НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского городского суда (Магаданская область) от 01.10.2019 № 2-2818/20191ОК

Дело № 2-2818/2019 1 октября 2019 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Благодёровой А.Н.

при секретаре Рычиной Е.В.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области гражданское дело по иску Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к ФИО3 о взыскании суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» обратилось в Магаданский городской суд с иском к ФИО3 о взыскании суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчику на основании ее заявления и в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» назначена региональная социальная доплата к пенсии с 01 апреля 2014 г.

Данные выплаты финансировались из областного бюджета и ежемесячно перечислялись через Северо-Восточное отделение Сбербанка России на расчетный счет ответчика.

Ответчик была уведомлена о необходимости извещать Министерство труда и социальной политики Магаданской области через ГКУ «Магаданский социальный центр» о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии (поступление на работу), что подтверждается личной подписью в заявлении от 24 марта 2014 г.

В ГКУ «Магаданский социальный центр» 15 августа 2018 г. поступило уведомление из УПФР о том, что в периоды с 5 октября 2015 г. по 16 ноября 2017 г., с 1 января 2018 г. по 31 июля 2018 г. ФИО3 осуществляла трудовую деятельность.

Поскольку ФИО3 не уведомила истца о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия начисления региональной социальной доплаты к пенсии (поступление на работу), образовалась переплата по региональной социальной доплате за периоды с 5 октября 2015 г. по 16 ноября 2017 г., с 1 января 2018 г. по 31 июля 2018 г. в сумме 85 548 рублей 30 копеек.

Ответчику направлены уведомления о том, что она необоснованно получила денежные средства региональной социальной доплаты, и предложено добровольно вернуть излишне выплаченные денежные средства.

В добровольном порядке денежные средства не возмещены.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд взыскать с ответчика сумму переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере 85 548 рублей 30 копеек, а также возместить понесенные расходы на уплату государственной пошлины в размере 2 766 рублей 45 копеек.

Представители истца в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не вилась. о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.

С учетом мнения представителей истца, руководствуясь положениями статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителей истца, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

В силу статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» создано постановлением администрации Магаданской области от 25 февраля 2011 г. № 90-па путем изменения типа существующего государственного учреждения социальной поддержки населения Магаданской области «Магаданский социальный центр». Основной задачей Центра является предоставление мер социальной поддержки, в том числе установление региональной социальной доплаты к пенсии.

24 марта 2014 г. ФИО3 обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии.

Распоряжением Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 7 апреля 2014 г. № 117 ответчику с 1 апреля 2014 г. установлена региональная социальная доплата к пенсии в размере 1 648 рублей 22 копейки, размер доплаты ежегодно изменялся в зависимости от устанавливаемой величины прожиточного минимума в Магаданской области.

Выплаты региональной социальной доплаты финансировались из областного бюджета и ежемесячно перечислялись ответчику на принадлежащий ей расчетный счет в Северо-Восточном отделении Сбербанка России филиал № 8645.

В августе 2018 г. истцу поступили сведения от УПФР в г. Магадане Магаданской области о работе ФИО3 в период с 5 октября 2015 г. по 16 ноября 2017 г. в качестве индивидуального предпринимателя, в период с 1 января 2018 г. по 31 июля 2018 г. в МОГКСУСОН «Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов».

Данное обстоятельство послужило основанием истцу прийти к выводу, что ответчик осуществляла трудовую деятельность, поэтому в указанный период не имела права на получение региональной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии с частью 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из содержания заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии от 24 марта 2014 г. ФИО3 приняла на себя обязательство безотлагательно извещать департамент социальной поддержки населения администрации Магаданской области (через социальный центр) о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступление других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

Ответчик не выполнила свое обязательство, не уведомила ГКУ «Магаданский социальный центр» об обстоятельствах, влияющих на размер и условия начисления региональной социальной доплаты к пенсии, в результате чего образовалась переплата в размере 85 548 рублей 30 копеек.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что выплата региональной социальной доплаты в спорные периоды получена ответчиком без законных оснований.

Представленный истцом расчет соответствует фактическим обстоятельствам дела и является арифметически верным.

При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии за периоды с 5 октября 2015 г. по 16 ноября 2017 г., с 1 января 2018 г. по 31 июля 2018 г. в сумме 85 548 рублей 30 копеек является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из представленного в материалы дела платежного поручения от 10 июля 2019 г. № 199183 следует, что при подаче иска в суд истцом в доход муниципального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 2 766 рублей 45 копеек, которая подлежат возмещению истцу ответчиком.

Руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к ФИО3 о взыскании суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» сумму переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 85 548 рублей 30 копеек, расходы на уплату государственной пошлины в размере 2 766 рублей 45 копеек, всего взыскать 88 314 (восемьдесят восемь тысяч триста четырнадцать) рублей 75 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение Магаданского городского суда может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судья А.Н. Благодёрова