НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского городского суда (Магаданская область) от 06.08.2020 № 2А-1834/20206АВГУ

Дело № 2а-1834/2020 6 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В составе:

судьи Марковой О.Ю.

при секретаре Садыковой А.Б.

в присутствии: представителя административного истца – Карташевой В.А., действующей на основании доверенностей от 10.02.2020 № 12, имеющей юридическое образование, заинтересованных лиц: главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области Г., Л., Д., О., Т., Ж., Е.

в отсутствие: представителя Государственной инспекции труда в Магаданской области

рассмотрев в помещении Магаданского городского суда в открытом судебном заседании в городе Магадане 6 августа 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал» к Государственной инспекции труда в Магаданской области о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1 и 3,

УСТАНОВИЛ:

МУП г. Магадана «Водоканал» обратилось в Магаданский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что 9.04.2019 Государственной инспекцией труда в Магаданской области (далее - ГИТ) вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.

Считает, что указанное предписание в части пунктов 1 и 3 является необоснованным и подлежит отмене, т.к. в пункте 1 контролирующим органом сделан вывод о том, что административный истец в нарушение ч. 3 ст. 152 ТК РФ и п. 3.7 коллективного договора при подсчете сверхурочных часов, подлежащих оплате в повышенном размере, исключил из их количества часы работы в нерабочие праздничные дни, отработанные работниками в пределах нормы рабочего времени. Однако согласно пункту 3.3. коллективного договора в структурных подразделениях с непрерывно действующим производством, к которым отнесен участок энергослужбы, где количество часов не соответствует установленной норме рабочего времени вводится сменный режим работы, где применяется суммированный учет рабочего времени; учетный период составляет квартал. По окончании учетного периода работодателем определяется количество сверхурочных часов, подлежащих дополнительной оплате. Сверхурочные часы при суммированном учете определяются как разница между фактически отработанным временем и нормой рабочего времени и исключением времени работы в нерабочие и праздничные дни, оплаченные в повышенном размере.

В период 2019 года (1, 2 и 4) квартал производилась доплата за работу в праздники и выходные согласно табелям учета рабочего времени. Указанная доплата производилась за работу в праздники и выходные дни, которые совпадали с рабочими днями в соответствии с графиком сменности. При этом часы работы, приходящиеся на праздники и выходные дни и совпадающие с часами работы по графику сменности были оплачены работникам в двойном размере.

Полагает, что оплата за работу в праздничные дни произведена в соответствии с ст. 153 ТК РФ и не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы в соответствии с ст. 152 ТК РФ.

Пунктом 3 предписания на административного истца возложена обязанность в соответствии со ст. ст. 21, 22, 152, 236 ТК РФ работника Т., Е., О., Ж. произвести перерасчет среднего заработка для оплаты отпускных за 2019 год в полном объеме и с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой, действующей в это время ставки Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Вместе с тем, в связи с возражениями относительно пункта 1 предписания, требование о перерасчете среднего заработка для оплаты отпускных за 2019 год и уплате процентов, также является незаконным, необоснованным и подлежит отмене.

В отношении О. предписание исполнено, подтверждающие документы направлены в адрес административного ответчика.

Просит суд признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1 и 3.

Определением судьи Магаданского городского суда от 13.07.2020 к участию в деле заинтересованных лиц привлечены Л., Д., О., Т., Ж., Е., главный государственный инспектор (по правовым вопросам) Г.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 152 ТК РФ и сложившуюся судебную практику утверждал, что те часы работы, за которые была произведена оплата за работу в праздничные дни, были исключены из общего количества часов, сверхурочно отработанных работниками за учетный период, поскольку ранее уже была произведена их оплата в двойном размере, т.е. фактически за работу в праздники. Несмотря на графики сменности работники получали оплату в двойном размере. Утверждал, что предписание вынесено с превышением предоставленных главному государственному инспектору полномочий, поскольку нарушения не являются очевидными и имеются признаки индивидуального трудового спора. Считает, что срок обращения в суд не пропущен, т.к. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлен 3-х месячный срок обращения в суд. Положения ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации применяются для обжалования предписаний, выданных по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц только в случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы находятся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального и коллективного трудового спора.

Заинтересованное лицо - главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области Г. возражала против удовлетворения требований, поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации. Суду пояснила, что согласно табелям рабочего времени за 2019 работники привлекаются к работе в нерабочие праздничные дни в соответствии с графиками смен. Исходя из положений ч. 3 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере, не учитывается только та работа в выходные и праздничные дни, которая выполнена работником в эти дни сверх нормы рабочего времени и оплачена в повышенном размере либо компенсирована предоставлением другого дня отдыха. Работа в выходные и праздничные дни, запланированная графиком (выполненная в пределах нормы рабочего времени), сверхурочной не является и не влияет на подсчет сверхурочных часов. Работодатель расчет сверхурочных часов производился следующим образом: из фактически отработанных часов по графику сменности вычиталась норма рабочего времени в отчетном периоде и количество часов, приходящееся на работу в нерабочие праздничные дни, запланированные утвержденными графиками сменности и выполняемые в пределах нормы рабочего времени. Однако работа в нерабочие праздничные дни являлась для работников работой в пределах утвержденных графиков сменности, поэтому исключение данных часов из подсчета сверхурочной работы работодателем произведено необоснованно.

Заинтересованные лица Л., Д., О., Т., Ж., Е. в судебном заседании полагали, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Представитель Государственной инспекции труда в Магаданской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его явка обязательной не признана.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.

На основании статьи 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании, в связи с коллективным обращением работников МУП г. Магадана «Водоканал» Государственной инспекции труда в Магаданской области в период с 13.03.2020 по 9.04.2020 проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

9.04.2020 главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Магаданской области Г. в отношении МУП г. Магадана «Водоканал» вынесено предписание .

Согласно пунктам 1 и 3 указанного предписания на МУП г. Магадана «Водоканал» возложена обязанность в срок до 25.05.2020 в соответствии с ст. 21, 22, 152, 236 ТК РФ работникам Л., Д., Ж., Т., Е., О. произвести оплату работы в сверхурочное время за 1-й квартал 2019; работникам Л., Ж., Т., Е., О. произвести оплату за работу в сверхурочное время за 2-й квартал 2019 в полном объеме; Е., О., Ж. произвести оплату за работу в сверхурочное время за 4-й квартал 2019 в полном объеме, с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации в от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а также в соответствии с ст. ст. 21, 22, 139 236 ТК РФ работникам Т., Е., О., Ж. произвести перерасчет среднего заработка для оплаты отпускных за 2019 год в полном объеме, и с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работа в выходные и нерабочие праздничные дни, установленная графиком сменности (выполненная в пределах нормы рабочего времени) сверхурочной не является, и соответственно, не влияет на подсчет сверхурочных часов. Поскольку работа в нерабочие праздничные дни являлась для работников работой в пределах утвержденных графиков сменности, то исключение указанных часов из подсчета сверхурочной работы работодателем произведено необоснованно. Представленные графики смен на 2019 год (1,2,4 кварталы) предусматривают работу Л., Д., Ж., Т., Е., О. в сверхурочное время, что свидетельствует о нарушении требований ст. 104 ТК РФ; оплата за работу в сверхурочное время произведена не в полном объеме, что является нарушением ст. ст. 21, 22, 136, ч. 3 ст. 152 ТК РФ; поскольку в расчетном периоде Т. (отпуск ДД.ММ.ГГГГ), Е. (отпуск ДД.ММ.ГГГГ), О. (отпуск ДД.ММ.ГГГГ), Ж. (отпуск ДД.ММ.ГГГГ) заработная плата начислялась и выплачивалась не в полном размере, соответственно и расчет среднего заработка начислялась и выплачивалась не в полном размере, соответственно и расчет среднего заработка для оплаты отпуска в указанные периоды произведен не в полном объеме, что является нарушением ст. 139 ТК РФ.

В акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ указано, что требования пунктов 1 и 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части произвести оплату за работу в сверхурочное время работникам и произвести перерасчет сумм отпускных за 2019 год с уплатой процентов (денежной компенсации) не исполнены.

В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (статья 104 Трудового кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

Представленными в дело доказательствами подтверждается, что с Д. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, с Е. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, с Ж. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, с Л. заключен рудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, с О. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, с Т. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого данные работники приняты на должности электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования энергослужбы.

Пунктами 3.3 Правил внутреннего трудового распорядка МУП г. Магадана «Водоканал» от 18.12.2018 и пунктом 3.1 Коллективного договора на 2019-2021 г.г. определено, что для мужчин установлена 40-часовая рабочая неделя; для участка энергослужбы установлен круглосуточный режим работы: дневная смена с 8 час. 00 мин до 20 час.00 мин., ночная смена с 20 час.00 мин. до 8 час. 00 мин., суточная смена с 8 час. 00 мин. до 8 час. 00 мин.

В пункте 3.3 Коллективного договора указано, что в структурных подразделениях предприятия с непрерывно действующим производством (в частности, участок энергослужбы), где количество часов не соответствует установленной норме рабочего времени вводится сменный режим работы, где применяется суммированный учет рабочего времени: для работников, занятых на работах с нормальными условиями труда, учетный период – полугодие; для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, учетный период – квартал.

Согласно производственному календарю на 2019 год норма рабочего времени для работающих по календарю 40 - часовой рабочей недели в часах за период с 1.01.2019 по 31.03.2019 составляет - 454 часа, с 1.04.2019 по 30.06.2019 – 469 часов, с 1.07.2019 по 30.09.2019 - 528 часов, с 1.10.2019 по 31.12.2019 – 519 часов.

Табелями рабочего времени за 2019 подтверждается, что в спорный период времени работниками фактически отработано:

Л.: в январе 144 час., из которых 36 час. в праздничные дни, 36 час. ночные, во вредных условиях труда 12 час., переработка за месяц

-28 час., переработка с начала учетного периода -28 час.; в феврале: 168 час., из которых 4 час. в праздничные дни, 56 час. ночные, во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц 5 час., переработка с начала учетного периода -23 час.; в марте: 184 час., в т.ч. праздничные 8 час., ночные 58 час., во вредных условиях труда 16 час., переработка за месяц 17 час., переработка с начала учетного периода -6 час.

Всего в 1 квартале Л. отработано: 496 час., в т.ч. праздничные 48 час., ночные 162 час.

В апреле 2019 Л. отработал 176 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 62 час., во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц 1 час., переработка с начала учетного периода 1 час.; в мае 156 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 48 час., во вредных условиях труда 13 час., переработка за месяц 1 час., переработка с начала учетного периода 2 час.; в июне 168 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц 5 час., переработка с начала учетного периода 7 час.

Всего в 2 квартале Л. отработано: 500 час., в т.ч. праздничные 24 час., ночные 174 час.

В октябре 2019 Л. отработал 24 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 8 час., во вредных условиях труда 2 час., переработка за месяц -8 час., переработка с начала учетного периода -8 час.; в ноябре 0 час., в декабре 24 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 8 час., во вредных условиях труда 2 час., переработка за месяц 1 час., переработка с начала учетного периода -7 час.;

Всего в 4 квартале Л. отработано: 48 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 16 час.

Д.: в январе 184 час., из которых 48 час. в праздничные дни, 58 час. ночные, во вредных условиях труда 16 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 0 час.; в феврале: 168 час., из которых 12 час. в праздничные дни, 56 час. ночные, во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц -3 час., переработка с начала учетного периода -3 час.; в марте: 163 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 46 час., во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода -3 час.

Всего в 1 квартале Д. отработано: 515 час., в т.ч. праздничные 72 час., ночные 160 час.

В апреле 2019 Д. отработал 0 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 0 час., во вредных условиях труда 0 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 0 час.; в мае 0 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 0 час., во вредных условиях труда 0 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 0 час.; в июне 0 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 0 час., во вредных условиях труда 0 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 0 час.

Всего в 2 квартале Д. отработано: 0 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 0 час.

В октябре 2019 Д. отработал 180 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 56 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц -4 час., переработка с начала учетного периода -4 час.; в ноябре 180 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 8 час., переработка с начала учетного периода 12 час.; в декабре 136 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 50 час., во вредных условиях труда 12 час., переработка за месяц -15 час., переработка с начала учетного периода -11 час.

Всего в 4 квартале Д. отработано: 496 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 170 час.

Ж.: в январе 176 час., из которых 48 час. в праздничные дни, 62 час. ночные, во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц – 8 час., переработка с начала учетного периода – 8 час.; в феврале: 144 час., из которых 8 час. в праздничные дни, 48 час. ночные, во вредных условиях труда 12 час., переработка за месяц -23 час., переработка с начала учетного периода -31 час.; в марте: 180 час, в т.ч. праздничные 4 час., ночные 56 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 17 час., переработка с начала учетного периода -14 час.

Всего в 1 квартале Ж. отработано: 500 час., в т.ч. праздничные 60 час., ночные 166 час.

В апреле 2019 Ж. отработал 184 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 58 час., во вредных условиях труда 16 час., переработка за месяц 9 час., переработка с начала учетного периода 9 час.; в мае 164 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 54 час., во вредных условиях труда 13 час., переработка за месяц 9 час., переработка с начала учетного периода 18 час.; в июне 156 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 13 час., переработка за месяц -7 час., переработка с начала учетного периода 11 час.

Всего в 2 квартале Ж. отработано: 504 час., в т.ч. праздничные 24 час., ночные 176 час.

В октябре 2019 Ж. отработал 84 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 24 час., во вредных условиях труда 7 час., переработка за месяц 12 час., переработка с начала учетного периода 12 час.; в ноябре 180 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 8 час., переработка с начала учетного периода 40 час.; в декабре 160 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 58 час., во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц -15 час., переработка с начала учетного периода 5 час.

Всего в 4 квартале Ж. отработано: 424 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 146 час.

Т.: в январе 120 час., из которых 0 час. в праздничные дни, 40 час. ночные, во вредных условиях труда 10 час., переработка за месяц 8 час., переработка с начала учетного периода 8 час.; в феврале: 136 час., из которых 4 час. в праздничные дни, 42 час. ночные, во вредных условиях труда 12 час., переработка за месяц -27 час., переработка с начала учетного периода -19 час.; в марте: 176 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 62 час., во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц 5 час., переработка с начала учетного периода -14 час.;

Всего в 1 квартале Т. отработано: 432 час., в т.ч. праздничные 16 час., ночные 144 час.

В апреле 2019 Т. отработал 12 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 8 час., во вредных условиях труда 1 час., переработка за месяц -12 час., переработка с начала учетного периода -12 час.; в мае 0 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 0 час., во вредных условиях труда 0 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 0 час.; в июне 180 час., в т.ч. праздничные 8 час., ночные 56 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 21 час., переработка с начала учетного периода 9 час.

Всего в 2 квартале Т. отработано: 192 час., в т.ч. праздничные 16 час., ночные 64 час.

В октябре 2019 Т. отработал 180 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц -4 час., переработка с начала учетного периода -4 час.; в ноябре 184 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 58 час., во вредных условиях труда 16 час., переработка за месяц 24 час., переработка с начала учетного периода 36 час.; в декабре 56 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 22 час., во вредных условиях труда 4 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 20 час.

Всего в 4 квартале Т. отработано: 420 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 144 час.

Е.: в январе 172 час., из которых 48 час. в праздничные дни, 58 час. – ночные, во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц – 12 час., переработка с начала учетного периода – 12 час.; в феврале: 136 час., из которых 0 час. в праздничные дни, 46 час. ночные, во вредных условиях труда 11 час., переработка за месяц -23 час., переработка с начала учетного периода -35 час.; в марте: 192, в т.ч. праздничные 0 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 16 час., переработка за месяц 33 час., переработка с начала учетного периода -2 час.;

Всего в 1 квартале Е. отработано: 500 час., в т.ч. праздничные 48 час., ночные 168 час.

В апреле 2019 Е. отработал 180 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 56 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 5 час., переработка с начала учетного периода 5 час.; в мае 156 час., в т.ч. праздничные 4 час., ночные 56 час., во вредных условиях труда 13 час., переработка за месяц 9 час., переработка с начала учетного периода 14 час.; в июне 72 час., в т.ч. праздничные 4 час., ночные 24 час., во вредных условиях труда 6 час., переработка за месяц -3 час., переработка с начала учетного периода 11 час.

Всего в 2 квартале Е. отработано: 408 час., в т.ч. праздничные 8 час., ночные 136 час.

В октябре 2019 Е. отработал 96 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 32 час., во вредных условиях труда 8 час., переработка за месяц 8 час., переработка с начала учетного периода 8 час.; в ноябре 180 час., в т.ч. праздничные 8 час., ночные 56 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 12 час., переработка с начала учетного периода 8 час.; в декабре 168 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц -7 час., переработка с начала учетного периода 13 час.

Всего в 4 квартале Е. отработано: 444 час., в т.ч. праздничные 8 час., ночные 152 час.

О.: в январе 152 час., из которых 32 час. в праздничные дни, 54 час. ночные, во вредных условиях труда 12 час., переработка за месяц – 16 час., переработка с начала учетного периода – 16 час.; в феврале: 155 час., из которых 12 час. в праздничные дни, 40 час. ночные, во вредных условиях труда 14 час., переработка за месяц -16 час., переработка с начала учетного периода -32 час.; в марте: 156 час., в т.ч. праздничные 12 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц -15 час., переработка с начала учетного периода -17 час.

Всего в 1 квартале О. отработано: 487 час., в т.ч. праздничные 56 час., ночные 158 час.

В апреле 2019 О. отработал 172 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 58 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц -3 час., переработка с начала учетного периода -3 час.; в мае 132 час., в т.ч. праздничные 20 час., ночные 38 час., во вредных условиях труда 11 час., переработка за месяц 9 час., переработка с начала учетного периода 6 час.; в июне 0 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 0 час., во вредных условиях труда 0 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 6 час.

Всего в 2 квартале О. отработано: 304 час., в т.ч. праздничные 20 час., ночные 96 час.

В октябре 2019 О. отработал 184 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 58 час., во вредных условиях труда 16 час., переработка за месяц 0 час., переработка с начала учетного периода 0 час.; в ноябре 164 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 54 час., во вредных условиях труда 13 час., переработка за месяц 4 час., переработка с начала учетного периода 8 час.; в декабре 180 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 64 час., во вредных условиях труда 15 час., переработка за месяц 5 час., переработка с начала учетного периода 9 час.

Всего в 4 квартале О. отработано: 528 час., в т.ч. праздничные 0 час., ночные 176 час.

Согласно справкам-расчетам сверхурочных часов участка «Энергослужбы» МУП г. Магадана «Водоканал» за 1,2,4 кварталы 2019, у Л., Д., Ж., Т., Е., О. в 1 квартале 2019 сверхурочных часов не имелось, во 2 квартале 2019 у Л. 7 сверхурочных часов, у Д. 0 сверхурочных часов, у Ж. 11 сверхурочных часов, у Т. 9 сверхурочных часов, у Е. 11 сверхурочных часов, у О. 6 сверхурочных часов; в 4 квартале 2019 у Л.-7 сверхурочных часов, у Д. -11 сверхурочных часов, у Ж. 5 сверхурочных часов, у Т. 20 сверхурочных часов, у Е. 13 сверхурочных часов, у О. 9 сверхурочных часов.

На основании приказа -Т от ДД.ММ.ГГГГЛ., Ж., Т., Е., О. произведена оплата сверхурочных часов за 2 квартал 2019 в двойном размере.

В соответствии с приказом -Т от ДД.ММ.ГГГГТ., Е., О., Ж. произведена оплата сверхурочных часов за 4 квартал 2019 в двойном размере.

В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что вышеперечисленным работникам часы работы, приходящиеся на праздники и выходные дни и совпадающие с часами работы согласно графику сменности, были оплачены в двойном размере.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что трудовые права работников не являются нарушенными, поскольку оплата за сверхурочную работу за спорные периоды произведена работодателем в полном объеме; оплата производилась согласно табелям учета рабочего времени, по окончанию учетного периода те часы работы, за которые была произведена оплата за работу в праздники и выходные дни, были исключены из общего количества часов, сверхурочно отработанных работниками за учетный период, поскольку ранее уже была произведена их оплата в двойном размере, т.е. фактически за работу в праздники и выходные дни, несмотря на график сменности, работники получали оплату в двойном размере.

Суд полагает, что оплата сверхурочной работы работников в праздники и выходные дни в 2019 г. производилась с соблюдением требований закона, фактически отработанные часы оплачены в двойном размере и не могут учитываться вновь как сверхурочная работа по окончании учетного периода, как это указано главным государственным инспектором труда.

Также заслуживают внимания доводы представителя административного истца о превышении главным государственным инспектором труда полномочий при вынесении оспариваемого предписания.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из изложенного следует, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации к индивидуальным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Однако представленные в материалы дела доказательства, пояснения сторон и характер правоотношения не свидетельствуют об очевидном нарушении истцом трудового законодательства.

В частности, из пояснений участников процесса в судебном заседании следует, что суммы, указанные в оспариваемом предписании фактически работодателем работникам не начислялись, необходимость их начисления была установлена в ходе проведенной проверки.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе о выплате работникам месячной заработной платы) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Следовательно, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

При таких обстоятельствах, спор по оплате работы в сверхурочное время работникам в 2019 г. и уплате процентов (денежной компенсации) является в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором и подлежит рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено главным государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

Разрешая требования об отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1 и 3, суд приходит к следующему.

В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен административным истцом, и только в отношении того административного ответчика, который указан административным истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки в пределах компетенции соответствующего суда.

При этом судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

При рассмотрении административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений), судом осуществляется функция судебного контроля за законностью действий и решений органов власти, должностных лиц и служащих. Содержанием судебного контроля в данном случае является проверка оспариваемых актов-документов, актов-действий и бездействия на предмет их соответствия требованиям правовых норм. В этом смысле полномочия суда в значительной степени формализованы, и могут быть сведены к задачам правовой квалификации оспариваемых решений и действий.

Однако отмена решений, принятых должностными лицами государственной инспекции труда, не относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Таким образом, административным истцом в части требования об отмене предписания от 9.04.2019 в части пунктов 1 и 3 выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований служит пропуск административным истцом срока обращения в суд.

На основании статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом.

Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применению не подлежит.

Из имеющихся в деле доказательств следует, что оспариваемое предписание получено МУП г. Магадана «Водоканал» 24.04.2020.

Согласно содержанию предписания, МУП г. Магадана «Водоканал» разъяснен порядок обжалования данного предписания, установленный статьями 357, 361 Трудового кодекса Российской Федерации, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административными регламентами в установленной сфере деятельности.

Поскольку оспариваемое предписание получено МУП г. Магадана «Водоканал» 24.04.2020 обратиться с настоящим административным иском оно могло до 12.05.2020, т.к. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году" выходной день с субботы 4 января перенесен на понедельник 4 мая и с воскресенья 5 января на вторник 5 мая, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2020 г. N 294 установлены нерабочие дни с 6 по 8 мая 2020 г. включительно, с 9 по 11 мая являлись нерабочими днями в связи с празднованием Дня Победы.

Вместе с тем, с настоящим административным иском в суд административный истец обратился 10.07.2020.

Доводы представителя административного истца о том, что 10-дневный срок применяется для обжалования предписаний, выданных по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц только в случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы находятся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального и коллективного трудового спора, основаны не неправильном толковании норм материального права.

Утверждения представителя административного истца о разграничении предписаний на различные виды, для которых предусматриваются различные сроки обжалования в зависимости от наличия обращения профсоюзного органа, работника или иного лица, судом отклоняются, поскольку иных сроков обжалования помимо десятидневного срока, указанного в части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, действующим трудовым законодательством не предусмотрено.

Действие статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации связано с регламентацией всех основных прав государственных инспекторов труда, а, следовательно, данная статья охватывает все процедуры, касающиеся полномочий Государственной инспекции труда по выдаче предписаний, включая установление срока для их обжалования. Иной подход означает избирательную точку зрения административного истца к поставленному вопросу и опровергается правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006 (вопрос 1).

Из изложенного следует, что срок обращения в суд административными истцами пропущен.

В судебном заседании представитель административного истца не просил о восстановлении пропущенного срока.

Таким образом, административный истец без уважительных причин пропустил 10-дневный срок обжалования предписания, что в соответствии с ч.8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования о признании незаконными предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1 и 3.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства и вышеназванные нормативные положения, суд пришел к выводу об отказе МУП г. Магадана «Водоканал» в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, оснований, предусмотренных ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для взыскания в их пользу расходов по оплате государственной пошлины, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Муниципальному унитарному предприятию города Магадана «Водоканал» в удовлетворении административных исковых требований к Государственной инспекции труда в Магаданской области о признании незаконным и отмене предписания от ДД.ММ.ГГГГ в части пунктов 1 и 3, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день изготовления решения в окончательной форме – 11 августа 2020 года.

Судья О.Ю. Маркова