УИД 49OS0000-01-2021-000015-98
Дело № 3а-2/2022
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2022 года город Магадан
Магаданский областной суд в составе:
председательствующего судьи Баюры Л.Н.,
при секретаре Кулаковой А.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, прокурора Носикова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» к департаменту имущественных и земельных отношений Магаданской области о признании недействующими отдельных положений приложений к Перечням объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в 2018-2021 годах, утвержденным распоряжениями департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 27 декабря 2017 года № 721/123, от 24 декабря 2018 года № 742/123, от 27 декабря 2019 года № 854/123, от 23 декабря 2020 года № 769/23, со дня принятия оспариваемых распоряжений, взыскании расходов по уплате государственной пошлины,
установил:
распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области (далее – Департамент) от 27 декабря 2017 года № 721/123 в приложении № 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в 2018 году (далее – Перечень на 2018 год).
Распоряжением Департамента от 24 декабря 2018 года № 742/123 в приложении № 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в 2019 году (далее – Перечень на 2019 год).
Распоряжением Департамента от 27 декабря 2019 года № 854/123 в приложении № 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в 2020 году (далее – Перечень на 2020 год).
Распоряжением Департамента от 23 декабря 2020 года № 769/23 в приложении № 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в 2021 году (далее – Перечень на 2021 год).
Впоследствии в указанные распоряжения вносились изменения.
Названные выше нормативные правовые акты размещены в день их принятия в региональной информационной системе «Открытый регион» на официальном сайте Правительства Магаданской области.
В соответствии с пунктом 44 Перечня на 2018 год, пунктом 64 Перечня на 2019 год, пунктом 60 Перечня на 2020 год, пунктом 80 Перечня на 2021 год в данные перечни выключено здание с кадастровым <№...01>, расположенное по адресу: <адрес № 01>.
В соответствии с пунктом 66 Перечня на 2018 год, пунктом 83 Перечня на 2019 год, пунктом 87 Перечня на 2020 год, пунктом 139 Перечня на 2021 год в данные перечни выключено здание с кадастровым <№...02>, расположенное по адресу: <адрес № 02>.
В соответствии с пунктом 72 Перечня на 2018 год, пунктом 87 Перечня на 2019 год, пунктом 62 Перечня на 2020 год, пунктом 83 Перечня на 2021 год в данные перечни выключено здание с кадастровым <№...03>, расположенное по адресу: <адрес № 03>.
В соответствии с пунктом 88 Перечня на 2018 год, пунктом 10 Перечня на 2019 год, пунктом 12 Перечня на 2020 год, пунктом 13 Перечня на 2021 год в данные перечни выключено здание с кадастровым <№...04>, расположенное по адресу: <адрес № 04>.
В соответствии с пунктом 67 Перечня на 2018 год в данный перечень выключено здание с кадастровым <№...05>, расположенное по адресу: <адрес № 05>.
В соответствии с пунктом 105 Перечня на 2018 год в данный перечень выключено здание с кадастровым <№...06>, расположенное по адресу: <адрес № 06>.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее – ПАО «Магаданэнерго», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании перечисленных выше пунктов приложений к Перечням недействующими.
В обоснование своих требований указало, что принадлежащие Обществу вышеназванные здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем включение их в перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2021 годы не соответствует положениям статьи 1.1. Закона Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ «О введении на территории Магаданской области налога на имущество организаций», статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает законные интересы общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Так, согласно Уставу ПАО «Магаданэнерго» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере электроэнергетики. Для обеспечения своей хозяйственной деятельности Общество имеет на праве собственности объекты недвижимости, в том числе объекты с вышеперечисленными кадастровыми номерами, расположенными на арендуемых земельных участках.
Данные объекты недвижимости используются Обществом в соответствии с техническими паспортами зданий и выписками ЕГРН исключительно для собственных нужд, в них располагаются кабинеты сотрудников, комнаты охраны, архивы, мастерские, складские помещения, коридоры, столовые, санузлы, душевые раздевалки, другие производственные и бытовые помещения, и не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В этой связи считает, что документы технического учета рассматриваемых объектов недвижимости, а также виды разрешенного использования арендованных земельных участков под данными зданиями не могут подтверждать их принадлежность к административно-деловым центрам исходя из смысла статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В возражениях на административное исковое заявление Департамент административные исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать.
В частности указал, что 18 октября 2018 года рабочей комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (далее – Комиссия), созданной в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 27 ноября 2014 года, обследованы объекты недвижимости, принадлежащие Обществу.
По результатам обследования Комиссией сделан вывод, что с учетом функционально-технических признаков помещений в составе зданий, принадлежащих ПАО «Магаданэнерго» и включенных в Перечни, а также особенностей эксплуатации этих помещений, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...01>, <№...02>, <№...03>, <№...05> обоснованно включены в Перечни на 2018-2021 годы.
Указанное решение Комиссии административным истцом не обжаловалось.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 названного Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 названного Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На территории Магаданской области налог на имущество организаций, установленный главой 30 НК РФ, введен в действие с 1 января 2014 года в соответствии с Законом Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ «О введении на территории Магаданской области налога на имущество организаций» (далее – Закон Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ).
Департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 9 октября 2014 года № 826-пп определен в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Магаданской области на осуществление полномочий по ежегодному определению перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, направлению данного перечня в налоговые органы и размещению его в региональной информационной системе «Открытый регион» на официальном сайте Правительства Магаданской области.
Постановлением Правительства Магаданской области от 27 ноября 2014 № 993-пп утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка Департамент на основании данных Единого государственного реестра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации) ежегодно, в срок до 1 июля, формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, размещает его в региональной информационной системе «Открытый регион» и осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В силу пунктов 4-6 указанного Порядка заинтересованные лица, в случае несогласия с включением и (или) невключением объекта(ов) недвижимого имущества в Перечень, вправе в течение 30 дней с даты его размещения в региональной информационной системе «Открытый регион» обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении проверки фактического использования здания (строения, сооружения), помещения и вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания (строения, сооружения).
Для рассмотрения заявлений заинтересованных лиц, а также в целях решения иных вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, уполномоченный орган создает комиссию по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Комиссия).
В состав Комиссии, помимо уполномоченного органа, включаются представители министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, министерства сельского хозяйства Магаданской области, Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, ОГБУ «Магаданское областное управление технической инвентаризации».
Из материалов дела следует, что ПАО «Магаданэнерго» в соответствии с Уставом Общества является энергоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере электроэнергетики. Основным видом экономической деятельности Общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, дополнительными видами – торговля электроэнергией, производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (т.1 л.д. 18).
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Обществу на праве собственности принадлежит следующее имущество:
административное здание площадью 1069,1 кв.м, с кадастровым <№...01>, назначение – нежилое, месторасположение: <адрес № 01>. Здание расположено на арендованном земельном участке (собственность Российской Федерации) с кадастровым <№..001> с видом разрешенного использования «Под объектами связи. Производственное здание» (т.1 л.д. 95, 99);
здание площадью 2468,4 кв.м, с кадастровым <№...02>, назначение – нежилое, наименование – «Административно-бытовой корпус», месторасположение: <адрес № 02>. Здание расположено на арендованном земельном участке (собственность Российской Федерации) с кадастровым <№..002> с видом разрешенного использования «Под объект энергетики. Административно-бытовой корпус» (т.1 л.д. 132, 135);
здание площадью 1634,7 кв.м, с кадастровым <№...05>, назначение – нежилое, наименование – «Служебно-бытовой корпус со встроенной столовой на 150 мест», месторасположение: <адрес № 05>. Здание расположено на арендованном земельном участке (собственность Российской Федерации) с кадастровым <№..005> с видом разрешенного использования «Под объект электростанции Магаданской ТЭЦ. Административно-производственная территория» (т.1 л.д. 156, 159);
здание площадью 3196 кв.м, с кадастровым <№...03>, назначение – нежилое, наименование – «Административное здание (Центральный диспетчерский пункт)», месторасположение: <адрес № 03>. Здание расположено на арендованном земельном участке (собственность Российской Федерации) с кадастровым <№..003> с видом разрешенного использования «Деловое управление» (т.1 л.д. 186, 189);
здание площадью 795,7 кв.м, с кадастровым <№...04>, назначение – нежилое, наименование – «Контора управления», месторасположение: <адрес № 04>. Здание расположено на арендованном земельном участке (собственность Российской Федерации) с кадастровым <№..004> с видом разрешенного использования «Под производственную базу» (т.1 л.д. 211, 214);
здание площадью 1632,4 кв.м, с кадастровым <№...06>, назначение – нежилое, наименование – «Административное здание базы», месторасположение: <адрес № 06>. Здание расположено на арендованном земельном участке с кадастровым <№..006> с видом разрешенного использования «Под объекты энергетики – базу «Мехколонны»» (т.1 л.д. 239, 242).
Названные объекты недвижимого имущества включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в 2018 - 2021 годах, утвержденных распоряжениями Департамента от 27 декабря 2017 года № 721/123, от 24 декабря 2018 года № 742/123, от 27 декабря 2019 года № 854/123, от 23 декабря 2020 года № 769/23.
Перечисленные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 378.2 НК РФ, Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 1-пп, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия нормативного правового акта, правил введения в действие, размещены в день их принятия в региональной информационной системе «Открытый регион» на официальном сайте Правительства Магаданской области.
Материалами дела подверждается, что в 2018 году в отношении спорных объектов недвижимости административным ответчиком проводились мероприятия по определению вида фактического использования.
Из актов фактического использования объекта недвижимого имущества от 18 октября 2018 года усматривается, что рабочей группой Комиссии обследованы объекты недвижимости, принадлежащие ПАО «Магаданэнерго»:
административное здание с кадастровым <№...01>, расположенное по адресу: <адрес № 01>, наибольшая часть помещений используется под кабинеты (офисы) и сопутствующую офисную инфраструктуру. Из 1069,1 кв.м общей площади здания в целях делового и административного назначения используется 581,3 кв.м, что составляет 54,4 % от общей площади (т.2 л.д. 80);
административно-бытовой корпус с кадастровым <№...02>, расположенный по адресу: <адрес № 02>, наибольшая часть помещений используется под кабинеты (офисы) и сопутствующую офисную инфраструктуру. Из 2445,3 кв.м общей площади здания в целях делового и административного назначения используется 1118,5 кв.м, что составляет 45,7 % от общей площади (т.2 л.д. 101);.
административное здание с кадастровым <№...03>, расположенное по адресу: <адрес № 03>, наибольшая часть помещений используется под кабинеты (офисы) и сопутствующую офисную инфраструктуру. Из 3196,0 кв.м общей площади здания в целях делового и административного назначения используется 1329,5 кв.м, что составляет 41,6 % от общей площади (т.2 л.д. 86);
нежилое здание «служебно-бытовой корпус» с кадастровым <№...05>, расположенное по адресу: <адрес № 05>, наибольшая часть помещений первого этажа здания используется под продуктовый склад, мясной и овощные цеха, второго этажа – для размещения столовой, третьего этажа – под актовый зал. Из 1634,7 кв.м общей площади здания в целях делового и административного назначения используется 43,3 кв.м, что составляет 2,6 % от общей площади (т.2 л.д. 112).
Судом установлено, что предметом оценки Комиссии также являлись предоставленные ПАО «Магаданэнерго» видеоматериалы по результатам осмотра нежилого здания с кадастровым <№...04>, расположенного по адресу: <адрес № 04>, а также нежилого здания с кадастровым <№...06>, расположенного по адресу: <адрес № 06>.
По результатам обследования спорных объектов недвижимости Комиссией 12 ноября 2018 года принято решение, оформленное протоколом № 17, рекомендовать Департаменту исключить из Перечня на 2019 год: объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым <№...05>, расположенное по адресу: <адрес № 05>; нежилое здание с кадастровым <№...06>, расположенное по адресу: <адрес № 06>, а также оставить в Перечне на 2019 год объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым <№...01>, расположенное по адресу: <адрес № 01>, нежилое здание с кадастровым <№...02>, расположенное по адресу: <адрес № 02>, нежилое здание с кадастровым <№...03>, расположенное по адресу: <адрес № 03>, нежилое здание с кадастровым <№...04>, расположенное по адресу: <адрес № 04> (т.2 л.д.116-118).
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых в части распоряжений Департамента требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилые здания признаются объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены в статье 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость, в том числе такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры.
В целях названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3 статьи 378.2 НК РФ).
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 1.1. Закона Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещения в них с общей площадью 500 кв.м.
Приведенное нормативное регулирование позволяет сделать вывод, что, основанием для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются данные о назначении зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в соответствии с кадастровыми паспортами и (или) документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества, а также данные о видах разрешенного использования земельного участка либо данные о фактическом использовании в целях делового, административного или коммерческого назначения для размещения офисов.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым <№..001>, расположенный по адресу: <адрес № 01>, предоставлен ПАО «Магаданэнерго» на основании договора аренды от 28 сентября 2017 года № 322 для использования под объект связи, производственное здание (т.1 л.д. 99-100).
Земельный участок с кадастровым <№..002>, расположенный по адресу: <адрес № 02>, предоставлен ПАО «Магаданэнерго» на основании договора аренды от 5 февраля 2007 года № 312/3-2007 для использования под здание административно-бытового корпуса (т.2 л.д. 205).
Земельный участок с кадастровым <№..005>, расположенный по адресу: <адрес № 05>, предоставлен ПАО «Магаданэнерго» на основании договора аренды от 3 июля 2001 года № АГ-49-09-03-04760 для использования под объекты электростанции Магаданской ТЭЦ (т.1 л.д. 159-160).
Земельный участок с кадастровым <№..004>, расположенный по адресу: <адрес № 04>, предоставлен ПАО «Магаданэнерго» на основании договора аренды от 26 октября 2007 года № 121 для использования под производственную базу (т.1 л.д. 214-215).
Земельный участок с кадастровым <№..006>, расположенный по адресу: <адрес № 06>, предоставлен ПАО «Магаданэнерго» на основании договора аренды от 18 декабря 2014 года № 38-С для использования под объекты энергетики - базу «Мехколонны» (т.1 л.д. 242-243).
Приведенные виды разрешенного использования земельных участков не предусматривают размещения на них офисных зданий, делового, административного и коммерческого назначения.
Земельный участок с кадастровым <№..003>, расположенный по адресу: <адрес № 03>, предоставлен ПАО «Магаданэнерго» на основании договора аренды от 15 декабря 2008 года № 1324/55-2008 для целей эксплуатации нежилого здания под «деловое управление» (т.1 л.д. 189, т. 2 л.д. 177).
При этом указанный договор аренды не содержит оговорок о возможности размещения на данном земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых распоряжений Департамента), в соответствии с которым код 4.1 «деловое управление» разрешает использовать земельный участок для размещения объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершений сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Таким образом, данный код Классификатора видов разрешенного использования земельных участков прямо не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
По смыслу статьи 378.2 НК РФ объект налогообложения возможно включить в перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка только в том случае, если его обозначение совпадает с указанием на использование земельного участка в качестве предназначенного для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Вид разрешенного использования земельных участков под спорными объектами недвижимости не позволяет сделать однозначный вывод о соответствии их критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ.
Как следует из приложений к актам фактического использования объекта недвижимого имущества от 18 октября 2018 года, в нежилых зданиях, принадлежащих административному истцу, в большей их части располагаются помещения, предназначенные для размещения сотрудников Общества (кабинеты, посты охраны, операционные залы), бытовые и производственные помещения, а также вспомогательные помещения (туалеты, кладовые, душевые раздевалки, коридоры и пр.) (т.2 л.д. 81-83,87-94,102-107,113-115).
Согласно пояснениям представителя административного истца в судебном заседании помещения, расположенные в спорных объектах недвижимости, используется Обществом исключительно для ведения его административно-хозяйственной деятельности.
Фактическое использование нежилых помещений, за исключением отдельных помещений (кабинет № 15 площадью 34,2 кв.м, кабинет № 17 площадью 11,05 кв.м, помещение № 5 в подвале здания площадью 23,8 кв.м, расположенных в здании с кадастровым <№...01> (т.2 л.д. 218)), соответствует экспликации к поэтажным планам, содержащейся в технических паспортах спорных объектов недвижимости. Данная техническая документация не предусматривает размещение офисных помещений и сопутствующей офисной инфраструктуры (т.1 л.д. 92, 94, 117,121-122,124-125, 147-148, 150,152, 175-176, 178-179, 181-182,184-185, 207-208, 229, 231, 234, 237).
Таким образом, наименования и назначение используемых Обществом нежилых помещений не позволяет сделать вывод о том, что спорные нежилые здания используются административным истцом в целях делового, административного и коммерческого назначения и отвечают вышеприведенным критериям.
Вопреки доводам административного ответчика содержащаяся в актах фактического использования объекта недвижимого имущества от 18 октября 2018 года информация не подтверждает фактическое использование спорных зданий для размещения офисов делового и коммерческого назначения более 20% от общей площади зданий, поскольку назначение кабинетов неравнозначно понятию офис.
Принимая во внимание, что мероприятия по обследованию принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с целью определения вида их фактического использования и включения в Перечень на 2018 год не проводились, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...01>, <№...06>, <№...04>, <№...03>, <№...05>, <№...02> не подлежали включению в данный перечень, поскольку не могли быть признаны безусловно определенными в целях применения положений 378.2 НК РФ.
Также установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечни на 2019-2021 годы, в том числе по фактическому использованию принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...01>, <№...04>, <№...03>, <№...02>, поскольку данные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем вопреки требованиям части 6 статьи 213 КАС РФ относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ, и необходимым для включения их в Перечни 2018-2021 годов, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Статьей 6 НК РФ предусмотрено, что нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим данному Кодексу, в том числе в случае, если такой акт отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации или вводит обязанности, не предусмотренные названным Кодексом, или изменяет определенное данным Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таком положении оспариваемые пункты приложений к распоряжениям Департамента от 27 декабря 2017 года № 721/123, от 24 декабря 2018 года № 742/123, от 27 декабря 2019 года № 854/123, от 23 декабря 2020 года № 769/23 нельзя признать соответствующими статье 378.2 НК РФ и статье 1.1 Закона Магаданской области от 20 ноября 2003 года № 382-ОЗ.
Изложенные обстоятельства являются основанием для удовлетворения административных исковых требований ПАО «Магаданэнерго».
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства, а оспариваемые положения распоряжений Департамента от 27 декабря 2017 года № 721/123, от 24 декабря 2018 года № 742/123, от 27 декабря 2019 года № 854/123, от 23 декабря 2020 года № 769/23 вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, со дня их принятия, а также учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в спорный период, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты приложений к указанным перечням подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжений, так как иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в региональной информационной системе «Открытый регион» на официальном сайте Правительства Магаданской области - 49gov.ru.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу ПАО «Магаданэнерго» подлежит взысканию уплаченная платежным поручением от 16 декабря 2021 года № 15303 государственная пошлина в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты № № 44, 66, 67, 72, 88, 105 приложения к распоряжению департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 27 декабря 2017 года № 721/123 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2018 году» в редакции распоряжений департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 7 февраля 2018 года № 55/123, от 10 января 2020 года № 6/23.
Признать недействующими со дня принятия пункты № № 10, 64, 83,87 приложения к распоряжению департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 24 декабря 2018 года № 742/123 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2019 году» в редакции распоряжений департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 20 марта 2019 года № 212/123, от 10 января 2020 года № 6/23.
Признать недействующими со дня принятия пункты № № 12, 60, 62, 87 приложения к распоряжению департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 27 декабря 2019 года № 854/123 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2020 году».
Признать недействующими со дня принятия пункты № № 13, 80, 83, 139 приложения к распоряжению департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 23 декабря 2020 года № 769/23 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в 2021 году» в редакции распоряжения департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области от 18 июня 2021 года № 390/23.
Взыскать с департамента имущественных и земельных отношений Магаданской области в пользу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.
Обязать департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении в региональной информационной системе «Открытый регион» на официальном сайте Правительства Магаданской области – 49gov.ru.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (город Новосибирск) через Магаданский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 24 февраля 2022 года.
Судья Л.Н. Баюра