№ 2а-2924/2020 04 декабря 2020 г.
49RS0001-01-2020-004423-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе: председательствующего судьи Гриценко Е.В.,
при помощнике судьи Призенко Д.А.,
с участием представителей административного истца Тройниной Е.Ю.,
Ермака М.В.,
представителей административных ответчиков Паскова А.В.,
Егоровой Н.Н.,
в отсутствие заинтересованного лица Николаенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к заместителю прокурора г. Магадана Аверьяновой И.А., прокуратуре города Магадана, прокуратуре Магаданской области о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора города Магадана Аверьяновой И.А. № 2582ж-2020 от 21.09.2020 об устранении нарушений трудового законодательства в связи с обращением гражданина Николаенко А.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Спецавтохозяйство» обратилось в Магаданский городской суд Магаданской области с названным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указано, что 24.09.2020 в адрес ООО «Спецавтохозяйство» поступило представление заместителя прокурора города Магадана Аверьяновой И.А. от 21.09.2020 № 2582ж-2020 об устранении нарушений трудового законодательства в связи с обращением Николаенко А.В.
В представлении указывается, что водителям общества в нарушение ст.ст. 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации без их письменного согласия поручено выполнение дополнительной работы (подбор твердых коммунальных отходов, просыпавшихся при погрузке в мусоровоз), не обусловленной их трудовым договором и должностной инструкцией водителя, в отсутствие произведения доплат за выполнение данной работы. В целях устранения нарушений обществу необходимо в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, а именно: получить письменное согласие водителей на выполнение дополнительной работы, предусмотреть сроки выполнения указанных работ и доплату за ее выполнение.
Административный истец не согласен с указанным представлением в силу следующего.
ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) в рамках заключенного договора № 1 с ООО «Региональный оператор» Магаданский». П. 4.1.18 договора установлена обязанность ООО «Спецавтохозяйство» производить на контейнерной площадке, в ином месте приема ТКО подбор и загрузку в мусоровоз ТКО, просыпавшихся при выгрузке из контейнеров. В соответствии с п. 6.14 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования «Город Магадан», утвержденных решением Магаданской городской Думы от 03.03.2015 № 5-Д6, после выгрузки мусора из контейнеров-сборников в мусоровоз работник организации, осуществляющей сбор мусора, обязан подобрать выпавший при выгрузке груз.
Таким образом, на ООО «Спецавтохозяйство» возложена обязанность по подбору и загрузке в мусоровоз ТКО, просыпавшихся при выгрузке из контейнеров.
Николаенко А.В. принят на работу в ООО «Спецавтохозяйство» в качестве водителя КО-440-7 (мусоровоза) на основании приказа директора от 23.01.2015 № 7-к.
03.10.2017 должность переименована в должность «водитель автомобиля». Согласно п. 7.6 должностной инструкции для водителей автомобиля, утвержденной приказом директора общества от 10.10.2017, водитель автомобиля должен знать правила перевозки ТКО. П 1 раздела II инструкции предусмотрено, что водитель автомобиля должен осуществлять управление спецоборудованием мусоровоза.
Правила перевозки и обращения с ТКО утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».
Таким образом, должностной инструкцией на водителей мусоровозов возложена обязанность по подбору ТКО. Согласно п. 6.2 инструкции водитель автомобиля в своей деятельности должен руководствоваться правилами внутреннего трудового распорядка, приказами, распоряжениями директора общества и локальными актами предприятия.
25.05.2020 директором общества издан приказ, согласно которому водители мусоровозов должны осуществлять подбор ТКО в случае его высыпания при погрузке из контейнеров на землю. С данным приказом Николаенко А.В. ознакомлен под роспись 11.06.2020.
Таким образом, считает, что подбор ТКО, оброненных входе погрузки мусора в мусоровоз является частью непосредственной трудовой функции водителя мусоровоза, выполняемой им регулярно и неразрывно связанной с его трудовыми обязанностями. На основании изложенного дополнительной работы, не обусловленной трудовыми договором и должностной инструкцией на водителей общества не возлагалось. Своим представлением прокурор вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организации.
На основании изложенного просит признать представление заместителя прокурора города Магадана И.А. Аверьяновой исх. № 2582ж-20020 от 21.09.2020 об устранении нарушений трудового законодательства в связи с общением гражданина Николаенко А.В. незаконным и отменить.
В судебном заседании представители административного истца поддержали требования административного искового заявления, просили удовлетворить по заявленным требованиям.
Определением судьи от 27.10.2020 в качестве второго административного ответчика привлечена прокуратура города Магадана, в качестве заинтересованного лица – Николаенко А.В.
Протокольным определением от 17.11.2020 к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена прокуратура Магаданской области.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного искового заявления по основаниям, изложенным в отзывах на административное исковое заявление. Указывают, что при вынесении оспариваемого представления заместитель прокурора действовал в рамках своей компетенции. 21.08.2020
21.08.2020 в прокуратуру г. Магадана поступило обращение Николаенко А.В. о нарушении трудового законодательства в ООО «Спецавтохозяйство».
Установлено, что в должностной инструкции водителя автомобиля обязанность по подбору ТКО, просыпанных при погрузке из контейнера в мусоровоз, отсутствует.
Согласно общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, водители грузового транспорта (код 8332) водят и обслуживают тяжелые автотранспортные средства для транспортировки товаров, жидкостей и тяжелых материалов на короткие или длинные расстояния.
В их обязанности входит: вождение и обслуживание тяжелых автотранспортных средств, в том числе грузовиков с прицепом или без прицепа, самосвалов для транспортировки товаров, жидкостей, тяжелых материалов на короткие или длинные расстояния; выбор наиболее приемлемого маршрута; обеспечение надлежащей укладки и безопасного укрытия грузов во избежание их утраты и повреждения; оказание содействия или проведение операций по загрузке или разгрузке с использованием различных подъемных или кантовальных устройств; осуществление мелкого технического обслуживания транспортных средств, а также согласование их капитального технического обслуживания и ремонта; оценка веса с целью соблюдения ограничений по нагрузке и обеспечения безопасного распределения грузов.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе: водитель бетономешалки; водитель грузового автомобиля; водитель мусоровоза.
Исходя из трудового договора, заключенного между ООО «Спецавтохозяйство» и Николаенко А.В., из его должностных обязанностей водителя автомобиля, утвержденных директором общества, заместителем прокурора правомерно сделан вывод, что подбор ТКО в случае его высыпания при погрузке из мусорных контейнеров на землю не входит в прямые обязанности водителей.
В ходе проведенной проверки установлено, что водителями Общества в нарушение ст. 60.2, 151 ТК РФ без их письменного согласия поручено выполнение дополнительной работы, не обусловленной трудовым договором и должностной инструкцией водителя, в отсутствие произведения доплаты за выполнение дополнительной работы. В связи с чем нарушений законности со стороны заместителя прокурора города Магадана допущено не было.
Доводы административного истца об отсутствии у него обязанности установления доплаты водителям автомобилей за выполнение работы, а также вмешательства прокурора в оперативно-хозяйственную деятельность ввиду вышеизложенного несостоятельны. Полагает требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик – заместитель прокурора города Магадана Аверьянова И.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, направила своих представителей для представления ее интересов.
Заинтересованное лицо – Николаенко А.В. в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых обязательной не признана, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанных норм следует, что для удовлетворения требований необходимо одновременное наличие двух условий: оспариваемое решение или действие не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушены права либо свободы лица, обратившегося в суд.
Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществляя возложенные на них функции, органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьями 27, 24 Федерального закона N 2202-1 принимают меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, вправе вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.09.2020 в адрес ООО «Спецавтохозяйство» заместителем прокурора города Магадана Аверьяновой И.А. было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.
Основанием внесения представления явилась проверка, проведенная по обращению работника ООО «Спецавтохозяйство» Николаенко А.В.
В ходе проверки установлено, что Николаенко А.В. принят на работу в ООО «Спецавтохозяйство» 01.01.2015, что подтверждается трудовым договором от 01.01.2015 б/н, на должность водителя КО-440-7, заработная плата установлена в размере 51,44 руб. за 1 час.
03.10.2017 между работодателем и работником заключено дополнительное соглашение, согласно которому наименование должности работника изменено на «водитель автомобиля», работнику установлена иная форма оплаты – оклад в размере 14 000 руб. с выплатой районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
В соответствии с разделом II должностной инструкции водителя автомобиля, утвержденной директором ООО «Спецавтохозяйство» 10.10.2017, водитель обязан осуществлять управление грузовым автомобилем, управление подъемным механизмом самосвала, насосной установкой автоцистерны, спецоборудованием мусоровозов. С указанными должностными обязанностями Николаенко А.В. ознакомлен под роспись.
Согласно путевым листам специального автомобиля Николаенко А.В. осуществляет управление спецтехникой – мусоровозом, предназначенным для механизированной загрузки ТКО.
ООО «Спецавтохозяйство осуществляет сбор и транспортировку ТКО в границах муниципального образования «Город Магадан». Директором ООО «Спецавтохозяйство» издан приказ № 8 от 25.05.2020, согласно п. 6 которого водители мусоровозов осуществляют подбор ТКО в случае его высыпания при погрузке из контейнеров на землю. С данным приказом ознакомлены 13 водителей, в том числе Николаенко А.В., под роспись 11.06.2020. Из анализа вышеуказанного приказа директора ООО «Спецавтохозяйство» следует, что водителям в нарушение ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ без их письменного согласия поручено выполнение дополнительной работы, не обусловленной трудовым договором и должностной инструкцией водителя, в отсутствие произведения доплат за выполнение дополнительной работы.
В связи с названными нарушениями прокурором было внесено представление, которым административному истцу предписано в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: получить письменное согласие водителей на выполнение дополнительной работы, предусмотреть сроки выполнения указанных работ и доплату за ее выполнение.
Судом установлено, что должностная инструкция водителя автомобиля не содержит обязанности по подбору ТКО, просыпанных при погрузке из контейнера в мусоровоз. Иных локальных актов, которыми закрепляется данная функция за водителями автомобиля, суду не представлено. Представители административного истца поясняли, что наличие данной функции следует из правил обращения с ТКО, которые, со ссылкой на п. 7.6 должностной инструкции водителя автомобиля, должен знать водитель автомобиля ("Правила обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641"). При этом представителем административного истца не отрицалось наличие недостатков в локальных актах административного истца.
В соответствии с п. 4.1.14 договора № 1 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Магадан», заключенного в электронном виде (ЛОТ №) между ООО «Региональный оператор «Магаданский» и ООО «Спецавтохозяйство»(исполнитель), за исполнителем закрепляется обязанность производить на контейнерной площадке, в ином месте приема ТКО, подбор и загрузку в Мусоровоз (иной специализированный транспорт – если допускается в соответствии с законодательством) ТКО, просыпавшихся при выгрузке из контейнеров (бункеров-накопителей) в Мусоровоз, при погрузке на специализированный транспорт, в ходе транспортирования.
"Рекомендации по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства. Часть 1. Рекомендации по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов" (утв. Приказом Минстроя РФ от 06.12.1994 N 13) устанавливают следующие нормативы для работников, занятых на погрузке ТБО: 2.2.3.2. Погрузка твердых бытовых отходов в кузовные мусоровозы и разгрузка мусоровозов на полигоне
Состав работы. А. Для водителя автомобиля. Установка мусоровоза под погрузку. Управление спецоборудованием при перегрузке ТБО. Установка мусоровоза под разгрузку, разгрузка мусоровоза. Переезд к следующему месту погрузки в пределах до 1 км.
Б. Для грузчиков. Погрузка ТБО в кузов мусоровоза. Подбор просыпавшегося мусора. Очистка кузова от остатков ТБО.
Профессии: водитель автомобиля - 1 чел.; грузчики - 2 чел.
Согласно "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) код 8332 Водители грузового транспорта: водят и обслуживают тяжелые автотранспортные средства для транспортировки товаров, жидкостей и тяжелых материалов на короткие или длинные расстояния. В их обязанности входит: вождение и обслуживание тяжелых автотранспортных средств, в том числе грузовиков с прицепом или без прицепа, самосвалов для транспортировки товаров, жидкостей, тяжелых материалов на короткие или длинные расстояния; выбор наиболее приемлемого маршрута; обеспечение надлежащей укладки и безопасного укрытия грузов во избежание их утраты и повреждения; оказание содействия или проведение операций по загрузке или разгрузке с использованием различных подъемных или кантовальных устройств; осуществление мелкого технического обслуживания транспортных средств, а также согласование их капитального технического обслуживания и ремонта; оценка веса с целью соблюдения ограничений по нагрузке и обеспечения безопасного распределения грузов.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Водитель бетономешалки
Водитель грузового автомобиля
Водитель мусоровоза.
Таким образом, установлено, что в должностные обязанности, как закрепленные локальными нормативными актами административного истца, так и рекомендуемые федеральными актами, не закрепляют за водителем автомобиля обязанности осуществлять подбор ТКО в случае его высыпания при погрузке из мусорных контейнеров на землю.
Вместе с тем, оценивая законность внесенного заместителем прокурора представления, суд не может согласиться с законностью представления в той части, в которой требуется получить письменное согласие водителей на выполнение дополнительной работы, предусмотреть сроки выполнения указанных работ и доплату за ее выполнение.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В силу положений статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам и суды. Согласно статье 381 указанного Кодекса индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда).
Как следует из полномочий прокуратуры, она не наделена правом по разрешению трудовых споров, не является органом по их рассмотрению и не может их подменять. Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, разногласия, возникшие между Учреждением и его сотрудниками (работниками) по вопросу возложения дополнительной трудовой функции – подбора ТКО в случае его высыпания при погрузке из контейнеров на землю водителями автомобиля, без получения согласия на это работников, при отсутствии доплаты за дополнительную работу содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Кодекса.
Таким образом, указанное в представлении требование прокурора не соответствует приведенным положениям трудового законодательства и является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» к заместителю прокурора г. Магадана Аверьяновой И.А., прокуратуре города Магадана, прокуратуре Магаданской области о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора города Магадана Аверьяновой И.А. № 2582ж-2020 от 21.09.2020 об устранении нарушений трудового законодательства в связи с обращением гражданина Николаенко А.В. – удовлетворить частично.
Признать незаконным представление заместителя прокурора города Магадана Аверьяновой И.А. № 2582ж-2020 от 21.09.2020 в части требований об устранении нарушений трудового законодательства путем возложения обязанности получить письменное согласие водителей на выполнение дополнительной работы, предусмотреть сроки выполнения указанных работ и доплату за ее выполнение.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день изготовления решения в окончательной форме 14 декабря 2020 г.
Судья Е.В. Гриценко