НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского городского суда (Магаданская область) от 06.09.2023 № 2-3005/2023

Дело № 2-3005/2023

УИД 49RS0001-01-2023-003555-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Магаданский городской суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Вигуль Н.Е.,

при секретаре ФИО3,

в отсутствие участников процесса и их представителей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о восстановлении пропущенного срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Фонду социального страхования Государственное учреждение – Магаданское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о восстановлении срока для обращения за пособием по временной нетрудоспособности, возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании пособия по временной нетрудоспособности.

В связи с реорганизацией Фонда социального страхования Государственное учреждение – Магаданское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ определено считать верным наименование ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>).

Исковые требования ФИО1 мотивировала тем, что со ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного контракта -к о прохождении государственной гражданской службы Магаданской области она занимала должность консультанта отдела по контролю в сфере закупок для нужд Магаданской области управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области. Указанный контракт расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

Истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ МОГБУЗ «Городская поликлиника» ей открыт листок нетрудоспособности на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске и на основании ее заявления и листка временной нетрудоспособности отпуск был продлен приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к. Таким образом, у работодателя имелась информация об открытии листка нетрудоспособности, однако до настоящего времени оплата по листку нетрудоспособности не произведена.

ФИО1 отмечает, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ попытка устно решить вопрос оплаты листка нетрудоспособности к положительному результату не привела, в связи с чем ею ДД.ММ.ГГГГ подана работодателю служебная записка, содержащая просьбу о принятии соответствующих мер.

ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес от министра финансов <адрес> поступил ответ , согласно которому решить вопрос об оплате листка нетрудоспособности за счет средств ОСФР по <адрес> не представляется возможным по причине отказа ОСФР по <адрес> в рассмотрении документов в связи с попуском срока предъявления листка нетрудоспособности, установленного ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Истец обращает внимание, что в результате рассмотрения ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> установлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем министру финансов <адрес> внесено представление.

Ссылаясь на Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, истец указывает, что ее вины в пропуске срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности нет, так как у работодателя имелись сведения об открытии листка нетрудоспособности для своевременной их подачи в ОСФР по <адрес>. Кроме того, работодатель подтверждает, что листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ загружен через централизованную подсистему «АС «Смета» информационной системы управления общественными финансами «Региональный бюджет <адрес>» сотрудником министерства финансов <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного истец просит суд восстановить пропущенный срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности ; обязать министерство финансов <адрес> направить сведения по электронному листку нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ в ОСФР по <адрес>; при восстановлении пропущенного срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности обязать ОСФР по <адрес> выплатить пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности .

В судебное заседание участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

От истца ФИО1 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В письменном пояснении ответчик ОСФР по <адрес> указывает, что ДД.ММ.ГГГГ посредством электронного документооборота Министерством финансов <адрес> в ОСФР по <адрес> был представлен реестр на оплату пособия по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности с периодом оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на застрахованное лицо ФИО1 ОСФР по <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении документов страхователя, ввиду отсутствия уважительной причины пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСФР по <адрес> поступило обращение страхователя от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу оплаты электронного листка нетрудоспособности на застрахованное лицо ФИО1 с указанием причины пропуска срока, заключавшейся в сбое программного комплекса. В ответ на данное обращение ОСФР по <адрес> указало, что в его компетенцию не входит признание причины пропуска срока обращения за пособием уважительной. По мнению ОСФР по <адрес>, при обращении за пособием по истечении шестимесячного срока решение о его назначении может быть принято в исключительных случаях при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Ответчик просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя.

В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо министерство финансов <адрес> указывает, что о закрытии листка нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГФИО4 было сообщено в управление государственной службы и кадров аппарата <адрес> и <адрес>, которое на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет полномочия по кадровому обеспечению. ФИО1 не разъяснен порядок направления листка нетрудоспособности на оплату в ГКУ МО «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности». В 2022 году выгрузка электронного листка нетрудоспособности осуществлялась сотрудниками министерства финансов <адрес> через централизованную подсистему «АС «Смета» информационной системы управления общественными финансами «Региональный электронный бюджет <адрес>». Выгрузка листка нетрудоспособности из Единого портала государственных услуг Российской Федерации возможна только по номеру, предоставляемому сотрудником, которому выдан листок нетрудоспособности. В связи с этим листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ был загружен сотрудником министерства финансов <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ, когда ФИО1 сообщила номер больничного листка. В этот же день бухгалтером ГКУ МО «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» был произведен расчет листка нетрудоспособности и оплачено 3 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет средств работодателя, оставшиеся 9 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат оплате за счет ОСФР по <адрес>. Реестр на оплату был направлен в ОСФР по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, однако ОСФР по <адрес> в оплате листка нетрудоспособности отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ. Третье лицо Министерство финансов <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд на основании ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Пункт 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусматривает, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания (ч. 1).

При обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 3).

В силу ч. 15 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ сведения о застрахованном лице, полученные страхователем, передаются им в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее трех рабочих дней со дня их получения.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страховщик назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а единовременное пособие при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

Из копии служебного контракта -к следует, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность государственной гражданской службы <адрес> – консультанта-ревизора отдела внутреннего государственного контроля управления государственного финансового контроля министерства финансов <адрес>.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 была временно нетрудоспособна, в связи с чем ей выдан электронный листок нетрудоспособности » .

Таким образом, обращение за пособием по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности должно было быть произведено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом (распоряжением) министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО1 о продлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании листка временной нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ последней предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск 3 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В служебной записке от ДД.ММ.ГГГГ на имя министра финансов <адрес>ФИО1 указывала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ оплата по листку нетрудоспособности не произведена, в связи с чем просила принять соответствующие меры.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 министр финансов <адрес> сообщил, что листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ был загружен через централизованную подсистему «АС «Смета» информационной системы управления общественными финансами «Региональный электронный бюджет <адрес>» сотрудником министерства финансов <адрес> только ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день бухгалтером ГКУМО «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» был произведен расчет листка нетрудоспособности и оплачено 3 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет средств работодателя, оставшиеся 9 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат оплате за счет средств ОСФР по <адрес>. Реестр на оплату отправлен в ОСФР по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменного отзыва министерства финансов <адрес> на исковое заявление также следует, что последним выплачено ФИО1 пособие за первые три дня временной нетрудоспособности пособие по листку нетрудоспособности .

Решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в рассмотрении документов (сведений), представленных для назначения (возмещения) пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 в связи с нарушением сроков обращения.

Министерство финансов <адрес> в лице директора ГКУ МО «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» ДД.ММ.ГГГГ обратилось с письмом в ОСФР по <адрес>, в котором просило рассмотреть вопрос оплаты электронного листка нетрудоспособности за период нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1, указывая на то, что причиной нарушения срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности по истечению шестимесячного срока является сбой программного комплекса.

Директору ГКУ МО «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности» ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по <адрес> сообщило, что признание причины уважительной, а именно сбой в программном комплексе, в компетенцию ОСФР по <адрес> не входит. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 прокуратура <адрес> сообщила, что в результате рассмотрения ее обращения по вопросу оплаты министерством финансов <адрес> листка нетрудоспособности по выявленным нарушениям прокуратурой <адрес> министру финансов <адрес> внесено представление. ФИО1 разъяснено ее право на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, в котором согласно пункту 6 уважительной причиной пропуска срока могут быть признаны иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

По мнению суда, сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности не может являться основанием для лишения его права на получение такого пособия.

Принимая во внимание изложенные ранее обстоятельства, то, что срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности обусловлен объективными обстоятельствами, то есть уважительными причинами, указанный шестимесячный срок пропущен, в том числе по вине работодателя, учитывая характер спора, связанного с защитой социальных прав, а также то, что истец является юридически неграмотной, не знала об установленных законом сроках обращения за пособием по временной нетрудоспособности, срок пропущен незначительно, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления истцу ФИО1 пропущенного срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности .

Вместе с тем, учитывая процессуальный статус министерства финансов <адрес> – третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении обязанности на министерство финансов <адрес> направить сведения по электронному листку нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и потому, что министерство финансов <адрес> указывало, а ОСФР по <адрес> не оспаривало тот факт, что реестр на оплату пособия по временной нетрудоспособности по электронному листку нетрудоспособности с периодом оплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ направлен в ОСФР по <адрес> и получен последним ДД.ММ.ГГГГ.

Рассматривая исковые требования ФИО1 в части возложения обязанности на ОСФР по <адрес> выплатить пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности , суд приходит к следующему.

В силу принципа разделения властей, установленного статьями 10 и 11 Конституции РФ, судебное решение по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти. Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом при реализации своих полномочий.

Таким образом, в рассматриваемом случае, по мнению суда, на ОСФР по <адрес> следует возложить обязанность в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда решить вопрос о возможности назначения и выплате пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 по листку нетрудоспособности .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить частично исковые требования ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о восстановлении пропущенного срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, возложении обязанности совершить определенные действия.

Восстановить ФИО1 срок обращения за пособием по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности .

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН <***>) обязанность в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда решить вопрос о возможности назначения и выплате пособия по временной нетрудоспособности ФИО1 ( по листку нетрудоспособности .

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в остальной части.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.

Установить срок изготовления решения суда в окончательной форме (с учетом выходных дней) – 13 сентября 2023 года.

Судья Н.Е. Вигуль