НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 17.06.2019 № 3А-20/19

Дело № 3а-20/2019

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2019 года город Магадан

Магаданский областной суд в составе:

председательствующего судьи Баюры Л.Н.,

при секретаре Гельман И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Магаданской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к губернатору Магаданской области о признании указа губернатора Магаданской области от 4 марта 2019 года № 58-у «О порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области» недействующим со дня его принятия,

установил:

указом губернатора Магаданской области от 4 марта 2019 года № 58-у (далее – Указ) утвержден Порядок выплаты ежемесячного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области, которым установлены основания, сроки и условия выплаты государственным гражданским служащим Магаданской области ежемесячного денежного поощрения в размере двух должностных окладов, предусмотренного подпунктом 5 пункта 4 статьи 2 Закона Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 654-ОЗ «О денежном содержании государственных гражданских служащих Магаданской области, губернатора Магаданской области и лиц, замещающих государственные должности Магаданской области» (далее – Закон Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 564-ОЗ), в целях совершенствования качества их работы и укрепления служебной дисциплины.

Текст Указа официально опубликован 13 марта 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) за № 4900201903130001.

В настоящее время Указ действует в редакции указа губернатора Магаданской области от 22 мая 2019 года № 124-у «О внесении изменений в указ губернатора Магаданской области от 4 марта 2019 года № 58-у», 28 мая 2019 года опубликован в приложении к газете «Магаданская правда» № 39 (21201).

Заместитель прокурора Магаданской области обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточненных исковых требований о признании указа губернатора Магаданской области от 4 марта 2019 года № 58-у «О порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области» в редакции указа губернатора Магаданской области от 22 мая 2019 года № 124-у недействующим со дня его принятия.

По мнению прокурора, Указ противоречит пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российский Федерации, части 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частям 1 и 2 статьи 2 Закона Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 654-ОЗ, поскольку региональным законом установлен фиксированный размер ежемесячного денежного поощрения, который выплачивается всем государственным гражданским служащим ежемесячно и не может быть изменен по усмотрению представителя нанимателя в зависимости от совершения ими дисциплинарного проступка.

Прокурор считает, что Указ принят с превышением компетенции, так как региональным законодательством губернатору Магаданской области не предоставлено право определять порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, устанавливать иной размер такого поощрения, в том числе случаи его невыплаты. В этой связи считает, что в оспариваемом нормативном правовом акте содержится коррупциогенный фактор.

Также, по мнению прокурора, Указ нарушает такой конституционный принцип как право на вознаграждение за труд без какой бы на то ни было дискриминации (статья 37 Конституции Российской Федерации), так как статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть применимы к гражданским служащим, в числе которых отсутствует такое дисциплинарное взыскание как лишение гражданского служащего ежемесячного денежного поощрения.

В возражениях на административное исковое заявление губернатор Магаданской области требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать.

Со ссылкой на положения абзаца первого статьи 66, пункта «а» части 2 статьи 92 Устава Магаданской области, утвержденного Законом Магаданской области от 28 декабря 2001 года № 218-ОЗ, выражает несогласие с доводами иска о принятии оспариваемого Указа с превышением компетенции, поскольку названные положения позволяют губернатору Магаданской области регулировать сферу правоотношений, вмененных в его компетенцию, от лица Магаданской области, в том числе посредством принятия указов и (или) распоряжений.

Считает, что позиция прокурора сформулирована без учета норм трудового законодательства, а именно части 7 статьи 11, статьи 22, статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

Относительно мнения административного истца о наличии в Указе коррупциогенного фактора отмечает, что в статье 14 Закона Магаданской области от 9 февраля 2005 года № 553-ОЗ «О государственной службе Магаданской области» действительно определено, что оплата труда гражданского служащего производится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Законом Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 654-ОЗ. Однако указанная сфера правоотношений не может быть ограничена исключительно названными законодательными актами, в том числе в силу действия статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом. При этом вопросы, касающиеся порядка выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим как одного из видов дополнительных выплат, входящих в состав денежного содержания гражданского служащего, Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не урегулированы, в связи с чем к соответствующей сфере, безусловно, применимо трудовое законодательство Российской Федерации.

Полагает, что в силу пункта «а» части 2 статьи 92 Устава Магаданской области губернатор Магаданской области выступает в отношении областных гражданских служащих, замещающих должности государственной службы Магаданской области в органах исполнительной власти, как представитель нанимателя государственного гражданского служащего Магаданской области. Регулирование вопросов, связанных со стимулирующей выплатой, в том числе порядка выплаты ежемесячного денежного поощрения, входит в компетенцию губернатора Магаданской области, соответственно, в оспариваемом Указе отсутствует предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенный фактор.

В судебном заседании заместитель прокурора Магаданской области Серегина Е.В., помощник прокурора Магаданской области Татаренкова Е.В. административный иск поддержали в полном объеме.

Представитель губернатора Магаданской области Соколова Д.А. в судебном заседании полагала оспариваемый прокурором Указ соответствующим федеральному и региональному законодательству, принятым административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в связи с чем просила суд в удовлетворении иска прокурору отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определено, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым пункт 5 части 5 этой же статьи относит ежемесячное денежное поощрение.

В Магаданской области действует закон Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 654-ОЗ «О денежном содержании государственных гражданских служащих Магаданской области, губернатора Магаданской области и лиц, замещающих государственные должности Магаданской области», предметом регулирования которого являются отношения, связанные с оплатой труда государственных гражданских служащих Магаданской области (далее - областные гражданские служащие), губернатора Магаданской области и лиц, замещающих государственные должности Магаданской области.Согласно названному Закону оплата труда областного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования процессуальной служебной деятельности по замещаемой должности государственной гражданской службы Магаданской области (пункт 1 статьи 2).

В силу пункта 2 статьи 2 Закона Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 654-ОЗ денежное содержание областного гражданского служащего состоит из месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью областной гражданской службы и месячного оклада областного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином областной гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания областного гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Подпунктом 5 пункта 4 этой же статьи ежемесячное денежное поощрение в размере двух должностных окладов отнесено к дополнительным выплатам.

4 марта 2019 года указом губернатора Магаданской области № 58-у утвержден Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области (далее –Порядок), которым установлены основания, сроки и условия выплаты государственным гражданским служащим Магаданской области ежемесячного денежного поощрения в размере двух должностных окладов, предусмотренного подпунктом 5 пункта 4 статьи 3 Закона Магаданской области от 23 декабря 2005 года № 654-ОЗ.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ежемесячное денежное поощрение выплачивается областным гражданским служащим, указанным в пункте 2 названного Порядка, каждый месяц в размере двух должностных окладов при условии надлежащего исполнения ими должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и соблюдении служебной дисциплины.

Соотношение начисленного за расчетный период и максимального размеров ежемесячного денежного поощрения лиц, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Магаданской области, руководителей структурных подразделений Правительства Магаданской области, не должно превышать степень достижения целей и целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также при необходимости степень достижения дополнительных показателей и выполнения дополнительных задач по национальным проектам, установленных губернатором Магаданской области и Правительством Магаданской области.

В пункте 3.1 Порядка закреплены основные критерии, определяющие возможность выплаты и размер ежемесячного денежного поощрения, которыми являются: добросовестное и качественное исполнение должностных обязанностей, высокие личные показатели по службе; достижение целей и показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (для лиц, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Магаданской области, руководителей структурных подразделений Правительства Магаданской области); своевременное выполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; качественное и своевременное представление информации и сведений вышестоящим руководителям; соблюдение установленных правил служебного распорядка, должностного регламента, порядка работы со служебной информацией; поддержание квалификации на уровне, достаточном для исполнения должностных обязанностей; хранение государственной или иной охраняемой законом тайны.

Областные гражданские служащие, допустившие служебные упущения и нарушившие служебную дисциплину в расчетном периоде, не представляются к ежемесячному денежному поощрению по следующим основаниям: несвоевременное или некачественное выполнение обязанностей, предусмотренных служебными контрактами и должностными регламентами; нарушение установленного порядка предоставления государственных услуг; несвоевременное или некачественное выполнение заданий, приказов и распоряжений руководителей; совершение прогула, в том числе отсутствие на работе более четырех часов в течение рабочего дня без уважительных причин; появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения; другие нарушения служебной дисциплины (пункт 3.2 Порядка).

По мнению прокурора, оспариваемый Указ, утвердивший Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области, принят с превышением компетенции, поскольку региональным законодательством губернатору Магаданской области не предоставлено право определять порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения, устанавливать иной размер такого поощрения, в том числе случаи его невыплаты.

Приведенное утверждение прокурора противоречит действующему законодательству.

Согласно части 7 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.

Определение размеров и условий оплаты труда государственных служащих субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом (пункт 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации поощрение работника за добросовестный эффективный труд относится к полномочиям работодателя.

В пункте 2 статьи 92 Устава Магаданской области указано, что нанимателем государственного гражданского служащего Магаданской области является Магаданская область.

В отношении областных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Магаданской области в органах исполнительной власти Магаданской области, представителем нанимателя областного гражданского служащего является губернатор Магаданской области (подпункт «а» пункта 2 статьи 92 Устава Магаданской области).

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод, что губернатор Магаданской области, являясь представителем нанимателя областного гражданского служащего, самостоятельно определяя порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области как дополнительной выплаты в составе денежного содержания областных гражданских служащих, действовал в рамках предоставленной ему компетенции.

Компетенция при издании оспариваемого нормативного правового акта, а также его форма, порядок опубликования и вступления в законную силу, предусмотренные статьями 4 и 5 Закона Магаданской области от 26 декабря 2013 года № 1674 «О губернаторе Магаданской области и Правительстве Магаданской области», статьей 69 Устава Магаданской области, соблюдены.

Утверждение прокурора о том, что лишение областного гражданского служащего ежемесячного денежного поощрения за нарушение трудовой дисциплины нарушает такой конституционный принцип как право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (статья 37 Конституции Российской Федерации), несостоятельно.

Применение к государственному гражданскому служащему предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе мер дисциплинарной ответственности не исключает само по себе лишение его ежемесячного денежного поощрения.

По своей правовой природе ежемесячное денежное поощрение является выплатой, стимулирующей профессиональную деятельность государственного гражданского служащего, а именно соблюдение им служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленного в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами государственного органа и служебным контрактом, в связи с чем ее выплата всем областным государственным гражданским служащим не достигнет цели такой выплаты. Иное означало бы умаление принципов оплаты труда лиц, состоящих на государственной гражданской службе.

По изложенным выше основаниям суд не усматривает нарушений подпункта «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в силу которого принятие нормативного правового акта за пределами компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором.

Исходя из характера и предмета спора, суд приходит к выводу, что указ губернатора Магаданской области от 4 марта 2019 года № 58-у в редакции указа губернатора Магаданской области от 22 мая 2019 года № 124-у соответствует положениям действующего федерального и регионального законодательства, в связи с чем требование прокурора о признании данного Указа недействующим со дня его принятия не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 296-298 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Магаданской области о признании указа губернатора Магаданской области от 4 марта 2019 года № 58-у «О порядке выплаты ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Магаданской области» в редакции указа губернатора Магаданской области от 22 мая 2019 года № 124-у недействующим со дня его принятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 июня 2019 года.

Председательствующий Л.Н. Баюра