), стаж работы 21 год, являющейся руководителем экономического департамента и ведущим экспертом Центра экспертиз ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт»;

К. имеющим высшее образование по специальности формирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, сертификат соответствия № 726-18, удостоверяющий о соответствии требованиям в качестве судебного эксперта в области исследования показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (выдан Системой добровольной сертификации «Сертификат.ру» на период с 04.03.2019 г. по 04.03.2022 г.), стаж работы 11 лет, являющимся руководителем департамента инфраструктурных проектов, экспертом Центра экспертиз ООО «ГК Водоканал Эксперт».

Заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом наряду с иными доказательствами. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (статья 84 КАС РФ).

В целях устранения неясностей и неполноты заключения эксперта в соответствии со статьей 83 КАС РФ судом была назначена судебная экспертиза, результаты которой подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу, в связи с чем приведенные административным ответчиком доводы не свидетельствует о нарушении норм процессуального права.

Заключение экспертов ООО «Группа компаний Водоканал Эксперт» суд находит относимым и допустимым доказательством, подлежащим оценке в совокупности с иными доказательствами по делу.

Правильность определения Департаментом иных затрат, предложенных Предприятием для включения в необходимую валовую выручку, сомнений не вызывает.

Согласно статье 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

С учетом того, что величина отдельных расходов неправильно рассчитана административным ответчиком, необходимая валовая выручка в данной части подлежит пересчету.

При установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт не может быть признан соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, регулирующему правоотношения в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение, водоотведение и транспортировку сточных вод.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Оспариваемый нормативный правовой акт Департамента противоречит приведенному выше федеральному законодательству, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 215 КАС РФ, для признания указанного нормативного правового акта - Приказа № 2-ЖКК/78 недействующим, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку в связи с признанием судом Приказа № 2-ЖКК/78 недействующим возникает недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений в области установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы, суд полагает необходимым возложить на Департамент обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим.

Поскольку оспариваемые тарифы применялись административным истцом при расчетах за коммунальные услуги с потребителями, т.е. на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании - газете «Магаданская правда».

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Предприятием согласно платежному поручению № 1095 от 15 марта 2019 года уплачена государственная пошлина в размере 4 500 руб., подлежащей уплате организациями при подаче административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также Предприятием понесены расходы на оплату проведенной по делу судебной экономической экспертизы в размере 980 000 руб. (платежное поручение № 85061 от 30 мая 2019 года).

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения административного иска, понесенные административным истцом судебные издержки в размере 984 500 руб. подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 2-ЖКК/78 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана «Водоканал» в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы».

Обязать департамент цен и тарифов Магаданской области по вступлении решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, устанавливающий тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для потребителей МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы, долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для МУП г. Магадана «Водоканал» на 2019-2023 годы, утверждении производственных программ МУП г. Магадана «Водоканал» в сфере питьевого водоснабжения, водоотведения на 2019-2023 годы.

Взыскать с департамента цен и тарифов Магаданской области в пользу муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Водоканал» судебные расходы в размере 984 500 (девятьсот восемьдесят четыре тысячи пятьсот) рублей.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Магаданская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 26 августа 2019 года.

Судья Магаданского областного суда И.А. Адаркин