НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Магаданского городского суда (Магаданская область) от 01.06.2021 № 2А-1513/20211И

Дело № 2а-1513/2021 1 июня 2021 года

49RS0001-01-2021-002000-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре Кузиной А.Ю.,

с участием представителей административного истца Государственного учреждения - Магаданского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Крыловой О.В., Евдокименко Н.А.,

представителя административного ответчика прокуратуры Магаданской области Гучановой Т.В.,

представителей административных ответчиков прокуратуры города Магадана и заместителя прокурора города Магадана Аверьяновой И.А. - Лисовой Ю.А., Горбачёвой М.П., Егоровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Магаданского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к прокуратуре города Магадана, заместителю прокурора города Магадана Аверьяновой Ирине Александровне, прокуратуре Магаданской области о признании незаконным представления от 5 марта 2021 года № 443ж-2021 и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Магаданское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд социального страхования) обратилось в Магаданский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

В обоснование требований указано, что прокуратурой г. Магадана проведена проверка по обращению Хафизовой Е.И. по вопросу обеспечения санаторно-курортным лечением ребенка - инвалида ФИО3

По результатам указанной проверки прокуратурой г. Магадана внесено представление от 5 марта 2021 года № 443ж-2021 об устранении нарушений бюджетного законодательства в сфере обеспечения инвалидов социальными гарантиями.

В ходе проверки прокуратура г. Магадана пришла к выводу о нарушении должностными лицами Фонда социального страхования, на которых возложены обязанности по своевременному заключению государственных контрактов с целью обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением, прав инвалидов.

Между тем административный истец не согласен с такими выводами, считает, что они сделаны без учета всей совокупности положений действующего законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты прав инвалидов, в отрыве от обстоятельств конкретного дела и с нарушением порядка проведения прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод, человека и гражданина.

Отмечает, что путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам в порядке очереди, сформированной по дате подачи заявления с учетом заявок, которые не были обеспечены путевками ранее. При этом дети-инвалиды, имеющие по медицинским показаниям право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, не выделены в отдельную очередь и получают путевки на общих основаниях.

Из вводной части оспариваемого представления следует, что основанием для осуществления прокурорского надзора послужило обращение Хафизовой Е.И. - законного представителя ребенка-инвалида ФИО3 о нарушении Фондом социального страхования прав последней на получение санаторно-курортного лечения.

Сообщает, что впервые с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения ребенку-инвалиду ФИО3 ее законный представитель Хафизова Е.И. обратилась в Фонд социального страхования 13 ноября 2015 года.

20 ноября 2015 года ФИО3 направлено уведомление о постановке на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение с указанием регистрационного номера в очереди 167. Впоследствии ребенку-инвалиду и сопровождающему ее лицу были выделены путевки с датой заезда 9 августа 2017 года в ЗАО «Санаторий Ейск».

10 января 2018 года в Фонд социального страхования от Хафизовой Е.И. поступило заявление о предоставлении ФИО3 путевки на санаторно-курортное лечение.

В этот же день ФИО3 было направлено уведомление о постановке на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение с указанием регистрационного номера в очереди 117.

В соответствии с очередностью предоставления путевок на санаторно-курортное лечение ФИО3 уведомлением от 16 сентября 2019 года было предложено пройти в 2019 году лечение согласно медицинским показаниям в санатории ООО «КСКК «АКВАЛОО», однако 28 ноября 2019 года на уведомлении о выделении путевки представителем ребенка-инвалида составлено заявление о переносе санаторно-курортного лечения на 2020 год в связи с вызовом на восстановительное лечение ФИО3 в г. Санкт - Петербург.

10 августа 2020 года ФИО3 было направлено уведомление о выделении путевки в АО «Санаторий «Белые ночи» (г. Сочи), однако от законного представителя был получен отказ в ходе телефонного разговора.

По состоянию на дату подачи в суд административного иска ФИО3 состоит в очереди на получение санаторно-курортного лечения под номером 93 и обеспечение путевкой планируется в июле 2021 года.

Все вышеизложенные обстоятельства были доведены до сведения прокуратуры г. Магадана в письмах от 25 февраля 2021 года и от 2 марта 2021 года, а также при личном опросе сотрудников административного истца, однако не нашли своего отражения в тексте оспариваемого представления, не были проанализированы и по ним прокуратурой г. Магадана не было сделано выводов о нарушении либо не нарушении действиями Фонда социального страхования прав конкретного ребенка - инвалида ФИО3 на получение санаторно-курортного лечения.

Считает, что текст представления не содержит данных о том, что прокуратурой г. Магадана рассмотрены все вопросы, поставленные в обращении Хафизовой Е.И., установлены конкретные нарушения прав ребенка - инвалида ФИО3 и в каких конкретно действиях эти нарушения выражались.

Вместе с тем представление содержит вывод о нарушении должностными лицами Фонда социального страхования, на которых возложены обязанности по своевременному заключению государственных контрактов с целью обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением, прав неограниченного круга лиц.

Считает, что фактически административный ответчик подменил предмет проверки: с нарушения прав на предоставление санаторно-курортного лечения конкретному ребенку - инвалиду на якобы имеющее место нарушение административным истцом в целом порядка заключения государственных контрактов на оказание услуг санаторно-курортного лечения гражданам, получающим набор социальных услуг в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги.

При этом Фонду социального страхования решение о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения инвалидов социальными гарантиями представлено не было.

В представлении также содержится вывод об установлении фактов несвоевременного заключения государственных контрактов на обеспечение в течение всего календарного года льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением.

Полагает, что такой вывод является субъективным, оценочным и сделанным вне контекста положений нормативных правовых актов, поскольку административный ответчик не указал со ссылкой на конкретные нормы права и в течение какого именно периода следует заключать государственные контракты, что принимать за отправную точку для исчисления этих сроков.

Также считает необоснованным содержащийся в представлении вывод о том, что контракты на 2021 год для обеспечения льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением в настоящее время не заключены, тем самым не соблюдаются права граждан на обеспечение санаторно-курортным лечением в течение всего календарного года, поскольку коэффициент, применяющийся в целях формирования 5 процентов резерва средств федерального бюджета в расчетах объемов средств на финансовое обеспечение предоставления социальных услуг, входящих в набор социальных услуг, был утвержден только 1 февраля 2021 года, а потому произвести расчет объема финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, начать закупочные процедуры и разместить извещения о проведении электронных аукционов ранее этой даты было невозможно.

Более того, полагает, что содержащийся в представлении вывод о том, что должностными лицами Фонда социального страхования, на которых возложены обязанности по своевременному заключению государственных контрактов с целью обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением, нарушены права инвалидов, что свидетельствует о совершении дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, сделан без ссылки на соответствующие нормы права, которым не соответствуют действия должностных лиц административного истца.

С учетом изложенного считает, что представление не соответствует положениям ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) и п. 6.1, 6.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Отсутствие в тексте представления ссылок на конкретные нормы права лишает административного истца права на достоверную информацию о вменяемых ему правонарушениях и, как следствие, на качественную судебную защиту своих интересов.

Оспариваемым представлением нарушается право Фонда социального страхования осуществлять возложенные на него функции в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, с учетом уточнения требований просит признать представление прокуратуры г. Магадана от 5 марта 2021 года № 443ж-2021 незаконным и отменить его в полном объеме.

Определением от 13 мая 2021 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель прокурора г. Магадана Аверьянова И.А. и прокуратура Магаданской области, а в качестве заинтересованных лиц - ФИО3 в лице законного представителя Хафизовой Е.И. и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное).

Административный ответчик заместитель прокурора города Магадана Аверьянова И.А., заинтересованное лицо ФИО3 в лице законного представителя Хафизовой Е.И. для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) для участия в судебном заседании не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что оспариваемым представлением нарушаются права Учреждения на репутацию.

Представители административного ответчика прокуратуры г. Магадана и заместителя прокурора г. Магадана Аверьяновой И.А., требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск и дополнениях к ним.

Представитель административного ответчика прокуратуры Магаданской области требования не признала, указав, что прокуратура г. Магадана реализовала надзорную функцию и по результатам анализа полученной информации приняла меры прокурорского реагирования. При этом отметила, что форма представления каким-либо нормативным актом не утверждена. Считает, что оспариваемым представлением какие-либо права Учреждения не нарушаются.

В письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним административный ответчик заместитель прокурора города Магадана Аверьянова И.А. требования не признала, указав, что Фонд социального страхования в связи с возложенными на него функциями по обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением обязан реализовать социальные гарантии указанных граждан в течение всего календарного года. Отмечает, что лимиты бюджетных обязательств, в том числе на обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением на 2021 год были доведены до административного истца 21 декабря 2020 года, однако извещения о проведении электронного аукциона на заключение контрактов на оказание услуг санаторно-курортного лечения размещены в электронной системе закупок 24 февраля 2021 года и 3 марта 2021 года после истребования прокуратурой г. Магадана соответствующих документов. В этой связи считает, что Учреждением надлежащим образом не соблюдаются права социально незащищенных граждан на обеспечение санаторно-курортным лечением в течение всего календарного года, а путевки фактически предоставляются во второй половине календарного года, что нарушает права инвалидов. Аналогичная ситуация сложилась в 2019 - 2020 годах: контракты на обеспечение санаторно-курортным лечением заключены: 20 мая 2019 года, 26 июня 2019 года, 15 июля 2019 года, 29 июля 2019 года, 1 октября 2019 года и соответственно 13 апреля 2020 года, 18 августа 2020 года, 15 октября 2020 года. Также сообщает, что в данном случае проверка не проводилась, в адрес Фонда социального страхования по поручению прокуратуры Магаданской области с целью установления факта наличия либо отсутствия нарушений при обеспечении ребенка - инвалида ФИО3 санаторно-курортным лечением было направлено требование о предоставлении документов. Поскольку на момент направления требования информация о фактах нарушения закона отсутствовала, то вынесение решения о проведении проверки не требовалось. Также отметила, что прокурорский надзор в рамках рассмотрения конкретного обращения гражданина предполагает не только рассмотрение узких вопросов наличия либо отсутствия нарушений в отношении обратившегося в прокуратуру гражданина, но и совокупный анализ всех условий, сложившихся вокруг конкретной ситуации. Настаивает на том, что принцип эффективности использования бюджетных средств, сформулированный в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ), перекликается с установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективностью осуществления закупок. Отмечает, что законодателем с целью разумного, эффективного и планомерного использования бюджетных средств в течение всего периода предусмотрена норма, смысл которой сводится к тому, что территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации должен закупать путевки на санаторно-курортное лечение, а значит планомерно, разумно и эффективно использовать бюджетные средства в течение каждого квартала. С учетом изложенного, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, а также надзорные производства прокуратуры Магаданской области и прокуратуры г. Магадана по обращению Хафизовой Е.И., и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 218 КАС РФ самостоятельными предметами судебной проверки могут быть действия, бездействие, решения государственных органов.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как следует из содержания ст. 1 Закона о прокуратуре, прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу положений п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре.

5 марта 2021 года заместителем прокурора г. Магадана Аверьяновой И.А. в адрес руководителя Фонда социального страхования внесено представление № 443ж-2021 об устранении нарушений бюджетного законодательства в сфере обеспечения инвалидов социальными гарантиями, в котором содержатся требования, в том числе принять меры организационного характера, направленные на недопущение впредь нарушений федерального законодательства, а также рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения закона.

Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, административный истец указывает, что представление является незаконным, нарушает его права, в связи с чем подлежит отмене.

Возражая против требований Учреждения, представители административных ответчиков полагали, что представление является законным и обоснованным.

Оценивая законность и обоснованность оспариваемого представления, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о государственной социальной помощи).

В соответствии со ст. 6.1 Закона о государственной социальной помощи право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе дети - инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 указанного Закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 5 ст. 6.3 Закона о государственной социальной помощи порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.3 Порядка).

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент), которым установлены сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в процессе предоставления государственной услуги, порядок взаимодействия между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации и их должностными лицами, порядок взаимодействия с заявителями на получение государственной услуги, органами государственной власти.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Закона о государственной социальной помощи категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Закона о государственной социальной помощи о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Как установлено судом и следует из материалов надзорного производства по обращению Хафизовой Е.И., последняя обратилась на личный прием к заместителю Генерального прокурора Российской Федерации 11 февраля 2021 года по вопросу обеспечения санаторно-курортным лечением ребенка - инвалида, которая, в том числе ссылалась на предоставление путевок в основном в осенний период, что не подходит ее ребенку и нарушает его права на оздоровление.

В связи с поступившим обращением, прокуратурой г. Магадана 17 февраля 2021 года у руководителя Фонда социального страхования были истребованы необходимые сведения.

25 февраля 2021 года и 2 марта 2021 года в прокуратуру г. Магадана от административного истца поступили сведения относительно обращения Хафизовой Е.И. по вопросу обеспечения санаторно-курортным лечением ребенка - инвалида, согласно которым 13 ноября 2015 года ФИО3 в лице законного представителя Хафизовой Е.И. обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году, приложив справку для получения путевки по форме № 070/у-04.

10 января 2018 года Фондом социального страхования в адрес ФИО3 направлено уведомление, в котором сообщалось о постановке на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю болезни опорно-двигательного аппарата с указанием регистрационного номера в очереди 167.

На основании указанного заявления ребенку - инвалиду ФИО3 и сопровождающему ее лицу Хафизовой Т.А. были выделены путевки с датой заезда 9 августа 2017 года в ЗАО «Санаторий Ейск», о чем 12 мая 2017 года ФИО3 было направлено уведомление.

10 января 2018 года ФИО3 в лице законного представителя Хафизовой Е.И. вновь обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году, приложив справку для получения путевки по форме № 070/у-04.

В этот же день Фондом социального страхования в адрес ФИО3 направлено уведомление, в котором сообщалось о постановке на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания нервной системы с указанием регистрационного номера в очереди 117. ФИО3 также сообщалось о том, что по мере поступления путевок она будет проинформирована о сроке получения путевки.

19 декабря 2019 года Фонд социального страхования направил в адрес ФИО3 уведомление, в котором предлагалось пройти в 2019 году лечение согласно медицинским показаниям в санатории ООО «КСКК «АКВАЛОО».

28 ноября 2019 года на уведомлении о выделении путевки представитель ребенка-инвалида Хафизова Е.И. составила заявление о переносе санаторно-курортного лечения на 2020 год в связи с вызовом на восстановительное лечение в г. Санкт - Петербург.

10 августа 2020 года Фонд социального страхования вновь направил в адрес ФИО3 уведомление о предоставлении путевки в АО «Санаторий «Белые ночи» (г. Сочи).

Объяснение Хафизовой Е.И., отобранное помощником прокурора г. Магадана от 3 марта 2021 года, свидетельствуют о том, что последняя от получения путевки отказалась в телефонном режиме, поскольку ребенок учится в школе и предпочтительным предоставление путевки на санаторно-курортное лечение является летний период.

Как пояснила в ходе судебного заседания представитель административного истца, 5 апреля 2021 года Учреждением был заключен государственный контракт на оказание услуг санаторно-курортного лечения, ФИО3 предоставлена путевка в санаторий, находящийся в Республике Крым, с датой заезда 31 июля 2021 года.

Поскольку право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Закона о государственной социальной помощи категории граждан, то с учетом отказа законного представителя ребенка - инвалида Хафизовой Е.И. от санаторно-курортного лечения в 2019 и 2020 годах, оснований полагать, что Фондом социального страхования нарушены права конкретного ребенка - инвалида ФИО3 не имеется.

Об отсутствии нарушений Фондом социального страхования прав ребенка - инвалида ФИО3 прокурором г. Магадана 5 марта 2021 года было сообщено в адрес прокуратуры Магаданской области, а прокуратурой Магаданской области, в свою очередь, 10 марта 2021 года сообщено об этом Хафизовой Е.И., что подтверждается справкой по обращению Хафизовой Е.И. и письмом от 10 марта 2021 года.

Вместе с тем в указанных документах сообщалось, что проведенной проверкой установлено несвоевременное размещение Учреждением извещений о проведении аукционов на заключение государственных контрактов на обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением и нарушение сроков их заключения, в связи с чем руководителю Фонда социального страхования 5 марта 2021 года прокуратурой г. Магадана внесено представление.

Исследуя оспариваемое представление, суд усматривает, что лимиты бюджетных обязательств, в том числе на обеспечение льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением на 2021 год доведены до Фонда социального страхования 21 декабря 2020 года, однако, извещения о проведении электронного аукциона на заключение контрактов на оказание услуг санаторно-курортного лечения размещены в электронной системе закупок 24 февраля 2021 года и 3 марта 2021 года после начала проведения прокуратурой г. Магадана проверки. Контракты на 2021 год для обеспечения льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением в настоящее время не заключены. С учетом указанных обстоятельств сделан вывод о том, что Фондом социального страхования не соблюдаются права граждан на обеспечение санаторно-курортным лечением в течение всего календарного года, в связи с чем должностными лицами Фонда социального страхования, на которых возложены обязанности по своевременному заключению государственных контрактов с целью обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением, нарушены права инвалидов, что свидетельствует о совершении дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей работниками Фонда социального страхования.

Как пояснили в ходе судебного заседания представители административного ответчика, нарушений прав конкретного ребенка - инвалида установлено не было, вместе с тем был выявлен факт несвоевременного размещения извещений о проведении аукционов, следствием чего явилось несвоевременное заключение административным истцом государственных контрактов на обеспечение в течение всего года льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением, поскольку они заключаются ближе ко второй половине года, что нарушает права инвалидов на отдых в течение всего года, включая весенний и летний периоды, следствием чего и явилось внесение представления в адрес руководителя Фонда социального страхования.

Проверяя законность и обоснованность такого вывода, суд учитывает следующее.

Частью 3 статьи 6.5 Закона о государственной социальной помощи предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 (далее - Правила № 864), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 4 Правил № 864).

Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным организациям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами (п. 19 Правил № 864).

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по территориальным органам Фонда.

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (п. 20 Правил № 864).

Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его территориальных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (п. 21 Правил № 864).

При этом объем необходимого финансирования для исполнения требований Закона о государственной социальной помощи, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Так, согласно ст. 6 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе на принципах ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективности осуществления закупок.

В ст. 34 БК РФ также закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Из смысла приведенного правового регулирования следует, что территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с целью разумного, эффективного и планомерного использования бюджетных средств должен закупать путевки на санаторно-курортное лечение в течение каждого квартала всего календарного года, тем самым способствовать наибольшей результативности использования бюджетных средств.

Представленными документами подтверждается, что лимиты бюджетных обязательств на 2021 год доведены до Фонда социального страхования 21 декабря 2020 года.

Вместе с тем извещения о проведении электронного аукциона на заключение контрактов на оказание услуг санаторно-курортного лечения размещены в электронной системе закупок только 24 февраля 2021 года и 3 марта 2021 года, то есть после истребования прокуратурой г. Магадана соответствующих сведений по обращению Хафизовой Е.И.

Доказательств размещения Фондом социального страхования извещений о проведении электронного аукциона до истребований прокуратурой г. Магадана сведений административным истцом не представлено.

Как пояснила в ходе судебного заседания представитель административного истца, на сегодняшний день государственный контракт уже заключен (5 апреля 2021 года).

Между тем указанное обстоятельство не свидетельствует о своевременности заключения государственного контракта, заключенного во втором квартале 2021 года, меры по заключению которого были приняты только после истребования прокуратурой г. Магадана соответствующих сведений. При этом в случае неприменения мер прокурорского реагирования не исключена возможность их заключения в более поздний срок.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что в предыдущие 2019-2020 годы административным истцом государственные контракты заключались не в течение всего календарного года, а ближе ко второй половине года, что подтверждается государственными контрактами от 20 мая 2019 года, от 26 июня 2019 года, от 15 июля 2019 года, от 29 июля 2019 года, от 1 октября 2019 года, от 13 апреля 2020 года, от 18 августа 2020 года и от 15 октября 2020 года.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Фондом социального страхования на протяжении периода с 2019 года по первый квартал 2021 года действия по своевременному заключению государственных контрактов на оказание услуг санаторно-курортного лечения льготной категории граждан не предпринимались, в результате чего указанные граждане были лишены возможности воспользоваться санаторно-курортным лечением в весенний и летний периоды времени.

При этом довод административного искового заявления о том, что фактически административный ответчик подменил предмет проверки: с нарушения прав конкретного ребенка на якобы имеющее место нарушение порядка заключения государственных контрактов в целом, суд находит основанным на ошибочном понимании норм материального права, поскольку из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке, перечень поводов для проведения прокурорской проверки не конкретизирован, компетенция прокуроров в решении вопроса о наличии оснований для принятия необходимых мер прокурорского реагирования не ограничена.

Более того, в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и п. «г» ст. 22 Закона о прокуратуре» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Кроме того, суд учитывает и приказы генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14 января 2021 года № 6 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок» и от 23 января 2018 года № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», согласно которым при осуществлении проверок исполнения бюджетного законодательства в обязательном порядке проверять законность и обоснованность закупок, товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, своевременность и полноту исполнения государственных контрактов, заключенных в рамках программ; безотлагательно организовывать проверки фактов неисполнения законодательства о социальной защите инвалидов.

Оценивая довод административного истца о том, что Фонду социального страхования решение о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения инвалидов социальными гарантиями представлено не было, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

Как указывалось выше, прокуратурой г. Магадана по поручению прокуратуры Магаданской области рассматривалась информация, изложенная в обращении Хафизовой Е.И., в связи с чем 17 февраля 2021 года у руководителя Фонда социального страхования были истребованы необходимые сведения, при этом срок для их предоставления был установлен до 25 февраля 2021 года, то есть в течение пяти рабочих дней.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Как пояснил представитель административных ответчиков, на момент направления Учреждению требования в прокуратуре г. Магадана информация о фактах нарушения законов отсутствовала, соответственно, решение о проведение проверки не требовалось, а потому таковое не принималось.

С учетом приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что решение о проведении проверки обоснованно административными ответчиками не принималось, поскольку какая-либо информация о фактах нарушения Учреждением законов на момент обращения Хафизовой Е.И. в органах прокуратуры отсутствовала, о чем свидетельствует и установленный прокуратурой срок (пятидневный) для предоставления документов, а потому решение административному истцу не направлялось, в связи с чем довод административного истца о ненаправлении ему решения о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения инвалидов социальными гарантиями не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого представления.

Довод стороны административного истца об отсутствии в оспариваемом представлении какой-либо оценки обстоятельствам, связанным с обращением Хафизовой Е.И. в Фонд социального страхования по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, не может свидетельствовать о его незаконности, поскольку, как указывалось выше, в ходе проведенной проверки нарушение Фондом социального страхования прав ребенка - инвалида ФИО3 установлено не было.

По этим же мотивам суд не принимает во внимание довод административного истца о том, что в представлении не указано какие именно права ребенка - инвалида ФИО3 на получение санаторно-курортного лечения, как о том ставился вопрос в обращении Хафизовой Е.И., были нарушены Фондом социального страхования.

Не может повлечь незаконность оспариваемого представления и довод административного истца об отсутствии в представлении конкретных норм права и периода, в течение которого следует заключать государственные контракты, поскольку таковые в нем указаны.

Более того, форма и содержание представления прокурора (его заместителя) какими-либо нормативно-правовыми актами не предусмотрены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представление прокуратуры г. Магадана от 5 марта 2021 года основано на конкретных обстоятельствах (фактах несвоевременного проведения аукционов и заключения государственных контрактах), выявленных в рамках обращения Хафизовой Е.И., а потому доводы административного истца об обратном не соответствуют действительности.

Довод административного истца о том, что коэффициент, применяющийся в целях формирования 5 процентов резерва средств федерального бюджета, был утвержден только 1 февраля 2021 года, в связи с чем произвести расчет объема финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, начать закупочные процедуры и разместить извещения о проведении электронных аукционов ранее этой даты было невозможно, суд также находит не заслуживающим внимания, поскольку, несмотря на то, что указанный коэффициент был утвержден 1 февраля 2021 года, извещения о проведении электронных аукционов были размещены спустя длительный промежуток времени, а именно 24 февраля и 3 марта 2021 года.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что представление заместителя прокурора г. Магадана от 5 марта 2021 года является незаконным и необоснованным у суда не имеется.

К тому же исходя из положений ст. 218, 217 КАС РФ предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Соответственно, нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд за защитой своих прав, является необходимым условием для удовлетворения заявления в порядке публичного производства.

Между тем, заявляя о нарушении своих прав, административный истец не привел обоснованных и убедительных доводов, а также не представил соответствующих доказательств, подтверждающих, что оспариваемое представление повлекло для него негативные последствия и тем самым нарушило его права.

Таким образом, совокупности условий, необходимой для признания оспариваемого представления незаконным, в ходе судебного разбирательства не установлено, а потому оснований для признания его незаконным не имеется.

Поскольку оснований для признания незаконным оспариваемого представления незаконным в ходе судебного разбирательства не установлено, то производное требование административного истца об отмене представления также удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Государственного учреждения - Магаданского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к прокуратуре города Магадана, заместителю прокурора города Магадана Аверьяновой Ирине Александровне, прокуратуре Магаданской области о признании незаконным представления от 5 марта 2021 года № 443ж-2021 и его отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения - 7 июня 2021 года.

Судья Н.А. Панова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>