НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского городского суда (Магаданская область) от 21.09.2022 № 2А-2559/2022

Дело № 2а-2559/2022

УИД 49RS0001-01-2022-003609-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,

при секретарях Коршковой О.В., Кальжановой О.В.,

с участием представителя административного ответчика УФНС России по Магаданской области Хавановой О.В.,

в отсутствие административного истца Аверкова Ю.В., представителя заинтересованного лица ООО СК "Сбербанк страхование жизни",

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда в городе Магадане административное дело по административному иску Аверкова Юрия Васильевича к Управлению Федеральной налоговой службы России по Магаданской области о взыскании суммы излишне уплаченного налога, процентов, расходов по уплате государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Аверков Ю.В. обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области (далее – УФНС России по Магаданской области) о взыскании суммы излишне уплаченного налога, процентов, расходов по уплате государственной пошлины.

Требования мотивировал тем, что им 26.04.2019 заключен с ПАО "Сбербанк России" кредитный договор, при заключении которого выразил согласие быть застрахованным в ООО СК "Сбербанк страхование жизни". Срок действия договора страхования от 26.04.2019 определен до 11.05.2036 включительно.

Истец отмечает, что для оплаты ежегодного страхового взноса им в кассу страховой компании внесено 80 053 руб. 39 коп. Обязательства по кредитному договору им выполнены досрочно в полном объеме в сентябре 2019 года, а в мае 2020 года договор страхования расторгнут.

Согласно договору страхования при досрочном его прекращении после вступления в силу страховщик в случаях, предусмотренных правилами страхования, выплачивает выкупную сумму в пределах сформированного страхового резерва на день прекращения договора страхования. Из приведенной к договору страхования таблицы размеров гарантированных выкупных сумм усматривается, что право на получение выкупной суммы по договору страхования наступает у страхователя 11.05.2021. Истец отмечает, что на момент расторжения кредитного договора и договора страхования, а именно на сентябрь 2019 года право на получение выкупной суммы у него не наступило, а потому дохода в виде выкупной суммы от страховщика получено не было.

В сентябре 2021 года, получив налоговое уведомление на сумму 10 407 руб., истец уплатил сумму налога на доходы физических лиц, а для выяснения правомерности начисления налога обратился посредством электронной почты в ПАО "Сбербанк России" с просьбой разъяснить какие сведения о доходах были направлены в налоговый орган.

23.09.2021 им получен ответ начальника отделения клиентского сервиса ООО СК "Сбербанк страхование жизни", согласно которому страховая компания скорректировала сведения и направила в федеральную налоговую службу. После чего истец обратился в УФНС России по Магаданской области с просьбой вернуть сумму уплаченного налога в размере 10 407 руб., поскольку правовых оснований для его начисления и взыскания не имелось.

Согласно справке УФНС России по Магаданской области № 391 от 21.12.2021 социального налогового вычета, предусмотренного подп. 4 п. 1 ст.219 НК РФ, за 2019 год им получено не было.

Цитируя положения действующего законодательства, Аверков Ю.В. указывает, что поскольку им не был получен доход в виде выплаты страховой компанией выкупной суммы, не получен социальный налоговый вычет, направление ООО СК "Сбербанк страхование жизни" в адрес налогового органа аннулирующих справок 2-НДФЛ, принимая во внимание, что у него отсутствуют какие-либо недоимки, а также подлежащие взысканию (уплате) пени и штрафы, полагает, что взыскание с него денежных средств в размере 10407 руб. в счет уплаты налога на доходы физических лиц является незаконным и необоснованным, а потому эта сумма подлежит возврату.

На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу сумму излишне уплаченного налога в размере 10 407 руб., проценты, начисленные на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, в размере 73 161 руб. 21 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 707 руб. 05 коп.

Поскольку требования Аверкова Ю.В. связаны с оспариванием действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции по вопросу излишне уплаченного налога, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, то определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 31.08.2022, суд перешел к рассмотрению заявленных Аверковым Ю.В. требований в порядке административного судопроизводства. Изменено процессуальное положение лиц, участвующих в деле, - истца Аверкова Ю.В. на административного истца, ответчика УФНС России по Магаданской области – на административного ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО СК "Сбербанк страхование жизни" – на заинтересованное лицо.

Административный истец Аверков Ю.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Административный истец увеличил размер процентов, просил взыскать проценты на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, за период со 02.11.2021 по 31.08.2022 в размере 110 227 руб. 24 коп.

Указанное увеличение размера исковых требований административного истца принято к рассмотрению.

Представитель административного ответчика УФНС России по Магаданской области по доверенности Хаванова О.В. административные исковые требования не признала, поддержав письменные возражения, в которых указано, что на основании справок по форме 2-НДФЛ, направленных в их адрес налогового органа ООО "СК "Сбербанк страхование жизни" от 24.02.2021 № 1077 и от 26.02.2021 № 60375, свидетельствующих о получении Аверковым Ю.В. дохода в 2020 году и не удержанием налоговым агентом суммы НДФЛ в размере 10 407 руб., налоговым органом в адрес налогоплательщика Аверкова Ю.В. направлено сводное налоговое уведомление от 01.09.2022 № 56393178 об уплате НДФЛ за 2020 год в размере 10 407 руб. Уплата НДФЛ в сумме 10 407 руб. произведена Аверковым Ю.В. 07.09.2021 и в этот же день административным истцом посредством электронного сервиса ФНС России "личный кабинет налогоплательщика" в налоговый орган направлено обращение об ошибочном начислении суммы НДФЛ в размере 10407 руб. в виду неполучения дохода. 23.09.2021 в адрес Аверкова Ю.В. направлен ответ о необходимости уточнения информации о датах получения дохода, виде его получения и суммах у источника информации. 20.10.2021 повторно поступило обращение налогоплательщика об ошибочном начислении НДФЛ и возврате суммы налога со ссылкой на письмо Сбербанка от 23.09.2021. 02.11.2021 в адрес Аверкова Ю.В. направлен ответ, которым налогоплательщику сообщено, что уточненных сведений от налогового агента не поступало. Административный ответчик отмечает, что при подготовке письменных возражений на требования Аверкова Ю.В., заявленные в рамках настоящего дела, установлено, что 29.10.2021 от ООО "СК Сбербанк страхование жизни" в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи поступили уточненные справки по форме 2-НДФЛ в отношении Аверкова Ю.В. от 28.10.2021 № 60375 и № 1077 с нулевыми показателями. Указанная информация не была учтена налоговым органом при даче ответа административному истцу, поскольку на момент ответа уточненные справки не прошли предусмотренный Порядком форматный контроль. Административный ответчик отмечает, что возврат денежных средств из бюджета носит заявительный характер и осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении, однако Аверковым Ю.В. заявление на возврат излишне уплаченного НДФЛ по установленной форме в налоговый орган не представлено.

В дополнениях к возражениям представитель административного ответчика Хаванова О.В. указывает на неправильность расчета административным истцом процентов, по ее мнению, сумма процентов за период с 20.11.2021 по 21.09.2022 составляет 982 руб. 68 коп.

Заинтересованное лицо ООО СК "Сбербанк страхование жизни", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах его неявки суду не сообщило.

Суд, руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в дело, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Подпунктом 4 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в налоговый орган от ООО "СК "Сбербанк страхование жизни" поступила справка о доходах и суммах налога физического лица Аверкова Ю.В. за 2020 год от 24.02.2021 № 1077, согласно которой налогоплательщик Аверков Ю.В. в 2020 году получил облагаемый по ставке 13 % доход в сумме 80 053 руб. 39 коп. Сумма исчисленного налога составила 10 407 руб., однако указанная сумма налога не удержана налоговым агентом.

Указанная справка явилась основанием для направления Аверкову Ю.В. налогового уведомления от 01.09.2021 № 56393178 о необходимости уплатить не позднее 01.12.2021, в том числе НДФЛ за 2020 год, не удержанный налоговым агентом, в сумме 10 407 руб.

Согласно платежному поручению от 07.09.2021 № 186892 налогоплательщиком произведена уплата налога в сумме 10 407 руб.

Статья 78 НК РФ предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п. 1).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (п. 2).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 3).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 6).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (п. 7).

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 8).

В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.

В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика (п. 10).

07.09.2021 Аверков Ю.В. обратился в УФНС по Магаданской области с заявлением в свободной форме, в котором указывал, что сумма налога 10 407 руб. за 2020 год начислена ему ошибочно, он не получал налогооблагаемого дохода, страховых выплат от Сбербанка не получал, поскольку договор страхования был расторгнут, и кроме убытков в виде оплаты первого взноса в сумме 80 000 руб. ничего не получал.

На указанное письмо Аверкову Ю.В. дан ответ от 23.09.2021 № 12-13/015367@, в котором сообщено, что для уточнения информации о датах получения дохода, виде его получения, суммах полученного дохода и суммах налога необходимо обращаться к ООО "СК "Сбербанк страхование жизни".

20.10.2021 года Аверков Ю.В. вновь направил в налоговый орган интернет-обращение, в котором указывал, что согласно сообщению Сбербанка России он не получал доход по договору страхования, о чем указанный орган направил письмо от 23.09.2021, однако по настоящее время перерасчет произведен не был, сумма ошибочно исчисленного налога в размере 10 407 руб. не возвращена. В указанном обращении Аверков Ю.В. просил возвратить на счет в личном кабинете налогоплательщика 10 407 руб.

В письме от 02.11.2021 № 12/-12/017714@ Аверкову Ю.В. разъяснен порядок налогообложения страховых выплат по договорам страхования и указаны основания в связи с которыми ему произведено начисление НДФЛ за 2020 год, а также указано, что в случае неверного заполнения справки по форме 2-НДФЛ налоговый агент обязан предоставить уточненные сведения, с отражением достоверной информации, так как Управление не является собственником информации и не обладает полномочиями по ее корректировке.

Вместе с тем, в период с момента обращения Аверкова Ю.В. в налоговый орган 20.20.2021 и по день дачи Управлением ответа Аверкову А.Ю. от 02.11.2021 в УФНС России по Магаданской области 29.10.2021 поступила от ООО "СК "Сбербанк страхование" информация, а именно справка о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год от 29.10.2021, об отсутствии у Аверкова Ю.В. в 2020 году дохода, подлежащего налогообложению.

Получение налоговым органом от ООО "СК "Сбербанк страхование" 29.10.2021 информации о неполучении Аверковым Ю.В. в 2020 году дохода, подлежащего налогообложению, не отрицалось представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела. Также представителем административного ответчика не отрицалось, что у административного истца отсутствовали недоимки по налогам, задолженность пеням и штрафам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что 29.10.2021 у административного истца возникло право на возврат излишне уплаченного налога в размере 10 407 руб.

Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснила, что заявления о возврате излишне уплаченного налога по установленной форме налогоплательщиком Аверковым Ю.В. в Управление не представлено, а осуществить возврат излишне уплаченного налога на счет в личном кабинете налогоплательщика не представлялось возможным, в связи с наличием у налогового органа информации о нескольких открытых на имя Аверкова Ю.В. счетах.

Срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате.

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

Указанная форма содержит требования о необходимости указания налогоплательщиком, в том числе, сведений о документе, удостоверяющем личность, о счете, на который надлежит перевести излишне уплаченный налог.

Поскольку административным истцом не было подано в установленной форме заявления о возврате излишне уплаченного налога, то у УФНС России по Магаданской области не возникло обязанности по возврату данного излишне уплаченного налога.

В связи с отсутствием со стороны административного ответчика нарушений срока возврата суммы излишне уплаченного налога, не подлежат начислению и выплате Аверкову Ю.В. исчисленные в порядке п. 10 ст. 78 НК РФ проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Аверкова Ю.В. о взыскании с УФНС России по Магаданской области процентов за период с 02.11.2021 по 31.08.2022 в сумме 110 227 руб. 24 коп. надлежит отказать.

Вместе с тем, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров по искам налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а в соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ досудебный (административный) порядок урегулирования споров предусмотрен только для случаев обращения налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительными актов ненормативного характера, действий (бездействия) налоговых органов, то требуя возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик вправе сам решать куда ему обращаться в налоговый орган или в суд.

В связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения на УФНС России по Магаданской области обязанности возвратить Аверкову Ю.В. сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2020 года в размере 10 407 руб. на счет, указанный административным истцом по требованию суда.

Разрешая вопрос о размере судебных расходов на уплату государственной пошлины, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 103 КАС РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).

Поскольку требования административного истца удовлетворены частично, то с административного ответчика в пользу Аверкова Ю.В. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям, то есть в сумме 337 руб. 3 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично административные исковые требования Аверкова Юрия Васильевича.

Возложить на Управление Федеральной налоговой службы России по Магаданской области (ОГРН 1044900037291) обязанность возвратить Аверкову Юрию Васильевичу (паспорт серии <данные изъяты>) сумму излишне уплаченного налога в размере 10 407 (десять тысяч четыреста семь) рублей на счет №, открытый в <данные изъяты>".

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Магаданской области (ОГРН 1044900037291) в пользу Аверкова Юрия Васильевича (паспорт серии <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 337 (триста тридцать семь) рублей 03 копейки.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Аверкову Юрию Васильевичу отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме (с учетом выходных дней) – 5 октября 2022 года.

Судья Н.Е. Вигуль