НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Люберецкого городского суда (Московская область) от 27.06.2019 № 2-3506/19

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2019г. Люберецкий горсуд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Кривошей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нищуковой С. Д. к Государственному учреждению - Главное У. П. фонда РФ по <адрес> и Московской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязании уменьшить общий пенсионный возраст, обязать ответчика рассмотреть вопрос о назначении трудовой пенсии по старости с учетом с учетом уменьшения возраста по ст. 33 ФЗ 1244-1,

УСТАНОВИЛ:

Нищукова С. Д. в обоснование иска, в дальнейшем уточненного, указала, что ДД.ММ.ГГ она обратилась в ГУ - ГУПФР по <адрес> и Московской области с просьбой о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГ ГУ - ГУПФР вынесло решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя отсутствием места проживания Нищуковой С.Д., <адрес>, в Перечне населенных пунктов, пострадавших от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Истица указала, данного населенного пункта быть в указанном Перечне не может, поскольку в данный момент - это территория Республики Беларусь, а в списке приведены населенные пункты РФ.

На момент аварии на ЧАЭС все жили в едином СССР.

С данным решением от ДД.ММ.ГГ ГУ - ГУПФР истица не согласна, считает отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

На момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, она проживала в городе Добруш, <адрес>, с момента аварии от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГ выданной Добрушским райисполкомом Республики Беларусь.

Указала, что согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГ N 1623 «Об утверждении Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения» <адрес> относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием – 137 от 1 до 5 Ки/кВ. км либо стронцием — 90 от 0.15 до 0.5 Ки/кв. км, или плутонием — 238, 239, 240 от 0.01 до 0.02 Ки/кв. км, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закону РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указала, что в силу п. 3 решения Высшего Совета Беларуси и России от ДД.ММ.ГГ N 6 «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» выданные в установленном порядке гражданам <адрес> и Российской Федерации документы принимаются, соответственно, в Российской Федерации и <адрес> без легализации.

На лиц, прибывших с документами из Белоруссии в Р. Ф. на постоянное проживание и наоборот, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих граждан.

Указала, что она, Нищукова С.Д. проживала в Белоруссии на момент аварии в зоне с периодическим радиационным контролем, с плотностью радиационного загрязнения территории цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв., что в силу ст. 11 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» соответствует зоне с льготно-экономическим статусом.

Считает, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 указанного Закона она имеет право досрочного выхода на пенсию на 2 года ранее и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Указала, что подписанное главами трех республик в 1991 году Беловежское Соглашение установило распад Советского союза, одновременно провозгласив РФ в качестве правопреемницы СССР.

Мировое сообщество признало факт правопреемства, вследствие чего, к РФ перешли не только права, но и обязанности распавшегося Советского союза.

Одними из таких обязанностей являются обязательства по возмещению ущерба, а также предоставлению гарантий гражданам, участвовавшим в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавшим от воздействия радиации вследствие данной аварии.

Согласно Закону Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГ N 1227 «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» к числу зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС отнесена зона проживания с периодическим радиационным контролем - территория с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км либо стронцием - 90 от 0.15 до 0,5 Ки/кв. км или плутонием - 238, 239, 240 от 0.01 до 0,02 Ки/кв. км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год.

Аналогичные критерии определения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом даны в ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1, в соответствии с которыми зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/км.

Истица указала, что в указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр), что соответствует критериям, указанным в справке, выданной ей (Нищуковой), проживавшей в <адрес> на момент аварии, и подтверждает её статус, как гражданки, на тот момент постоянно проживающей на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Справка, выданная соответствующим органом государственной власти Республики Беларусь в подтверждение периода проживания истца на территории, отнесенной к зоне радиоактивного загрязнения по социально-экономическому фактору, соответствует установленному Порядку подтверждения пребывания в зоне с льготно-социально-экономическим статусом, изложенному в Письме Госкомчернобыля России от ДД.ММ.ГГ N Вд-10-2079.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Статьей 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 5 года в общей сложности.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном П. обеспечении в Российской Федерации» N 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГ регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: 7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пунктом 2 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, перечисленным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Справкой предоставленной к заявлению в ГУ - ГУПФР с приложением выданной КЖУП представленной истцом, подтверждается, что Нищукова С.Д. проживала в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, который относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГ N 1623 «Об утверждении Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения» <адрес> относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км либо стронцием - 90 от 0.15 до 0.5 Ки/кв. км или плутонием - 238, 239, 240 от 0.01 до 0.02 Ки/кв. км, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закону РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указала, что часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации гласит, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Положения настоящей статьи направлены на предоставление специальных гарантий бывшим гражданам СССР, которые пострадали вследствие аварии или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами. В данном случае общий характер формулировки Закона свидетельствует о возможности предоставления специальных гарантий гражданам любой республики СССР, которые подтвердят свое право на их получение. Комментируемый Закон предусматривает, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам Украины, Республики Беларусь и других государств.

Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам других государств, прибывшим на территории Российской Федерации для постоянного проживания, возможно только в соответствии с международными договорами.

Указала, что постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в пункте 3, даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого, не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Согласно договору между Российской Ф. и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения», ратифицированному Федеральным одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости). Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

В силу ст. 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания. гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Считает, что представленная епю справка, подтверждающая факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, должна быть принята без легализации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном П. обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГ N 166-ФЗ; Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 227-ФЗ; Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», просила признать решение комиссии Главного У. П. фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ года незаконным.

Просила обязать ответчика - Главное У. П." фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области включить в специальный пенсионный стаж (по старости) период проживания Нищуковой С. Д. в городе Добруш с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, как постоянно проживающей на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим стажем, дающим право по ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на досрочное назначение пенсии.

Обязать Главное У. П. фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области уменьшить общий пенсионный возраст истца, что предусмотрено ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 из расчета за 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Просила рассмотреть назначение трудовой пенсии по старости с учетом уменьшения возраста по ст. 33 Закона .

Истица и представитель истца исковые требования поддержали.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица, ДД.ММ.ГГ рождения, ДД.ММ.ГГ она обратилась в ГУ - ГУПФР по <адрес> и Московской области с просьбой о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ДД.ММ.ГГ ГУ - ГУПФР вынесло решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, мотивируя отсутствием места проживания Нищуковой С.Д., <адрес>, в Перечне населенных пунктов, пострадавших от радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Судом установлено, что согласно удостоверению о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для лиц, выехавших добровольно из зоны отселения (л.д. 6), и справке, выданной отделом социально-экономического развития <адрес> Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГ (л.д. 7), истица проживала в <адрес> с момента аварии на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. по адресу: <адрес>. 2 и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. по <адрес> Совместно с нею проживали дети: Нищуков Д. О., ДД.ММ.ГГ. рождения и Нищукова Н. О., ДД.ММ.ГГ. рождения (л.д. 7).

В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального П. коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Общие условия П. обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1, которые предусматривают, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального П. коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 166-ФЗ "О государственном П. обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч. 2).

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости -10 лет) (ч. 3).

Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пеней по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. п. 1 -10, 16-18 ч. 1 ст. 30 и п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величины уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результат катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в целях определения величин индивидуального П. коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года (ч. 4).

В соответствии со ст. 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 гражданам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 1; настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения П. возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" городской округ Н., г. Н. Н. район <адрес> отнесены к зоне проживания с правом на отселение; ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" населенные пункты <адрес>, включая <адрес>, где проживала истица, отнесены к зоне отселения (копия указанного Перечня приобщена к материалам дела).

Разрешая требования Нищуковой С.Д., дав совокупную оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что факт проживания истца на территории зоны проживания с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ более 10 лет нашел свое подтверждение при рассмотрении дела, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для назначения истцу страховой пенсии с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", на 5 лет в соответствии со ст. 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1, т.е. с ДД.ММ.ГГ (с достижения истцом возраста 50 лет).

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нищуковой С. Д. удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника ГУ УПФ России по <адрес> и Московской области от ДД.ММ.ГГ за об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать ответчика - Главное У. П." фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области включить в специальный пенсионный стаж (по старости) период проживания Нищуковой С. Д. в городе Добруш с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, как постоянно проживающей на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим стажем, дающим право по ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на досрочное назначение пенсии.

Обязать Ответчика - Главное У. П. фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области уменьшить общий пенсионный возраст Нищуковой С. Д. на пять лет с учетом периода ее проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Главное У. П. фонда Российской Федерации по <адрес> и Московской области рассмотреть заявление Нищуковой С. Д. о назначении трудовой пенсии по старости с учетом уменьшения возраста в соответствии со ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ